МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке и проведению «Дня защиты детей»
учебно-методический материал

Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие. Усиление пропаганды боевых и трудовых традиций России, ее Вооруженных Сил, гражданской обороны, приобретение и закрепление практических навыков для действий в экстремальных ситуациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_den_zashchity_detey.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство по делам гражданской обороны

и чрезвычайным ситуациям

Республики Адыгея

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке и проведению

«Дня защиты детей»

г. Майкоп

           В постановлении Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4 сентября 2003 г. № 547 говорится: «Тренировки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего  профессионального образования проводятся ежегодно».

           В Республике Адыгея 173 школы, и в каждой из них должны проводиться объектовые тренировки, которые с появлением курса ОБЖ стали именоваться «День защиты детей».

           Исходя из современных требований, основными целями «Дня защиты детей» должны быть: формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите.

           Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие. Усиление пропаганды боевых и трудовых традиций России, ее Вооруженных Сил, гражданской обороны, приобретение и закрепление практических навыков для действий в экстремальных ситуациях.

           Опыт последних лет подтвердил целесообразность проведения «Дня защиты детей» в школах. Что же должно лежать в основе его планирования и проведения   Примерный набор  может быть таким:

           - отработка действий по сигналу «Внимание всем!» и различного рода речевым информациям;

           - укрытие в защитных сооружениях (убежище, подвал, внутренние помещения школы, на местности вблизи учебного заведения);

           - действия при возникновении стихийного бедствия, наиболее характерного для данной местности;

           - правила поведения и действий при пожаре в школе, соседних зданиях, в лесу, на рядом расположенном предприятии;

           - отработка действий при выбросе, разливе аварийно химически опасных веществ (АХОВ) на предприятии химии, нефтехимии, металлургии, водопроводной станции, пищевой отрасли, когда облако ядовитого вещества движется в сторону учебного заведения;

           - умение оказывать первую медицинскую помощь (перевязка ран, наложение шин при переломах и жгутов для остановки кровотечения, переноска пострадавших);

           - умение ориентироваться в лесу, двигаться по азимуту, разводить костер, устанавливать палатку, преодолевать водные преграды;

           - знание правил дорожного движения и основ поведения на улице;

           - изготовление ватно-марлевой повязки для защиты от инфекционных заболеваний;

           - надевание средств индивидуальной защиты (противогаза, респиратора, дыхательных аппаратов);

           - действия при разливе ртути;

           - знание основ здорового образа жизни;

           - спортивные соревнования, военизированные игры;

           - викторины, конкурсы, сдача нормативов, тренировки.

            Необходимо использовать как можно более широкий диапазон форм и методов работы с учащимися. Игровые моменты создают интерес, вызывают азарт и, в конечном итоге, позволяют лучше усвоить и закрепить материал, приобрести практические навыки.  

            Проведение «Дня защиты детей» призвано способствовать решению следующих задач: учащиеся и педагоги должны показать, как они усвоили теорию и практику действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, готовы ли они оказать помощь человеку, попавшему в беду; способствовать сплочению административно- педагогического коллектива и учащихся (чтобы они не растерялись в любой чрезвычайной ситуации), расширению знаний истории своей республики, государства, Российской Армии, возвеличиванию овеянных славой ее полководцев.

            Одни мероприятия могут быть общешкольными, другие проводиться по отдельным классам или возрастным группам. Например, учащиеся 1-4-х классов отрабатывают одни вопросы, 5-8-х другие, а 9-11-х третьи.

            Для участия в «Дне защиты детей» крайне желательно приглашать солдат и офицеров воинских частей, пожарных подразделений, работников профессиональных поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб, военкоматов, РОСТО, спортсменов, родителей.

            Проводится он обычно в конце апреля или первой половине мая. Большей частью это событие посвящается Дню Победы – празднику всего нашего народа, отстоявшего свою независимость в Великой Отечественной войне и спасшего народы мира от угрозы фашизма. Все это должно способствовать патриотическому воспитанию учащихся, что очень важно в настоящий период, когда нередко предпринимаются попытки переписать заново историю нашего государства, внедрить в сознание молодежи «американский образ жизни», ослабить чувство гордости за свою Родину, стремление жить ее интересами, защищать ее богатства, целостность и независимость.

