Внеклассное мероприятие "Трудный путь Афганистана"
план-конспект занятия (6 класс)
Данное мероприятие может быть проведено во всех классах коррекционной школы и младших классах общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnyy_put_afganistana.docx | 711.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Время дальше и дальше отделяет нас, живущих в XXI столетии, от века прошлого с его эпохальными событиями, которые останутся в памяти последующих поколений.
15 февраля 2018 года – памятное событие в истории Советской Армии и ее боевых традиций. 29 лет назад в 15.00 последний солдат покинул территорию Афганистана.
Современные дети становятся безразличными к чужой судьбе, чужому горю. Просмотр фильмов о войне и чтение книг не вызывают желаемого отклика на эти страшные страницы нашей истории.
Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни общества и государства. Он является важнейшим духовным достоянием личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Работа по патриотическому воспитанию ведётся и в нашей школе, но так как наши учащиеся имеют ряд особенностей: несформированность связной речи, трудность в подборе необходимого слова, снижение активного словаря в пределах бытовой тематики, мы решили приобщить обучающихся к пониманию данной проблемы через информационный материал и чтение стихов. Но учитывая низкую мотивацию, а также недостаточно сформированный самоконтроль, мы выбрали форму работы, интересную им. Это создание «Альбома памяти воинам Афганистана», так как в школе №3 имени А.С. Макаренко, где сейчас находится наша школа, учился герой Афганской войны – Юрий Брюшинин. Работа по данному направлению патриотического воспитания может иметь свое продолжение в будущем.
Данное мероприятие может быть проведено во всех классах коррекционной школы и младших классах общеобразовательной школы.
Цель и задачи.
Цель: воспитание патриотических чувств у обучающихся.
Задачи:
- расширить знания учащихся о войне в Афганистане;
- подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе «зоркость сердца», не оставаться равнодушными к чужому горю, чужой беде;
- формировать представления о воинском долге и верности Родине, чести, мужестве, самопожертвовании;
- прививать чувство уважения к участникам афганских событий.
Предварительная работа
- занятие с библиографом библиотеки семейного чтения «Афган – душа и боль моя»;
- знакомство с литературой по теме «История локальных войн»;
- интервью с заведующей библиотекой семейного чтения и библиографом с целью получения информации о том, как чтят память воинов-афганцев в их филиале;
-возложение цветов к памятнику воинам-интернационалистам, выполнявшим свой долг в Афганистане, Чечне и других локальных конфликтах;
Оборудование.
1). Мультимедийный проектор, ноутбук, колонки, клеящий карандаш, свечи, картон формата А4.
Методическое обеспечение.
- Сообщения учащихся о героях Афганской войны.
- Презентация «Трудный путь Афганистана».
- Шаблоны для оформления альбома.
- Видеосюжет «Интервью в библиотеке».
- Фотографии воинов-афганцев.
- Информационный плакат «Герои Афганской войны».
План мероприятия
- Сбор у центральной стены.
- Вступление
- Информационная часть: сообщения учащихся и чтение стихов.
- Пояснительная инструкция для выполнения практической работы
- Практическая работа «Создание альбома».
- Демонстрация альбома и зажигание свечей
- Минута молчания
- Заключение.
Ход мероприятия.
Все мероприятие сопровождается слайдами презентации «Трудный путь Афганистана».
Построение учащихся полукругом у центральной стены кабинета. (Слайд 1)
Выход педагогов поочередно.
Педагог 1.Наша сегодняшняя встреча – дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической Афганской войне. До сих пор нет однозначной оценки этой войны. Афганистан – это боль, Афганистан – это слезы, Афганистан – это память. (Слайд 2)
Сегодня мы поговорим о героизме и подвигах, совершенных в Афганистане. О войне, о которой мало что известно. О которой почти не написано в учебниках истории. (Слайд 3)
Война коснулась многие семьи. Ребята уходили служить в армию, и многие родители не знали, что их дети отправлены в далекий Афганистан.
Эта война не прошла мимо нашего города Соликамска.
Педагог 2. (Слайд 4)
Горит звезда над городом Кабулом.
Горит звезда прощальная моя.
