Добрый злой огонь.
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс)

Булаева Тамара Геннадьевна

Сценарий мероприятия по пожарной безопасности для воспитанников летнего оздоровительного лагеря, цель которого: формирование основ пожарной  безопасности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ им. И.С. Кошелева с. Лермонтово

Белинского района Пензенской области

«Добрый и злой огонь»

(Сценарий мероприятия по пожарной безопасности

для воспитанников летнего оздоровительного лагеря)

Подготовили: Булаева Т.Г., Тютина Л.В. учителя школы

2019 г

Пояснительная записка

     Пожары в нашей стране приобретают характер национального бедствия. Большинство пожаров происходит по вине детей. Три четверти всех пожаров происходят в жилом секторе и практически каждый второй вызван неосторожным обращением с огнём, участились пожары в различных учебных заведениях, причём с человеческими жертвами. Это говорит о том, что население тотально не владеет элементарной противопожарной грамотой и совершенно не соблюдает правила пожарной безопасности.

Жизнь показала, что там, где среди детей проводится разъяснительная, воспитательная работа по пожарной безопасности, риск возникновения пожаров сводится к минимуму, причём эта работа становится во много раз эффективнее, если в ней участвуют сами дети.

Самой распространённой формой приобщения детей к проведению противопожарной работы является организация внеклассных занятий по пожарной безопасности.

В конце обучения у детей должно быть сформировано чувство опасности огня, привиты навыки безопасного обращения с электроприборами и правильного поведения в случае пожара. Но самое главное, научить уважению к природе и людям, ответственности, исполнительности, порядочности. Эти качества будут необходимы и в вопросах пожарной безопасности и во всех случаях жизни.

Цель:   формирование основ пожарной  безопасности школьников.

Задачи:

  • знакомство с ролью огня в жизни человека: как положительной, так и отрицательной;
  • знакомство с основными причинами возникновения пожара и мерами предосторожности для его исключения;
  • знакомство с первичными средствами пожаротушения;
  • знакомство с правилами пожарной безопасности. 
  • обучать детей правилам пожарной безопасности в различных жизненных ситуациях

Ход занятия

I. Организационный момент.

 1.Приветствие.  (Слайд 1)

  II. Вступительная беседа

      -Отгадайте загадку: (Слайд 2)

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь –
Искусает всю ладонь.
(Огонь)

-Кто может определить тему нашего занятия? (Сегодня мы поговорим об огне).  Почему это так важно?

- Предварительно вы разделились на 3 команды.  У каждой команды карточка с загадкой. Отгадка этой загадки – это название вашей команды

1 команда  «Спички»  

- В бумажном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки.

2 команда  «Дымок»

Серое сукно тянется в окно,
Вьется, взвивается,
В небо устремляется.

3 команда  «Свечка »

Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.

Добыча огня.  Беседа. 

 Но, огонь бывает разный -
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой.
Очень добрый, очень злой

        - Ребята, скажите, а огонь друг или враг?

- Когда друг?  (ответы детей) (Слайд 3)

- С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах.

Огонь- друг человека. Без него невозможна жизнь на земле. 

Но бывает огонь и другим –
Не согреет ладошек он ваших
Превращает все в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.

-  А в каких случаях враг?   (ответы детей)  (Слайд 4)

         Огонь - враг. Огонь,  постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернётся к нам, зависит от нас. 

III. Основная часть

 1.Причины возникновения пожара

            - Значительную часть своей жизни человек проводит в своем доме или квартире. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом – моя крепость», – гласит известная поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар.

-Чем может быть опасен пожар?

-Отчего может возникнуть пожар?

-Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?

Причины пожаров.

             Причинами возникновения пожаров чаще всего являются: неосторожное обращение с огнем, несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования, самовозгорание веществ и материалов, разряды статического электричества, грозовые разряды, поджоги.

(Слайд 5)

От горящей спички летом        

Загораются леса.        

Если ты забудешь это,

Не спасут и чудеса.

Не играй, дружок, со спичкой,

Помни ты, она сильна,

И от спички- невелички

Может дом сгореть дотла.

День рождения у Светы –
Свечи зажигаются.
Бросили их без присмотра –
Искры разлетаются.

(Слайд 6)

Не бросай в лесу окурки

В сухотравье у дорог.

Огонёк сыграет в жмурки,

Но чуть дунет ветерок-

Тут в открытую, не прячась,

Перепрыгнет наудачу

На верхушки сосен, елей.

