Программа школьного кружка "Лидеры науки"
материал (8 класс)

Яковлева Юлия Вячеславовна

Программа, пояснительная записка, актуальность, востребованность организации школьного кружка "Лидеры науки"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Одной из задач современного образования является развитие способности
учащихся к самостоятельной деятельности по добыванию информации, еѐ
обработке и применении, а также по оценке результатов. Ключевыми
направлениями деятельности  кружка «Лидеры науки» стали:

1. Включение в научно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся в соответствии с их интересами и потребностями.

2. Обучение работе с разнообразными источниками информации, формирование культуры научного исследования.

3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей обучающихся области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

4. Просветительская работа

5. Подготовка, организация и проведение школьных конференций, турниров, конкурсов, чемпионатов, олимпиад и др.

6.Развитие общественной активности и инициативы участников кружка.

7. Стимулирование креативности учащихся.

         Просветительская  работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.

Программа кружка разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и  на основе Программы развития  МОУ СШ №9 им. А.С. Пушкина.  Программа направлена на развитие творческих  способностей обучающихся, формирование у них основ культуры просветительской  деятельности.    Успешность в овладении просветительскими  умениями  способствует развитию и совершенствованию аналитических умений учащихся, повышает вероятность самостоятельно осуществляемого, грамотного принятия решения.

Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес.

Кружок «Лидеры науки» - это добровольное объединение школьников разных возрастов, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники

Целью программы кружка является создание образовательной среды, обеспечивающей возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

Задачи:

  •  выявление и поддержка учащихся, склонных к исследовательской деятельности;
  • формирование и развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности;
  • развитие творческого и интеллектуального потенциала детей;
  • совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;
  • организация научно-исследовательской деятельности учащихся с целью совершенствования процесса обучения и профориентации;
  • развитие общественной активности, инициативы.

Структура и организация работы кружка «Лидеры науки»

Высшим органом  является руководитель кружка, староста кружка (заместитель руководителя), секретарь. Количество членов кружка – неограниченное. Заседание членов кружка проводится еженедельно 1 раз.  Организационное  собрание проводится 2 раза в год.  Первый -  в начале учебного года, на котором планируются приоритетные направления работы, утверждается план работы на год, избирается староста и секретарь кружка. Второй – в конце года, на котором подводятся итоги.  

Руководителем кружка является учитель высшей или первой категории,.

Содержательные линии программы

Образовательные линии - содержат идеи,  характеризующие  просветительские  методы работы.

Ценностные линии – предполагают формирование  общекультурного, научного  и краеведческого мировоззрения.

Деятельностные линии  -  побуждают учащихся к  действию познания и  включения критического мышления.

Творческие линии -  предусматривают развитие исследовательских и  творческих способностей учащихся, активизацию познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте.

Первый этап – диагностическая работа. Предполагается формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Идет обучение просветительским методам.

Второй – организационно-развивающая работа. На основе сформированного исследовательского поведения идет усовершенствование научных методов познания и общеучебных ЗУН, совершенствование навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе играет работа с первоисточниками.

Третий – просветительская работа . Учащиеся приобщаются к осмыслению просветительской деятельности, ведется разработка как общешкольных, так и  внутри классных мероприятий.

Режим занятий

Программа  рассчитана на 34 часа. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов и параллелей.

   

  1. Содержание программы

Введение в просветительскую деятельность.

Ознакомление с программой, содержанием, структурой кружка. Выбор старосты, секретаря. Определение рабочих групп. Знакомство с руководителями и выбор консультантов - старшеклассников.

Проработка просветительских идей.

Поиск тем для просвещения, накопление и обработка информации. Организация работы с литературой. Работа в библиотеке, интернете, специализированными  словарями, справочниками, библиографическими изданиями, периодической печатью и др. Литературный отбор в просветительской  работе. Библиографическое оформление работы.

Формулирование цели и конкретных задач просвещения. Понятие предмета и объекта просвещения. Структура выступления.

Обзор форм просветительской деятельности: выступление с докладом или с сообщением, организация внутришкольных или внутриклассных мероприятий, выпуск стенгазеты.

Разработка плана - графика  просветительской деятельности.

График выступлений с докладами. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка информационных данных доклада (презентация). Риторика и культура речи. Композиция доклада. Использование наглядности. График оформления стенгазет. График организации мероприятий (викторина, час общения,  просветительская лекция)

3. Предполагаемые результаты реализации программы

Реализация Программы позволит сформировать устойчивый познавательный интерес к науке, ученым людям. Интерес будет способствовать  развитию и саморазвитию обучающихся, для которых кружок станет просветительской базой, основой  для получения знаний, школой культуры, развития, общения, творчества, традиций, здорового образа жизни.

