Математический бой 2020
методическая разработка (7, 8 класс)

Чернышева Ольга Николаевна

Математичесий бой был проведен в МКОУ "СОШ №1 п. Теплое" в рамках недели математики в январе 2020 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_boy_2020.rar808.91 КБ

Предварительный просмотр:

"Математический бой" для учащихся 7–8-х классов

Чернышева Ольга Николаевна, учитель математики 

Разделы: Внеклассная работа 


Структура боя.

I раунд – Арифметическая смесь.
II раунд – Исторический.
III раунд – Алгебраический.
IV этап – Веселые задачи.
V этап – Геометрический.

Цель:

  • Развитие познавательного интереса к предмету.
  • Обобщение и систематизация знаний: в матбое используются задачи в основном на логику и смекалку. А также задачи на темы: составление уравнений и их решение; Многочлены и арифметические операции над ними; Решение систем уравнений с двумя неизвестными.
  • Воспитание умения участников группы взаимодействовать друг с другом.
  • Набрать наибольшее количество баллов.

Оборудование.

2 стола для выполнения индивидуальных заданий; карточки с заданиями; чистые листы для выполнения заданий, 2 листа с координатными осями; 2 калькулятора; плакаты с рисунками из треугольников, с числом 18446744073709551615.

Подготовка мероприятия.

Выбрать капитана команды (класса), придумать название, девиз команды, подготовить шуточные подарки команде соперников. На сцене поставить 2 стола, на которые положить листы для записи решения индивидуальных заданий. Из старшеклассников и учителей математики выбрать жюри.

Ход мероприятия.

Эпиграф: «Предмет математики настолько  серьёзен, что полезно не упускать

случая сделать его занимательным»

(Паскаль)

Ведущий.

Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Явился гость – царица всех наук,
И не забыть нам радость этих встреч.

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку,

И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.

(Аплодисменты.)

Ведущий.

Математический бой я открываю,
Всем успехов пожелаю,
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать!

– А сейчас давайте знакомиться с командами.

(Капитаны представляют название, девиз, обмениваются шуточными подарками.)

Ведущий.

Раз, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 –
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить.

Сколько зерен в помидоре,
Сколько лодочек на море,
Сколько в комнате дверей,
В переулке – фонарей,

Сколько камня на горе,
Сколько угля во дворе.
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьев,

Сколько пальцев на руках,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек?

:                                                  

А теперь начинаем математический бой. Вызываю капитанов команд.

«Конкурс капитанов»

Задание: Нужно отгадать что лежит в черном ящике, при этом использовать, как можно меньше подсказок.

Подсказки:

  1. Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.
  2. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.
  3. За многие сотни лет конструкция этого предмета неизменялась, настолько была совершенна.
  4. В Др.Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.
  5. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
  6. Необходим для перенесения размеров с одного чертежа на другой, для построения равных углов.
  7. Загадка: «Сговорились две ноги

                  Делать дуги и круги»

Доп.конкурс для капитанов:  Кто быстрее назовет 5 математических терминов на букву «Р»:

  1. Единица измерения углов.
  2. Отрезок в круге.
  3. Вид числа.
  4. Плоский четырехугольник.
  5. Уравнения, умеющие одни и те же решения.

Победил капитан команды «название команды  ».

Вам слово, капитан. (“Мы вызываем соперников на задачу номер …”.)

Команда " название команды ", вы принимаете вызов? (Да)

Выставите, пожалуйста, докладчика и оппонента.

Какие вопросы или дополнения будут у жюри?

Уважаемое жюри, выставите, пожалуйста, свои оценки в протокол боя.

Слово предоставляется команде « название команды  »

Команда «  название команды  », вы принимаете вызов?

Выставите, пожалуйста, докладчика и оппонента.

– Объявляю начало I раунда, который называется “Арифметическая смесь”.

I раунд “Арифметическая смесь”

I. По два человека от команды выполнить задания на карточках:

1) Вычислить:

44 : 4 =
44,044 : 0,4 =
4,444 : 4,4 =
44,4444 : 444 =

4,444 : 0,44 =
444,444 : 44 =
0,0044 : 4,4 =
 

Ответы: 11 ; 110,11 ; 1,01 ; 0,1001 ; 10,1 ;10,101 ; 0,001 .

2) Расставь знаки действий, чтобы получилось верное равенство:

1 1 1 1 1 =100
5 5 5 5 5 = 100
9 9 9 9 9 9 =100
3 3 3 3 3 3 3 = 100

 Ответы:
 

 

111 – 11 = 100
5 · 5 · 5 – 5 · 5 = 100
99 : 99 + 99 = 100
3 · 33 + 33 : 33 = 100

 II. Для остальных участников предлагаются задачи:

1) Умеете ли вы считать:

В дилижансе едут 8 человек, на первой остановке пятеро вышли, трое вошли. Поехали дальше, на следующих остановках вышли двое, затем пятеро, и, наконец, еще трое. Затем дилижанс прибыл на конечную остановку, где вышли все. Сколько было остановок?

