Наблюдаем за плавлением льда
план-конспект занятия (5 класс)

Внеурочное занятие на тему «Наблюдаем за плавлением льда». Занятие можно провести в начальных или 5, 6 классах, используется реализация проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Наблюдаем за плавлением льда

Цель: определить, как соль влияет на температуру замерзания воды; выяснение, до какого предела можно понижать температуру воды, чтобы она при этом не замерзла.

Задачи: Образовательная:

  • Формирование умения выделять объект исследования;
  • Формирование умения выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • Формирование умения разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • Формирование умения планировать и организовывать исследовательскую деятельность.

Развивающая:

  • Развивать умение рассуждать, сопоставлять и сравнивать;
  • Развивать личность ребёнка.
  • Развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности;
  • Развивать учебную самостоятельность и исследовательский интерес.

Воспитывающая:

  • Воспитывать внимательное отношение к сверстникам;
  • Воспитывать нравственное отношение в коллективе.

Организация пространства:

Межпредметные связи: Литература ( во вступительной части прочитать  рассказ «Бррр!» американского автора Джеймс  Стивенсон), математика (сравнение данных, анализ графиков) 

Планируемые результаты:

У ученика будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- широкая мотивационная основа внеурочной деятельности, включающая учебно-познавательные, социальные мотивы;

- установка на восприятие явлений природы и умения анализировать; умение использовать законы природы в практических работах.

- Ученик получит возможность для формирования:

- адекватного понимания причин успешности\неуспешности учебной деятельности;

- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и  поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей, направленная на помощь им и обеспечение их благополучия.

Формы работы: индивидуальная, групповая

Материально-техническое обеспечение: компьютер с установленным ПО Logger Lite; датчик температуры Go!Temp; стакан, водопроводная вода, кубики льда, ложка, две столовые ложки поваренной соли, бумажные салфетки, поднос, интерактивная доска, проектор.

Ход занятия:

Этапы

Задачи:

УУД

  1. Начальный этап. Мотивация к деятельности:

Долгожданный дан звонок –

Но сегодня не  урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, всё для вас.

Пожелаю вам удачи –

За работу, в добрый час.

_ Давайте наше занятие начнём с пожелания друг другу добра.

Ребята!  Вода со льдом холодная. А какова ее температура? Можно ли сделать воду со льдом еще холоднее?

Определение проблемы (темы).

Познавательные:

 Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель занятия  и отдельного задания;

.Коммуникативные: умение работать в группе,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

Регулятивные:

-проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Планировать свои действия, оценивать правильность выполнения.

Личностные:

 способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

  1. Совместное исследование проблемы. Планирование.

Проблемный вопрос

Насколько можно снизить температуру воды, не допустив при этом ее замерзания?

Предположения

Я считаю, что мне удастся снизить температуру воды до _________0С , добавив в нее_____________.

Ход эксперимента

  1.  Проверка подключения датчика температуры.
  2.    Запуск программы Logger Lite.
  3. Наполнить стакан с водой на 1/3 объёма.
  4. Определить температуру воды. Сбор данных с помощью программы

Анализ проблемы,

Обучать самоорганизации при выполнении задания.

Познавательные:

- Выделение и формулирование познавательной цели;

-построение логических рассуждений.

-осуществление поиска необходимой информации.

-проведение классификации по заданным критериям.

Личностные:

Развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и учебных мотивов.

Формирование правильного восприятия окружающего мира.

  1. Физкультминутка!  

«Мы друзья».

Обеспечение активного отдыха организму

Личностные: Формирование установки на здоровый образ жизни.

  1. Оформление таблицы:

Температура воды, 0С

Температура воды со льдом, 0С

Температура воды со льдом и солью, 0С

 

  1.  Подписать график «Вода», с помощью меню-вставка
  2. Сохраните с помощью Сбора данных (Collect). Запишите в таблицу последнее значение.
  3. Положите в стакан столько льда, чтобы уровень воды поднялся до 2/3 объёма.
  4. Выполнить сбор данных для воды со льдом.. Показания температуры занести в таблицу  и подписать график «вода со льдом».
  5. Положите в стакан со льдом, две столовые ложки соли.
  6. Выполнить сбор данных для воды со льдом. и солью Показания температуры занести в таблицу и подписать график «вода со льдом и солью»

Проведение опыта и запись данных

Логические: составление целого из частей.

Регулятивные

-целеполагание;

-планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.

.Познавательные

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

-упорядочивание;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера.

Регулятивные.

-высказывание своих мыслей по тексту (по рисунку), по модели;

-ученик учится работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные

-контроль оценки и действий партнёра;

-умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Познавательные

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-сравнение;

-построение цепи рассуждения;

-доказательство;

-постановка и решение проблем.

  1. Анализ полученных данных
  1. Что произошло с температурой воды при добавлении льда?
  1. Что произойдёт, если положить в воду больше льда?

Удастся ли Вам при этом охладить воду до отрицательной температуры?

  1. Что Вас удивило, когда Вы добавили соль?
  2. Как еще можно снизить температуру?

Можно ли использовать другие вещества? (сахар, соль, лимонный сок, сода) Дополнительно

Сравнить два способа борьбы с гололедом:

-использование соли, вызывающей таяние льда;

  1. -использование песка, увеличивающего сцепление между шинами автомобиля и поверхности дороги.

Анализ полученных данных

Регулятивные.

-высказывание своих мыслей по тексту (по рисунку), по модели;

Коммуникативные

-контроль оценки и действий партнёра;

-умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Познавательные

-построение цепи рассуждения;

-доказательство;

-постановка и решение проблем

-контроль и оценка процессов результата деятельности.

Рефлексия:

- Вам понравилось занятие?

- Вспомните наиболее интересные моменты?

Молодцы, работа выполнена отлично!

Вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности

Регулятивные  :

оценка, саморегуляция.

Список литературы

  1. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-dets...yatie-po-vneurochnoy
  2. https://college.ru/pages/53-formirovanie-universal-nyh-uchebnyh-dejstvij-lichnostnye-i-metapredmetnye-rezul-taty.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления»

Урок по теме «Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления» (8 класс) Цель: изучить явления плавления и отвердевания на основе молекулярной теории строения веще...

конспект урока в 8 классе "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания."

Цель: агрегатные состояния вещества, расположение, характер движения и взаимодействия молекул в разных агрегатных состояниях, кристаллические тела, плавление и отвердевание кристаллических тел, темпер...

Самостоятельная работа по теме "Плавление и кристаллизация тел. График плавления", 8 класс

Самостоятельная работа на 20 минут в 8 классе по теме "Плавление и кристаллизация тел.  График плавления"...

Конспект урока на тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания» 8 - класс.

На данном уроке мы изучаем тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания». Здесь мы дадим определение понятию агрегатн...

Исследовательская задача на тему: "Изучение процесса плавления кристаллических тел на примере льда и парафина с использованием цифровой лаборатории PASCO"

Исследовательская задача предлагается для учащихся 7-8-х классов в качестве экспериментальной работы как на уроке,так и для внеурочной деятельности,носит исследовательский характер,формирует и развива...

Лабораторная работа №4 Определение удельной теплоты плавления льда.

Дата _________    ФИО ученика____________________________________ 8б классТехника безопасности:  Ознакомлен:___________...