Программа внеурочной деятельности "Академия юного гения"
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности "Академия юного гения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Академия юного гения" | 81.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования составлена на основе программ: «Информатика и ИКТ» Н.Угринович, Л.Босова; «Искусство компьютерной графики для школьников» Подосениной Т.А.
Умение рисовать - это прекрасно! Рисование уже с раннего возраста становится эффективным средством самовыражения, развития творческих способностей и играет большую роль в воспитании и формировании гармонично развитой личности. В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит не был востребован. Именно поэтому, важно своевременно разглядеть и развить в каждом юном гении задатки творческой личности.
В мире современных технологий компьютерная графика занимает по популярности одно из первых мест. Занятия компьютерной графикой с одной стороны помогут овладеть навыками работы с компьютером ребятам, желающим научиться рисовать, а с другой стороны привлечь к творческому использованию компьютерных технологий учащихся, которые считают себя достаточно «знающими» пользователями. Компьютер не просто добавил к традиционным жанрам художественного творчества новое направление - художественное компьютерное искусство, он сделал рисование массовым занятием, элементом информационной культуры.
Компьютерная графика используется для создания мультипликационных фильмов, анимации, компьютерных игр, сайтов в Интернете, в рекламе, кино. Эти сферы понятны и очень привлекательны для ребят, поэтому все большее число учащихся хочет научиться создавать свою виртуальную реальность, применяя имеющиеся графические пакеты. Однако, овладев принципами работы в той или иной графической программе, ученик часто не может в полной мере использовать этот мощный инструмент. А в результате, работы получаются скучными, мало интересными и поверхностными. Причина этому - слишком большой разрыв между носителями традиционной культуры и носителями современных информационных технологий. Как правило, учат пользоваться инструментами программы, используя примитивные примеры, что приводит к сухости изложения материала и нежеланию поэкспериментировать и пофантазировать в дальнейшем. Импульсом к творческому освоению компьютерной графики может послужить применение в качестве примеров образцов народно-прикладного искусства, национальной и мировой художественной культуры.
Целью обучения, таким образом, является не только освоение современной компьютерной технологии, но и развитие художественного вкуса, расширение знаний в области изобразительного искусства.
Цель программы: обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ компьютерной графики, освоение основных инструментов и приемов, используемых в растровой компьютерной графике, выполнение рисунков и изображений разной степени сложности.
Задачи:
Обучающие:
-расширять знания, полученные на уроках информатики, и способствовать их систематизации;
-сформировать навыки работы в графических редакторах: TuxPaint, KoluerPaint, Gimp;
-научить технологии создания и редактирования графических объектов, используя инструменты графических программ;
-проиллюстрировать этапность работы над рисунком, дать своеобразный графический алгоритм.
Развивающие:
-развивать творческое воображение, фантазию, художественный вкус, графическое умение;
-развивать зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
-способствовать развитию познавательного интереса к информатике.
Воспитывающие:
-увлечь учащихся, заинтересовать как сюжетом рисунка, так и самим творческим процессом;
-воспитывать умение планировать свою работу;
-выработать у учащихся усидчивость, старательность в выполнении задания, требовательность к себе;
-добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Формы обучения.
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с графикой и компьютером как инструментом обработки графики.
Срок реализации дополнительной образовательной программы 3 года: 1-й год обучения (1- й блок 2 час в неделю) для учащихся 7-8 лет (освоение начальной технологии работы на компьютере, освоение графического редактора TuxPaint и начальное освоение графического редактора KoluerPaint), 2-й год обучения (2-й блок 2 часа в неделю) для учащихся 8-9 лет (освоение графического редактора KoluerPaint), 3-й год обучения (3-й блок 2 час в неделю) для учащихся 9-10 лет (освоение начальной технологии работы в программе Gimp).
Отличительной особенностью данной программы является то, что материал программы может изучаться не только последовательно в течение 3-х лет, но и по желанию учащихся они могут изучить только отдельные блоки программы.
Принцип изложения учебного материала - от простого к сложному. В ходе занятий учащиеся шаг за шагом осваивают возможности графических редакторов и одновременно обретают навыки работы за компьютером. Особое внимание уделяется практической работе.
Формы работы.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
- фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников;
- индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;
- групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых мини-групп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Примерная структура занятия.
- Организационный момент (2 мин).
- Разбор нового материала, теоретическая часть занятия (10 мин).
- Физкультминутка (3 мин).
- Работа за компьютером, выполнение практических заданий (20 мин).
- Подведение итогов занятия (5 мин).
Формы контроля:
- текущий (наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе выполнения практических заданий);
- периодический контроль (проводится по итогам выполнения практических заданий);
- итоговый (выставка творческих работ).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные результаты.
Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:
- готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
- ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
- социальные компетенции;
- личностные качества
Метапредметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:
- познавательных;
- регулятивных;
- коммуникативных;
- овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)
Предметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
1. наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
- соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели? »;
- устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
- понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
- выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
- решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
- самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если... то...»,
«не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
- овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
- получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;
- получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
- приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось:
1. учетом индивидуальных интеллектуальных различий учащихся в образовательном процессе через сочетания типологически ориентированных форм представления содержания учебных материалов во всех компонентах УМК;
2. оптимальным сочетанием вербального (словесно-семантического), образного (визуально-пространственного) и формального (символического) способов изложения учебных материалов без нарушения единства и целостности представления учебной темы;
3. учетом разнообразия познавательных стилей учащихся через обеспечение необходимым учебным материалом всех возможных видов учебной деятельности.
Кроме того, соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось через развитие операционно-деятельностного компонента учебников, включающих в себя задания, формирующие исследовательские и проектные умения. Так, в частности, осуществляется формирование и развитие умений:
1. наблюдать и описывать объекты;
2. анализировать данные об объектах (предметах, процессах и явлениях);
3.выделять свойства объектов;
4. обобщать необходимые данные;
5.формулировать проблему;
6.выдвигать и проверять гипотезу;
7. синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных моделей;
8.самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий и др.
В результате всего вышеперечисленного происходит развитие системы УУД, которые, согласно ФГОС, являются основой создания учебных курсов.
Содержание изучаемого курса
Все компоненты УМК представляют собой единую систему, обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном объеме. Эта системность достигается:
- Опорой на сквозные содержательные линии:
- информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);
- информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
- источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
- работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
- средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);
- организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и др.).
- Использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности:
- «Повторить» — актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;
- содержание параграфа представлено через компоненты деятельностного ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь» — новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;
- «Мы поняли», «Мы научились» — рефлексия. Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к контрольной работе);
- «Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание. Обобщение и классификация;
- практические задания направлены на формирование и развитие умений использовать полученные теоретические знания по информатике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проектной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и сознательно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирование и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.
Таким образом, сама структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
- учебную мотивацию;
- учебную цель;
- учебную задачу;
- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
Тематическое планирование
1-й год обучения (2 часа в неделю —68 часов);
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма занятия | |||||||
Теория | Практика | Группов. | Индивид. | |||||||
1 | Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности в кабинете информатики. | 1 | + | |||||||
Графический редактор TuxKoluerPaint -24 ч. | ||||||||||
2 | Графика. Виды графики. Первоначальное знакомство с графическим редактором TuxKoluerPaint. | 1 | + | |||||||
3 | Знакомство с инструментами графического редактора: «Открыть», «Сохранить», «Ластик», «Краска», «Линии». | 0,5 | 0,5 | + | ||||||
4 | Знакомство с инструментами графического редактора: «Кисть», «Карандаш», «Заливка» | 1 | + | |||||||
5 | Создание рисунка «Фрукты» | 1 | + | |||||||
6 | Создание рисунка «Овощи» | 1 | + | |||||||
7 | Создание натюрморта | 1 | + | |||||||
8 | Создание рисунка «Осенний лист» | 1 | + | |||||||
9 | Создание рисунка «Осень» | 1 | + | |||||||