Подготовка

            Успех проведения «Дня защиты детей» в значительной степени зависит от тщательности и объема подготовительной работы, полноты и качества разработанных документов, продуманности всех мероприятий. Предварительно руководитель (директор) должен внимательно изучить имеющиеся руководящие документы, знать в деталях вероятные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, в той или иной мере угрожающие учебному заведению. Все это позволит правильно спланировать порядок проведения тренировки.

             Подготовку педагогического коллектива и учащихся осуществляют в соответствии с Организационными указаниями по подготовке населения в области ГО и действиям в чрезвычайных ситуациях муниципального образования и программой ОБЖ. Занятия с учащимися проводят в плановом порядке по расписанию, педагогический коллектив готовится на инструкторско-методических занятиях.

             Все необходимые документы, как правило, разрабатывает преподаватель-организатор ОБЖ под руководством директора школы при участии учителей и учеников старших классов.

             Прежде всего готовится приказ директора, в котором обязательно указываются: цели, задачи и время проведения; состав участников, порядок их подготовки по классам и категориям; объем работ по материально-техническому обеспечению; ответственные организаторы за эстафету, викторину, соревнования, конкурсы, состязания, военизированную игру, сдачу нормативов; состав общей комиссии, подкомиссий (жюри); дата общей готовности и день проведения.

              На основе этого документа развертывается вся основная подготовительная часть. А начинается она во многих школах еще в феврале, когда проходит месячник оборонно-массовой работы. В это время активизируется пропаганда боевых традиций России, учащиеся сдают нормативы гражданской обороны, проводятся тренировки по действиям в чрезвычайных ситуациях, спортивные состязания.

              Каждый класс должен знать не только замысел общешкольной тренировки, но и те мероприятия, в которых он участвует, их содержание, место и время проведения.

              Городские школы обычно ограничиваются своим зданием и прилегающей территорией. В сельских – выбор шире. Они могут выходить в поле, лес, отрабатывать то, что не всегда удается сделать горожанам.

              Учащихся 10-11-х классов целесообразно использовать в качестве инструкторов, помощников. Они могут готовить билеты и вопросы для конкурсов и викторин, наглядные пособия.

              Общий замысел (контуры плана) проведения «Дня защиты детей» целесообразно обсудить на заседании педагогического коллектива, чтобы это было всем понятное совместное творчество. Здесь же можно решить, как лучше воплотить в жизнь все намеченное, определить ответственных и сроки выполнения.

              Наиболее слабым местом нередко является материально-техническое обеспечение. Эту проблему тоже можно обсудить с педагогами, подумать, как привлечь родителей, а может быть, и их возможности, возможности ближайшей воинской части, соседнего предприятия, подразделений поисково-спасательной службы МЧС, школ и клубов РОСТО, органов управления по делам ГО и ЧС.

              Уже в подготовительный период школьники должны продемонстрировать свое умение оказывать первую медицинскую помощь, надевать противогазы и респираторы, грамотно изготавливать ватно-марлевые повязки, делать многое другое, что предусмотрено программой и планом проведения «Дня защиты детей».

              Вторым документом является план подготовки и проведения «Дня защиты детей». В нем определяются: все подготовительные мероприятия, последовательность действий, сроки и исполнители. Его целесообразно согласовать с соответствующим органом образования и местным органом управления по делам ГО и ЧС.  

Методика проведения

              В назначенный день по сигналу «Внимание всем!» ребята во главе с учителями покидают свои классы и выстраиваются во дворе. Командиры отрядов (а это большей частью старшеклассники) докладывают директору о готовности своих подразделений (классов, отрядов) к выполнению задач, участию в конкурсах, соревнованиях, викторинах. Директор объявляет «День защиты детей» открытым. В это время может звучать Гимн, другая торжественная мелодия.

               Приглашенные ветераны Великой Отечественной войны, глава или представитель местной администрации, начальник местного органа управления по делам ГО и ЧС напутствуют учащихся, призывают состязаться честно, преодолевать все трудности, помогать товарищам.

               Преподаватель-организатор ОБЖ объявляет порядок следования отрядов (классов) на свои рабочие точки (залы, классы, места во дворе). Командиры отрядов вместе с учителями, членами жюри расходятся и приступают к практической отработке тех вопросам, которые были определены планом.

