Подпрограмма «Эколого-валеологическое воспитание школьников»
методическая разработка
Подпрограмма учителей географии, биологии, химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podprogramma_ekologiya.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подпрограмма
учителей географии, биологии, химии.
«Эколого-валеологическое воспитание школьников»
Цели:
- создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной и природоохранной деятельности детей; формирование ответственной гражданской позиции по отношению к природе;
- осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде в целях сохранения психического, физического и духовно-нравственного здоровья, формирования ответственного отношения к здоровью как условию достижения высоких жизненных результатов.
Задачи:
- реализация познавательных интересов и потребностей учащихся через изменение природы своей Родины средствами экологии, туризма, краеведения;
- развитие у детей личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
- организация и претворение в жизнь посильных значимых дел, проектов, исследований по изучению и сохранению окружающей среды;
- включение детей и подростков в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность;
- осуществление валеологического воспитания как средства сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Ожидаемые результаты
Формирование личности школьника, имеющей активный уровень ценностного, ответственного отношения к собственному здоровью, личности социально-активной, способной к творческой преобразующей деятельности на благо общества.
Содержание подпрограммы
Подпрограмма построена на теоретическом изучении природы и экологии как науки, исследовательской и проектной деятельности, а также практической деятельности по сохранению и преобразованию окружающей среды.
Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человека, общества и природы и путях их успешного разрешения и преодоления.
Одной из таких проблем является проблема сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Здоровье в настоящее время зависит от группы факторов, а именно:
- биологических (наследственных);
- образа жизни человека и ребенка в том числе;
- экологических факторов;
- организации здравоохранения.
Но при этом в первую очередь следует обратить внимание на здоровый образ жизни, элементы которого (питание, физические упражнения и т.д.) помогут решить ряд проблем, направленных на укрепление и сохранение здоровья. Выбор образа жизни в большей степени определяется воспитанием, образованием и самовоспитанием личности (сотвори себя сам). Именно поэтому в рамках данной подпрограммы дети приобщаются к здоровому образу жизни через работу лектория клуба «Экос», спортивные занятия, активные виды отдыха (экологические игры на местности, туристические слеты и походы).
В практической части программы дети знакомятся с видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, и активно включаются в выполнение конкретных заданий по сохранению и преобразованию окружающей среды (трудовые десанты).
План исследовательской работы
Цели работы:
- овладение учащимися знаниями о живой и неживой природе;
- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- валеологическое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
- подготовка школьников к практической деятельности в обществе.
Задачи:
- выявить закономерности экологических явлений;
- исследовать «ближайшую» среду обитания;
- приобрести знания о функциях нашего организма;
- проверить соответствие нашей школы экологическим требованиям;
- выработать экологически грамотные правила поведения в природе, городе, поселке и т.д.
Тематика исследований
№ | 2016/2017 | 2017/2018 | 20182019 |
Влияние органоминерального удобрения «Дрот гусиный» на урожайность капусты | Влияние органоминерального удобрения «Дрот гусиный» на урожайность растений семейства «Пасленовые» (картофель, томаты). Расчет доз внесения данного вида удобрения под различные культуры | «Проблемы экологического состояния Смоленской области». | |
Состояние водной среды рек Гобза и Каспля в районе сброса сточных вод (в сравнении с данными по городскому водоснабжению) | Анализ качества воды г.Демидова.. | Изучение состояния атмосферного воздуха на основании оценки в нем естественных и антропогенных загрязнителей | |
3. | Выявление причин нарушения зрения у школьников | Специфика влияния факторов городской среды на растения | Составление геоэкологических карт территории (карта свалки, карта интенсивности транспортного движения, карта экологического состояния водных объектов) |
План просветительской работы
Цели:
- научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы;
- сформировать ответственное отношение к собственному здоровью.
Задачи:
- формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического развития;
- обеспечение физического и психического саморазвития.
