Справочная литература - орфографический словарь.
методическая разработка
Расширение понятия о виде справочной литературы - орфографическом словаре, его структуре и принципах работы с ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravochnaya_literatura.docx | 32.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Справочная литература - орфографический словарь»
Библиографический урок для учащихся 4-х классов
с использованием развивающей технологии
Цель: расширить понятие о виде справочной литературы -орфографическом словаре, его структуре и принципах работы с ним.
Задачи:
Познавательные:
- расширить и закрепить знания учащихся о структуре орфографического словаря.
Развивающие:
- развивать практический навык работы с орфографическим словарем;
- развивать грамматически правильную речь детей.
Воспитательные:
- развить самостоятельный навык пользования орфографическим словарем;
- воспитывать любовь к чтению, расширить кругозор учащихся.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные универсальные действия:
- установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные:
- целеполагание;
- саморегуляция.
Познавательные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- самостоятельное решение проблем поискового характера.
Коммуникативные действия:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся научатся самостоятельно пользоваться орфографическим словарем.
Форма проведения:
- Библиографическое занятие.
Оборудование:
- книжно - иллюстративная выставка «Твой верный помощник - орфографический словарь»;
- мультимедийная презентация «Книга»;
- дидактические карточки;
- комплекты словарей Ушаков Д. «Орфографический словарь для школьников в 2-х частях. М.: «Мир искателя»,2017 (начальная школа);
- портреты писателей А.М. Горького, А.С. Пушкина.
Ход занятия
I.Организационный момент
Чтобы хорошо учиться
Надо очень много знать,
Каждый день копилку знаний
Непременно пополнять.
II.Постановка цели и темы занятия
Педагог-библиотекарь:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычное занятие. О чем мы будем говорить сегодня, вы узнаете, если отгадаете зашифрованное слово.
- Модель земного шара, укрепленная на вертикальной подставке и вращающаяся вокруг своей оси. (Слайд №1 – глобус).
- Графический знак, который изображает музыкальный звук. (Слайд№2 – нота).
- Общественное транспортное средство для перевозок людей по безрельсовым дорогам. (Слайд №3 – автобус).
- Электронная вычислительная машина. (Слайд №4 – компьютер).
- Тонкий металлический предмет с острым концом и ушком, с помощью которого шьют. (Слайд №5- швейная игла).
Выпишите первые буквы каждого слова, переставьте их местами и разгадайте зашифрованное слово.
Г Н А К И (Книга) (Слайд № 6)
Во все времена люди любили книгу. Сколько хороших слов сказано о ней. Писатель А.М. Горький говорил: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Другой великий писатель А.С. Пушкин говорил, «чтение-вот лучшее учение».
Сколько пословиц и поговорок сложено о книгах, как они бывают точны и ярки. Давайте вспомним некоторые из них. Ответы учащихся:
Книга — друг человека.
Книга книгой, да и своим умом двигай.
Кто много читает, тот много знает.
Книга мала, а ума придала.
Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
Книги читай, а дела не забывай.
Глядит в книгу, а видит фигу.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Книги читать — скуки не знать.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Педагог-библиотекарь:
Книги бывают разные – художественные (рассказы, стихи, басни, драмы, повести, романы), учебные (учебники, сборники задач ), справочные (словари, справочники, энциклопедии). Слайд №7. Сегодня наше занятие будет посвящено справочному изданию - орфографическому словарю. В орфографический словарь включены слова, которые могут вызывать затруднения с точки зрения их правильного написания. Словарь обычно не читают подряд - с первой страницы до последней, а раскрывают тогда, когда нужно что-нибудь уточнить, узнать. Словарь – книга, содержащая список слов, расположенных в алфавитном порядке.
Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте.
Поэтому, если вы хорошо знаете алфавит, при работе с орфографическим словарем вы не испытаете трудностей.
III. Сообщение новых знаний.
Педагог-библиотекарь:
Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».
А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки…
Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука». И почему азбука и алфавит – это одно и то же.
Что такое азбука, алфавит? ( Буквы, расположенные в определенном порядке).