Лес погубит, птицу, зверя.

Но бывает, что пожары

Возникают без огня.

Кто-то бросил стеклотару,

Где питался, возле пня.

( Слайд7)

Каждый знает, что утюг –
Добрый, но серьёзный друг.
Тот, кто с утюгом знаком,
не играет с утюгом.

Кто науку изучает,
Так приборы не включает:
Перегретая розетка
Загорается нередко.

 (Слайд 8)

А бутылка-линза та же-

Сфокусирует лучи,

И затлеет, вспыхнет даже

Всё сухое, как в печи!

Вот поэтому бутылки,

Банки, склянки не бросай,

Уноси в своей корзинке,

Вон из леса забирай!

Раз я бросил под окно
Петарду – завертелась,
Думал: «Малость пошучу…»
Вдруг крыша загорелась.

2. Конкурс «Собери пословицу»

У каждой команды рассыпанная пословица, учащиеся должны составить пословицу. Правильный ответ появляется на слайде. (Слайд 9)

 1 команда. С огнем не шути - сгореть можно.

2 команда. Искру туши до пожара - беду отводи до удара. 

3 команда. В огне и железо плавко.

3.Твои действия в квартире, если дома нет взрослых.

    а)    Если выйти из помещения невозможно.

(учащиеся высказывают свое мнение по каждой ситуации)

•      Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит.

•      Вызови пожарную охрану по телефону 01.

•      Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.

•      Немедленно покинь помещение, иди в сторону  противоположную пожара.

•      Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.

   б). При выходе через задымлённый коридор.

•      Накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом.

•      Дыши через мокрый носовой платок, ткань, одежду.

•      Двигайся к выходу пригнувшись или ползком - внизу дыма меньше.

   в)   При пожаре в доме.

•      Вернись, плотно закрой входную дверь.

•      Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.

•      Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.

•      При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.

4.Как надо вести себя при пожаре

-Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали ранее.

Учащиеся читают стихи, на слайде появляются правила. (Слайд 10)

4 ученик.

Коль возник пожар в квартире,
Набирайте “01”!
Помните, что в целом мире
Вам поможет он один!

Четко адрес назовите,
Дом, подъезд, этаж и лифт,
Также кратко доложите,
Есть ли дети, что горит.

5 ученик 

Ну, а если загорятся
Вдруг электропровода,
Обесточьте сеть! И знайте,
Не поможет тут вода!

Если слышен запах газа,
Все зависит лишь от вас.
Чтоб не вспыхнуло всё сразу,
Перекройте срочно газ!

Окна, двери затворите,
Птиц, животных заберите.
Поспешите выйти вон.
В подъезд, не на балкон!

5.Средства тушения пожара. (Слайд 11)

- Чем можно потушить пожар?

- Добавь словечко:  (слова отгадки появляются по щелчку)

Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его
… (водой). 

Пожар не ждёт! К ящику бросок!!

Насыпь на очаг спасительный …(песок).

 

Если пламя вспыхнет вдруг.
Есть у нас надежный друг.
От пожара – всем спаситель

Пламени – душитель!
Дыма – укротитель!
Наш
…(огнетушитель).

(К первичным средствам тушения загораний и пожаров относят различные огнетушители, песок, кошмы, внутренние пожарные краны.)

Вывешивается плакат- «Пожарный щит».

6. Конкурс «Составь слова».  (Слайд 12)

 Задание: из слова ОГНЕТУШИТЕЛЬ составить как можно больше слов.

 На это задание отводится 3 минуты.

Дети на листочках записывают слова, затем один представитель команды зачитывает ответы. Подсчитываем , сколько слов записала каждая команда. Можно записывать слова различных частей речи.

7.Немного о профессии пожарный

Отгадайте загадку. (Слайд 13, 14)

С огнём бороться мы должны-

Мы смелые работники,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны,

Так, кто же мы?... (пожарные)

- Ребята, так каково же назначение этой профессии?

- Как вы думаете это опасная работа? Каждый может стать пожарным?

Что советуют пожарные? (Слайд 15)

Кто с огнем не осторожен,

У того пожар возможен,

Дети, помните о том,

Что нельзя шалить с огнем!

Если младшие сестрички,

Зажигают дома спички,

Что, ты должен предпринять?

- Сразу спички те отнять!

В подъезд, не на балкон!

IV. Закрепление знаний и способов действий.

1. Разбор ситуаций. Тестирование.