Как я хотел, чтоб Родина вздохнула
Когда на снег упал в атаке я. (Слайд 5)
И я лежу, смотрю как остывает
Над минаретом синяя звезда.
Кого-то помнят или забывают
А нас и знать не будут никогда….
Педагог 3. Всего через Афганскую войну прошло более миллиона человек. Согласно статистике в Афганистане каждый день погибало 4 человека. Из Соликамска ушли и не вернулись 7 человек:
Мазунин Виктор (Слайд 6)
Аристов Александр (Слайд 7)
Петровский Андрей (Слайд 8)
Брюшинин Юрий (Слайд 9)
Дудкин Виктор (Слайд 10)
Аристов Юрий (Слайд 11)
Ушаков Николай (Слайд 12)
(Слайд 13) Не всем выпало пройти живыми эту дорогу через войну – домой из Афганистана. Пришлось вчерашним школьникам 18-19 лет учиться убивать, учиться защищаться, выживать в трудных условиях.
Наша школа ко Дню памяти воинам-афганцам создает памятный альбом.
Наши ребята подготовили сообщение о героях нашего города. Пожалуйста, послушайте информацию о героях, можете занять свои места.
Ученик 1. Мазунин Виктор, сержант, санинструктор, родился 10.03.1960 года в городе Соликамск, окончил СПТУ-10. В республике Афганистан служил с января 1980 года. Неоднократно принимал участие в боевых операциях. Проявляя мужество и самоотверженность, под огнем противника оказывал медицинскую помощь раненым и эвакуировал их с поля боя. 12.09.1980 года в бою у населенного пункта Руха был смертельно ранен. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Ученик 2. Аристов Александр, сержант, командир мотострелкового отделения, родился 18.03.1962 года в поселке Лебяжье Соликамского района Пермской области. Работал на калийном рудоуправлении №1. В Афганистане служил с марта 1982 года. В районе пункта Душак с отделением находился в сторожевом охранении. Заметив продвижение вооруженных групп противника, приказал подчиненным открыть огонь, в результате чего противник был вынужден отойти. В этом бою при смене огневой позиции получил тяжелое ранение, от которого скончался 07.07.1982 года. За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Ученик 3. Петровский Андрей, ефрейтор, старший телеграфист мотоманевренной группы погранвойск, родился 31.06.1961 года в городе Соликамск, окончил ПТУ-64. Работал слесарем на целлюлозно-бумажном комбинате. В Афганистане неоднократно участвовал в боевых операциях. Проявил себя храбрым воином, умелым специалистом. Погиб 14.12.1982 года в бою с группой противника, пытавшегося прорваться к границе с целью обстрела советской территории. Посмертно награжден орденом Красной Звезды.
Ученик 4.Брюшинин Юрий, рядовой, родился 05.04.1963 года в городе Соликамске. Работал на Целлюлозно-бумажном комбинате. В республике Афганистан служил с марта 1982 года. В качестве мастера по ремонту боевой техники участвовал в 25 боевых операциях. 15.09.1983 года в бою в районе пункта Алихейль во время восстановления и эвакуации поврежденных боевых машин вынес из обстрела раненого товарища. При возвращении к БМП (боевой машине пехоты) погиб. За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Ученик 1. Дудкин Виктор, рядовой, стрелок, родился 27.04.1965 года в городе Соликамск. Работал на Целлюлозно-бумажном комбинате. В Республике Афганистан с 1984 года. В ущелье Панджшер подразделение, в составе которого он выполнял боевую задачу, 30.04.1984 года попало в засаду. Отражая нападение, Виктор вел прицельный огонь из личного оружия. В этом бою был смертельно ранен. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Ученик 2. Аристов Юрий, младший сержант, радиотелеграфист, родился 19.02.1963 года в городе Соликамск. Работал на калийном рудоуправлении №1. В Афганистане служил с марта 1982 года. Принимал участие в 35 боевых операциях. Погиб 16.09.1983 года. Его мотострелковая рота совершала марш в пешем порядке в назначенный район. Во время движения бронетранспортёр афганской армии поравнялся с колонной. Произошел взрыв. Осколками Юрий был смертельно ранен в голову. За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Ученик 3. Ушаков Николай, родился 05.07.1965 года в городе Соликамск. Работал на заводе «Урал». В Республике Афганистан служил с мая 1984 года. Принимал участие в 6 боевых операциях. В бою действовал решительно и мужественно. При выполнении очередного задания был тяжело ранен. От полученных ран скончался 05.11.1984 года. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Педагог 1.Мы с ребятами посетили Музей работников Бумкомбината, Библиотеку семейного чтения и провели опрос: «Как вы чтите память погибших героев Афганской войны?». И вот, что они нам ответили. (Слайд 14)
Педагог 2. (Слайд 15) Ребята, мы предлагаем вам присоединиться к нам и почтить память погибших воинов, оформив страницы памятного альбома. На ваших столах есть все необходимое. (Наличие раздаточного материала: звезды, георгиевская лента, клей). Ваша задача – выложить рамку вокруг портрета с описанием героя, приклеить ее. Обратите внимание на возможные образцы альбома, но ваша задача создать свою рамку. (Слайд 16, 17, 18)
Приглашение детей для выполнения работы в группах.