Ответ: 5.

2) По дороге вдоль кустов
Шло 11 хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало 30 ног.

Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А вопрос мой к вам таков:
Сколько было петухов?

Ответ: 7.

III. По одному человеку от команды, каждому нужно считать по порядку до тридцати, только вместо чисел, которые делятся на три и оканчиваются на три, говорить: “Не собьюсь”.

Жюри подводит итоги первого раунда.

Звучит музыка (симфония № 40 Моцарта).

Ведущий. Прозвучала прекрасная музыка. Музыка великого композитора, который увлекался математикой. Он исписывал пол, стены, выполняя сложные математические вычисления. Он имел блестящие математические знания (Приложение 2, Слайд 1). Именно этой музыкой мы открываем следующий раунд. 

II раунд “Исторический”

I. По одному человеку от команды.

Задание: записать имена известных математиков и физиков.

II. Остальным предлагаются вопросы на историческую тему:

1) Поразительный факт произошел в 1735 году. Петербургская Академия наук получила от Правительства предложение выполнить спешное, но крайне трудное вычисление. Академики потребовали несколько месяцев для выполнения этого задания. Однако один из математиков этой Академии (Приложение 2, Слайд 2) взялся провести эти вычисления за три дня, и действительно, к великому изумлению этой Академии, он это сделал. Но эта работа дорого ему стоила.

Назовите этого математика и поясните, что значит: “эта работа дорого ему стоила”.

Ответ: Эйлер. У него после проведенных вычислений вытек правый глаз, а к концу своей жизни он ослеп.

2) Первым пособием по математике в России была энциклопедия математических знаний. На титульном листе этого замечательного учебника портреты Пифагора и Архимеда, а на обороте изображен букет цветов, под которыми стихи:

“Прими, юный, премудрости цветы,
Арифметике любезно учиться,
В ней разных правил и штук придержись …”

Михаил Васильевич Ломоносов назвал эту книгу “Вратами своей учености”. Кто автор этого первого по математике? Как он назывался?

Ответ: “Арифметика – сиречь наука числительная”, автор – Магницкий. Настоящая фамилия – Телятин, уроженец Тверской губернии (Приложение 2, Слайд 3).

3) Кто из древнегреческих математиков принимал активное участие в Олимпийских играх и был победителем в пятиборье?

Ответ: Эратосфен (Приложение 2, Слайд 4).

4) Математиками какой страны была придумана десятичная система счисления и способ записи чисел?

Ответ: математиками Индии.

5) Назовите авторов учебника алгебры, по которому вы учитесь.

Ответ: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова.

6) Назовите авторов учебника геометрии, по которому вы учитесь.

Ответ: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.

7) Великий полководец Александр Суворов (Приложение 2, Слайд 5) во всем любил точность. Шаг на его марше был точно равен 1 аршину. В армии до сих пор говорят “суворовский шаг”. В обыденной жизни мы тоже отмеряем расстояние шагами. Шаг – это расстояние между пятками и носками шагающего человека. Так, дуэль между Пушкиным и Дантесом на Черной речке проходила на расстоянии 10 шагов, то есть 10 аршин, а между Лермонтовым и Мартыновым – на расстоянии 15 шагов. А чему равен аршин?

Ответ: 1 аршин равен 71 см 12 мм.

8) “Человек подобен дроби, числитель которой – есть то, что представляет собой человек, а знаменатель, то что он о себе думает. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, меньше дробь”. Кому из великих писателей принадлежит это интересное, меткое арифметическое сравнение?

Ответ: Льву Толстому (Приложение 2, Слайд 6).

Жюри подводит итоги второго раунда.

Логическая пауза. Стихотворение “Контрольная”. (С. Шестаков) (Приложение 1)

Ведущий. Вы, наверное, уже догадываетесь, что следующий раунд – “Алгебраический”.

III раунд “Алгебраический”.

I. По два человека от команды:

1 задание: Отметить точки на координатной плоскости и соединить их последовательно:

(-2;3), (-3;4), (-1;6), (5;7), (3;5), (1;5), (1;3), (6;2), (8;-4), (8;-6), (-3;-6), (-1;-4), (0;-4), (-1;-1), (-1;-3), (-2;0), (-1;1), (-1;2), (-2;3) и (-1,5; 5).

2 задание: Сравнить:

7 кл. 22 и ((22)2)2

8 кл. . 2 -2 и ((2 -2)-2)-2

.

II. По одному человеку от команды.

Задание: вычислить на калькуляторе

((14628,25 + 4 : 0,128) : 1,011·0,00008 + 6,84) : 12,5

Ответ: 0,64.