Отгадайте загадку:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё … ( алфавит).
Названия букв алфавита необходимо знать. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок. Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Слова во всех словарях расположены в алфавитном порядке.
Закрепление знания алфавита.
-Перед нами современный русский алфавит, который вы изучили.
Давайте все вместе хором прочитаем весь алфавит.
- Сколько букв в русском алфавите?
-Назовите первую букву алфавита, последнюю. Приведите примеры слов с этими буквами.
-Какая буква в алфавите по счёту идёт второй, десятой ? Приведите примеры слов.
-Какая буква стоит перед буквой м, в, о? После буквы з, к, ф? Приведите примеры слов.
Работа в парах с орфографическими словарями Д.Ушакова, дидактическими карточками.
Задание №1.
Подберите из орфографического словаря слова на четвертую букву алфавита (гнездо, гусь), на 9 букву алфавита (звонок, зверь, звук).
Задание №2.
Используя карточки со словарными словами ( деревня, завтрак, магазин, квартира, костюм, лягушка), проверьте правильность написания этих слов по словарю. Если в написании слова допущена ошибка, исправьте ее.
Задание №3 . Четко произнесите шипящие звуки: ш, ж, ч, щ
Учащиеся читают стихотворение.
Шшу-шшу – я мышка, шуршу.
Жжу –жжу – я жук и жужжу.
Ччок ччок – стучит каблучок.
Щщелк –щщелк –защелкал замок.
Подберите с помощью орфографического словаря такие слова, которые начинаются с шипящих согласных (шапка, шишка, чашка и т.д.)
Задание №4.
Учащийся читает стихотворение.
Ударный звук,
Ударный звук!
Он назван так недаром.
Эй, молоточек, верный друг,
Отметь его ударом!
И молоток – стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
(А. Шибаев)
Поставьте знак ударения в словах посуда, слониха, гимнастка, сверьтесь с орфографическим словарем.
Задание №5.
Учащийся читает стихотворение
-Что это?
-Пальто. Конфета.
-Кто это?
-Рабочий. Света.
На вопросы отвечаем
И предметы называем.
Прочитайте слова на карточках, вставьте пропущенную букву, правильность написания слова проверьте с помощью орфографического словаря.
Л…гушонок л…гушка л…гушачья
Вместо точек запиши их в сочетания слов.
Царевна - …,
- … кожа,
Зеленый….
IV. Закрепление.
Педагог-библиотекарь:
Какую помощь может оказать орфографический словарь при изучении русского языка?
Ответы учащихся:
-избегать орфографических ошибок при написании слов;
- не ошибаться в постановке ударений при произношении слов.
Педагог-библиотекарь:
В орфографическом словаре помещаются далеко не все слова русского языка, а наиболее употребительные в художественной и научно-популярной литературе, в речи ваших сверстников, в повседневной жизни родителей, учителей. Автор словаря Ушаков Д. стремился пополнить ваш словарный запас, повысить вашу речевую культуру. Произносите слова правильно, а если испытываете затруднения, пользуйтесь орфографическим словарем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ассоциативный орфографический словарь". Из опыта работы со словарными словами.
Работа со словарными словами является одной из самых сложных в школе. Данный учебный материал - это словарная статья "Ассоциативного орфографического сло...
Орфографический словарь
Презентация...
Примерный орфографический словарь
Интересный материал по орфографии и синтаксису...
Орфографический словарь русского языка для школьников
§ 1. Слова в Словаре размещены в алфавитном порядке.§ 2. Слова пишутся со строчной буквы.§ 3. В Словаре представлены произносительные,грамматические и словообразовательные вариантыслов, связанн...
Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.
Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при по...
Библиотечный урока «Справочная литература: энциклопедии, словари и справочники» для 4 класса
Содержание темы:Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними. Структура словарей и энциклопедий. Расположение материала. Алфавитный и предме...
Урок русского языка в 9 классе по теме: «Приёмы работы с учебной книгой, справочной литературой, словарями»
Урок входит в раздел "Язык и речь" Программы по русскому языку на уровне основного общего образования, подготовленной на основе ФГОС ООО, ФОП ООО....