               При проведении спортивных соревнований, викторин,  конкурсов, сдаче нормативов, надевании противогазов, респираторов и т.д., в спортзале или во дворе непременно участие нескольких классов. Все это должно быть зрелищным, заставлять переживать «за своих», вызывать интерес и здоровый азарт.

               Директор школы должен находиться там, где отрабатываются наиболее важные и ответственные моменты тренировки, где учащиеся выполняют практические мероприятия.

              По мере приближения к завершению посредники, члены жюри докладывают директору о выполненном объеме работ учащимися, интересных и положительных действиях, успехах и недостатках.

             Заканчивая «День защиты детей», все собираются на школьном дворе или в актовом зале (в зависимости от условий и погоды), где объявляются итоги, вручаются призы, подарки, грамоты.

             После этого целесообразно классным руководителям, командирам отрядов, членам жюри подвести итоги по классам.

             А на стенах школы после такого важного события должны появиться фотогазеты, листки-«молнии», таблицы итогов и другие наглядные материалы.

             По итогам «Дня защиты детей» директору школы целесообразно издать приказ.


Материалы для проведения эстафет,

конкурсов, викторин

  1. Для проведения эстафеты

Установка палатки

      Палатка находится в рюкзаке, колышки и штоки лежат рядом. Ставит ее любое количество ребят из каждой команды. Затем вся команда выстраивается перед входом. Судья сразу после построения фиксирует затраченное время, оценивает правильность установки и дает дополнительное время на исправление ошибок. Учащиеся устраняют их и снова выстраиваются у входа в палатку.

      Ошибки: перекос палатки (штоков), складки на крыше.

Разжигание костра

       Костровище оборудовано стойками. Над землей установлен ограничитель (30 см) – выше его поднимать дрова запрещено. Вверху натянута капроновая нить, которую необходимо пережечь. Дрова обеспечивает каждая команда сама (использование ГСМ, листьев, хвои, травы запрещено). Спички (у каждой команды свои) должны быть герметично упакованы. До старта их опускают в ведро с водой. Судья отдает команде спички, и она (в любом составе) разжигает костер. Время фиксируют по пережиганию нити. Костровые обязаны работать в штормовках с надетыми капюшонами. Держащий дрова должен быть в рукавицах.

       Условия: первая спичка – норма, каждая последующая – штраф 20 сек., работа без капюшона или рукавиц – по 10 штрафных секунд.

Движение по азимуту

       На старте судья сообщает команде азимут и расстояние, которой ей необходимо пройти. На финише команда попадает на линейный ориентир (дорога, просека …), где установлена мишень (карточка с буквами через равные промежутки). Судье на финише сообщают букву карточки, на которую вышла команда. Один из ее членов передает это сообщение остановленному на старте товарищу с помощью флажного семафора. Затем судьи сравнивают данные. При несовпадении – штраф – 30 секунд.

Противогаз

       Все участники надевают противогазы и пробегают 60 метров.

       Штраф: за нарушение правил надевания противогаза – 30 секунд.

Первая медицинская помощь

        Надевание противогаза на «пострадавшего», наложение жгута, шины, перевязка.

        Штраф: за каждую ошибку – 20 секунд.

Переноска «пострадавшего»

         Участок оборудован двумя жердями. Участники вдевают жерди в застегнутую штормовку, пропуская их через вывернутые рукава. «Пострадавшего» на эти носилки головой в сторону движения и переносят на 25-30 метров.

         Штраф: неправильное положение «пострадавшего» -20 сек., касание земли участником или «пострадавшим» - 30 сек., падение участника – 40 сек., падение носилок с «пострадавшим» - 60 секунд.

Подлаз (мышеловка)

         На этапе установлены ворота с незакрепленными перекладинами высотой 40, 35 и 30 см, которые участники преодолевают ползком.

         Штраф: сбитая перекладина ворот (каждая) – 20 сек., непрохождение ворот – 30 секунд.

  1. Для проведения конкурса «как поступите вы?»

         В разные сложные ситуации может попасть человек. Как поступить, как выйти из них без потерь, без ущерба? Эти вопросы не всегда удается решить не только детям, но и взрослым. Давайте потренируемся, определим свои возможности и знания. На первый взгляд кажется все просто. А вы попробуйте!