Жюри подводит итоги третьего раунда.

Логическая пауза (миниатюра) (Приложение 1).

Ведущий. Итак, объявляю IV раунд “Веселые задачи”.

IV раунд “Веселые задачи”.

I. По одному человеку от команды:

Задание: Нарисовать человека с помощью цифр и математических символов.

II. По два человека от команды:

Задание: Решить задачу разными способами.

Три утенка и четыре гусенка весят 2 кг 500 г, а четыре утенка и три гусенка весят 2 кг 400 г. Сколько весит один гусенок?

Ответ 400 грамм

III. Остальным предлагаются задачи:

1) Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров?

Ответ: 4 минуты.

2) Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за один час 15 км. С какой скоростью ехала каждая из лошадей?

Ответ: 15 км/ч.

3) Сколько будет трижды 40 и 5?

Ответ: 4040405.

4) У двух мужиков 35 овец. У одного на 9 овец больше, чем у другого. Сколько у каждого овец?

Ответ: 13 и 22.

5) Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 60 км/ч, а из Петербурга в Москву вышел второй поезд со скоростью 70 км/ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи?

Ответ: одинаково.

6) Чему равно произведение всех цифр?

Ответ: 0.

7) Две дюжины умножить на три . Сколько получится дюжин?

Ответ: 72.

8) Алеша и Боря вместе весят 82 кг, Алеша и Вова весят 83 кг, Боря и Вова весят 85 кг. Сколько весят вместе Алеша, Боря и Вова?

Ответ: 125 кг.

9) С помощью ЭВМ подсчитано, что в среднем ребенок использует практически 3600 слов, подросток в 14 лет уже 9000 слов, взрослый человек свыше 11000, А.С. Пушкин в своих произведениях использовал 21200 различных слов. Во сколько раз словарный запас подростка больше, чем у Эллочки-людоедки из известного сатирического романа Ильфа и Петрова “Двенадцать стульев”?

Ответ: в 300 раз.

Жюри подводит итоги четвертого раунда.

Ведущий. А сейчас – небольшая пауза. Вашему вниманию предлагается стихотворение “Опять двойка” (Приложение 1).

Ведущий. Я объявляю V раунд “Геометрический”.

V раунд “Геометрический”

I. По одному человеку от команды:

Задание: Квадратный лист бумаги разрезать на две неравные части, а затем из них составить треугольник.

II. Блиц-опрос (оценивается время и правильность ответов).

Вопросы первой команде:

Как называется:

– Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром. (Радиус).
– Утверждение, требующее доказательства.
(Теорема).
– Угол меньший прямого.
(Острый).
– Прямоугольник, у которого все стороны равны.
(Квадрат).
– Отношение противолежащего катета к гипотенузе.
(Синус).
– Самая большая хорда в круге.
(Диаметр).
– Часть прямой, ограниченная с одной стороны.
(Луч).
– Прибор для измерения углов.
(Транспортир).
– Угол, смежный с углом треугольника при данной вершине.
(Внешний).
– В переводе с латинского языка “рассекающая на две части”.
(Биссектриса).

Вопросы второй команде:

Как называется:

– Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. (Медиана).
– Утверждение, не вызывающее сомнений.
(Аксиома).
– Отрезок, соединяющий две точки окружности.
(Хорда).
– Сумма длин всех сторон прямоугольника.
(Периметр).
– Отношение прилежащего катета к гипотенузе.
 (Косинус).
– Прибор для построения окружностей.
 (Циркуль).
– Величина развернутого угла.
 (180º).
– Ромб, у которого все углы прямые.
(Квадрат).
– Часть прямой, ограниченная с двух сторон.
(Отрезок).
– В переводе с латинского языка “спица колеса”.
(Радиус).

III. Ведущий.

Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам-то как не знать…

Но совсем другое дело –
Очень быстро и умело
Треугольники считать.

Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Все внимательно исследуй
И по краю и внутри.

Сколько треугольников на рисунке?

7 кл.

 8 кл.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/583965/img2.gif

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/583965/img3.gif

 Ведущий. Пока жюри подводит итоги последнего раунда и всей игры, вам предлагается посмотреть сценку “Среднее арифметическое” в исполнении учащихся 7-го класса (Приложение 1).

Жюри подводит итоги пятого раунда и всего боя.

Пока, наше уважаемое жюри подсчитывают результаты, приглашаю команды на сцену…

Для подведения итогов математического боя слово представляется председателю жюри ...

Итак, в сегодняшнем математическом бою победила команда " название команды  " со счетом: …

Команде « название команды» присваивается звание «Наимудрейшие из мудрейших»,

Команде «название команды » - «Умнейшие из умнейших».

Спасибо командам, прошу занять свои места.

