Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика
статья

Шиляева Вера Анатольевна

Данная рекомендация позволяет улучшить работу по становлению классного коллектива.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_kl_ruk.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

ГКОУ РМ «Инсарская  общеобразовательная  школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья»

                    Доклад на м/о классных руководителей

«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика»

                     

                                                 

                                                        Подготовила: Шиляева В.А.

                                    Инсар 2020 г.

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива.

Большую роль в социальном становлении обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребёнка. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм и т. д.), в зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает её от других групп. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как коллектив в первый момент своего существования. Это длительный процесс.

Коллектив - это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности обучающихся в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества. Коллектив, как живой организм, рождается, развивается, живёт. Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нём возникают, прежде всего, деловые отношения - отношения ответственности, зависимости. Они являются основными в коллективе.

Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень - деловые связи обучающихся. В классе должен быть актив (группа детей), на который всегда можно опереться, и который может влиять на остальных обучающихся. Это не значит, что эти обучающиеся находятся у учителя на «особом положении», но в коллективе они должны пользоваться уважением.

Далее классный руководитель создаёт условия для становления классного коллектива. Строит свою работу на основе общих интересов обучающихся, равенства, терпимости друг к другу. Подбирает мероприятия, которые способствуют сплочению ребят, устанавливает социальные нормы. Это беседы, классные часы, имеющие нравственную тематику, направленные на установление социального статуса, соблюдение общепринятых норм поведения, этикета. Особенно сплачивают детский коллектив общие дела, коллективные экскурсии, и т.д. В коллективе не должно быть места страхам, шантажу. Это наставником должно моментально пресекаться.

Чтобы ребёнку было комфортно в классном коллективе, классный руководитель должен выполнять следующие задачи:

1. Создать  условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств обучающихся.

2. Обеспечить педагогическую поддержку обучающихся для развития их творческого потенциала.

3. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.

4.Создать условия для социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу.

5.Создать условия для укрепления внутрисемейных связей детей и их родителей.

В.А.Сухомлинский писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту».

Строя свою работу, классный руководитель опирается на принцип  сотрудничеста:

- безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон;

- беспристрастность в оценке поступков обучающихся;

- терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива;

- отсутствие страха;

- использование чувства юмора.

Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме - плану, а комплексно в рамках целостной воспитательной деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя.      

Чтобы работа по формированию ученического коллектива была успешно решена, учителю необходимо учесть следующее:

  1. открытость деятельности классного руководителя: «Планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе»;
  2. осуществление обратной связи: после каждого проведённого совместного дела учитель организует беседу, анализ, что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива;
  3. сотворчество (сотрудничество в творчестве);
  4. успешность (с использованием инструмента оценки);
  5. свобода выбора;
  6. целевая направленность на конкретный результат дела.

Основные направления работы классного руководителя по организации и развитию классного коллектива:

  • организация коллективной деятельности

Основным видом деятельности для школьников является учение. Учение и преподавание взаимосвязаны. Так, разработка новых методов обучения, осуществление проблемного, программированного, дифференцированного обучения направлены на развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Именно поэтому различные формы коллективного сотрудничества обучающиеся в учебном процессе (на уроках и практических занятиях) приобретают все большее значение. Широкое распространение  получают групповые формы учебной работы.

  • организация традиций коллектива

На всех стадиях развития классного коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции.

Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. Классный коллектив - это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после большой трудной работы собраться всем вместе. Добрые традиции,  развиваются, закрепляются и передаются из года в год. На таких мероприятиях развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу.

Кроме того, сплочению коллектива способствуют разнообразные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают дети, экскурсии, праздники. Важную роль в формировании классного коллектива и установлении взаимоотношений в классе играют классные часы.

Классный руководитель должен быть дирижером, руководить, управлять процессом становления коллектива, его формированием. Он не волен заставить дружить ребят, но помочь каждому раскрыться, показать свои лучшие стороны, которые могут привлечь к нему сверстников, - это ему под силу.

Критерии коллектива:

- групповая направленность;

- способность группы к самоуправлению;

- подготовленность группы к совместной деятельности.

Показатели развития коллектива:

- интеллектуальная коммуникативность

(межличностное восприятие, взаимопонимание, общий язык, понимание с «полуслова»);

- эмоциональная коммуникативность (общение и поддержка в радости и горе);

- волевая коммуникативность (способность противостоять трудностям в экстремальных ситуациях)

Показатели развития коллектива:

  • мобильность;
  • товарищеские взаимоотношения;
  • ответственность за коллективное дело.