Результат №1: приобретение школьниками  значимой информации, научных знаний, понимания важности просветительской деятельности, приобретения знаний о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результат №2: формирование позитивного отношения школьника к науке, научным знаниям, базовым ценностям нашего общества.  

Результат №3: развитие ценностных отношений школьника к ученым нашего государства, культуре, науке.

Результат №4: приобретение школьником опыта самостоятельного выступления, организации внутришкольных и внутриклассных мероприятий.

Школьник может приобрести:

 - опыт сбора информации;

- опыт публичного выступления;  

- опыт просветительской деятельности;

- опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;

- опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

 

  1. Материально-техническая база

Материальная база кружка формируется из собственных средств школы. Под базой подразумеваются кабинеты, библиотека, читальные залы, отдельные приборы, оборудование, материалы, множительная техника, стенды и др.

  1. Рекомендуемая учебно-методическая литература

Для учителя

Книги

1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.- 48 с. - (Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения)

2. Исследовательская деятельность студентов и школьников как фактор личностного и профессионального развития: Материалы научно - практической  конференции  9 -10 дек. 2003 г. - Вологда, 2004. - 376 с. - (ВИРО, ВГПУ)                                                                               

3. Исследовательская работа школьников / Сост. Н.С.Криволап. - Минск: ИООО "Красико-Принт", 2005.-176 с. -(Педагогическая мастерская)         

4. Маслова Е.В. Творческие работы школьников: Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 64 с. -  (Школьное образование)         

5. Научно - исследовательская деятельность учащихся: Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников – 2002 / Отв. ред. Л.Е.Курнешова. - М.: Центр "Школьная книга".  Вып.2. - 2002. - 64 с.         

6. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / Отв. ред. М.А.Ушакова.-М.: Сентябрь, 2003. - 204 с. - (Библиотека журнала "Директор школы". Вып. 8)

7. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие для вузов.-М.: Ось - 89, 2006. - 480 с.         

8. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развить свои исследовательские способности: Учебник - тетрадь для учащихся средней школы. - М.: Генезис, 2005. - 95 с.         

9. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. - М.: Генезис, 2005. - 203 с.           

10. Степанова М.В.  Учебно - исследовательская деятельность школьников в профильном обучении:  Учебно - методическое пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпицыной. - СПБ: КАРО, 2005. - 96 с.           

11. Технология исследовательской деятельности по полевой биологии: ( Методические рекомендации). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. - 64 с. - ( Библиотечка  для  педагогов, родителей и детей. Прил. к журналу "Внешкольник". Вып. 2)        

12. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность: Словарь. - М.: Академия; АНКиПРО, 2005. - 64 с.

 Статьи

Теория и методика исследовательской  работы учащихся

      1. Арцев М. Н. Учебно - исследовательская работа учащихся: (методические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. - 2005. - № 6. - С. 4 - 29.

   2. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 68 –74.

   3. Бушковская Е.А. Методическое сопровождение в исследовательской деятельности обучающихся и учителей, ориентированное на  самореализацию индивидуальных проявлений и использование витагенного опыта: [Академический лицей г.Томска] / Е.А.Бушковская, И.Н. Тоболкина // Одаренный ребенок. - 2008. -  № 2. - С. 70 -102.    

  4. Витте И. Маленькая кузница большой науки: [привитие навыков научно - исследовательской работы учащимся]

// Управление школой. -  2008. -  № 5. - С. 15 -17  

      Этапы научного исследования школьника; Как работать над рефератом; Защита

  5. Иванов Г. А.  Интегративные основы организации научно - исследовательской деятельности учащихся  

// Педагогические технологии. - 2006. - № 1. - С. 22 - 28.

  6. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14 -21.

  7. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14 -21.

  8. Кущенко И. Ю. Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций школьников  // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 142 - 146.

  9. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как приоритетное направление развития системы российского образования  // Исследовательская работа школьников. - 2007.- № 4.-С. 6 -10.

10. Леонтьева А.В. О критериях оценивания проектно-исследовательских работ учащихся / А.В.Леонтьева, Ю.О.Шевяхова  // Биология в школе. - 2009. - № 4. - С. 47 – 50    

   Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников

  11. Макарова М. Учебно-научные конференции - средство развития и  воспитания  учащихся  / Макарова  М.Ф., Кузькин Н.П.   // Директор школы. - 2007. - № 3. - С. 67 - 71.

  12. Макотрова Г. В. Формирование  учебно - исследовательской культуры учащихся как условие устойчивого развития школьного обучения  // Химия: методика преподавания. - 2005. - № 2. –  С. 46 -48.

  13. Макотрова Г. В. Экспертная оценка учебно - исследовательской культуры школьников // Исследовательская работа школьников. - 2008. -  № 1. -С. 33 - 41    

          14. Макотрова Г.В. Учебно - исследовательская культура учащихся  // Педагогика. - 2007. –  № 1. - С. 47 - 52.