Ученик 1. (Слайд 19)
И ждать их не устанут никогда,
В неведомые вглядываясь дали,
Дома, поселки, села, города,
Которые на службу провожали.
(Слайд 20)
Афганистан в истории страны –
Тяжелая, кровавая страница –
Солдатам, возвратившимся с войны,
И матерям погибших будет сниться.
Педагог 3.Ребята, спасибо за помощь! Пожалуйста, представитель от группы, предложите свою работу.
(Демонстрируются страницы альбома, созданные детьми.Зажигаются свечи)
Педагог 1. (Слайд 21) Летели на родину в Союз «Черные тюльпаны» с цинковыми гробами, солдаты возвращались, но уже мертвыми, выполнив свой воинский долг до конца. Самолеты «Черные тюльпаны» доставляли гробы и напоминали, что там идет настоящая война. В военный обиход вошли слова «груз-триста» - раненные, «груз-200» - погибшие.
(Слайд 22) Потери наши огромны: около 15000 матерей не дождались своих сыновей, 417 пропавших без вести (из них 271 человек не найдены до сих пор), 50 тысяч раненых и тысячи искалеченных душ. Удостоены звания Героя Советского Союза 66 военнослужащих, из них – 23 посмертно.
(Слайд 23) 15 февраля 1989 года последние воинские части были выведены из Афганистана, война для нас закончилась.
Педагог 2.Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь. Мы не должны забывать Афганской трагедии и просто обязаны помнить о тех, кто честно исполнял свой долг, рисковал жизнью ради мира на земле. (Слайд 24)
Педагог 3. (Слайд 25)
Пусть десять или много лет пройдет,
И время врачевать умеет раны,
Давайте помнить тех, кто не придет…
Давайте помнить воинов Афгана!
Давайте почтим память погибших воинов – афганцев минутой молчания, стоя.
(На фоне звучания метронома). (Слайд 26)
Прошу занять свои места. (Слайд 27)
Спасибо за внимание… (Слайд 28)
Приложение.
Брюшинин Юрий
Рядовой, родился 05.04.1963 г. в г. Соликамске. Работал на Целлюлозно-бумажном комбинате. В республике Афганистан служил с марта 1982 г. мастером по ремонту боевой техники. Участвовал в 25 боевых операциях. 15.09.1983г в бою в районе пункта Алихейль во время восстановления и эвакуации поврежденных боевых машин вынес из обстрела раненого товарища. При возвращении к БМП погиб. За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Дудкин Виктор
рядовой, стрелок, родился 27.04.1965г. в
г. Соликамск. Работал на Целлюлозно-бумажном комбинате. В Республике Афганистан с 1984 г. В ущелье Панджшер подразделение, в составе которого он выполнял боевую задачу, 30.04.1984г попало в засаду. Отражая нападение Виктор вел прицельный огонь из личного оружия. В этом бою был смертельно ранен. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Мазунин Виктор
сержант, санинструктор, родился 10.03.1960г. в
г. Соликамск. Окончил СПТУ-10 Соликамска. В республике Афганистан с января 1980 г. Неоднократно принимал участие в боевых операциях. Проявляя мужество и самоотверженность, под огнем противника оказывал медицинскую помощь раненым и эвакуировал их с поля боя. 12.09.1980г в бою у населенного пункта Руха был смертельно ранен. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Петровский Андрей
ефрейтор, старший телеграфист мотоманевренной группы погранвойск, родился 31.06.1961г. в
г. Соликамск. Окончил ПТУ-64, работал слесарем на целлюлозно-бумажном комбинате.