- Вместе с героями мультфильма «Ну погоди!» я предлагаю вам решить несколько ситуаций. Необходимо подумать и из предложенных вариантов ответа выбрать правильный, и записать рядом с номером вопроса  цифру правильного ответа.

(Слайд 16)

Ситуация 1. Пожарным необходимо сообщить

  1. Фамилию, адрес, возраст, ваш рост, цвет глаз.

2. Фамилию,  адрес, подъезд, этаж, объект возгорания.

3. Где лежат семейные ценности и сбережения

Ситуация 2. Если невозможно потушить возгорание… 

1. Надо покинуть помещение.

2. Надо спрятаться в другую комнату.

(Слайд 17)

Ситуация 3. Если у вас мелкое возгорание…

1. Надо спрятаться под кровать.

2. Надо потушить подручными средствами (водой, мокрым покрывалом).

3. Надо убегать из дома.

Ситуация 4. Если в помещении много дыма…

1. Необходимо  быстро убегать.

2. Необходимо  двигаться ползком

3. Открою окно и дверь. 

(Слайд 18)

Ситуация 5. Пожарных вызвать по телефону…. 

01       02     03

  Ситуация 6. Если ты увидел, что на опушке леса горит прошлогодняя трава…

1. Постараюсь затушить, забросав пламя землей

2. Сообщу об этом взрослым.

3. Пройду мимо. 

Ответы появляются по щелчку

Ответы:  1)2     2)1     3)2     4)2     5) 3     6)1

2. Ребусы.

-  А теперь я предлагаю вам зарядку для ума. Разгадайте ребусы.

Огонь  (Слайд  19) 

Свеча  (слайд 20)

Пожар   (слайд  21)

3. Сказка по пожарной безопасности «Колобок» (слайд  22)

Ведущий:    Знают взрослые и дети

Жил да был на белом свете

В доброй сказке Колобок,      

Колобок - румяный бок.

Колобок: Я  - Колобок, Колобок,                                           

Я -  румяный  бок,                                                                                            

Я от бабушки ушёл,                                                                                            

Я от дедушки ушёл.                                                                                         

А качусь я в теремок,                                                                                        

Где живёт лесной народ.

Ведущий:   По тропинке он катился                                                                      

Очень, очень торопился,                                                          

Торопился он к друзьям.

(Навстречу Спичка, сталкивается с Колобком.)

  Колобок:       Кто ты?

Спичка: Спичкой все зовут меня,

  А без спичек нет огня.

  А ты, куда летишь стрелой?

Колобок:   В терем я лесной спешу.

Жить с друзьями там хочу.

Спичка:  В терем? Ты возьми меня с собой

 Я, зажечь сумею печку,                             

Без меня не сваришь супа,                                                                              

Чай душистый не попьёшь.

Колобок:     Буду я с тобой дружить.

В теремке мы станем жить.

(Сцена в теремке.)

Ведущий:   В теремке живут все дружно,                                                    

И танцуют и поют.

(Все делают зарядку.)

 Но, беда случилась вдруг.                                                                              

А какая мы расскажем

 Сказку вам сейчас покажем

 Про то, как Колобок с огнём шалил,

А правила, пожарные совсем мне учил.                                                               

Неосторожен был с огнём

И чуть не погубил сей теремок.

  А было всё вот так:

  Только звери в лес ушли

   Колобок сошёл с печи

   И позвал подружку Спичку.

Колобок:    Буду я с тобой играть                                                                                          

Буду спичку зажигать.

Ведущий:    Колобок зажёг тут спичку,

Затопил он жарко печку.

Только дверцу приоткрыл,

(Ученик имитирует пожар.)

Соскочил огонь с полена,

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол.

Загорелось всё вокруг.

(Прибегают звери.  Все бегают, паникуют, кричат и пытаются потушить огонь.)

Волк:   Не смотри, не жди, не стой!
Ты залей огонь водой!

Лиса:  Не найду никак ведра!

Волк: Так засыпь тогда песком!

Заяц: Ах, песка в помине нет!

Волк: Так кошмой накрой скорей!

Мышка:      Да звони скорей, звони,

                       01 ты набери!

(Звонит в  пожарную часть. Гудит сирена.  Пожарные тушат огонь.)

Колобок (вздыхает виновато):

Огонёк всегда такой

И хороший и плохой:

Он и светит, он и греет, 

И проказничать умеет.

