МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ДИКТАНТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА
статья (русский язык) на тему
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_metodicheskie_rekomendatsii.docx | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ДИКТАНТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА
Рекомендации подготовлены учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории ПОПОВОЙ Т. Н.
Г. Балашов
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ
Наиболее актуальным вопросом современной методики является вопрос о слиянии работы по орфографии с решением задач по развитию речи.
Творческий диктант – такой вид работы, при котором орфографические умения и навыки становятся коммуникативно обусловленными, коммуникативно значимыми.
Современные ученые-орфографисты М.В. Ушаков, Т.А. Ладыженская и М.Т. Баранов относят к творческому диктанту такую запись текста, при которой учащиеся вставляют в текст слова или словосочетания определенной грамматической категории или заменяют одни грамматические формы слов другими, близкими по значению, в результате чего текст расширяется. В первую очередь ученик работает над орфограммами во вставляемых словах, в то же время он вносит грамматические, орфографические или стилистические изменения в каждое предложение по заданию учителя.
Творческие диктанты требуют хорошего знания теоретического материала, заставляют ученика задуматься над выбором слов и выражений, т.е. проводится работа с синонимами, чрезвычайно полезная для школьников.
Текст для диктанта должен быть понятен учащимся по форме изложения, интересен по содержанию и должен давать детям новую информацию об окружающем мире.
Понимание текста обеспечивается не только его содержанием, но и соблюдением норм литературного произношения при диктовке.
Готовясь к уроку, учитель заранее разбивает текст на части, намечает отрезки текста, которые необходимо выделить голосом, продумывает паузы, ударения. Обязательно нужно прочитать выбранный отрывок вслух.
Нужно помочь ученику запомнить текст. Лучше всего текст остается в памяти при чередовании слушания с воспроизведением, поэтому следует рекомендовать учащимся проговаривать предложение про себя до начала его записи. Если предложение большое, его повторяют частями. Даже нетренированные ученики легко запоминают шесть–восемь самостоятельных слов. Это следует учитывать учителю при разделении текста диктанта на части.
При работе над творческим диктантом учащимся требуется дополнительное время, поэтому учитель диктует текст несколько медленнее, чем при написании обычного диктанта.
Направления использования творческого диктанта могут быть различными:
1) как упражнение для решения коммуникативно-речевых задач;
2) как упражнение по грамматической стилистике;
3) как упражнение для формирования правописных умений и средство контроля над их сформированностью.
ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ
1. Творческие диктанты на расширение текста (с элементами сочинения или внедрением в текст отдельных слов)
Такие диктанты предполагают вставку в текст подходящих по смыслу слов. Можно расширить текст путем введения предлогов, союзов, частиц. Во всех случаях записанный учениками текст остается связным, а частность изучаемых грамматических и орфографических явлений в нем увеличивается.
Преследуются две цели:
Первая – научить учеников пользоваться определенными группами слов или конструкциями. Подыскивая нужное слово, школьники руководствуются смыслом фразы и контекста.
Вторая – научить учащихся точно подбирать слова (или словосочетания). Трудность этой работы в том, что ученик должен понять замысел автора.
Связный текст, используемый для творческого диктанта со вставкой слов, читается с пропуском слов, а затем формулируется задача: вставить определенную группу слов в соответствии с замыслом. Творческий диктант может носить как коллективный, так и индивидуальный характер. При анализе написанного (если он проводится после выполнения творческого диктанта) отмечается, насколько точно и выразительно описывается предмет с помощью вводимых слов и словосочетаний.
2. Творческие диктанты с определёнными заменами
Некоторые части диктуемого текста в процессе его записи заменяются. Возможны, например, замена отдельных слов однокоренными словами с приставками или суффиксами на определенную орфограмму, замена слов (словосочетаний, предложений) лексическими синонимами или замена одной грамматической формы, категории или конструкции другой.
