Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Волейбол"
рабочая программа (5 класс)

Бутакова Екатерина Владимировна

Волейбол - один из самых популярных видов спорта среди учащихся старших классов. Соревнования по волейболу включены в план спортивно – массовых и оздоровительных мероприятий школы, Занятия по волейболу – весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. При правильной организации занятий волейбол способствует укреплению костно–мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма. Современный волейбол-вид спорта, требующий от ученика атлетической подготовки и совершенного овладения технико-тактическими навыками игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_voleybola.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 14

к ООП ООО МОУ ООШ №21,

утв. приказом директора МОУ ООШ № 21

 от «__» ____________20___года № ____

                                                                               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному

направлению

                                                                                     «Волейбол».

                                                                                             5 классы

         

      Составитель (и): Е.В.  Бутакова

Рассмотрено на заседании методического объединения протокол № __ от   __. __.2019 г.

Согласовано с заместителем директора по УР __. __.2019 г.

г. Оленегорск

2019год

1.Пояснительная записка

       Пионербол (по правилам волейбола) - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта в начальной школе. Игровая и тренировочная деятельность оказывает комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся. Пионербол развивает основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышает функциональные возможности, формирует различные двигательные навыки и постепенно готовит детей к более сложной игре в волейбол.

     Круглогодичные занятия пионерболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям и усиливают его адаптационные возможности. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия.

Рабочая программа составлена на основании:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, с изменениями в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 №507, от 31. 12. 2015 № 1576.
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28. 10. 2015 федерального учебно-методического объединения по объёму образованию);
  • Основной образовательной программы начального общего образования МОУООШ №21.

Цели и задачи

Цель:

  • обеспечение прав и возможностей учащихся на удовлетворение их потребностей на занятиях физической культурой и спортом;
  • создание условий для занятий пионерболом по месту учебы;
  • проведение соревнований по пионерболу среди учащихся общеобразовательных школ;

Задачи:

  •        приобретение учащимися общеобразовательных школ знаний о физической культуре, понимания её значения в жизнедеятельности человека;
  • укрепление здоровья учащихся, содействие их правильному физическому развитию и повышению работоспособности;
  • формирование средствами физической культуры нравственных качеств у детей;
  • совершенствование у учащихся жизненно-важных умений и навыков, относящихся к физической культуре:
  • развитие у учащихся основных физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости;
  • использование факторов отбора (критерии, методы, организацию) для дальнейшей спортивной ориентации в области пионербола;
  • освоение учащимися простейших способов самоконтроля за физической нагрузкой;
  • привитие учащимся потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Адресат

Программа адресована обучающимся 5 -6 классов общеобразовательных школ.

  Особенностью программы

  • Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ.
  • Курс обучения игре в пионербол и технические приемы, которые в ней задействуются, содержат в себе большие возможности не только для формирования двигательных навыков у детей и развития их физических способностей, но и также служат примером нравственного воспитания учащихся.
  • Игра в пионербол развивает у школьников стремление к познанию, вырабатывает волю и характер, формирует чувство коллективизма, и способствует становлению личности. В рамках этой программы осуществляется проведение системного отбора учащихся, имеющих задатки и способности к дальнейшей спортивной ориентации и   профессиональной деятельности в области   пионербола. 

Количество учебных часов в соответствии с учебным планом.

Рабочая программа рассчитана на два учебных года. Программа разделена по классам и реализуется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся и в соответствии с учебным планом.

Таким образом, в течение учебного года этот курс изучается:

Во 5 - х классах 34 часа (изучается в течение 34-х учебных недель, 1часа в неделю)

В 6 – х классах 34 часа (изучается в течение 34-х учебных недель, 1часа в неделю)

Общее число часов 68 часов. 

2.Содержание программы

 Программа состоит из пяти разделов:

1.  Основы знаний о физической культуре и спорте.

2.  Техника безопасности и охраны труда на занятиях физической культурой     и      спортом.

3.  Общая физическая подготовка.

4.  Специальная физическая подготовка.

5.  Контрольные и тестовые упражнения.

В разделе «Основы знаний о физической культуре и спорте» представлен материал, который" дает начальные основы знаний о собственном организме, гигиенических требованиях при занятиях физической культурой и спортом.

Раздел «Техника безопасности и охраны труда на занятиях физической культурой и спортом» знакомит учащихся с основными правилами техники безопасности, при организации занятий физической культурой и спортом.