Пожарный : Не играй, дружок, со спичкой! 

Помни, что от спички – невелички                                       

Может дом сгореть дотла!

Посмотри, дружок, кругом                             

Всё ли в доме так,                                            

Как быть должно.                                             

Всё окинь ты зорким взглядом                     

Есть ли средства для тушения,                                                                       

И стоят ли по местам.

И тогда пожар не страшен.

Лишь появится огонь

Орудия с пожарного щита возьми.                                                                     

Коль не тратишь время даром,                                                                         

Быстро справишься с пожаром.

(Огнеборцы рекламируют пожарный инвентарь. Щит из картона с инвентарём )

                                                           Огнетушитель:Знать обязан каждый житель,

Где висит огнетушитель!

Быстро тушит он огонь,

Только зря его не тронь!

Ведро:     Если пусто - оно бренчит,

Коль наполнишь - замолчит.

Багор:   Из металла шея - шест,

Два крючка у носа есть.

Коль случается пожар,

Смело лезет в самый жар!

Лом:     Рвётся всюду напролом,

А называется просто - лом!

Лопата:    Всегда готова помогать,

И копать, и засыпать.

А зовут её - лопата!

Пожарные: Жизнь даётся лишь однажды                                                              

Помнить должен это каждый,                                                                     

Чтобы шалости с огнём                                                                                     

В доме запретить своём!

4.Составление памяток. (Слайд 23)

- А теперь давайте составим памятки. Нужно соединить части предложений чтобы получились верные фразы

Вывод:  (Слайд 24)

Запомните. Самое главное правило  не только при пожаре, но и при любой другой опасности «Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!»

V. Рефлексия  (Слайд 25)  

 На столе у ребёнка три сигнальные фишки: красная, жёлтая и зелёная. Ребята, если вы уверены, что сможете правильно поступить в экстремальной ситуации,  поднимите зелёную фишку; если сомневаетесь – жёлтую, если не уверены – красную

(Слайд 26)  Самооценка деятельности учащимися

Я запомнил все правила пожарной безопасности

Я смогу предотвратить возникновение пожара 

Я смогу сообщить о пожаре и вызвать пожарных 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Добрый и злой огонь»

Слайд 2

Загадка Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит. Он от злости ест дрова Целый час, а может два. Ты его рукой не тронь, Искусает всю ладонь.

Слайд 3

Огонь- друг Огонь- друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.

Слайд 4

Огонь – враг Но бывает огонь и другим – Не согреет ладошек он ваших Превращает все в пепел и дым, И жесток он, и грозен, и страшен.

Слайд 5

Причины пожара Не играй, дружок, со спичкой, Помни ты, она сильна, И от спички- невелички Может дом сгореть дотла. День рождения у Светы – Свечи зажигаются. Бросили их без присмотра – Искры разлетаются.

Слайд 6

Не бросай в лесу окурки В сухотравье у дорог. Огонёк сыграет в жмурки, Но чуть дунет ветерок- Тут в открытую, не прячась, Перепрыгнет наудачу На верхушки сосен, елей. Лес погубит, птицу, зверя. Но бывает, что пожары Возникают без огня. Кто-то бросил стеклотару, Где питался, возле пня .

Слайд 7

Каждый знает, что утюг – Добрый, но серьёзный друг. Тот, кто с утюгом знаком, не играет с утюгом. Кто науку изучает, Так приборы не включает: Перегретая розетка Загорается нередко.

Слайд 8

А бутылка-линза та же- Сфокусирует лучи, И затлеет, вспыхнет даже Всё сухое, как в печи! Вот поэтому бутылки, Банки, склянки не бросай, Уноси в своей корзинке, Вон из леса забирай! Раз я бросил под окно Петарду – завертелась, Думал: «Малость пошучу…» Вдруг крыша загорелась.

Слайд 9

Пословицы и поговорки С огнем не шути - сгореть можно. Искру туши до пожара - беду отводи до удара. В огне и железо плавко.

Слайд 10

Правила поведения при пожаре Если огонь небольшой, можно затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылить кастрюлю воды. Если огонь сразу не погас, нужно немедленно уйти из дома в безопасное место и обязательно сообщить о случившимся взрослым. Если не можешь убежать, нужно открыть окно в не горящем помещении и позвать на помощь соседей или прохожих. При пожаре никогда нельзя садиться в лифт. Он может отключиться, и человек, находящийся в лифте, задохнётся. Когда приедут пожарные, их необходимо слушаться и ни в коем случае не прятаться.