Творческие диктанты с заменами вызывают у школьников большой интерес. Их можно использовать при изучении всех разделов школьного курса. Этот вид творческого диктанта, несовместимый с механической работой, дает возможность овладеть разнообразными языковыми средствами и закрепить навыки правописания. В процессе написания учащийся решает сразу несколько задач: учится понимать стилистическую функцию грамматической формы в тексте (например, при замене лица, времени и наклонения глагола), обращает внимание на оттенки значений лексических и грамматических синонимов.
В соответствии с целями проведения диктанта можно выделить обучающийи контрольный творческий диктант. Творческие диктанты с устным разбором написанного имеют обучающий характер, но вместе с этим содержат и элементы контроля, являясь практическими методами обучения.
Обучающие творческие диктанты могут быть предупредительными, объяснительными и комментированными. Различаются также слуховые и зрительные (текст диктанта заранее пишется на доске) творческие диктанты.
Предупредительный творческий диктант: после первого чтения текста ученики отвечают на вопросы по содержанию, затем до записи текста проводится работа по предупреждению ошибок в незнакомых и трудных словах, их учитель выписывает на доске. Объясняют написание слов ученики, а учитель помогает им лишь в случае затруднения. Самостоятельные объяснения трудных случаев правописания развивают внимание, вырабатывают орфографическую зоркость и навыки самоконтроля.
Этот вид диктанта рассчитан на то, что ученики, прослушав объяснение и усвоив его, напишут слово без ошибок, поэтому после написания текста проверка его в классе не производится.
Текст для творческого диктанта с объяснением трудных случаев написания не должен содержать другие трудности – например, стилистические. Трудные случаи не предупреждаются, а анализируются и исправляются либо после написания абзаца, либо после написания всего текста – при такой организации не разрушается целостное восприятие текста.
Отметим положительные стороны этого диктанта:
1) эта форма требует от учащихся самостоятельности;
2) при объяснении написаний ученики приучаются анализировать изложенный текст, мотивировать выбранный вариант написания, формулировать по памяти правила, сопоставлять факты.
Процесс объяснения слов делает этот вид диктанта особо эффективным для формирования навыков грамотного письма и определяет его обучающий характер.
Творческий диктант с комментированием орфографически трудных случаев. Тут свои сложности: одни школьники не торопятся при письме, внимательно слушают «комментаторов» и предупреждение о возможных ошибках получают до записи текста; другие пишут в своем темпе, не ожидая реплик «комментатора» и намного опережая темп его письма, а речевые сигналы, предупреждающие о возможных ошибках, воспринимают уже после записи текста и забывают исправлять ошибки. Даже сам «комментатор» никогда не может одновременно и писать, и объяснять. «Психофизиологические свойства нашего мышления таковы, – пишет Б.Т. Панов, – что совершенно невозможно записывать текст и одновременно (абсолютно синхронно!) объяснять трудные орфограммы в словах»1. Таким образом, или он сначала объяснит нужную орфограмму, а затем запишет слово, или вначале запишет слово, а после сделает необходимые комментарии.
Творческий диктант с комбинированной подготовкой: перед записью первой части текста идет предварительное объяснение орфографии, вторая часть объясняется попутно с записью, последующие – анализируются после записи, а заключительная часть пишется самостоятельно без анализа. Комбинированный диктант проводится главным образом на повторительно-обобщающих уроках.
3. Методика проведения творческого диктанта
Подбирается связный текст, дающий возможность закрепить изученное. На уроке учитель называет вид работы и ее цель и проводит вступительную беседу. Затем сообщается задание: что нужно вставить (или заменить), по каким признакам подбирать конструкции для вставки (или замены) и какие пометки нужно сделать в тетради. После этого читается текст. Цель учащихся – внимательно слушать, осознать задание и предварительно подобрать хотя бы часть слов или конструкций для вставки в текст (или замены).
Прослушав отдельное предложение, ученики повторяют его про себя со вставленными (или замененными) конструкциями. Проговаривание тренирует память, помогает запомнить предложение, услышать измененный текст. При повторном чтении ученики записывают измененное предложение, а при третьем сравнивают продиктованный и записанный тексты. Третий раз текст может читать один из учеников.
Определим методику проведения творческого диктанта на вставку слов при изучении темы «Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных» в 6-м классе.
