Холокост
материал (5, 6, 7, 8 класс)

В музее провела уроки памяти жертв Холокоста для учеников с пятого по восьмой классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий урока79.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Это не должно повториться!…»    

Урок памяти (литературно-музыкальная композиция), посвященного памяти жертв Холокоста.

Цель: Воспитание чувства сострадания к памяти жертв Холокоста. Осознание важности сохранения памяти о Холокосте.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с основными понятиями, связанными с трагедией Холокоста.

2. Формировать толерантное поведение учащихся.

3. Воспитывать уважение к человеческому достоинству.

Оборудование: Проектор, подбор фонограмм (музыкальное оформление): «Реквием» Моцарта, песня «Бухенвальдский набат», метроном, презентация, стихи.

                                            Ход урока:

Ведущий: - Добрый день ребята! Обратите внимание на стенды. Какова тема нашего урока?

- Тема нашего урока посвящается 75-летию Великой Победы в Великую Отечественную войну и памяти жертв Холокоста.

Звучит “Реквием” Моцарта, на фоне которого читается стихотворение Мусы    Джалиля “Варварство”.   

 Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Ещё не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Ведущий:

 -  27 января 1945 года  войсками советской армии был освобожден крупнейший концентрационный лагерь «Освенцим» (по-немецки – Аушвиц), созданный гитлеровцами в годы II мировой войны на территории Польши, в котором было уничтожено более 1,5 млн. человек. В этом году 75 лет как освободили узников этого лагеря. Эту дату весь мир отмечает как день памяти жертв Холокоста.                                                                                                                  Будущее поколение не должно забывать об ужасах человеческой ненависти и нетерпимости в годы Холокоста, должно  чтить память  тех, кто оставил там свои жизни. А главное не допустить, чтобы этот ужас когда-нибудь повторился вновь.    (1 слайд)

              «Души Холокоста»

          …Бродят тучи над планетой,

Словно пленники в неволе.

В душном воздухе, прогретом,

Слышатся мне звуки боли.                                                                                              Это души Холокоста,                                                                                                                     Чьи разбросанные кости,                                                                                                                Что остались без погоста,                                                                                                                 Стонут, просятся к нам в гости.

Просят, чтобы их согрели,

И обмыли, и одели,

И земле родной предали,

И молитву прошептали…                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Холокост (Holocaust) – от древнегреческого означает «всесожжение», «уничтожение огнём», а также «жертвоприношение посредством огня». В современной научной литературе и публицистике обозначает политику нацистской Германии, её союзников и пособников по преследованию и уничтожению евреев в 1933 – 1945г,  которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам. Холокост - это «синоним» газовых камер, крематориев, сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине - принадлежность к еврейскому народу. (2-3слайды)

«Освенцим…»

Рваные тучи кружат вереницей, ржавая копоть и гарь
гул в котловине небес Аушвица, сорок четвертый январь
отблески ламп в нержавеющих душах, пепельный дым,  белый дом
искорки ввысь уходящие души, освобождённых трудом
звездочка теплится точкой во мраке, превозмогая циклон
люди на ощупь идут по бараку, словно волхвы на поклон
в угол,  где мать пеленает младенца,
нары, как будто ковчег,
на Освенцим падает снег…

              Освенцим - небольшой город  на юге Польши. В начале второй мировой войны окрестные земли были включены в состав Третьего рейха.                                                                                                                                                                                      ОСВЕНЦИМ… – самый крупный концентрационный лагерь    уничтожения евреев в годы  Второй мировой войны. Концлагерь Освенцим был основан гитлеровцами в 1940 году на территории Польши для содержания политзаключенных. Вскоре в связи с близостью к железнодорожному узлу лагерь превратился в гигантский комплекс по уничтожению людей, которых свозили со всей Европы.  (4-5слайды)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        В январе 1942 года в пригороде Берлина, Ванзее, состоялась конференция, на которой гитлеровскими нацистами было принято решение об  уничтожении еврейского населения Европы.  С этого времени Освенцим стал «фабрикой смерти». Его узники были обречены на уничтожение голодом, тяжелой работой, «медицинскими» экспериментами, а также на немедленную смерть в результате расстрелов и удушья газом. Большинство узников погибло сразу же после прибытия без регистрации и обозначения лагерными номерами. Именно поэтому очень сложно установить точное число убитых.  Большинство евреев, обреченных на смерть, прибывало в концлагерь Аушвиц с убеждением, что их вывозят «на поселение» на восток Европы. В особенности обманывали евреев из Греции и Венгрии, которым гитлеровцы продавали несуществующие участки под постройку, сельские хозяйства, магазины, предлагали работы на фиктивных заводах. Поэтому люди, направленные на уничтожение в лагерь, часто привозили с собой самые ценные вещи из своего имущества.(6-7слайды)

Эффективным средством уничтожения узников была изнурительная работа. Узнику приказывали исполнять работу бегом, без секунды отдыха. Темп работы, мизерные порции пропитания, а также постоянные побои и издевательство увеличивали смертность. (8слайд)

По прибытию в лагерь, после селекции, эсэсовцы убеждали заключенных в том, что их отправляют в баню. Узникам велели снимать одежду, после чего они перегонялись в следующее помещение, имитирующее баню. Под потолком были расположены душевые отверстия, из которых никогда не текла вода. После того, как закрывались двери газовой камеры, через отверстия, находящиеся в потолке, поступал ядовитый газ циклон Б. Люди умирали в течение 15-20 минут. У убитых вырывали золотые зубы, обрезали волосы, снимали кольца и серьги. Потом трупы транспортировали к печам крематория.