Раздел «Общая физическая подготовка» содержит материал, реализация которого формирует у младших школьников общую культуру движений, укрепляет их здоровье, содействует развитию и совершенствованию умений и навыков, развивает основные физические качества.

В разделе «Специальная физическая подготовка» представлен материал с рекомендациями физических упражнений игрового характера, способствующих обучения младших школьников основным техническим приемам игры в футбол. В этом разделе учитель имеет право самостоятельно подбирать игровые задания.

Раздел «Контрольные и тестовые упражнения» содержит подбор упражнений, выполнение которых позволяет учителю определить степень усвоения учебного материала и физическую готовность учащихся.

  Основы знаний (теоретическая часть):

-основы истории развития волейбола в России;

-сведения о строении и функциях организма человека;

-правила игры в пионербол;

-места занятий, инвентарь.

Общефизическая подготовка (практическая часть):

-строевые упражнения;

-гимнастические упражнения;

-легкоатлетические упражнения;

-подвижные и спортивные игры.

Специальная физическая подготовка (практическая часть):

-упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;

-подвижные игры;

-упражнения для развития прыгучести;

-упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча;

-упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча.

Техника нападения (практическая часть):

-перемещения и стойки;

-действия с мячом;

-передачи мяча.

Техника защиты:

-действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.

Тактическая подготовка.                                                                          

 Тактика нападения:  

  • индивидуальные действия;                                                                                                            
  • командные действия.                                                                                       

Тактика защиты: 

  • индивидуальные действия;                                                                                                            
  • командные действия.

Контрольные игры и соревнования:

  • теоретическая часть: - правила соревнований
  • практическая часть: - соревнования по подвижным играм с элементами волейбола;                                  

                                      - учебно-тренировочные игры.

Физическая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (виды испытаний)

Мальчики

Девочки

1

Бег 30м с высокого старта (с)

5,7

6,0

2

Бег 30м  (6х5) (с)

12,0

13,0

4

Прыжок в длину с места (см)

160

150

5

Прыжок вверх с места толчком двух ног (см)

40

35

7

Метание набивного мяча (1кг) из-за головы

двумя руками (м):

сидя

стоя

5.0

7.0

4.0

6.0

Техническая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (виды испытаний)

Количественный

показатель

1

Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4

2

2

Подача нижняя прямая на точность

2

3

Первая передача (прием) на точность из зоны 6

в зону 3 (расстояние 6м)

2

3. Планируемые результаты реализации программы

Обучающиеся получат возможности узнать:  

  • о значение пионербола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
  • правила безопасного поведения во время занятий пионерболом;
  • названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
  • наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
  • упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
  • контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
  • основное содержание правил соревнований по пионерболу;
  • жесты судьи;
  • игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты;

Дети смогут научиться:  

  • соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях пионерболом;
  • выполнять технические приёмы и тактические действия;
  • контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях пионерболом;
  • играть в волейбол с соблюдением основных правил;

3.1.Личностные результаты освоения.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения спортивной игры «пионербол». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

3.2.Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания игры «пионербол», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

3.3.Предметные результаты

- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее позитивном влиянии на развитие человека;

- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием. Величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья, показателями основных физических качеств;

- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения спортивных игр и соревнований.

3.4. Коммуникативные УУД

-взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх и игры в пионербол;                                                                       

-оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

          Качество учебного процесса во многом зависит от правильного распределения учебных занятий в течении года, для чего необходимо составить годовой план их проведения.

           Главной целью планирования является создание предпосылок для начального обучение пионерболу. В дальнейшем обучении каждый год циклически повторяет предыдущий, в котором учащиеся должны выходить на качественно более высокий уровень владения мячом, с повышение физический и двигательных возможностей организма, чтобы игра приносили радость и удовольствие.

4.Учебно-тематическое планирование

Занятия

Содержание учебного материала

Количество

часов

1 год обучения

1

Инструкция по технике безопасности

Стойка игрока (исходные положения)

Подвижные игры: «Вышибалы», «Мяч вверх» Тестирование.

1

2-5

Правила игры. Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Прыжки со скакалкой. Основы знаний о физкультуре и спорте. Пионербол.

4

6-7

Прием мяча снизу, сверху. Подача мяча. Прыжки со скакалкой. Пионербол.