Урок начинается с объяснения его задачи: научиться правильно писать имена прилагательные с данной орфограммой, объяснять выбор того или иного написания и уметь пользоваться именами прилагательными в речи. Затем учитель сообщает, что сегодня ученикам предстоит написать творческий диктант, вставляя в текст диктанта имена прилагательные с изученной орфограммой. Перед началом творческой работы класс повторяет теоретический материал. Учитель задает следующие вопросы:
1. Что вы знаете о правописании н–нн в суффиксах имен прилагательных?
2. Есть ли какие-нибудь исключения из данного правила?
3. Для чего служат имена прилагательные в нашей речи?
После этого учитель читает текст без прилагательных, данных в скобках, о чем учащиеся предупреждаются заранее, и предлагает учащимся определить тип и стиль текста и придумать свое заглавие.
(ОСЕННЕЕ) УТРО
Все вокруг застыло в крепком (осеннем) сне.
Сквозь (туманную) мглу виднеются в (серебряной) дали широкие луга. (Румяное) солнце греет (пустынную) землю. Солнечный луч упал на (сонную) воду сквозь заросли (зеленых) трав. Надо мною звенит (лиственный) лес, отряхивает с (зеленых) лап (стеклянные) капли росы. На узорчатых (бархатных) листьях папоротника тоже сверкает (утренняя) роса. (Сонная) трава немного примята вчерашним (ночным) дождем.
Просыпаются (лесные) птицы. (Чинные) синицы перескакивают с ветки на ветку. (Огненные) клесты крошат крепкими носами (длинные) еловые шишки. Скоро весь лес огласится (неугомонными) криками и песнями.
(87 слов)
(По А.Соколову)
Учащиеся легко определяют, что это – описание состояния природы в художественном стиле. Затем (при помощи наводящих вопросов учителя) называют этот отрывок «Осеннее утро». После вторичного прослушивания отрывка учащиеся выполняют следующую работу:
1) называют подобранные прилагательные, которые необходимо будет вставить в диктуемый текст;
2) указывают, к какому слову (имени существительному) относится каждое прилагательное;
3) выясняют, какой признак выражает прилагательное;
4) проводят орфографический разбор имен прилагательных.
Примеры разбора:
1. Осеннее (утро) – имя прилагательное, относится к существительному утро и характеризует его относительно времени года; прилагательное осеннее образовано при помощи суффикса -н- от существительного осень с основой на н, поэтому пишется с двумя буквами н.
2. Огненные (клесты) – имя прилагательное, относится к существительному клесты и характеризует его относительно цвета, окраски птиц; прилагательное огненные образовано от существительного огонь при помощи суффикса -енн-, поэтому пишется с двумя буквами н.
Затем учитель второй раз читает текст по предложениям, а ученики записывают их, вставляя имена прилагательные с данной орфограммой, не разрушая смысла текста. Записанное предложение перечитывается учителем для проверки. Можно прослушать ученический текст. Хорошо, если учащийся будет голосом выделять вставленные слова. Допускается и вторичное чтение для проверки правописания, особенно в слабом классе. При этом объяснение может быть выборочным или частичным.
Предлагаю описание еще одного урока с использованием творческого диктанта с заменами при изучении темы «Гласные в приставках пре- и при-» (6-й класс). Цель урока – формирование навыка правописания слов с орфограммой «Гласные в приставках пре- и при-».
На двух предыдущих уроках шло ознакомление с опознавательными признаками и условиями выбора данной орфограммы. При изучении этой темы обратите внимание, как изменяется значение слова с новой приставкой. Учащиеся выполняли упражнения на подбор слов в зависимости от их значения и обозначали условия выбора, на группировку слов в зависимости от значения приставок, на образование слов с помощью приставок пре- и при- и определение их лексического значения. К третьему уроку одни ученики получили такое домашнее задание: выписать из учебника по литературе предложения со словами с приставкой пре-; другие должны были выписать предложения со словами с приставкой при-.
На третьем уроке после проверки домашнего задания и повторения орфографического правила, над усвоением которого ученики работали в данный момент, шестиклассникам предлагается написать творческий диктант по тексту художественного стиля.