(9слайд)

На территории Освенцима было 5 крематориев. В каждом из них было по пять печей с тремя топками. Заключённых, которых заставляли бросать трупы в печи крематория, затем очищать печи от пепла, самих убивали через несколько недель или месяцев этой отвратительной работы. Нацисты не желали иметь живых свидетелей своих преступлений.

(10слайд)

У прибывших узников забирали одежду и все предметы личного пользования, их стригли, а потом им ставили номера и регистрировали. Первоначально каждого из узников фотографировали в трех позициях. В 1943 г. ввели татуировку. В графу «причина смерти» выписывалось название болезни на латинском или немецком языке. Чаще всего причиной смерти названы «сердечная недостаточность», «пневмония». Ни в одном случае не указывались ни расстрел, ни удушье газом.

(11-12 слайды)

Нацисты тщательно изучали различные способы уничтожения людей.(13-14 слайды)

Многочисленные врачи СС, работавшие в лагере, ставили на заключенных  преступные эксперименты. Так, например, Доктор Йозеф Менгеле, главный врач Освенцима, проводил эксперименты на детях-близнецах и детях с физическими недостатками. Кроме того, в Освенциме осуществлялись разного рода опыты с применением новых лекарств и препаратов.(15-16слайды)

«Дети в Освенциме»

Мужчины мучили детей. Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучили детей.

И это каждый день опять,

Кляня, ругаясь без причины.

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье.

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что могут быть убиты:

По древней логике земли

От взрослых дети ждут защиты.

И по приказу, точно в срок,

вконец измучив, убивали,

и подводя всему итог,

на склады туфельки сдавали.

В конечном итоге они пришли к выводу, что оптимальный способ убийства – использование газа (газа-цианида, именовавшегося Циклон Б). (17слайд)

Лагеря в Освенциме  в настоящее время сохранились в виде музея (основан в 1947 г.) под открытым небом. Гитлеровцы не успели их уничтожить. Огромная территория, свидетельствующая о злодеяниях фашизма, была опоясана тремя рядами колючей проволоки, пронизанной электрическим током высокого напряжения. За массивными бетонными столбами высятся башни, сторожевые вышки, в которых эсэсовцы, вооруженные автоматами и пулеметами. (18-19 слайды)

  В январе 1945 года, когда части Советской Армии приближались к Освенциму, гитлеровцы начали эвакуацию из концлагеря. Немцы заставляли оставшихся в живых  узников пешком двигаться в Германию и Австрию. Во время этого «марша смерти» около 80 тысяч человек погибли от истощения или были убиты конвоирами.

Освобождая лагерь в Освенциме, Советская Армия обнаружила на складах около 7000 кг волос, упакованных в мешки. Это были те остатки, которые лагерные власти не успели продать и отправить на фабрики Третьего Рейха. Из человеческих волос немецкие фирмы в числе других изделий производили волосяную портняжную бортовку. Золотые зубы, которые удаляли с трупов убитых людей, перетапливались в слитки. Прах сожженных использовался в качестве удобрения. (20-22 слайды)

«Колыбельная времени»

Не забывай –

ничему умереть не дано под звездами.

Ты, убивающий,

мертвый сильнее, чем смерть его.

Ты, любящий,

ты знаешь поющих птиц  и цветы пахучие.

Не забывай –

только раз мы живем под звездами.

(23 слайд)

Звучит песня «Бухенвальдский набат»

Из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления гитлеровцев. Нельзя без боли и гнева вспоминать о зверствах фашистов и их приспешников, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

Знания о Холокосте необходимы, чтобы неприязнь к непохожему не стала ненавистью к чужому народу, к чужой религии, к чужой стране.

Хотелось бы завершить мероприятие словами российского историка и философа, основателя Центра «Холокост» Михаила Яковлевича Гефтера:

  НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД  ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ».

(24 слайд)

 

Звучит музыка:  минута молчания  (метроном)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов

Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...

Холокост и дети

1.Что такое Холокост? 2.Каковы его уроки? 3.Почему стала возможна эта трагедия? 4.Что значит – «помнить и никогда не забывать»? ...

Холокост.Прошлое или реальность

сравнительная характеристика Осетии 2008и  Холокоста...

Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост»

Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост» направлена на углубление знаний учащихся по истории Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Ц...

Проект : "Память о Холокосте – путь к толерантности" «Холокост и футбол» (исследовательская работа)

Исследовательская работа воспитанников детского дома  по теме «Холокост и футбол». С этим проектом наши педагоги и воспитанники участвуют в XI международном конкурсе: "Память о Холокосте – путь к...

"Формирование толерантности у учащихся через преподавание темы "Холокост". Преподавание темы "Холокост"

История Холокоста и проблемы преподавания этой темы  привлекают  всѐ  больший интерес не только историков и педагогов, но и широкой общественности.История Второй мировой и Великой Отече...