В Афганистане неоднократно участвовал в боевых операциях. Проявил себя храбрым воином, умелым специалистом. Погиб в 14.12.1982г. в бою с группой противника, пытавшегося прорваться к границе с целью обстрела советской территории. Посмертно награжден орденом Красной Звезды.
Ушаков Николай,
родился 05.07.1965г. в г. Соликамск. Работал на заводе «Урал». В Республике Афганистан служил с мая 1984 г. Принимал участие в 6 боевых операциях. В бою действовал решительно и мужественно. При выполнении очередного задания был тяжело ранен. От полученных ран скончался 05.11.1984 г. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Аристов Александр,
сержант, командир мотострелкового отделения, родился 18.3.1962г в поселке Лебяжье Соликамского района Пермской области. Работал в калийном рудоуправлении №1. В Афганистане служил с марта 1982г. В районе пункта Душак с отделением находился в сторожевом охранении. Заметив продвижение вооруженных групп противника, приказал подчиненным открыть огонь, в результате чего противник был вынужден отойти. В этом бою при смене огневой позиции получил тяжелое ранение, от которого скончался 07.07.1982г. За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Аристов Юрий,
младший сержант, радиотелеграфист, родился 19.02.1963г. в г. Соликамск. Работал в калийном рудоуправлении №1. В Афганистане служил с марта 1982г. Принимал участие в 35 боевых операциях. Погиб 16.09.1983г., кишлак Куз-Алисанги это в сторону Пакистана за Алихейлем, его мотострелковая рота совершала марш в пешем порядке в назначенный район. Во время движения ехавший навстречу колонне БТР афганской армии, поравнявшись с ней, подорвался на мине, осколками которой Юрий был смертельно ранен в голову. За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Список используемых источников.
- http://solbiblfil2.ucoz.ru/load/kraevedenie/istorija_colikamska_v_licakh/geroi_afganskoj_vojny_1979_1989/63-1-0-545
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_(1979%E2%80%941989)
- https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/klassnij_chas_afganistan__zhivaya_pamyat_222640.html
- http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/616947/
- https://kopilkaurokov.ru/istoriya/meropriyatia/klassnyi_chas_afghanistan_nasha_pamiat_i_bol
- https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2016/12/18/klassnyy-chas-afganistan-pamyat-i-bol
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект внеклассного мероприятия "Путь к доброте"
внеклассное занятие для учащихся 6-8 классов.Цель - закрепление знаний учащихся о нравственных качествах личности....
внеклассное занятие "Путь к успеху"
Классный час в 9 классе, на котором ребята выясняют разницу между успехом и удачей, выводят формулу успеха, получают рекомендации к достижению успеха...
Внеклассное мероприятие «Путь к успеху «Я выбираю жизнь»».
Цель мероприятия: дать понятие устойчивого здорового развития личности; Задачи: - актуализировать и развить знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; формировать навыки самостоят...
методическая разработка внеклассного мероприятия "Путь исследователя"
Материал будет полезен для учителей естественнонаучного цикла, кураторов исследовательских работ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путь к доброму здоровью"
Мероприятие предназначено для младших школьников с ОВЗ по формированию здорового образа жизни...
Внеклассное мероприятие "Дорогами Афганистана" (с презентацией)
Внеклассное мероприятие "Дорогами Афганистана". Сценарий мероприятия, посвященного годовщине вывода советских войск из Афганистана....
Внеклассное мероприятие "Солдатам Афганистана посвящается..."
Цель мероприятия: воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма, чувства долга, ответственности, отваги на личных примерах воинов-интернационалистов. Мероприятие содержит сценарий клас...