"Формирование толерантности у учащихся через преподавание темы "Холокост". Преподавание темы "Холокост"
статья по теме

Трубникова Светлана Евгеньевна

История Холокоста и проблемы преподавания этой темы  привлекают  всѐ  больший интерес не только историков и педагогов, но и широкой общественности.

История Второй мировой и Великой Отечественной войны – это не только «страницы доблести и славы, но и общечеловеческая трагедия, страдания миллионов людей, огромное количество жертв среди мирного населения. Без раскрытия этих сторон войны невозможно создать у современной молодежи представления о грандиозном столкновении сил «добра» и «зла» в мире в середине ХХ века.  Тема Холокоста выступает как составная часть исторического материала, помогающего более объемно представить картину войны и геноцида, осуществлявшегося нацистами.  

Зачем нужны уроки, посвященные трагедии народа, обреченного на уничтожение?  Школьный возраст – важнейший период в развитии человека. Школьник активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.  Многие преподаватели предпочитают не касаться этой темы из-за еѐ многогранности и сложности. Учителю часто не хватает часов, чтобы рассказать о человеке на войне, о его страданиях, о том, как война ломает жизнь и судьбы людей, как нелегко остаться личностью в экстремальных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prepodavanie_temy_holokost.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

История Холокоста и проблемы преподавания этой темы  привлекают  всѐ  больший интерес не только историков и педагогов, но и широкой общественности. После решений Международной конференции по Холокосту в Стокгольме (2000) и Генеральной ассамблеи ООН об учреждении Международного Дня памяти жертв Холокоста (2005) история и уроки Холокоста стали предметом внимания многих авторов отечественных учебников для средней школы. Например, в 2010 г. издательство «Русское слово» выпустило учебное пособие «Холокост: память и предупреждение», которое включает в себя документы и методические рекомендации по их использованию на уроках и во внеклассной работе.

История Второй мировой и Великой Отечественной войны – это не только «страницы доблести и славы, но и общечеловеческая трагедия, страдания миллионов людей, огромное количество жертв среди мирного населения. Без раскрытия этих сторон войны невозможно создать у современной молодежи представления о грандиозном столкновении сил «добра» и «зла» в мире в середине ХХ века.  Тема Холокоста выступает как составная часть исторического материала, помогающего более объемно представить картину войны и геноцида, осуществлявшегося нацистами.  

Само понятие Холокост, также как и Катастрофа, заимствовано из греческого и означает «всесожжение», ему синонимично на иврите слово «Шоа». Участников тех трагических событий определяют как жертвы, палачи, bystanders. 60 процентов еврейского населения Европы подверглись систематическим преследованиям и уничтожению в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 годах. В России погибли свыше 100 тысяч мирных жителей еврейской национальности. На территории бывшего СССР эта цифра составила в общей сложности два миллиона 900 тысяч человек. С 1953 года Израиль присуждает людям, скрывавшим евреев в годы Холокоста, почетное звание Праведника народов мира. На сегодняшний день в мире насчитывается около 15 тысяч праведников, в том числе 3,5 тысячи граждан бывшего СССР.  1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 60/7, в которой постановила, что день 27 января будет еже-годно отмечаться как Международный день памяти жертв Холоко-ста. Инициаторами принятия документа выступили Австралия, Из-раиль, Канада, Россия и США, а их соавторами – еще более 90 государств. День 27 января был избран Международным днем памяти жертв Холокоста потому, что в этот день в 1945 году Советская ар-мия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим-Биркенау (Польша). Генеральная Ассамблея ООН призвала государства-члены разработать просветительские программы, чтобы уроки Холокоста навсегда сохранились в памяти последующих поколений и способствовали предотвращению актов геноцида в будущем.

 Зачем нужны уроки, посвященные трагедии народа, обреченного на уничтожение?  Школьный возраст – важнейший период в развитии человека. Школьник активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.  Многие преподаватели предпочитают не касаться этой темы из-за еѐ многогранности и сложности. Учителю часто не хватает часов, чтобы рассказать о человеке на войне, о его страданиях, о том, как война ломает жизнь и судьбы людей, как нелегко остаться личностью в экстремальных ситуациях.

Изучение данной темы возможно в рамках элективного курсов.

Можно приурочить рассказ о Холокосте к памятным датам календаря:

 Сентябрь (29) – День памяти жертв Бабьего Яра.  

Ноябрь (9-16) – Неделя, посвященная толерантности.  

9 ноября – юбилей «Хрустальной ночи» (1938).  

16 ноября – Международный день толерантности.  

27 января – Международный День Памяти жертв Холокоста.  

5 марта – День памяти Героя СССР Н.И. Кузнецова.  

Апрель – май – цикл мероприятий, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне (9 мая).