10 | Создание рисунка «Осень» | 1 | + | |||||||
11 | Создание рисунка «Рыба» | 1 | + | |||||||
12 | Создание рисунка «Аквариум». | 1 | + | |||||||
13 | Инструменты для рисования: «Штамп», «Формы». | 0,5 | 0,5 | + | ||||||
14 | Создание рисунка «Животные» | 1 | + | |||||||
15 | Создание рисунка «Зоопарк». | 1 | + | |||||||
16 | Инструменты для рисования: «Магия». | 0,5 | 0,5 | + | ||||||
17 | Создание рисунка «Планета» | 1 | + | |||||||
18 | Создание рисунка «Космос». | 1 | + | |||||||
19 | Создание рисунка «Космос». | 1 | + | |||||||
20 | Инструменты для рисования: «Текст». | 0,5 | 0,5 | + | ||||||
21 | Инструменты для рисования: «Текст». | 1 | + | |||||||
22 | Создание рисунка «Поздравительная открытка». | 1 | + | |||||||
23 | Создание рисунка «Поздравительная открытка». | 1 | + | |||||||
24 | Итоговая работа. Создание рисунка на свободную тему. | 1 | + | |||||||
25 | Итоговая работа. Создание рисунка на свободную тему. Мы поняли. Мы научились. | 1 | + | |||||||
Графический редактор KoluerPaint - 43 ч. | ||||||||||
26 | Первоначальное знакомство с графическим редактором KoluerPaint. Знакомство с инструментами для рисования. | 1 | + | |||||||
27 | Настройка инструментов для рисования. | 0,5 | 0,5 | + | ||||||
28 | Геометрические фигуры на рисунках. Создание рисунка «Грузовик». | 0,5 | 0,5 | + | ||||||
29 | Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка. Сборка рисунка из деталей. | 0,5 | 0,5 | + | ||||||
30 | Действия с фрагментами рисунка: Вырезать, Копировать, Вставить. | 1 | + | |||||||
31 | Создание мозаики на свободную тему. | 1 | + | |||||||
32 | Создание мозаики на свободную тему. | 1 | + | |||||||
33 | Создание рисунка «Ель» | 1 | + | |||||||
34 | Создание рисунка «Зимний сюжет». | 1 | + | |||||||
35 | Создание рисунка «Зимний праздник» | 1 | + | |||||||
36 | Создание рисунка «Зимние забавы» | 1 | + | |||||||
37 | Создание рисунка «Зимние забавы» | 1 | + | |||||||
38 | Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Создание рисунка «Пирамида». | 0,5 | 0,5 | + | ||||||
39 | Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Создание рисунка «Пирамида». | 1 | + | |||||||
40 | Построения с помощью клавиши Shift. | 0,5 | 0,5 | + | ||||||
41 | Создание рисунка «Кубик-рубик». | 1 | + | |||||||
42 | Создание рисунка «Кубик-рубик». | 1 | + | |||||||
43 | Эллипс и окружность. Создание рисунка «Узор из кругов». | 1 | + | |||||||
44 | Квадрат и прямоугольник. Создание рисунка «Кирпичный дом» | 1 | + | |||||||
45 | Создание вымышленных героев на основе геометрических форм | 1 | + | |||||||
46 | Создание вымышленных героев на основе геометрических форм | 1 | + | |||||||
47 | Инструмент «Масштаб». Создание рисунка из пикселей «Акула». | 0,5 | 0,5 | + | ||||||
48 | Создание рисунка из пикселей «Акула» | 1 | + | |||||||
49 | Соприкасающиеся окружности. Создание рисунка «Экзотическая бабочка». | 0,5 | 0,5 | + | ||||||
50 | Создание рисунка «Экзотическая бабочка». | 1 | + | |||||||
51 | Инструмент «Текст». Создание рисунка «Подарок на день рождения от Винни Пуха». | 0,5 | 0,5 | + | ||||||
52 | Создание рисунка «Подарок на день рождения от Винни Пуха». | 1 | + | |||||||
53 | Повторяющиеся элементы вокруг нас. Создание рисунка «Ветка рябины». | 0,5 | 0,5 | + | ||||||
54 | Создание рисунка «Ветка рябины». | 1 | + | |||||||
55 | Создание рисунка «Виноградная гроздь». | 1 | + | |||||||
56 | Создание рисунка «Виноградная гроздь». | 1 | + | |||||||
57 | Создание рисунка «Первые цветы» | 1 | + | |||||||
58 | Создание рисунка «Почки на деревьях» | 1 | + | |||||||
59 | Создание весеннего пейзажа | 1 | + | |||||||
60 | Создание весеннего пейзажа | 1 | + | |||||||
61 | Меню готовых форм. Создание рисунка «Конструирование из мозаики». | 0,5 | 0,5 | + | ||||||
62 | Меню готовых форм. Создание рисунка «Конструирование из мозаики». | 1 | + | |||||||
63 | Создание рисунка «Мой любимый вид спорта» | 1 | + | |||||||
64 | Создание рисунка «Мой любимый вид спорта» | 1 | + | |||||||
65 | Создание рисунка «Летнее настроение» | 1 | + | |||||||
66 | Итоговая работа. Создание рисунка на свободную тему. | 1 | + | |||||||
67 | Итоговая работа. Создание рисунка на свободную тему. Мы поняли. Мы научились. | 1 | + | |||||||
68 | Обобщающее занятие. Слова и термины для запоминания. | 1 | + |
Учащиеся должны знать:
- назначение и возможности графических редакторов TuxPaint и KoluerPaint;
- назначение объектов интерфейса графических редакторов TuxPaint и KoluerPaint;
- понятие фрагмента рисунка;
- понятие файла;
- точные способы построения геометрических фигур в графическом редакторе KoluerPaint;
- технологию конструирования из меню готовых форм в графическом редакторе KoluerPaint.
Учащиеся должны уметь:
- работать в среде графических редакторов TuxPaint и KoluerPaint;
- создавать простейшие рисунки с помощью инструментов графических редакторов TuxPaint и KoluerPaint;
- выделять и перемещать фрагмент рисунка;
- создавать графический объект из типовых фрагментов;
- сохранять рисунок в файле и открывать файл;
- использовать для построения точных геометрических фигур клавишу Shift в графическом редакторе KoluerPaint;
- создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм);
- конструировать разнообразные графические объекты.
