Справочная литература - орфографический словарь.
методическая разработка

Брыкунова Валентина Алексеевна

Расширение понятия о виде справочной литературы - орфографическом словаре, его структуре и принципах работы с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravochnaya_literatura.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Справочная литература - орфографический словарь»

Библиографический урок для учащихся 4-х классов

с использованием развивающей технологии

Цель: расширить понятие о виде справочной литературы -орфографическом словаре, его структуре и принципах  работы с ним.

 Задачи:

Познавательные:

  • расширить и закрепить знания учащихся о структуре орфографического словаря.

Развивающие:

  • развивать практический навык работы с орфографическим словарем;
  • развивать грамматически правильную речь детей.

Воспитательные:

  • развить самостоятельный навык пользования орфографическим словарем;
  • воспитывать любовь к чтению, расширить кругозор учащихся.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные универсальные действия:

  • установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные:

  • целеполагание;
  • саморегуляция.

Познавательные универсальные действия:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска;
  • самостоятельное решение проблем поискового характера.

Коммуникативные действия:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся научатся самостоятельно пользоваться орфографическим словарем.

Форма проведения:

  • Библиографическое занятие.

Оборудование:

  • книжно - иллюстративная выставка «Твой верный помощник - орфографический словарь»;
  • мультимедийная презентация «Книга»;
  • дидактические карточки;
  • комплекты словарей Ушаков Д.  «Орфографический словарь для школьников в 2-х частях. М.: «Мир искателя»,2017 (начальная школа); 
  • портреты писателей А.М. Горького, А.С. Пушкина.

Ход занятия

I.Организационный момент

Чтобы хорошо учиться

Надо очень много знать,

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять.

II.Постановка цели и темы занятия

Педагог-библиотекарь:  

   Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычное занятие. О чем мы будем говорить сегодня, вы узнаете, если отгадаете зашифрованное слово.

  • Модель земного шара, укрепленная на вертикальной подставке и вращающаяся вокруг своей оси. (Слайд №1 – глобус).
  • Графический знак, который изображает музыкальный звук. (Слайд№2 – нота).
  • Общественное транспортное средство для перевозок людей по безрельсовым дорогам. (Слайд №3 – автобус).
  • Электронная вычислительная машина. (Слайд №4 – компьютер).
  • Тонкий металлический предмет с острым концом и ушком, с помощью которого шьют. (Слайд №5- швейная игла).

                Выпишите первые буквы каждого слова, переставьте их местами и разгадайте зашифрованное слово.

Г Н А К И (Книга) (Слайд № 6)

      Во все времена люди любили книгу. Сколько хороших слов сказано о ней. Писатель А.М. Горький говорил:  «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Другой великий писатель А.С. Пушкин говорил, «чтение-вот лучшее учение».

          Сколько пословиц и поговорок сложено о книгах, как они бывают точны и ярки. Давайте вспомним некоторые из них. Ответы учащихся:

Книга — друг человека.

Книга книгой, да и своим умом двигай.

Кто много читает, тот много знает.

Книга мала, а ума придала.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Книги читай, а дела не забывай.

Глядит в книгу, а видит фигу.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Книги читать — скуки не знать.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Педагог-библиотекарь:

 Книги бывают разные – художественные (рассказы, стихи, басни, драмы, повести, романы), учебные (учебники, сборники задач ), справочные (словари, справочники, энциклопедии). Слайд №7. Сегодня наше занятие будет посвящено справочному изданию - орфографическому словарю. В орфографический словарь включены слова, которые могут вызывать затруднения с точки зрения их правильного написания. Словарь обычно не читают подряд -  с первой страницы до последней, а раскрывают тогда, когда нужно что-нибудь уточнить, узнать. Словарь – книга, содержащая список слов, расположенных в алфавитном порядке.

Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте.

Поэтому, если вы хорошо знаете алфавит, при работе с орфографическим словарем вы не испытаете трудностей.

III. Сообщение новых знаний.

Педагог-библиотекарь:

   Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».

А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки…

Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука». И почему азбука и алфавит – это одно и то же.

Что такое азбука, алфавит?  ( Буквы, расположенные в определенном порядке).