Слайд 11

Средства тушения

Слайд 12

Составь слова Огнетушитель

Слайд 13

Профессия пожарный С огнём бороться мы должны- Мы смелые работники, С водою мы напарники, Мы очень людям всем нужны, Так, кто же мы?...

Слайд 14

Пожарные спасают жизни людей!

Слайд 15

Что советуют пожарные Кто с огнем не осторожен, У того пожар возможен, Дети, помните о том, Что нельзя шалить с огнем! Если младшие сестрички, Зажигают дома спички, Что, ты должен предпринять? - Сразу спички те отнять! Знает каждый гражданин Телефон пожарных – 01 .

Слайд 16

СИТУАЦИЯ 1.Пожарным необходимо сообщить… 1. Фамилию, адрес, возраст, ваш рост, цвет глаз. 2. Фамилию, адрес, подъезд, этаж, объект возгорания. 2.Если невозможно потушить возгорание… 3. Где лежат семейные ценности и сбережения. 1. Надо покинуть помещение. 2. Надо спрятаться в другую комнату.

Слайд 17

СИТУАЦИЯ 3.Если у вас мелкое возгорание… 1 . Надо спрятаться под кровать. 2. Надо потушить подручными средствами (водой, мокрым покрывалом). 3. Надо убегать из дома. 4.Если в помещении много дыма… 1. Необходимо быстро убегать. 2 . Необходимо двигаться ползком 3 . Открою окно и дверь.

Слайд 18

СИТУАЦИЯ 5.Пожарных вызвать по телефону… 03 02 01 6.Если ты увидел, что на опушке леса горит прошлогодняя трава…. 1 . Постараюсь затушить, забросав пламя землей 2. Сообщу об этом взрослым. 3. Пройду мимо. Ответы: 1)2 2)1 3)2 4)2 5) 3 6)1

Слайд 19

О К=Г ОГОНЬ РЕБУСЫ

Слайд 20

ОМ=ВЕ , , СВЕЧА РЕБУСЫ

Слайд 21

Ж , , , 2 1 ПОЖАР РЕБУСЫ

Слайд 22

КОЛОБОК

Слайд 23

Памятки-инструкции Огонь нельзя оставлять… Если увидишь пламя –… Вызывай пожарных… От огня… Из горящего помещения… Опасней всего при пожаре… … по телефону 01. … нельзя прятаться. … без присмотра. … зови на помощь взрослых. … дым. … надо быстро уйти.

Слайд 24

Самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности «Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!» ЗАПОМНИТЕ!

Слайд 25

Рефлексия Не уверен Сомневаюсь Уверен

Слайд 26

Я запомнил все правила пожарной безопасности Я смогу предотвратить возникновение пожара Я смогу сообщить о пожаре и вызвать пожарных

Слайд 27

Берегите себя! Чтоб пламя моё лишь светило и грело. Со мной обращаться нужно очень умело. С огнём не играйте! С огнём не шалите! Здоровье и жизни свои берегите! Характер горяч мой, скажу не на шутку. Могу разгореться в одну я минутку. Но другом я буду, согреть я сумею Тех, кто с огнём обращаться умеет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий агитбригады "Злой огонь гасить должны"

По данному сценарию можно подготовить выступление агитбригады 5-6 класса....

Внеклассное мероприятие: Устный журнал "Добрый и злой огонь"

Занятие направлено на ознакомление детей с правилами пожарной безопасности; показать положительную и отрицательную роль огня....

Профилактическая беседа на тему: «Огонь добрый и огонь злой»

Профилактическая беседа на тему: «Огонь добрый и огонь злой»Цель:·        ознакомление детей с пользой или вредом, который может принести человеку...

Самоанализ воспитательного занятия «Добрый и злой огонь».

Самоанализ воспитательного занятия «Добрый и злой огонь»....

Беседа "Огонь добрый и огонь злой"

Внеклассное мероприятие.Цель: расширить знания учащихся о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности,привить навыки осторожного обращения с огнём,научить учащихся правильным действиям ...

Занятие: "Доброе - злое электричество".

Главная причина электротравматизма детей – это банальное незнание основных правил обращения с электрическим током.Трудно представить современный мир без электричества. Тепло, свет, движение - вс...

Огонь добрый и огонь злой

Открытая беседа на тему "Огонь добрый и огонь злой"...