         1. Находясь в лесу зимой, вы, кажется, отморозили руку. Вы будете:

         а) растирать ее снегом;

         б) согревать около костра;

         в)  согревать ее собственным телом?

         2. Вам необходимо перебраться вброд через реку с быстрым течением. Каким из предложенных способов вы будете переходить ее в выбранном вами месте:

         а) вниз по течению;

         б) перпендикулярно течению;

         в) против течения;

         г) под углом 45 0 к течению?

         Как поступите с рюкзаком, находящимся у вас за плечами?

       3. Вас мучает чувство голода, а продуктов питания нет. Как вы определите пригодность растений и ягод к употреблению в пищу:

       а) попытаетесь есть то, что едят птицы;

       б) будете есть все встречающиеся на пути ягоды, за исключением ярко-красных;

       в) возьмете в рот небольшое количество ягод или незнакомых вам растений и, немного разжевав их, подождете 5-10 мин;

       г) несмотря на голод, совершенно откажитесь употреблять в пищу незнакомые ягоды и растения?

  1. Передвигаясь по тонкому льду озера, вы  внезапно попали в холодную

     воду. Что вы будете делать, достигнув берега:

             а) освободившись от мокрой одежды, прыгать, пока не согреетесь;

             б) некоторое время кататься по снегу в мокрой одежде;

              в) прыгать в мокрой одежде?

             5. Вам предстоит совершить длительный поход. Далеко от конечного пункта пути вы обнаружили потертости на ногах. Как вы поступите:

             а) протрете подошвы обуви бензином;

             б) намочите носки водой и наденете обувь;

             в)  время от времени будете переодевать носки с одной ноги на другую; наденете носки наизнанку;

             г) наденете обувь на босую ногу?

             6. Рядом с вашим биваком – ручей сомнительной чистоты и болотце. Воду для приготовления пищи вы будете брать:

             а) из ручья;

             б) из болотца;

             в) из специально вырытой ямы рядом с болотцем?

             7. Вы укрылись в оборудованной вами снежной пещере. Имеющаяся горелка освещает и согревает убежище. При каком цвете пламени горелки вам не следует беспокоиться:

             а) желтом;

             б) голубом;

             в) красном?

             8. Внезапно разразилась сильная гроза. Вы видите, что приближаются интенсивные вспышки молнии. Ваши действия:

             а) спрячетесь под огромным деревом;

             б) укроетесь под навесом скалы;

             в) останетесь на открытой местности, продолжая движение и не обращая внимания на грозу;

             г) найдете не выделяющиеся на местности укрытие и переждете грозу?

  1. Вопросы по гражданской обороне

1. Какие виды оружия относятся к оружию массового поражения?

     Фугасные авиабомбы, артиллерийские снаряды, мины. Реактивные установки залпового огня «Град». Ядерное, химическое и бактериологическое оружие  (правильный ответ).

     2.Воздействие какого поражающего фактора ядерного взрыва может вызвать ожоги кожи, поражение глаз и пожары?

      Проникающая радиация. Световое излучение (правильный ответ). Электромагнитный импульс.

      3. Воздействие какого поражающего фактора ядерного взрыва может разрушить здания, сооружения?

       Ударная волна (правильный ответ). Световое излучение. Проникающая радиация.

       4. От чего зависит стойкость химического заражения?

        От токсичности ОВ и направления ветра. От площади разлива и рельефа местности. От свойств отравляющих веществ, погоды и условий местности (правильный ответ).

  1. Что относится к индивидуальным средствам защиты органов дыхания?

             Костюм Л-1, ОЗК. Противогаз, респиратор, противопыльная тканевая маска, ватно-марлевая повязка (правильный ответ). Убежище и ПРУ.

  1. Кем и когда был изобретен противогаз?

             Н.Д. Зелинским в 1915 году (правильный ответ). Г.И. Головиным в 1913 году. М.И. Луховинским в 1914 году.

     

  1. Чем отличается фильтрующий противогаз от изолирующего?

             В фильтрующем противогазе вдыхаемый воздух очищается от вредных газов и других примесей в фильтрующе-поглощающей коробке и после этого попадает в органы дыхания. В изолирующем человек дышит за счет имеющегося запаса воздуха, кислорода и регенерации выдыхаемого углекислого газа.