 15. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности  для  развития  личности.  Творческая личность   // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123 - 127; № 9. –

С. 173 -180; Школьные технологии. - 2006. -  № 2. - С . 19 – 31

 16. Наливайко Е. И. Система показателей интеллектуального поведения  М.А.Холодной в педагогической диагностике исследовательской деятельности   // Одаренный ребенок. - 2007. - № 1.-С. 80 - 82.

 17. Нинбург Е.А. Технология научного исследования: Методические рекомендации  // Биология. -2008. - № 10. - С. 15 - 21; № 11. - С. 8 - 15.

 18. Обухов А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности  // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 3. - С. 18 - 38.

 19. Панов В.И. Становление субъекта и субъектности в исследовательской деятельности  // Школьные технологии. - 2008. - № 4. - С. 45 - 46.

 20. Пархоменко Т.Л. Исследовательский метод познания в учебной деятельности  // Физика. -2009. - № 4. - С. 3 - 4.

 21. Пентин А. Учебные исследования и проекты - понятия близкие, но  не  тождественные  // Директор школы. - 2006. - № 2. - С. 47 - 52. -  (Организация учебного процесса).

 22. Пискунова М.В. Психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся: [опыт "Лицея на Донской"] // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 1. - С. 93 – 99    

        23. Проекты и исследования: [что такое научное исследование школьного уровня в рамках исследовательской деятельности учащихся: Подборка материалов] // Управление школой. - 2009.- № 5. - С. 30 – 36  

  24. Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников  

// Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 108 -114.

 25. Романцова Н. С. Исследовательский метод  в образовательном процессе  // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 4. - С. 57 - 60.

 26. Савенков А. Принципы исследовательского обучения  // Директор школы. - 2008. - № 9. – С. 50 - 55.

 27. Савенков А. Развитие исследовательских умений школьников // Школьный психолог. - 2008.- № 18. - С. 19 - 30.

 28. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Школьные технологии. - 2008. - № 1. - С. 11 -20.

 29. Савенков А. И. Проектирование и исследование в современном образовании  // Химия в школе. - 2008. - № 6. –

С. 2- 8.

 30. Савенков А. И. Концепция исследовательского обучения  // Школьные технологии . - 2008.- № 4. - С. 47 -50.

 31. Савенков А.И. Учебные исследования детей: [история, перспективы, условия, механизмы развития, как способ образования] // Исследовательская работа школьников. - 2007. -  № 3. – С. 68 - 75.

 32. Шноль Д.Э. О типологии исследовательских работ школьников  // Исследовательская работа школьников. - 2009. - № 1. - С. 44 - 48.

   33. Штейн А.В.  Интеграция предметов гуманитарного цикла как путь развития исследовательской деятельности учащихся   // Исследовательская работа школьников. - 2007. -  № 1. - С. 92 - 97.

Организация исследовательской работы в школе

1. Алейникова И. Интеллект будущего: [организация учебно - исследовательской работы учащихся] // Управление школой. - 2007. - № 1. - С. 25 – 27        

      2. Алексеев Н. Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся: Концепции и программы // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - C. 24 -33.

  3. Бессолицына Р. Организация научно - исследовательской деятельности учащихся и педагогов // Управление школой. -  2005. - № 17. - С. 3 - 10.    

  4. Блинова Т. В. Организация исследовательской деятельности учащихся на основе интеграции учреждений общего и дополнительного образования: [опыт ЦДТ г. Ижевска]  / Блинова Т.В., Матвеева О.Г.,  Ворожцова Т.В.

// Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 126 -130.

  1. Васильева Л. П. Интеллектуальный клуб - эффективная форма организации исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 4. -С. 126 - 128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа «Школа светофорных наук»

Образовательная программа по ПДД. Возраст обучающихся – 8 – 14 лет. Срок реализации программы – 3 года. Актуальность программы: Бурное развитие техники в последние годы привело к стремительному росту ...

Презентация на школьный парад наук "Русский язык"

Данная презентация содержит материалы об историческом развитии русского языка, Годе русского языка в России, сведения о всемирно известных писателелях и поэтах 19-21 вв., языковедах, внесших огромный ...

Программа школьного кружка «Издательство школьной газеты».

Программа школьного кружка «Издательство школьной газеты»....

Приказ о школьном Дне науки

Приказ о школьном Дне науки...

Приказ О проведении школьной Недели науки и творчества

Приказ О проведении школьной Недели  науки и творчества...

Приказ о проведении школьного Дня науки и творчества 2019

О проведении школьного Дня науки 2019...

Неделя русского языка в рамках школьного Фестиваля наук и творчества (из опыта работы).

Дидактический материал для проведения конкурсного диктанта "Грамотей" и текст для проведения турнира по скорочтению...