Отгадайте загадку:

 Буквы-значки, как бойцы на парад,

  В строгом порядке построились в ряд.

  Каждый в условленном месте стоит

  И называется всё … ( алфавит).

Названия букв алфавита необходимо знать. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок. Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Слова во всех словарях расположены в алфавитном порядке.

Закрепление знания алфавита.

-Перед нами современный русский алфавит, который вы изучили.

Давайте все вместе хором прочитаем весь алфавит.

- Сколько букв в русском алфавите?

-Назовите первую букву алфавита, последнюю. Приведите примеры слов с этими буквами.

-Какая буква в алфавите по счёту идёт второй, десятой ? Приведите примеры слов.

-Какая буква стоит перед буквой м, в, о? После буквы з, к, ф? Приведите примеры слов.

       Работа в парах с орфографическими словарями Д.Ушакова, дидактическими карточками.  

Задание №1. 

    Подберите из орфографического словаря слова на четвертую букву алфавита (гнездо, гусь), на 9 букву алфавита (звонок, зверь, звук).

Задание №2. 

    Используя карточки со словарными словами ( деревня, завтрак, магазин, квартира, костюм, лягушка), проверьте правильность написания этих слов по словарю. Если в написании слова допущена ошибка, исправьте ее.

Задание №3 . Четко произнесите шипящие звуки: ш, ж, ч, щ

Учащиеся читают стихотворение.

Шшу-шшу – я мышка, шуршу.

Жжу –жжу – я жук и жужжу.

Ччок ччок – стучит каблучок.

Щщелк –щщелк –защелкал замок.

   Подберите с помощью орфографического словаря такие слова, которые начинаются с шипящих согласных (шапка, шишка, чашка и т.д.)

Задание №4.

Учащийся читает стихотворение.

Ударный звук,

Ударный звук!

Он назван так недаром.

Эй, молоточек, верный друг,

Отметь его ударом!

И молоток – стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

                (А. Шибаев)

   Поставьте знак ударения в словах посуда, слониха, гимнастка, сверьтесь с орфографическим словарем.

Задание №5.

Учащийся читает стихотворение

-Что это?

-Пальто. Конфета.

-Кто это?

-Рабочий. Света.

На вопросы отвечаем

И предметы называем.

   Прочитайте слова на карточках, вставьте пропущенную букву, правильность написания слова проверьте с помощью орфографического словаря.

Л…гушонок    л…гушка      л…гушачья

Вместо точек запиши их в сочетания слов.

Царевна - …,

- … кожа,

Зеленый….

IV. Закрепление.

Педагог-библиотекарь:

    Какую помощь может оказать орфографический словарь при изучении русского языка?

Ответы учащихся:

-избегать орфографических ошибок при написании слов;

- не ошибаться в постановке ударений при произношении слов.

Педагог-библиотекарь:  

        В орфографическом словаре помещаются далеко не все слова русского языка, а наиболее употребительные в художественной и научно-популярной литературе, в речи ваших сверстников, в повседневной жизни родителей, учителей. Автор словаря  Ушаков Д. стремился пополнить ваш словарный запас, повысить вашу речевую культуру. Произносите слова правильно, а если испытываете затруднения, пользуйтесь орфографическим словарем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ассоциативный орфографический словарь". Из опыта работы со словарными словами.

        Работа со словарными словами является одной из самых сложных в школе. Данный учебный материал - это  словарная статья  "Ассоциативного орфографического сло...

Примерный орфографический словарь

Интересный материал по орфографии и синтаксису...

Орфографический словарь русского языка для школьников

§ 1. Слова в Словаре размещены в алфавитном порядке.§ 2. Слова пишутся со строчной буквы.§ 3. В Словаре представлены произносительные,грамматические и словообразовательные вариантыслов, связанн...

Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.

Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при по...

Библиотечный урока «Справочная литература: энциклопедии, словари и справочники» для 4 класса

Содержание темы:Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними. Структура словарей и энциклопедий. Расположение материала. Алфавитный и предме...

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Приёмы работы с учебной книгой, справочной литературой, словарями»

Урок входит в раздел "Язык и речь"   Программы по русскому языку на уровне основного общего образования, подготовленной на основе ФГОС ООО, ФОП ООО....