Внеклассное занятие «Водоёмы Краснодарского края, реки, моря»
план-конспект
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат
ст-цы Шкуринской
Подготовила воспитатель: Бойко О.Ю.
Цель: воспитывать любовь к родному краю и его природе;
Задачи:
- познакомить учащихся с различными водоемами нашего края;
- развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать, работать по карте;
- воспитывать культуру поведения в местах отдыха на лоне природы.
Оборудование: мультимедийный проектор, фильм - презентация о водоемах, физическая карта Краснодарского края, рисунки детей, листики с кресс-кроссвордом.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей занятия.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы начинаем знакомство с различными водоёмами нашего края. Мы будем говорить о необыкновенности нашего края, его своеобразии и красоте.
СЛАЙД 2
Воспитатель: Посмотрите внимательно на экран.
СЛАЙД 3
Что это? (Земля из космоса).
Догадались, почему наша Земля именно голубого цвета? ( Большая часть покрыта водой). Верно.
Вода играет большое значение в жизни человека.
Из уроков природоведения вы знаете, что вода находится повсюду, даже в организме человека. Вы знаете, что каждый человек больше чем наполовину состоит из жидкости. Мы пьём воду, купаемся, готовим пищу, убираем, перевозим по ней грузы… Во всех жизненных процессах без воды просто не обойтись. Без воды не будет ничего: ни деревьев, ни травы, ни зверей, ни птиц. И даже нас с вами. И сегодня на уроке мы будем говорить о воде, как о нашем богатстве, о водоёмах нашего края. Другими словами мы будем говорить о водных ресурсах Краснодарского края.
3. Объяснение нового материала.
Моря Краснодарского края.
1) Вступление.
Воспитатель: Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Посмотри: до горизонта
Всё вода, вода, вода.
Здесь гуляют на просторе
Корабли и катера.
Разгулялся ветер
На его просторе,
И поднялись волны,
И проснулось (море).
Наверное, вы уже поняли, о чём у нас сейчас пойдёт речь. (О море).
На уроках кубановедения мы уже говорили об особенностях нашего края, его красоте. И вот ещё одно доказательство своеобразия Кубани! Какие ещё край или область в нашей стране могут похвастаться тем, что их границы омывают сразу два моря? А у нас они есть.
Вы ведь видели на карте их изображение!
СЛАЙД 4
Вспомните, как они называются. (Чёрное море и Азовское море).
2) Чёрное море.
Воспитатель: Моря - огромные водоемы с соленой водой. Они богаты растительным и животным миром. Море дает человеку продукты питания, лекарства, служит водными дорогами. Морские берега - прекрасное место для отдыха.
Что вы знаете о морях Краснодарского края?
Что вы можете рассказать о Чёрном море?
Чёрное море очень тёплое, не замерзает даже зимой, но неспокойное и бурное. Во время шторма вода там действительно становится чёрной. Может поэтому его так и назвали.
СЛАЙД 5
Площадь моря 422 000 квадратных километров. Самая большая глубина 2 245 метров.
Вода в море солёная. Верхний слой воды менее солёный, нижний – более. На глубине 150 - 200 м вода насыщена сероводородом, поэтому животные там не живут.
В нашем тёплом море водится свыше 1000 видов животных. Среди них – удивительные и красивые млекопитающие, часто парами, тройками или целыми стайками сопровождающие корабли. Догадались, о ком идёт речь? Конечно, это дельфины.
СЛАЙД 6
В Чёрном море водится самый быстрый дельфин - белобочка (длина тела от 1,5 до 2,6 метра).
А также афалина – длиной до 3 метров!
СЛАЙД 7
Обитает также в этом море примерно 170 видов рыб, из них 40 – промысловых: сельдь, скумбрия, ставрида, кефаль, хамса.
СЛАЙД 8
На Черноморском побережье нашего края расположены города Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи. Красота побережья и тёплый климат привлекают сюда людей со всей страны. Здесь построено много санаториев и домов отдыха.
СЛАЙД 9
3) Азовское море.
Воспитатель: Что вы знаете об Азовском море?
Азовское море меньше Чёрного в 11 раз. Берега его песчано-ракушечные, безлесые, невысокие. Глубина не превышает 11 метров. Вода содержит мало соли, т.к. опресняется реками Кубанью и Доном. Зимой вода в море замерзает, а летом сильно прогревается.
СЛАЙД 10
В прогретой воде быстро растут водоросли и мельчайшие животные, которые служат кормом для рыб. Поэтому рыбы в Азовском море очень много. Здесь водятся сельдь, судак, осетровые (севрюга, белуга, осётр) и другие породы рыб. Рыбу здесь ловят почти круглый год. На побережье очень много рыболовецких хозяйств.
СЛАЙД 11
Физ. минута.
Реки Краснодарского края.
1) Вступление.
Воспитатель: А теперь отгадайте новую загадку. Что это такое?
С гор бежала без оглядки,
С ручейком играла в прятки,
Широка и глубока –
Это быстрая (река).
О чём теперь пойдёт речь на уроке? ( О реках).
Река - постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока (начала) к устью (месту впадения реки в другой водоём).
Физическая карта Краснодарского края покрыта тонкими извилистыми синими жилками. Это показаны наши реки. Одни – горные – бегут быстро, другие – равнинные – текут медленно, спокойно.