2

8-10

Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). Опрос по правилам игры. Пионербол…

3

11-14

Передача мяча сверху двумя руками (вдоль сетки и через сетку). Пионербол.

4

15-16

Передача мяча сверху двумя руками. Подготовка к турниру. Формирование команд. Пионербол. Инструкция по технике безопасности.

2

17

Турнир по пионерболу.

1

18-19

Нижняя прямая подача. Техника атаки. Пионербол.

2

20-21

Приём мяча снизу двумя руками. Пионербол с блокированием.

2

22-23

Приём мяча сверху двумя руками. Тестирование. Пионербол.

2

24-25

Техника быстрой атаки. Пионербол. Основы знаний о физкультуре и спорту.

2

26-27

Приём мяча снизу двумя руками. Пионербол.

2

28-29

Эстафеты с мячом. Пионербол.

2

30-32

Правила судейства. Пионербол.

3

33

Подготовка к турниру. Формирование команд. Инструкция безопасности. Тестирование.

1

34

Турнир по пионерболу.

1

Всего:

34

занятия

Содержание учебного материала

Количество

часов

2 год обучения

1-3

Стойка игрока (исходные положения). Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. Инструкция по технике безопасности.

3

4-5

Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). Правила игры. Основы знаний о физкультуре и спорте.

2

6-7

Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). Пионербол.

2

8-10

Передача мяча сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку). Пионербол.

3

11-14

Нижняя прямая подача. Пионербол.

4

15-16

Приём мяча снизу двумя руками. Подготовка к турниру. Пионербол. Инструкция по технике безопасности.

2

17

Турнир по пионерболу.

1

18-19

Индивидуальные тактические действия в нападении и защите. Пионербол.

2

20-21

Групповые тактические действия в нападении и защите. Пионербол с блокированием.

2

22-23

Командные тактические действия в нападении и защите. Пионербол.

2

24-25

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. Пионербол. Основы знаний о физкультуре и спорту.

2

26-28

Игры, развивающие физические способности. Пионербол.

3

29-31

Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. Пионербол.

3

32-33

Подготовка к турниру. Формирование команд. Инструкция безопасности. Тестирование.

2

34

Турнир по пионерболу.

1

Всего:

34

5. Показатели эффективности достижения

планируемых результатов программы

Показатели

Степень выраженности

оцениваемого качества

Возможное

кол-во баллов

Кол.

обуч-ся

%

Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

1.минимальный уровень (дети овладели менее чем половины объема знаний, предусмотренных программой);

2.средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2\3);

3.максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

1 балл

5 баллов

10 баллов

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических знаний ребенка программным требованиям.

1.минимальный уровень (дети овладели менее чем половины объема знаний, предусмотренных программой);

2.средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2\3);

3.максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

1 балл

5 баллов

10 баллов

Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

 

1.начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

2.репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

3.творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). 

1 балл

5 баллов

10 баллов

Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

Удовлетв.

Хорошо

Отлично

Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

Удовлетв.

Хорошо

Отлично

Материально-техническое обеспечение.

Подбор оборудования для занятий определяется задачами программой. Количество инвентаря определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

        

      1. Сетка волейбольная                         1 штука

      2. Стойки волейбольные                      2 штуки

      3. Гимнастическая стенка                    2 пролёта

      4. Гимнастические маты                      4 штуки

      5. Скакалки                                           15 штук

      6. Мячи волейбольные                        20 штук

      7. Мячи набивные (масса 1кг)            4 штуки       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Аэробика» (для младшего, среднего, старшего школьного возраста)

Данная программа является модифицированной и составлена на основе программы по спортивной аэробике. Как и опорная программа, она содержит нормативные требования по физической, специальной, хореографич...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Фитнес детям»

Программа «Детский фитнес» для младших школьников рассчитана на 4 года обучения  (135 часов).  Программа предполагает проведение занятий  1 раз в неделю.  Продолжительность з...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ТАЭКВОНДО

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Лицей №17»    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Общая физическая подготовка » в рамках ФГОС для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельностипо спортивно-оздоровительному направлению«Общая физическая подготовка »в рамках ФГОС для 5 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению Подвижные игры. Ритмика с элементами фитнеса для детей младшего школьного возраста

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духов­ное совершенствован...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 5А и 5Б классов на 2018-2019 учебный год.

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «СПОРТИВНЫЙ МАРАФОН» В РАМКАХ ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «СПОРТИВНЫЙ   МАРАФОН» В РАМКАХ ФГОС...