            8. Можно ли использовать обычную одежду для защиты кожи от ОВ?

            Да, можно, если пропитать специальным раствором мыльно-масляной эмульсии (правильный ответ). Нет, нельзя.  Можно в любом случае.

            9. Какие коллективные средства защиты вы знаете?

            Убежища и противорадиационные укрытия (правильный ответ). Противогазы, респираторы. Защитные комплекты Л-1, ОЗК.

          10. Как действовать по сигналу «Внимание всем»?

           Надеть средства защиты, покинуть помещение. Включить радио или телевизор (правильный ответ). Быстро направляться в убежище.

          11. Что такое дезактивация?

           Удаление радиоактивных веществ с зараженных поверхностей (правильный ответ). Обеззараживание отравляющих веществ. Уничтожение или устранение болезнетворных микробов во внешней среде.

          12. Перечислите основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени.

           Оповещение.  Применение индивидуальных и коллективных средств защиты. Организация спасательных и других неотложных работ. Санитарная обработка. Организация жизнеобеспечения населения. Обучение населения.

          13. В первую мировую войну впервые была проведена газовая атака с использованием хлора. Где, кто и когда осуществил ее?

           22 апреля 1915 года на западном фронте, Германия.

          14. Назовите дату Международного дня гражданской обороны.

           1 марта. Отмечается в связи с созданием в 1972 году Международной организацией гражданской обороны.

           15. Кто является начальником гражданской обороны (НГО) на предприятии, в организации, учреждении и учебном заведении?

           Директор, руководитель.

           16. Что такое гражданские организации гражданской обороны (формирования ГО)? Из кого и где они создаются? Каково их предназначение?

            Это подразделения, создаваемые из рабочих и служащих своего предприятия (организации, учреждения, учебного заведения), прошедшие специальную подготовку и предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения (разрушения).

            17. Назовите основные принципы защиты населения, которые предусматриваются мероприятиями ГО.

            Оповещение, укрытие в защитных сооружениях (убежища, укрытия), обеспечение средствами индивидуальной защиты (противогазы, респираторы), эвакуация (отселение).

  1. Вопросы для викторины по действиям

в чрезвычайных ситуациях

        1. При аварии химически опасном объекте вы можете оказаться в зоне заражения. В каком направлении следует быстро покинуть предполагаемую зону заражения?

         По направлению ветра. Навстречу ветру. Перпендикулярно направлению ветра (правильный ответ).

        2. При аварии с утечкой аммиака в качестве средства индивидуальной защиты вы решили применить ватно-марлевую повязку. Каким раствором следует ее смочить?

         2%-м раствором нашатырного спирта. 2%-м раствором уксусной или лимонной кислоты (правильный ответ).  5%-м раствором соды.

        3. При аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора. Вы можете оказаться в зоне заражения, живете на 1-м этаже девятиэтажного дома. Как поступите?

         Укроетесь в подвале здания. Поднимитесь на верхний этаж (правильный ответ). Останетесь в своей квартире.

         4. Пары какого из веществ являются наиболее токсичными?

          Хлора. Аммиака. Ртути (пояснить, что они в 100 раз токсичнее паров хлора и в 2 тыс. раз – паров аммиака) (правильный ответ).

          5. Какие стихийные бедствия причиняют наибольший урон людям?

          Землетрясения, наводнения, бури, ураганы, смерчи,  оползни, сели, сходы снежных лавин.

         

           6. Вы отдыхаете в южном городе. Находясь на 3-м этаже девятиэтажного дома, почувствовали толчок. Назовите ваши действия при землетрясении.

            Остаться дома. Встать в дверной или балконный проем (правильный ответ). немедленно выбежать из дома на улицу. Оставаться на том же месте, ждать сообщений по радио.

            7. По каким основным признакам классифицируются чрезвычайные ситуации?

             Сфере возникновения (техногенные, природные, экологические). Ведомственной принадлежности (в строительстве, промышленности, транспорте и т.д.). Масштабу возможных последствий (частные, объектовые, местные, региональные, глобальные).

            8. Вы открыли дверь своей квартиры на 10-м этаже и обнаружили сильное задымление. Ваши действия?