 

01.2020

Приложения

Приложение 1

Стихотворение «Контрольная».  ( С. Шестаков)

Опять ужасная. Опять

В журнале будет двойка.

Слеза стекает на тетрадь,

Нет сил держаться стойко.

                    Несчастный класс сидит в тоске,

                    От горя чуть не плачет.

                    А на доске, а на доске –

                    Ужасные задачи!

Их целых пять. Их даже шесть!

Они страшней прививки,

Они мешают спать и есть,

Пить кефир и сливки.

                     Как час расплаты настает,

                     (Такая вот работа)

                     Холодный прошибает пот,

                     В глазах круги без счета.

А за столом, пугая всех,

Грозя кнутом и ссылкой,

Сидит ужасный человек

С язвистою улыбкой.

                      Суров, неумолим и тих,

                      Внушая страх и трепет,

                      Он соберет работы их

                      И всем по двойке влепит!

И греет лишь одно сердца

Учеников несчастных:

Что две минуты до конца

Мучений их ужасных,

                      Что прозвенит звонок опять –

                      Луч света в царстве школьном,

                      И можно вновь спокойно спать,

                            Забыв о дне прикольном.

Логическая пауза (миниатюра)

На сцене два ученика.

Младший спрашивает у старшего:

- Ты умеешь делить?

- Да.

- Тогда раздели девять на три.

- Пожалуйста.

Пишет на плакате и показывает:

ДЕ – ВЯ – ТЬ!

Стихотворение « Опять двойка».

Пришел из школы ученик

И запер в ящик свой дневник.

- Где твой дневник? – спросила мать.

Пришлось дневник ей показать.

                Не удержалась мать от вздоха,

                Увидев надпись «Очень плохо».

                Узнав, что сын такой лентяй,

                Отец воскликнул:  «Шалопай».

- Чем заслужил ты единицу? –

Спросила старшая сестрица.

- Я думал, что гипотенуза –

- Река Советского Союза.

Сценка «Среднее арифметическое».

Стоит Олег, задумавшись.

Лена (входя): Олег, о чем ты задумался?

Олег: Знаешь, о чем я задумался? Среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили мы сегодня. Ты получила «5», а я «1». Складываем, делим пополам, по «тройке» получили оба.

Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое!

Лена: Но ты даже не спросил, устраивает ли это меня?

Олег: Подожди. Это еще не все. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на 15 минут позже. Складываем, делим пополам – мы оба пришли вовремя.

Лена: Ты же гений! ( в сторону – Ну, я тебя проучу). Слышишь, Олег, ты меня просил купить кеды тебе в нашем магазине. Тебе мама дала денег?

Олег: Да.

Лена: Давай, я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим арифметическим. (Уходит).

Олег: Вот здорово! Наконец-то и у меня будут кеды, и Роман Борисович не будет меня ругать. (Делает несколько гимнастических упражнений).

Лена: (входит с пакетом). Видишь, как я быстро вернулась. Я тебе кеды купила, не что-нибудь!

Олег: (с нетерпением). Давай быстрее, покажи их. (Открывает пакет, с удивлением разглядывает: один большой кед, другой – маленький). Что это?

Лена: Ты еще спрашиваешь? Это твои кеды. Один 26 размера, другой – 44. Складываем, делим пополам, получаем твой размер - 35. Да здравствует среднее арифметическое! (Олег с ужасом хватается за голову и убегает).

Приложение 2

презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы ШМО естественно – математического цикла на 2020 – 2021 уч. год

План работы ШМОестественно – математического цикла на 2020 – 2021 уч. год...

Контрольная работа по математике: алгебра и начала математического анализа, геометрия по теме «МЕТОД ИНТЕРВАЛОВ» в 10 классе за 2019-2020 учебный год

Вариант 1Вариант 11.          Решите неравенства методом интервалов:а)  (х – 1)(3х +1) < 0; б)  х(х2 – 8х + 15) > 0; в)...

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа на 2019-2020 уч. год.

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа....

План работы ММО учителей физико-математического цикла на 2019- 2020 учебный год

Методическая тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках   в рамках образовательной программы и освоения ФГОС основного общего образования»....

План работы ШМО учителей естественно – математического цикла на 2019-2020 уч.год. МКОУ «Открытая школа»

Методическая тема:«Внедрение инновационных технологий в целях повышения качества образования по предметам естественно-математического цикла в условиях перехода на ФГОС». Цель:Повышени...

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 10 класса (2019-2020 учебный год)

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 10 класса (2019-2020 учебный год)...

Контрольная работа по алгебре и началам математического анализа по теме « Показательные уравнения и неравенства» 11 класс 2020-2021 учебный год

Контрольная работа №3Тема: Показательные уравнения и неравенства.Вариант 1.Вычислить: Решить уравнения:А) 36  = 1Б) В) 3 Решить неравенства:А) 8 Б) Решить неравенство:...