Внеклассное мероприятие: «Памяти непокоренных» (блокада Ленинграда)
материал

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyati_nepokorennyh.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»

Внеклассное мероприятие:

«Памяти непокоренных»
(блокада Ленинграда)

                                         

                                             Воспитатель: Фонаскова Е. Г.

Цели:

1. Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда.

2. Формирование патриотического чувства ребят к своей Отчизне.

3. Формирование чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду, восхищение их подвигом, чувства сопереживания к блокадным детям..

Наглядные средства: эпиграф к уроку, мультимедийная презентация, выставка детских книг о войне и блокаде, 250 гр. черного хлеба.

Музыкальный ряд: фрагменты из «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича.

Техническое оборудование: компьютер.

Ход мероприятия:

1.Вступительное слово воспитателя

75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады посвящается.

Санкт-Петербург… Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву, многочисленные каналы. Стоит над Невой город Большой и красивый, город-герой, город-солдат, город-труженик.

Как вы думаете, ребята, почему на сегодняшнем мероприятии речь пойдет об этом удивительном городе? (27 января исполняется 75 лет со дня полного освобождения от фашистской блокады города Ленинграда).

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков и 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады посвящается наше мероприятие.

75 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

(звучит запись песни 1куплет «Священная война»)

Была война, прошла война.

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине

Идут легенды о войне.

2. О блокаде

1. Ведущий: 22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны и провести парад немецких войск на Дворцовой площади, но триумфального шествия не получилось. Ленинград был обречен на полное уничтожение – вместе с жителями.

Ужасную участь готовил Гитлер этому городу. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба "О будущности Петербурга" от 22 сентября 1941 года: "Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей".

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.

Жители города вышли на строительство оборонительных укреплений. Общая протяженность вырытых окопов составила 1000 км. Несмотря на героические усилия Красной Армии к осени 1941 года город оказался в кольце блокады.

- Как вы понимаете слово «блокада»?

Блокада - окружение города со всех сторон.

Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения.

Были уничтожены склады с продовольствием, котельные, водонапорные башни. Город остался без воды, электричества, отопления. Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя, - цинично произнес он.

Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать.

Ежедневно по нескольку раз на город сбрасывали бомбы.

В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он выглядит и работает (звучит стук метронома).

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок город был превращен в город - крепость. Ленинградцы, изнемогая от голода, строили укрепительные сооружения, устанавливали металлические «ежи».

Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы, многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь.

Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы.

На домах появились предупреждающие надписи: "Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!", которые сохранились до сегодняшнего дня на зданиях города.

3. Блокада и дети

Всего- то несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Началась блокада.

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли.

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света

День похож на темную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь.

Умирали – и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота не открыли,

На колени не встали, нет!

Все меньше и меньше продуктов выдавали по карточкам. 20 ноября 1941года рацион хлеба дошел до 125грамм граммов детям и служащим и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог: Надвигался голод!

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти,

В глазах расширенных истома,

И щеки белые, как мел.

-Где твоя мама, мальчик?

-Дома.

-А где твой дом, сынок?

-Сгорел.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

И даже хлеба не попросит,

Он тоже знает: хлеба нет!

Но дети не отставали от взрослых: помогали на заводах, таскали на крыши домов ящики с песком для зажигательных бомб, рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл.

Ленинградские ученые придумали горячую смесь для поджога вражеских танков. Бутылки с такой смесью при ударе загорались. Школьники за 1 неделю собрали более 1 миллиона бутылок. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам. Чтобы поднять настроение раненых бойцов и развлечь их, юные ленинградцы выступали перед ними с концертами. Школьники ходили по опустевшим домам, квартирам и искали детей, которые остались в квартире одни, без родителей. Их увозили в детские дома (было открыто 85 дет. домов).

В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились.

«И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились, не смотря, ни на что». Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Ученики шатались от голода.

Меню из столовой лета 1942 года:

Щи из подорожника

Пюре из крапивы и щавеля

Котлеты из свекольной ботвы

Шницель из лебеды

Оладьи из казеина

Суп из дрожжей

Соевое молоко

У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, а случалось – и прямо в классе, но занятия в школе не прекращались. Уроки длились по 25 минут.

Девчонка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось –

Умерла:

Никто

Не обронил ни слова,

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель, выдавил, что снова

Уроки –

После похорон.

Голод и дети. Блокада и дети. Самое большое преступление фашистов перед Ленинградом.

Одним из самых известных документов является дневник девочки Тани Савичевой, он хранится в музее на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»

«Умерли все». «Осталась одна Таня».

Машинально Таня полистала

Свой немногословный дневничок.

Все семейство Савичевых встало

Перед нею

Вновь наперечет

И она

Буквально

По два слова,

Пишет, как на крайней полосе

Савичевы

Умерли. И снова

Умерли,

И добавляет

Все

За окном –

Весеннее дыханье,

А она

Сиротски

Занесла

В свой дневник:

«Осталась одна Таня»,

Даже не поставила числа.

Таню Савичеву определили в детский дом, который вскоре был вывезен из Ленинграда. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она умерла 1 июля 1944года.

В первые три месяца блокады умерло более 11 тысяч человек. Голодная смерть косила людей.

Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.

3. Дух Ленинграда.

В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов город продолжал жить и работать. Работали фабрики и заводы – выпускали снаряды и шили обмундирование. « Все для фронта, все для победы!» - это был девиз рабочих Ленинграда.

На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, заменив у станков отцов и старших братьев. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.