Месяц | Учебный год | ||
2016/2017 | 2017/2018 | 2018/2019 | |
Сентябрь | Беседа «Проблемы правильного питания» (9 классы) | Беседа «Дети у экрана: за и против» (5 классы) | Лекция для учащихся и родителей «Сезонные осложнения в состоянии здоровья и пути их предотвращения» (с приглашением врача –педиатра) (9-11 классы) |
Октябрь | Бинарный урок «Правильное питание – залог здоровья» (10 класс) | Беседа «Необходимость закаливания для укрепления здоровья» (1-4, 5-7 классы) | Урок здоровья «Все в твоих руках» (3 класс) |
Урок здоровья «Все в твоих руках» (3 классы) | Урок здоровья «Правильная осанка – залог здоровья и красоты» (8-9 классы) | Конференция «Метеорологические и фенологические наблюдения. Народные приметы и погода» (6-7 классы) | |
Ноябрь | Урок здоровья « Формула здоровья» (8 классы) | Интерактивная лекция «Одурение от курения !!!» (10-11 классы) | Беседа «Современные средства коммуникации и здоровье» (9-10 классы) |
Беседа «Осторожно: ледостав»(1-4 классы) | «Красиво! Вкусно! Полезно?» (Основы рационального питания) (9 классы) | Урок здоровья « Формула здоровья» (8 классы) | |
Декабрь | Интерактивная лекция «Гигиена одежды и обуви» (6-7 классы) | Беседа «Безопасность при любой погоде» (7-8 классы) | Беседа «Правила застольного этикета и здоровье» (5 классы) |
Беседа «Дети у экрана: за и против» (5 классы) | Научно-практическая конференция « Алкоголь: за и против!»(10-11 классы) | Урок здоровья «Личная гигиена – выдумки или реальность» (7 классы) | |
Январь | Беседа «Современные средства коммуникации и здоровье» (11 класс) | Презентация «Зубная дисциплина» (4 классы) | Урок - презентация «Гармония души и тела» (9-11 классы) |
Февраль | Презентация «Зубная дисциплина» (4-5 классы) | Интерактивная лекция «Гигиена одежды и обуви» (5-6 классы) | Научно-практическая конференция «Три сокровища земли Смоленской» (8-9 классы) |
Март | Устный журнал «Солнце в твоей жизни» (8-9 классы) | Учебно-познавательная игра «Ускользающие жемчужины» ( о водных ресурсах) (8 класс) | Учебно-познавательная игра «Путешествие в царство Водяного» (1-2 классы) |
Апрель | Беседа «Осторожно! Ледоход!» (1-4 классы) | Беседа «Путешествие бутерброда» (9-10 классы) | Учебно-познавательная игра «Химические вещества в твоем доме» (8 классы) |
Май | Беседа «Ядовитые растения» (1-4, 5-7 классы) | Беседа «Правила поведения в природе» (1-4, 5-7 классы) | Устный журнал «Солнце в твоей жизни» (7 классы) |
План проектной работы
Цель:
создание условий для социализации, адаптации, самовыражения обучающихся и педагогов в образовательном пространстве школы.
Задачи:
- развитие конструктивного взаимодействия между обучающимися и педагогами для решения познавательных, исследовательских, творческих проблем (обучения и воспитания);
- формирования навыков проектирования у учащихся;
- воспитание у обучающихся активной гражданской позиции, участие в решении актуальных вопросов социума.
2016-2017 | 2017/2018 | 2018/2019 |
Социальные проекты | ||
« Благоустройство территории собора Успения Пресвятой Богородицы» | « Почетные жители города Демидова» (в рамках Всероссийской акции « Я – гражданин России») | «Учителями славится Россия» (в рамках Всероссийской акции « Я – гражданин России») |
Обустройство детской площадки в городском парке «Цирковой аттракцион» (в ансамбле с памятником Ю.В. Никулину) | «Зеленый сквер – родному городу» (создание социального ландшафта прибрежной полосы в микрорайоне Карцево) | |
Валеологические проекты | ||
«Соли и их влияние на организм» | «Гармония души и тела» | «Растения полезные и вредные» |
« Основы рационального питания» | «Химические вещества в твоем доме» | «Солнце в твоей жизни» |
Медиапроекты (разработка пособий для лекторской группы клуба «Экос») | ||
« Белки – основа жизни» | « В здоровом теле – здоровый дух!» | «Личная гигиена: выдумки или реальность» |
«Глобальная экологическая проблема мира» | «Путешествие бутерброда» | «Безопасность при любой погоде» |
План природоохранной работы
Цель:
- формирование опыта сохранения и преобразования окружающей среды;
- развитие активной нравственной позиции детей как патриотов, «хозяев своей земли».
Задачи:
- формирование технологий взаимодействия школьников с окружающим миром;
- формирование гуманистических отношений в ученической среде, развитие межвозрастного взаимодействия;
- создание условий для самореализации и социализации учащихся;
- приобщение учащихся к практической природоохранной деятельности.
- развитие эмоциональной сферы учащихся;
Циклограмма природоохранных мероприятий
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Экологические десанты: «Чистота малым рекам»; «Городу чистым быть!»; «Чистые дворы и скверы»; «Школа – мой второй дом»; «Наша помощь малышам» (благоустройство территории детского сада «Одуванчик». | Сентябрь, октябрь |
2 | Уход за территорией Центрального братского кладбища | Сентябрь, октябрь |
3 | Озеленение школьной территории (посадка деревьев) | Октябрь |
4 | Изготовление и размещение кормушек для птиц | Ноябрь |
5 | Изготовление и размещение в школьном дендрарии, городском парке и скверах города искусственных гнездовий | Март-апрель |
6 | Экологические десанты: «Чистота малым рекам»; «Городу чистым быть!»; «Чистые дворы и скверы»; «Школа – мой второй дом»; «Наша помощь малышам»(благоустройство территории детского сада «Одуванчик». | Апрель |
7 | Участие в слете Друзей Национального парка «Смоленское Поозерье». Волонтерская работа в парке | Апрель |
8 | Озеленение школьной территории (посадка деревьев, оформление клумб) | |
9 | Уход за территорией Центрального братского кладбища (оформление клумб, посадка цветов) | Май |
10 | Общешкольный спортивно - туристический праздник. Конкурс «Экология и туристический быт» | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»
Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...
КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о
1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...
Воспитание человека-патриота приоритетная образующая модель воспитания школьника
доклад на родительское собрание...
Республиканская НПК "Духовно-нравственное воспитание школьников в свете ФГОС". Выступление на тему: "Творческий кино-эксперимент школьников как способ развития читательской компетенции и эффективный путь развития нового мышления у подростков".
Республиканская научно-практическая конференция "Духовно нравственное воспитание школьников в свете ФГОС"...
«Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников».
Выступление на педагогическом совете МАОУ СОШ № 26: «Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников»....