Классный час по теме "Поговорим о нравственных ценностях"
классный час (8 класс)
Задачи:
- формировать систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности;
- формировать нравственные идеалы на положительных примерах;
- умение самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми;
- формировать способности воспитывающего влияния на других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas1.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час "Поговорим о нравственных ценностях". 8-й класс
Разделы: Классное руководство
Класс: 8
Задачи:
- формировать систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности;
- формировать нравственные идеалы на положительных примерах;
- умение самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми;
- формировать способности воспитывающего влияния на других людей.
Форма: пресс-конференция.
Организационная подготовка: класс разбивается на микроколлективы, столы по кругу.
Оформление: “Цветок счастья”.
Плакаты:
- “Чем человек умнее и добрее, тем больше добра он замечает в людях” (Б.Паскаль);
- “Возвышай себя миром души и красотой чувств!” (А.П.Чехов) и другие.
Ход мероприятия
Всё, что прекрасно - нравственно. (Г.Флобер)
Учитель: Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать?
Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношении.(П.Гольдбах).
Нравственность-выработанное личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведения убеждение в необходимости и моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе.
Нравственность - наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей (Гольвеций).
Учитель: Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает “нравственность”.
Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.
Учитель: Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе?
В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.
Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.
Учитель: Как называется наука о нравственности?
Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.
Учитель: Все вы, конечно, помните строчки из стихотворения В.Маяковского: “Крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?” Как бы вы объяснили это мальчику?
Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование. Поступать плохо – это значит:
Мозговой штурм:
- наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах людей;
- лениться и бездельничать;
- быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным;
- требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом;
- лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь;
- давать пустые обещания, нарушать слово;
- заискивать перед тем. Кто сильнее тебя;
- наушничать, доносить на товарища;
- малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок;
- проходить равнодушно мимо человеческой беды, горя;
- употреблять свою силу, физическое превосходство во зло;
- отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благополучие;
- молчать, когда надо говорить, и говорит, когда надо молчать;
- пустословить, произносить всуе святые имена;
- смеяться над увечными;
- не любить и обижать животных;
- не считаться с мнением родителей, не заботиться о них.
Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать подобным образом – “хорошо”, это нравственная доблесть. Быть в какой-то мере сопричастным к ним – “плохо”, это подлость, измена, предательство, грех, по мнению верующих людей. Хорошее считать обязательным – вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности.
Учитель: Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?
Весь нравственный закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Апостол Павел)
В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Ролану так писал о нравственных правилах: “Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения”.
Учитель: Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять:
Размышление:
- в озлоблении людей;
- в разобщении по политическим и идейным мотивам;
- в эгоизме (каждый сам по себе);
- в росте преступности;
- в исчезновении элементарной культуры поведения;
- в утрате идеологической и ценностной ориентации;
- в том, что порвалась связь поколений и мн. др.
Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе (Э.Фромм).
Учитель: Припомните человека, который вызвал у вас сильное нравственное отвращение. За какие проступки и общие свойства личности вы его осуждали? Страдают ли окружающие от безнравственности такого человека?
Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть (Цицерон).
Учитель: Можно ли страдать от собственной безнравственности? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:
- украсть что-то у соседа по парте;
- съесть конфеты, которые мама отложила к празднику;
- подать нищему, нуждающемуся в лечении, сделать благотворительный взнос;
- написать анонимное письмо.
Учитель: На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика. Как отличить нравственный поступок от безнравственного?
Отличить поступок нравственный от безнравственного очень просто: если вы хотите, чтобы все люди поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите, значит, безнравственный.
Индивидуальные задания микроколлективам.
1. Разделите лист на две колонки. Заполните их примерами нравственных и безнравственных поступков. Сопоставьте их с мнением товарищей.
развернуть таблицу
Нравственно | Безнравственно |
помогать товарищу | бросить товарища в беде |
чтить умерших | разорять могилы |
быть честным | лгать и др. |
развернуть таблицу
2. Рассмотрите утверждения. Обоснуйте собственную точку зрения.
1) Между человеком и животным нет различия. Душевные явления человека совершаются так же, как у животного.
2) Между душой и телом нет различия. Душа есть некоторая деятельность тела.
3) Между мужчиной и женщиной нет различия. Женщина есть как бы безбородый мужчина меньшего роста.
4) Между нравственностью и стремлением к счастью нет различия.
5) Нравственно то, что ведёт к благополучию.
6) Между прекрасным и полезным нет различия. Прекрасно только то, что ведёт к некоторой пользе.
7) Всё новое считается прекрасным. Всё старое считается никуда не годным, отжившим.
3. Ребята, давайте создадим “Цветок счастья”, на лепестках которой вы напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворения жизнью. В сердцевине цветка поместим главную ценность. Но прежде мы послушаем стихотворение М.Андронова, в котором говорится о главной жизненной ценности. Какая она? (Главная жизненная ценность – сама жизнь).
По тропинке той, что шла к реке, под поникшей веткой тополиной,
Бился голубь в детском кулаке на виду у стаи голубиной.
Бился голубь, голубь был живой, а его кормилец восьмилетний
В пыль уткнулся мёртвой головой и закат в селе не видел летний.
А закат был от пожаров рыж. Бился голубь, как в тиски зажатый,
Как хотел он взвиться выше крыш, как хотел взлететь к семье крылатой!
Жизнь и смерть! Сплелись в один клубок. Мальчик был убит фашистской миной.
Он лежал в пыли, а голубок сердцем рвался к стае голубиной.
“Цветок счастья”: любовь, вера, надежда, мечта, патриотизм, верность, доверие, добро, духовность, память, терпение, правда, свобода, совесть, счастье, честь, достоинство, воспитание, самовоспитание, самоконтроль, общественная активность, ответственность, инициативность, организованность, милосердие.
По мнению И.Канта, есть две основополагающие ценности – “звёздное небо над головой и моральный закон во мне”.
А.П.Чехов говорил: “Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически”. Давайте, ребята, жить по законам нравственности, помнить о жизненных ценностях и тогда мы сохраним цельность души, её чистоту и незапятнанность, обретём право жить, не опуская глаз.
4.рефлексия. Продолжить предложение.
На этом классном часе я узнал, что главная жизненная ценность …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Поговорим о нравственных ценностях». 7 класс.
Задачи: формировать систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности; формировать нравственные идеалы на положительных примерах; умение самоорганизации, инд...
классный час в 7 классе "Нравственные ценности моей семьи"
Классный час на тему «Нравственные ценности моей семьи» Цель: формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к семье и семейным традициям; развитие умения работать в гру...
Работа классного руководителя и родителей по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации ФГОС ООО.
Задачи и направление содержательной деятельности с родителями, массовые мероприятия с родителями,организация совместной общественно-значимой деятельности. формы работы с родителями....
Классный час "Мои нравственные ценности"
Классный час в форме диспута о доброте, справедливости...
Классный час для старшеклассников "Ценность нравственности и нравственные ценности"
Конспект классного часа, формирующего у школьников нравственное миропонимание....
Классный час. Этика. Ее нравственные ценности и качества.
К.Д. Ушинский , заложивший основы педагогической мысли в России, особенно подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания, как основу для развития индивидуальности. Не секрет, что сегодня многие...
Классный час «Поговорим о нравственных ценностях». 8 класс.
Классный час «Поговорим о нравственных ценностях». 8 класс.Задачи: формировать систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности; формировать нравственные идеа...