             Немедленно спуститься на лифте вниз и выбежать из здания. Срочно выявить источник задымления. Плотно закрыть дверь и позвонить по телефону «01» (правильный ответ).

             9. Что запрещено тушить пенным огнетушителем?

              Электроустановки и электропровода под напряжением.

              10. Можно ли использовать фильтрующий противогаз при пожаре для защиты от дыма?

               Можно, если вместо фильтрующе-поглощающей  коробки навинтить гопкалитовый патрон.

               11. Как остановить сильное кровотечение на руке?

                С помощью жгута, наложенного ниже места ранения. Наложенного выше места ранения (правильный ответ). Непосредственно на место ранения.

                12. Какова последовательность оказания первой помощи при переломах и вывихах?

                 В случае открытого перелома: остановка артериального кровотечения (жгут, закрутка, максимальное сгибание). Наложение стерильной повязки на рану. Иммобилизация (наложение шины) перелома подручными средствами.

                 В случае вывиха: лед, холод на место вывиха. Тугая повязка на сустав вывиха. Иммобилизация вывиха.

                 13. Какова первая помощь при ожогах?

                  Погасить горящую одежду. Обожженную часть тела освободить от одежды, обрезая ее вокруг раны. Не вскрывать пузыри, не смазывать различными мазями место ожога. Легко протереть спиртом и наложить стерильную повязку. Вызвать скорую помощь. Сообщить о пожаре (если он был) по «01».

                  14. Какова первая помощь при обморожениях?

                   Перевести пострадавшего в теплое помещение, мокрую одежду и белье заменить сухим. Поврежденные участки тела протереть спиртом и наложить стерильную повязку. Не рекомендуется растирать отмороженный участок снегом, грубой материей (перчаткой). Напоить пострадавшего горячим чаем, кофе, молоком. При сильном общем охлаждении организма необходимо поместить пострадавшего в ванну с водой +25-270 С, постепенно доводя ее температуру до 37 0С. Дать горячий чай, кофе и отправить в больницу.

                   15. Какова первая помощь на берегу при утоплении?

                    Как можно скорее извлечь пострадавшего из воды (клиническая смерть длится не более 5-7 минут). Удалить воду из легких и желудка, положив на колено головой вниз. Затем перевернуть на спину и сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Пострадавшего согреть чаем, кофе и отправить в больницу.

                    16. Какова первая помощь при отравлении ядовитыми растениями, грибами, ягодами?

                     Признаки отравления: общая слабость, головокружение, тошнота и рвота, боли в животе.

                     Следует немедленно вызвать рвоту, промыть желудок, сделать клизму, предварительно дать выпить 5-6 стаканов подсоленной воды, свежего молока, затем уложить в теплую постель, создать покой.

                     17. Террористический акт. Взорван соседний дом. В вашем подъезде обрушилась лестница, выбиты все стекла. Что делать?

                      Не прыгать с верхних этажей. Не паниковать. Выйти на уцелевшие балконы, лоджии или к окнам и звать на помощь криками или размахиванием простыни, полотенца, рубашки. По возможности оказать помощь тем, кто пострадал от разлетевшихся стекол и других предметов.

                      18. Разрушено здание. Вы оказались под обломками. Как действовать?

                       Не паниковать, не падать духом, обуздать страх. Оценить обстановку. Не делать лишних движений. Берегите силы. Если самому не выбраться, зовите на помощь, особенно в «минуты молчания», когда не работает техника. Ваши крики, стоны будут услышаны спасателями.

                 

             

   

       

       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению диктантов различного типа

ОСОБЕННОСТИ  ПОДГОТОВКИ  И  ПРОВЕДЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ДИКТАНТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

ОСОБЕННОСТИ  ПОДГОТОВКИ  И  ПРОВЕДЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ...

ПЛАН ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ «ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ»

Документация по проведению "Дня защиты детей"...

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для педагогов дополнительного образования детей

Мастер-класс-это одна из важнейших форм повышений квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудит...

ПЛАН ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ «ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ»

1. Цель: - пропаганда и популяризация среди молодёжи здорового и безопасного образа жизни; - подготовка детей к безопасному поведению в экстремальных ситуациях, к оказанию само- и взаимопомощи; - форм...

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для педагогов дополнительного образования детей.

Мастер-класс - это одна из важнейших форм повышений квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной ауд...