2) Горные и равнинные реки Кубани.
Горные реки коротки, быстры и текут по глубоким, узким ущельям. Дно и берега рек покрыты галькой. Из рек, впадающих в Чёрное море, наиболее значительны Мзымта, Сочи, Туапсе, Вулкан, Пшада. Летом они, обычно мелководны. Но во время дождей и таяния снега превращаются в бурные потоки.
Многие горные реки образуют водопады.
СЛАЙД 13
В сторону Азовского моря текут степные реки. Наиболее крупные: Кирпили, Бейсуг, Челбас, Сосыка, Ея. У них тихое течение, илистое дно, низкие берега, зачастую поросшие влаголюбивой растительностью (камышом). Большинство степных рек не доходят до Азовского моря, а теряются в приморских лиманах или плавнях.
В летний период многие реки местами пересыхают, образуя ряд озёр. Родники и грунтовые (подпочвенные ) воды питают реки. Зимой они замерзают на 1-2 месяца.
СЛАЙД 14
3) Река Кубань.
Самая главная река – это Кубань. По её названию и край называют Кубанью.
СЛАЙД 15
Она берёт начало высоко в горах и несёт свои воды в азовское море. Из маленького горного ручейка Кубань постепенно превращается в могучую реку. Она трудолюбивый работник: перевозит на себе грузы и пассажиров. Протяженность Кубани – 870 км.
В верховьях Кубань неглубока, типичная горная река, стремительно текущая в узкой горной долине.
СЛАЙД 16
В среднем и нижнем течении глубина её значительна, берега пологие, даже низкие. У хутора Тиховского Кубань разделяется на два больших рукава: собственно Кубань и Протоку. Впадает она в Азовское море у посёлка Ачуево.
СЛАЙД 17
Кубань имеет притоки (так называются реки, которые впадают в Кубань). Все
они стекают с северных склонов Большого Кавказа. Среди них Уруп, Лаба, а также Белая, Пшиш и Псекупс, впадающие в Краснодарское водохранилище, и река Афипс, впадающая в Шапсугское водохранилище.
СЛАЙДЫ 18 - 19
4. Закрепление изученного материала.
Работа с картой Краснодарского края.
(Висит на доске)
Воспитатель: А теперь я хочу проверить, запомнили ли вы названия рек, протекающих по территории Краснодарского края. Покажите их, пожалуйста, на карте нашего края.
2. Разгадывание кроссворда.
А теперь разгадайте кресс-кроссворд, в котором спрятались названия некоторых наших рек. Найдите их в таблице и обведите рамкой. Слова могут прятаться только по вертикали или по горизонтали. Кроме выделенного слова-подсказки в нём спрятались названия ещё 7 рек.
(Детям выданы листочки с кресс-кроссвордом. Они должны найти названия Кубанских рек. На доске слайд с кроссвордом, чтобы учитель мог показать, как искать слова).
СЛАЙД 20
Воспитатель: Названия каких рек вы нашли? Перечислите их. А теперь проверьте, все ли вы нашли.
СЛАЙД 21
Значение рек в жизни человека и их использование.
Воспитатель: Почему без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные?
Как использует человек реки, воду? (Санитарные процедуры, пьем воду, вода вырабатывает электричество, лов рыбы и т.д.)
СЛАЙДЫ 22, 23, 24
Что для охраны водоёмов могут сделать взрослые и дети?
Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт.
Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу.
Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи, реки и озёра.
В водоёмах разводить разные породы рыб, восстанавливать их численность.
В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода очищается и используется снова.
СЛАЙД 25
А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема?
Как правильно вести себя у водоёма?
СЛАЙД 26
5. Итог.
Учитель: Ребята, о чём мы говорили на уроке?
С какими видами водоёмов мы познакомились?
Сколько морей в крае? Назовите их.
Что интересного запомнили вы о них?
С какими ещё водоёмами вы познакомились?
Какие реки вы запомнили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аитбригада по закону Краснодарского края №15-39 "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае"
В данной разработке рассказывается о законе Краснодарского края №15-39, идет агитация учащихся соблюдать этот закон....
Методическая разработка урока английского языка по теме Экологические проблемы Краснодарского края. Природа и экология Черного моря
Экологическое образование в техникуме реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у студентов экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы о...
Методическая разработка урока английского языка по теме Экологические проблемы Краснодарского края. Природа и экология Черного моря
Экологическое образование в техникуме реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у студентов экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы о...
Конспект внеклассного занятия по биологии в 7 классе школы VIII вида "Путешествие в мир лекарственных растений Краснодарского края"
Конспект внеклассного занятия по биологии в 7 классе школы VIII вида "Путешествие в мир лекарственных растений Краснодарского края"...
Экспедиция Мега-клуба в бассейн реки Афипс Краснодарского края летом 2012 года
Презентация экспедиции Мега-клуба на педсовете в ЗДТДиМ....
Тема: Река Кубань – главная водная артерия Краснодарского края
Цель. Расширить и углубить знания о водах суши - реках. Сформировать у учащихся представление о Кубани, познакомить с её особенностями и значением для нашего края.Задачи. Обучающая: обобщить знания уч...
План-конспект занятия-диспута «Краснодарский край родной»
Конспект позволяет познакомить учащихся с достопримечательностями Краснодарского края....