Программа школьного кружка "Лидеры науки"
материал (8 класс)
Программа, пояснительная записка, актуальность, востребованность организации школьного кружка "Лидеры науки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list_programmy.pdf | 308.94 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_i_programma_lidery_nauki.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Одной из задач современного образования является развитие способности
учащихся к самостоятельной деятельности по добыванию информации, еѐ
обработке и применении, а также по оценке результатов. Ключевыми
направлениями деятельности кружка «Лидеры науки» стали:
1. Включение в научно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся в соответствии с их интересами и потребностями.
2. Обучение работе с разнообразными источниками информации, формирование культуры научного исследования.
3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей обучающихся области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
4. Просветительская работа
5. Подготовка, организация и проведение школьных конференций, турниров, конкурсов, чемпионатов, олимпиад и др.
6.Развитие общественной активности и инициативы участников кружка.
7. Стимулирование креативности учащихся.
Просветительская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.
Программа кружка разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и на основе Программы развития МОУ СШ №9 им. А.С. Пушкина. Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры просветительской деятельности. Успешность в овладении просветительскими умениями способствует развитию и совершенствованию аналитических умений учащихся, повышает вероятность самостоятельно осуществляемого, грамотного принятия решения.
Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес.
Кружок «Лидеры науки» - это добровольное объединение школьников разных возрастов, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники
Целью программы кружка является создание образовательной среды, обеспечивающей возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Задачи:
- выявление и поддержка учащихся, склонных к исследовательской деятельности;
- формирование и развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности;
- развитие творческого и интеллектуального потенциала детей;
- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;
- организация научно-исследовательской деятельности учащихся с целью совершенствования процесса обучения и профориентации;
- развитие общественной активности, инициативы.
Структура и организация работы кружка «Лидеры науки»
Высшим органом является руководитель кружка, староста кружка (заместитель руководителя), секретарь. Количество членов кружка – неограниченное. Заседание членов кружка проводится еженедельно 1 раз. Организационное собрание проводится 2 раза в год. Первый - в начале учебного года, на котором планируются приоритетные направления работы, утверждается план работы на год, избирается староста и секретарь кружка. Второй – в конце года, на котором подводятся итоги.
Руководителем кружка является учитель высшей или первой категории,.
Содержательные линии программы
Образовательные линии - содержат идеи, характеризующие просветительские методы работы.
Ценностные линии – предполагают формирование общекультурного, научного и краеведческого мировоззрения.
Деятельностные линии - побуждают учащихся к действию познания и включения критического мышления.
Творческие линии - предусматривают развитие исследовательских и творческих способностей учащихся, активизацию познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте.
Первый этап – диагностическая работа. Предполагается формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Идет обучение просветительским методам.
Второй – организационно-развивающая работа. На основе сформированного исследовательского поведения идет усовершенствование научных методов познания и общеучебных ЗУН, совершенствование навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе играет работа с первоисточниками.
Третий – просветительская работа . Учащиеся приобщаются к осмыслению просветительской деятельности, ведется разработка как общешкольных, так и внутри классных мероприятий.
Режим занятий
Программа рассчитана на 34 часа. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов и параллелей.
- Содержание программы
Введение в просветительскую деятельность.
Ознакомление с программой, содержанием, структурой кружка. Выбор старосты, секретаря. Определение рабочих групп. Знакомство с руководителями и выбор консультантов - старшеклассников.
Проработка просветительских идей.
Поиск тем для просвещения, накопление и обработка информации. Организация работы с литературой. Работа в библиотеке, интернете, специализированными словарями, справочниками, библиографическими изданиями, периодической печатью и др. Литературный отбор в просветительской работе. Библиографическое оформление работы.
Формулирование цели и конкретных задач просвещения. Понятие предмета и объекта просвещения. Структура выступления.
Обзор форм просветительской деятельности: выступление с докладом или с сообщением, организация внутришкольных или внутриклассных мероприятий, выпуск стенгазеты.
Разработка плана - графика просветительской деятельности.
График выступлений с докладами. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка информационных данных доклада (презентация). Риторика и культура речи. Композиция доклада. Использование наглядности. График оформления стенгазет. График организации мероприятий (викторина, час общения, просветительская лекция)
3. Предполагаемые результаты реализации программы
Реализация Программы позволит сформировать устойчивый познавательный интерес к науке, ученым людям. Интерес будет способствовать развитию и саморазвитию обучающихся, для которых кружок станет просветительской базой, основой для получения знаний, школой культуры, развития, общения, творчества, традиций, здорового образа жизни.