Возможные варианты преподавания темы «Холокост»:   Тематические уроки (история, обществознание, граждановедение, литература).   Интеграция темы (кроме перечисленных выше курсов: история искусства, иностранные языки, география, биология, информатика).   Внеурочные мероприятия (классные часы, дни памяти, дискуссии, дебаты, ежегодная общешкольная конференция, участие в деятельности общественных организаций).  Одной из форм преподавание темы «Холокост» является организация самостоятельной исследовательской деятельности школьников, общешкольная научно-практическая конференция «Вторая мировая война в истории моей семьи, моего народа, моей страны», круглый стол «Вторая мировая война. Выступление против человечества. Нюрнбергский процесс».

Представляется возможным говорить о Холокосте в контексте тем, включенных в существующие программы. Сведения о событиях Катастрофы могут составить органическое целое с изложением иных событий войны.  Основное место должна занимать организация работы учащихся с документами, их разбор под руководством учителя или же самостоятельно – на уроке или дома. Такая форма изучения темы позволит осмыслить исторический источник как документ и памятник эпохи, научить приемам работы с ним.   Изучение документов особенно продуктивно в процессе групповой работы. В этом случае всех школьников следует обеспечивать текстами. Если есть соответствующая аппаратура, можно спроецировать документ на экран, что поможет концентрации внимания учащихся и создаст благоприятные условия для коллективной работы. Возможно размещение документов на стенде или на стене. Размещенные на стенде материалы используются учителем и учениками во время урока на всех его этапах.  Возможная схема работы с документами на уроке «Приход нацистов к власти в Германии».  Задача   учителя – помочь школьникам составить представление о том, как страна постепенно превращалась в тоталитарное государство. Учащиеся неизбежно столкнутся с новыми и сложными для них теоретическими положениями, понятиями, которые не объясняются в большинстве учебников по новейшей истории.  

Приемы введения документов в ткань урока могут быть различными. Работая с текстами, учитель пишет на доске (или вводит с помощью дисплея компьютера) ключевые понятия: расизм, национальная дискриминация, антисемитизм, права человека, геноцид. Учащимся предлагается раскрыть одно из этих понятий, опираясь на документы (устно или в небольшом письменном сообщении).  

Урок может начаться с краткого вступительного слова учителя, в котором он рассказывает об огромном количестве жертв не только на поле битвы, но и на оккупированной территории. Затем учащимся раздаются документы. Можно организовать работу с документами: фотодокументами, документами из сборника «Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии» (Составитель доктор исторических наук, профессор Ф.Д. Свердлов); из пакета – комплекта документальных

материалов «История Холокоста. 1933-1945» (Альтман И.А., Полторак Д.И.) и др. Учитель разрабатывает вопросы для работы в группах, руководит дискуссией, вовлекая школьников в обсуждение проблем.  Еще одна из связанных с проблемой Холокоста тем – «Движение Сопротивления». При еѐ изучении есть возможность подчеркнуть общегуманистические мотивы этого движения – благородство целей его участников. Солидарность представителей разных народов, участвовавших в этом движении. Уместно отметить участие в этой борьбе еврейского населения. Учитель может предложить вниманию школьников призывы к восстанию в Вильнюсском гетто, документы о действиях подпольного отряда детей, о действиях подпольщиков в Минске . Рассмотренные выше схемы проведения уроков можно использовать и на факультативе (спецкурсе) по истории Холокоста. Отдельные его занятия стоит посвятить просмотру и обсуждению фрагментов, связанных с событиями Второй мировой войны из документальных и художественных фильмов. Литературные произведения (например, Р. Левин «Мальчик из гетто», Е. Евтушенко «Бабий Яр», В. Гроссман «Жизнь и судьба», А. Рыбаков «Тяжелый песок» и др.), обладающие силой эмоционального воздействия, вызывающие сопереживание, могут стать отправной точкой поисковой работы, участия в конкурсах рефератов, сочинений-эссе и т.д.

 Источники и литература:

  1) Государственный музей Освенцима-Биркенау: http://www.auschwitz.org.pl; 143  

2) Аушвиц-альбом на сайте Мемориала «Яд Вашем»: http://www1.yadvashem.org/exhibitions/album_auschwitz/home _auschwitz_album.html;  

3) Аушвиц через линзу СС: фото, сделанные нацистами в лагере (с сайта Мемориального музея Холокоста в США) http://www.ushmm.org/museum/exhibit/online/ssalbum/?conten t=2:

 4) Немецко-фашистский концлагерь Освенцим. Фотолента ра-бот советских фронтовых фотографов: http://9may.ru/galery/m5138/gallery/page0;  

5) Научно-просветительный Центр и Фонд Холокост www.holocf.ru:  

6) Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холо-коста на территории СССР.- М.: Фонд «Холокост», 2001.- 80 с.: ил.- (Российская б-ка Холокоста).Учебное пособие для средней обще-образовательной школы. Имеет допуск Департамента образова-тельных программ и стандартов общего общего образования Министерства образования РФ. Полный текст книги можно найти здесь: http://jhistory.nfurman.com/shoa/hfond.htm;  