Рассмотрим более подробно этап урока с использованием творческого диктанта с заменами. Цель: совершенствование умения различать на письме приставки пре- и при-, формирование навыка правописания слов с данными приставками и закрепление навыка подбора синонимов. Во вступительном слове учитель сообщает задание: заменить в тексте, где это возможно и целесообразно, слова и сочетания без приставок пре- и при- однокоренными словами или синонимами с данными приставками; также ставятся задачи предстоящей работы:
– уметь различать на письме приставки пре- и при-;
– правильно писать слова с приставками пре- и при- и объяснять выбор того или иного написания;
– совершенствовать умение подбирать и использовать синонимы;
– совершенствовать умение строить комбинированный текст, содержащий описание и повествование.
Учитель коротко объясняет, как выполнять работу. Затем читает текст диктанта (слова в скобках соответствуют заменам, которые должны произвести ученики).
ИЗ СНЕЖНОГО ПЛЕНА
В полях тает, а в лесу снег еще лежит плотными подушками, и деревья нагнулись (пригнулись), стоят в снежном плену. Тонкие стволики прижались к земле, примерзли и ждут освобождения.
Но вот наступает (приходит) этот жаркий час, очень счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц. В полной лесной тишине шевельнется еловая веточка, хочется ей подняться (приподняться).
А под елкой, накрытый (прикрытый) ее широкими ветками, спит заяц. Ему страшно, он внимательно слушает (прислушивается). Но вот заяц метнулся, побежал, опять сел (присел) и внимательно смотрит (присматривается), куда ему бежать. И только встал (привстал) он на задние лапки, как прыгнет вверх перед самым его носом целая береза!
Все изменилось (преобразилось) в лесу. Везде прыгают ветки, справляются с затруднениями (преодолевают преграды), вырываются из снежного плена. Весь лес кругом шевелится, весь лес пошел.
(118 слов)
(По М.Пришвину)
Многообразная лексика текста содержит следующие слова с интересующей нас орфограммой: пригнулись, прижались, примерзли, приходит, приподняться, прикрытый, прислушивается, присел, присматривается, привстал, преобразилось, преодолевают преграды.
Ученики, слушая текст, уясняют его содержание, выделяют слова или словосочетания, которые требуется заменить, и подбирают подходящие синонимы для замены. Потом ученики анализируют текст:
1. Определяют стиль текста. Текст, художественный стиль, описание пробуждения природы; отмечают особое отношение автора к русской природе, его точный и выразительный язык. М.Пришвин использует в тексте сравнения, олицетворения, например: снег еще лежит плотными подушками; деревья... стоят в снежном плену; прыгнет вверх... береза; прыгают ветки; лес... шевелится;
2. Анализируют композицию текста, определяют тип речи: описания сочетаются с повествованием о жизни зверей в лесу.
Орфографическая подготовка:
- находят слова на изученную орфограмму, называют ее опознавательные признаки (представлены в названии орфограммы);
- обосновывают выбор приставок пре- и при-.
После выполнения данной работы ученикам предлагается еще раз прослушать текст диктанта, так как некоторые измененные предложения требуют правки. Затем учитель читает текст по предложениям, а ученики воспроизводят его по методике творческого диктанта. Если в конце работы выполняется проверка, то лучше провести ее, прослушав текст, составленный одним из учеников.
Творческие диктанты требуют применения знаний в новых условиях и с новыми целями, поэтому использование их очень эффективно. Д.Н. Богоявленский, изучив вопрос о связи орфографии и творческого письма, пришел к выводу, что данный вид работы вооружает учеников как речевыми, так и орфографическими умениями: учащиеся при написании творческого диктанта проходят «через этап “совмещения” двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы»2.
Таким образом, можно сделать вывод о том , что творческий диктант – одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию собственно коммуникативно-речевых и правописных умений, промежуточное между чисто орфографическими упражнениями с одной стороны и специальными упражнениями по развитию речи – с другой.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1 Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя. М., 2010. С. 44.
2 Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 2011. С. 97.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования
Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ
Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...