Основная цель педагога - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создаётся.

Влияние педагога на формирование и изучение личности ребёнка.

Ребёнок, рождаясь, становится индивидом, имеющим огромные потенциальные возможности. Как он их реализует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения.

Главнейшая роль в формировании этой личности принадлежит учителю, и, в первую очередь, классному руководителю. Преимущества классного руководителя перед большинством родителей: специальные знания, знания педагогики, психологии, которые должны постоянно обновляться. Классный руководитель должен быть яркой личностью, тогда только он сможет воспитать личность. Немаловажно, чтобы классный руководитель работал с классом на протяжении нескольких лет. Кроме этого, педагог должен видеть цель воспитания вперед на длительный срок. Пробовать, как можно раньше определить особые способности, склонности ребенка. Не столько обучить, сколько развить человеческие черты характера: мягкотелость превратить в доброту, жестокость — в твердость характера, жадность для себя — в бережливость для коллектива, клоунаду на уроке — в выступление на сцене и т.д.

Чтобы лепить, надо знать свойства материала - изучить душу ребенка.

Пути изучения:

а)        личное знакомство с семьей, с домашней обстановкой, не только с мамой в школе;

б)        изучение в общих делах: субботники, экскурсии, походы в музей, уборка;

в)        присутствие на уроках других учителей;

г)        индивидуальные беседы.

Ниже приведены некоторые методы формирования личности:

  • Поручения, их проверка и помощь в выполнении.
  • И опять — беседы, разговоры (не нотации) — не в классе при всех. Велико значение индивидуальных бесед.
  • Вести дневники наблюдений.

Необходимо остерегаться ошибок:

  • Одно слово может навсегда убить доверие к классному руководителю.
  • Тактичность в общении с родителями и в беседах о родителях.
  • Не все можно обсуждать в коллективе (Сухомлинский). Лучше выяснить что-то в индивидуальной беседе.
  • Не чувствуя меры, можно воспитать качество, противоположное желаемому. (Тщеславие, индивидуализм, высокомерие, ябедничество, лживость).

Основные направления деятельности классного руководителя по воздействию на индивидуальность ученика:

  • установление личных контактов;
  • изучение обучающихся;
  • реализация индивидуального подхода;
  • средства индивидуального воздействия;
  • выстраивание программы личностного роста ребенка.

Успех индивидуального подхода обеспечивается реализацией следующих правил:

  • строить отношения с учениками необходимо на основе высоких    этических норм;
  • требование инструментовать так, чтобы ученик воспринимал его не как диктат, а как свой добровольный выбор;
  • в процессе организации деятельности особое внимание обращать на создание ситуации успеха, осуществлять педагогическую поддержку;
  • избегать скоропалительных, поспешных оценок поступкам и поведению ученика;
  • помнить: взаимопонимание, сотрудничество с учеником возможно лишь в атмосфере доверия, уважения к его интересам, мнениям.

Заключение

В настоящее время  выделяют несколько ведущих функций классного руководителя:

1.«Контролер», обеспечивающий включение обучающихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством,  индивидуальная работа с обучающимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс);

2.«Проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; координация усилий всех учителей, работающих в классе);

3.«Нравственный наставник», содействующий соблюдению обучающимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между обучающимися, так и между учащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуальная работа с обучающимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);

4.«Носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на

основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, );

5.«Старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об обучающихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности);

6.«Социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем обучающихся (создание нормальных условий обучения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни).

Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны педагога, заинтересованность  его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности

                                  Список использованной литературы

  1. Каманин, О.Н., Создание детского общественного объединения / О. Н. Камакин // Справочник классного руководителя. - 2009. - №12. - с.33-40.
  2. Нечаев, М.П., Имидж классного руководителя / М.П. Нечаев // Справочник классного руководителя. - 2008. - №9. - с.33-35.
  3. Макаренко, А.С, Педагогические сочинения, т.1./ А.С. Макаренко - М.: Педагогика, 1983.-386с.
  4. Сухомлинский В.А., Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский -М.: Педагогика, 1990. - 286с.
  5. Худенко, Е.Д., Гаврилычева, Г.Ф., Селиванова, Е.Ю., Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме / Е.Д. Худенко, Г.Ф Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова - М.: АРКТИ, 2008. -310с.
  6. News. 1 September, ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"

              Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. С помощью классного руководителя к...

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика

Доклад на тему "Роль  классного руководителя в  становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"...