Результат №1: приобретение школьниками значимой информации, научных знаний, понимания важности просветительской деятельности, приобретения знаний о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результат №2: формирование позитивного отношения школьника к науке, научным знаниям, базовым ценностям нашего общества.
Результат №3: развитие ценностных отношений школьника к ученым нашего государства, культуре, науке.
Результат №4: приобретение школьником опыта самостоятельного выступления, организации внутришкольных и внутриклассных мероприятий.
Школьник может приобрести:
- опыт сбора информации;
- опыт публичного выступления;
- опыт просветительской деятельности;
- опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
- опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
- Материально-техническая база
Материальная база кружка формируется из собственных средств школы. Под базой подразумеваются кабинеты, библиотека, читальные залы, отдельные приборы, оборудование, материалы, множительная техника, стенды и др.
- Рекомендуемая учебно-методическая литература
Для учителя
Книги
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.- 48 с. - (Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения)
2. Исследовательская деятельность студентов и школьников как фактор личностного и профессионального развития: Материалы научно - практической конференции 9 -10 дек. 2003 г. - Вологда, 2004. - 376 с. - (ВИРО, ВГПУ)
3. Исследовательская работа школьников / Сост. Н.С.Криволап. - Минск: ИООО "Красико-Принт", 2005.-176 с. -(Педагогическая мастерская)
4. Маслова Е.В. Творческие работы школьников: Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 64 с. - (Школьное образование)
5. Научно - исследовательская деятельность учащихся: Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников – 2002 / Отв. ред. Л.Е.Курнешова. - М.: Центр "Школьная книга". Вып.2. - 2002. - 64 с.
6. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / Отв. ред. М.А.Ушакова.-М.: Сентябрь, 2003. - 204 с. - (Библиотека журнала "Директор школы". Вып. 8)
7. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие для вузов.-М.: Ось - 89, 2006. - 480 с.
8. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развить свои исследовательские способности: Учебник - тетрадь для учащихся средней школы. - М.: Генезис, 2005. - 95 с.
9. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. - М.: Генезис, 2005. - 203 с.
10. Степанова М.В. Учебно - исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно - методическое пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпицыной. - СПБ: КАРО, 2005. - 96 с.
11. Технология исследовательской деятельности по полевой биологии: ( Методические рекомендации). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. - 64 с. - ( Библиотечка для педагогов, родителей и детей. Прил. к журналу "Внешкольник". Вып. 2)
12. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность: Словарь. - М.: Академия; АНКиПРО, 2005. - 64 с.
Статьи
Теория и методика исследовательской работы учащихся
1. Арцев М. Н. Учебно - исследовательская работа учащихся: (методические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. - 2005. - № 6. - С. 4 - 29.
2. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 68 –74.
3. Бушковская Е.А. Методическое сопровождение в исследовательской деятельности обучающихся и учителей, ориентированное на самореализацию индивидуальных проявлений и использование витагенного опыта: [Академический лицей г.Томска] / Е.А.Бушковская, И.Н. Тоболкина // Одаренный ребенок. - 2008. - № 2. - С. 70 -102.
4. Витте И. Маленькая кузница большой науки: [привитие навыков научно - исследовательской работы учащимся]
// Управление школой. - 2008. - № 5. - С. 15 -17
Этапы научного исследования школьника; Как работать над рефератом; Защита
5. Иванов Г. А. Интегративные основы организации научно - исследовательской деятельности учащихся
// Педагогические технологии. - 2006. - № 1. - С. 22 - 28.
6. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14 -21.
7. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14 -21.
8. Кущенко И. Ю. Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций школьников // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 142 - 146.
9. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как приоритетное направление развития системы российского образования // Исследовательская работа школьников. - 2007.- № 4.-С. 6 -10.
10. Леонтьева А.В. О критериях оценивания проектно-исследовательских работ учащихся / А.В.Леонтьева, Ю.О.Шевяхова // Биология в школе. - 2009. - № 4. - С. 47 – 50
Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников
11. Макарова М. Учебно-научные конференции - средство развития и воспитания учащихся / Макарова М.Ф., Кузькин Н.П. // Директор школы. - 2007. - № 3. - С. 67 - 71.
12. Макотрова Г. В. Формирование учебно - исследовательской культуры учащихся как условие устойчивого развития школьного обучения // Химия: методика преподавания. - 2005. - № 2. – С. 46 -48.
13. Макотрова Г. В. Экспертная оценка учебно - исследовательской культуры школьников // Исследовательская работа школьников. - 2008. - № 1. -С. 33 - 41
14. Макотрова Г.В. Учебно - исследовательская культура учащихся // Педагогика. - 2007. – № 1. - С. 47 - 52.
15. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности. Творческая личность // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123 - 127; № 9. –
С. 173 -180; Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С . 19 – 31
16. Наливайко Е. И. Система показателей интеллектуального поведения М.А.Холодной в педагогической диагностике исследовательской деятельности // Одаренный ребенок. - 2007. - № 1.-С. 80 - 82.
17. Нинбург Е.А. Технология научного исследования: Методические рекомендации // Биология. -2008. - № 10. - С. 15 - 21; № 11. - С. 8 - 15.
18. Обухов А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 3. - С. 18 - 38.
19. Панов В.И. Становление субъекта и субъектности в исследовательской деятельности // Школьные технологии. - 2008. - № 4. - С. 45 - 46.
20. Пархоменко Т.Л. Исследовательский метод познания в учебной деятельности // Физика. -2009. - № 4. - С. 3 - 4.
21. Пентин А. Учебные исследования и проекты - понятия близкие, но не тождественные // Директор школы. - 2006. - № 2. - С. 47 - 52. - (Организация учебного процесса).
22. Пискунова М.В. Психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся: [опыт "Лицея на Донской"] // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 1. - С. 93 – 99
23. Проекты и исследования: [что такое научное исследование школьного уровня в рамках исследовательской деятельности учащихся: Подборка материалов] // Управление школой. - 2009.- № 5. - С. 30 – 36
24. Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников
// Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 108 -114.
25. Романцова Н. С. Исследовательский метод в образовательном процессе // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 4. - С. 57 - 60.
26. Савенков А. Принципы исследовательского обучения // Директор школы. - 2008. - № 9. – С. 50 - 55.
27. Савенков А. Развитие исследовательских умений школьников // Школьный психолог. - 2008.- № 18. - С. 19 - 30.
28. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Школьные технологии. - 2008. - № 1. - С. 11 -20.
29. Савенков А. И. Проектирование и исследование в современном образовании // Химия в школе. - 2008. - № 6. –
С. 2- 8.
30. Савенков А. И. Концепция исследовательского обучения // Школьные технологии . - 2008.- № 4. - С. 47 -50.
31. Савенков А.И. Учебные исследования детей: [история, перспективы, условия, механизмы развития, как способ образования] // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 3. – С. 68 - 75.
32. Шноль Д.Э. О типологии исследовательских работ школьников // Исследовательская работа школьников. - 2009. - № 1. - С. 44 - 48.
33. Штейн А.В. Интеграция предметов гуманитарного цикла как путь развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 1. - С. 92 - 97.
Организация исследовательской работы в школе
1. Алейникова И. Интеллект будущего: [организация учебно - исследовательской работы учащихся] // Управление школой. - 2007. - № 1. - С. 25 – 27
2. Алексеев Н. Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся: Концепции и программы // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - C. 24 -33.
3. Бессолицына Р. Организация научно - исследовательской деятельности учащихся и педагогов // Управление школой. - 2005. - № 17. - С. 3 - 10.
4. Блинова Т. В. Организация исследовательской деятельности учащихся на основе интеграции учреждений общего и дополнительного образования: [опыт ЦДТ г. Ижевска] / Блинова Т.В., Матвеева О.Г., Ворожцова Т.В.
// Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 126 -130.
- Васильева Л. П. Интеллектуальный клуб - эффективная форма организации исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 4. -С. 126 - 128.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа «Школа светофорных наук»
Образовательная программа по ПДД. Возраст обучающихся – 8 – 14 лет. Срок реализации программы – 3 года. Актуальность программы: Бурное развитие техники в последние годы привело к стремительному росту ...
Презентация на школьный парад наук "Русский язык"
Данная презентация содержит материалы об историческом развитии русского языка, Годе русского языка в России, сведения о всемирно известных писателелях и поэтах 19-21 вв., языковедах, внесших огромный ...
Программа школьного кружка «Издательство школьной газеты».
Программа школьного кружка «Издательство школьной газеты»....
Приказ о школьном Дне науки
Приказ о школьном Дне науки...
Приказ О проведении школьной Недели науки и творчества
Приказ О проведении школьной Недели науки и творчества...
Приказ о проведении школьного Дня науки и творчества 2019
О проведении школьного Дня науки 2019...
Неделя русского языка в рамках школьного Фестиваля наук и творчества (из опыта работы).
Дидактический материал для проведения конкурсного диктанта "Грамотей" и текст для проведения турнира по скорочтению...