7) Брухфельд С., Левин П.А. Передайте об этом детям вашим...История Холокоста в Европе. 1933-1945. – М.: Текст, 2001. Допущено Министерством образования РФ для дополнительного чтения учащихся старших классов. Полный текст книги можно найти здесь: http://jhistory.nfurman.com/shoa/sweden/sweden000.htm;

 8) Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии/ Сост. Ф. Д. Свердлов. – М., 1996.(Российская б-ка Холокоста).Эта книга состоит из документов Центрального архива Министерства обороны РФ, рассказывающих об уничтожении евреев немецкими фашистами на оккупированной территории в ходе Ве-ликой Отечественной войны;

 9) Нюрнбергский процесс.Сборник документов. http://nurnbergprozes.narod.ru/В сборнике имеются показания быв-ших узников Аушвица и организаторов «окончательного решения еврейского вопроса» в Европе;  

10) Освенцим глазами СС. – Варшава: Интерпресс, 1991. На русском языке. В сборник включены: воспоминания Рудольфа Гесса, первого коменданта лагеря Аушвиц, и Пери Броада, сотрудника политического отдела лагеря, т.е. лагерного гестапо; дневник лагерного врача-эсэсовца Иоганна Кремера. В приложении: показания бывшего узника Станислава Дубеля и жительницы города Освен-цим Янины Щурек; табель о рангах СС; биографические справки и библиография;

 11) Черная книга/ В. Гроссман, И. Эренбург. – Иерусалим, 1980. «Черная книга» рассказывает о массовом, повсеместном убийстве советских граждан – евреев, организованном и осуществ-ленном немецко-фашистскими властями на территории временно оккупированных районов России, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии.Материалы об Освенциме из «Черной книги» можно прочитать здесь: http://jhistory.nfurman.com/shoa/grossman000-0.htm;  

12) Леви П. Человек ли это? // Дружба народов. М., 2001. (Крик). Примо  Леви – итальянский поэт, прозаик, эссеист, перевод-чик.. В 24 года он был депортирован в Освенцим, выжил и вернулся в родной Турин. Уже через два года вышла его первая книга «Человек ли это?», в которой, рассказывая о чудовищном опыте выживания, он свидетельствует, анализирует, обвиняет, предостерегает. В канун двухтысячного года книга «Человек ли это?» была названа в Италии книгой века;

13) Петренко В. До и после Освенцима. – М.: Фонд «Холокост», 2000.160 с.; 20 ил.- (Российская б-ка Холокоста). Генерал-лейтенант в отставке, Герой Советского Союза Василий Яковлевич Петренко рассказывает о своей жизни, главном эпизоде фронтовой биографии – освобождении лагеря смерти Освенцим. Автор, известный военный историк, размышляет о месте концлагерей в нацистской практике народоубийства, пытается ответить на вопрос, почему перед армиями союзников не ставилось специальной задачи по их освобождению;

 14) Опечатанный вагон. Рассказы и стихи о Катастрофе. – М., Иерусалим, 2005.Сборник стихов, рассказов и отрывков из про-заических произведений;  

15) Хакль Э. Две повести о любви. Фрагменты любви с первого взгляда. Свадьба в Аушвице. – М.: Аст-Пресс Книга, 2005. «Свадь-ба в Аушвице. Случай из жизни» повествует об отношениях австрийского антифашиста Руди Фримеля и дочери испанского ученого-биолога Маргариты Феррер, о любви, которую венчает кажущееся неправдоподобным бракосочетание, состоявшееся в лагере Аушвиц (Освенцим).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантности у учащихся на уроках английского языка

"Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. "...

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье приводится мнение автора на проблему воспитания толерантности на уроках иностранного языка. Приводится анализ учебного материала, УМК....

формирование толерантности у учащихся на уроках английского языка

В статье представлен обобщенный анализ УМК по английскому языку по теме толерантность...

Социально-психологический тренинг по формированию толерантности для учащихся 5-х и 10-х классов

Социально-психологический тренинг по формированию толерантности  разработан для учащихся 5 и 10 классов. В роли тренеров выступают учащиеся 10 класса. В подготовке тренеров принимают участие учит...

"Ценностная значимость формирования толерантности у учащихся во внеурочное время" - выступление на ШМО воспитателей.

Формировать толерантность - значит помогать детям входить в мир с признанием его многообразия. Это особенно важно в наше время, в котором наметилось провостояние по национальному, религиозному признак...

Статья «Формирование основных образовательных компетенций через различные формы преподавания химии»

laquo;Жизнь всегда предъявляла к педагогу высокие требования. Но сейчас учитель должен быть не только профессионально грамотным, владеть новейшими средствами и методиками обучения, но и осознавать су...

Развивающая психолого-педагогическая программа "Ценен каждый из нас" (формирование толерантности у учащихся)

Развивающая психолого-педагогическая программа "Ценен каждый из нас" (формирование толерантности у учащихся)...