(песня мальчишки у стен Ленинграда)

Не закрывали кинотеатры, постоянно работало радио, и даже шли концерты.

Дух Ленинградцев, воля к жизни поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Многие из них не только покинули город, но и продолжали активно работать. Их творчество помогало выжить. .

Дмитрий.Д. Шостакович – советский композитор, в Ленинграде под свист снарядов и грохот орудий создает свою знаменитую 7 симфонию. Там же состоялось и первое исполнение симфонии.

Слушаем «Ленинградскую симфонию» Дмитрия Шостаковича

Так же как и Д.Д. Шостакович, Ольга Федоровна Берггольц остается в блокадном городе и посвящает свои стихи ленинградцам

(фоном включается лирический фрагмент из «Ленинградской симфонии»).

… Да, мы не скроем: в эти дни

мы ели землю, клей, ремни;

но, съев похлебку из ремней,

вставал к станку упрямый мастер,

чтобы точить орудий части,

необходимые войне.

Но он точил, пока рука

могла производить движенья.

И если падал — у станка,

как падает солдат в сраженье.

И люди слушали стихи,

как никогда,— с глубокой верой,

в квартирах черных, как пещеры,

у репродукторов глухих...

6. «Дорога жизни»

Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера.

Машины могли взять не более 20-30 мешков муки. В день по Дороге жизни перевозилось 5-6 тонн грузов. Конечно, это было мало. Водители придумали, как взять груза больше. Прицепили к машине деревянные сани. Так и доставляли муку в город. Приходилось преодолевать путь длинной в 36 км. Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики. Вела прицельный огонь вражеская артиллерия.

Но колонны шли и шли...

Зимой машины мчались вереницей,

И лед на Ладоге трещал,-

Возили хлеб для северной столицы,

И радостно нас Ленинград встречал.

И знаем мы, кровавая блокада

Исчезнет скоро, словно тень:

Растут и крепнут силы Ленинграда,

Растут и крепнут каждый день!

Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали Дорогой жизни.

По этой же дороге из города на Большую землю вывозили обессиленных людей. Было эвакуировано1мл. 376тыс. человек.

Целый год наша армия пыталась разорвать кольцо блокады, которая была прорвана только в январе 1944 года.

Блокада закончилась 27 января 1944 года. Это было очень радостное событие для всех жителей города. Радовались дети, радовались женщины, радовались солдаты, которые наконец-то одолели врага.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут 
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!


Мне кажется, когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве по улицам идут.

Как все живые, только не поют.

Не по тому, что с нами не хотят,

А потому, что мертвые молчат.

Мы их не слышим, мы не видим их,

Но мертвые всегда среди живых.

Идут и смотрят, будто ждут ответ:

Ты этой жизни стоишь или нет?




Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали "За оборону Ленинграда".


Блокада Ленинграда длилась 872 дня.

За ноябрь 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек,

в декабре 1941- 53 тысячи человек.

В январе и феврале 1942 г. – 200 тысяч человек.

Ежедневно умирало 8-10 тысяч человек в день..

До войны в городе было около 3миллионов жителей.

К концу осталось около 500 тысяч.


Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй:
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим .


Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до счастливых дней, минутой молчания. Прошу всех встать.


9 мая в день Победы ленинградцы, тысячи их, идут на Пискаревское кладбище. На Пискаревском кладбище в братских могилах захоронено почти 500 тысяч человек. Здесь открыт мемориал и зажжен Вечный огонь. Семьями идут и в одиночку, старые и молодые. Земляные холмы братских могил уже свободны от снега, прошлогодняя трава распрямилась. На темную ее, жухлую зелень люди кладут цветы, а некоторые кладут хлеб.

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты - красноармейцы.

Всею жизнью своей они защищали тебя,

Ленинград - колыбель революции.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита,

но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт, и ничто не забыто.

7. Заключение.

Сегодня мы узнали, что такое «блокада» и Дорога жизни. Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев, с Таней Савичевой. Перед вами открылась героическая страница из жизни нашего народа. Вы увидели, как проявляется мужество и патриотизм, гордость, преданность и любовь к своей родине. Сохраните это в своей памяти.

А теперь я попрошу всех прочитать то, что написано на слайде:

«НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ ЖИВЫХ,

ЕСЛИ НЕ УМЕЕШЬ ХРАНИТЬ ПАМЯТЬ О ПАВШИХ . . .»

Ребята, помните, пожалуйста эти слова. Мы должны знать и уважать историю страны, какой бы жестокой она не была. Этот история нашей страны и другой она уже быть не может.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного снятию блокады Ленинграда

Урок  мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда...

СЦЕНАРИЙ «ДЕНЬ ПАМЯТИ СНЯТИЕ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»

Здесь представлен мой сценарий музыкально - тематической композиции, посвящённой дню памяти снятие блокады Ленинграда, для детей подготовительной группы....

Внеклассное мероприятие по теме «Блокада Ленинграда»

Внеклассное мероприятие по теме«Блокада Ленинграда»...

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященный снятию блокады Ленинграда «900 дней блокады».

Цели:-воспитать духовную культуру учащихся;- воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны;         -воспитать чувство патриотизма;-привить ...

День памяти жертв блокады Ленинграда. Блокадный дневник

Развивающее занятие о блокадном Ленинграде.Знакомство  с блокадным дневником Тани Савичевой...

Внеклассное мероприятие по теме: "Блокада Ленинграда"

Обогатить знания обучающихся о героическом прошлом своей страны....

Разговоры о важном. Непокоренные (блокада Ленинграда)

Разговоры о важном. Непокоренные (блокада Ленинграда)...