2-й год обучения (2 часа в неделю - 68 часов)
№п/п | Тема | Кол-во часов | Форма занятия | |||
Витраж -3 часа | Теория | Прак тика | Группов. | Индивид. | ||
Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности в кабинете информатики. Знакомство с графическим редактором KoluerPaint и инструментами для рисования. | 1 | + | ||||
Искусствоведческие понятия витража. Демонстрация витражных изображений (фото). Создание витражной композиции «Рыбка». | 1 | + | ||||
Создание витражной композиции «Рыбка». | + | |||||
Графические примитивы - 2 часа | ||||||
Создание геометрических фигур с помощью графических примитивов. | 0,5 | 0,5 | + | |||
Построение композиции из геометрических фигур. | 1 | + | ||||
Зеркальное вертикальное и горизонтальное отображение рисунка -3 час | ||||||
Зеркальное отображение рисунка и его фрагментов. Создание произвольной композиции изученными инструментами и ее зеркальное отображение. | 0,5 | 0,5 | + | |||
Создание пейзажа «Лес у реки». | + | |||||
Создание рисунка «Закат и море» | + | |||||
Геометрический орнамент - 4 часа | ||||||
Искусствоведческое понятие орнамента. Элементы геометрического орнамента. Демонстрация орнаментальных композиций (фото). | 0,5 | 0,5 | + | |||
Простейшие приемы создания орнаментальных композиций. | 1 | + | ||||
Создание геометрических орнаментов. | + | |||||
Создание орнамента Коми народа. | + | |||||
Растительный орнамент - 5 часа | ||||||
| Элементы растительного орнамента. Демонстрация орнаментальных композиций (фото). | 0,5 | 0,5 | + | ||
Простейшие приемы создания орнаментальных композиций. | + | |||||
Создание растительных орнаментов. | 1 | + | ||||
Создание орнамента Коми народа. | + | |||||
Расшифровка информации орнамента. | + | |||||
Дом моей мечты - 3 часа | ||||||
Обсуждение темы «Дом моей мечты». Демонстрация иллюстративного материала (фото). | 1 | + | ||||
| Создание рисунка «Дом моей мечты». | 1 | + | |||
Создание рисунка «Дом моей мечты». | + | |||||
Павловопосадские платки - 3 часа | ||||||
Художественные промыслы России и павловопосадские платки. Демонстрация иллюстративного материала (фото). | 1 | + | ||||
Создание рисунка «Павловопосадский платок». | 1 | + | ||||
Создание рисунка «Павловопосадский платок». | + | |||||
Работа с текстом – 4 часа | ||||||
Работа на клавиатурном тренажере. | 1 | + | ||||
Работа на клавиатурном тренажере. | 0,5 | 0,5 | + | |||
Создание подписи рисунка шрифтами различных размеров. | + | |||||
Создание подписи рисунка шрифтами различных размеров. Мы поняли. Мы научились. | + | |||||
Храм - 3 часа | ||||||
Понятие композиции художественного произведения. Демонстрация иллюстративного материала (фото). | 1 | + | ||||
Приемы выполнения рисунка «Храм». | 0,5 | 0,5 | + | |||
Создание рисунка «Храм». | + | |||||
Букет в вазе - 3 часа | ||||||
Геометрические формы, применяемые при композиционном построении букета. Демонстрация букетов, созданных флористами (фото). | 1 | + | ||||
Приемы выполнения рисунка «Букет в вазе». | + | |||||
Создание рисунка «Букет в вазе». | 1 | + | ||||
Новогодние фантазии - 2 часа | ||||||
Новогодние традиции. Новогодний декор. Демонстрация иллюстративного материала (фото). Создание рисунка «Новогодние фантазии». | 0,5 | 0,5 | + | |||
Создание рисунка «Новогодние фантазии». | 1 | + | ||||
Новогодняя открытка - 4 часа | ||||||
Традиции встречи Рождества и Нового года в различных странах. Новогодняя открытка, ее атрибуты и символы. Демонстрация иллюстративного материала (фото). | 1 | + | ||||
Приемы и возможности редактора для создания открытки. | + | |||||
Создание рисунка «Новогодняя открытка». | 1 | + | ||||
Создание рисунка «Новогодняя открытка». | + | |||||
Рождественская открытка - 3 часа | ||||||
Праздник Рождества Христова. Демонстрация иллюстративного материала (фото). | 1 | + | ||||
Приемы рисования рождественской открытки. | + | |||||
Создание рисунка «Рождественская открытка». | 1 | + | ||||
Хохлома - 3 часа | ||||||
Хохломская роспись. Демонстрация изделий, созданных хохломскими мастерами (фото). Построение композиции в стиле Хохломы с объяснением приемов, присущих данному виду народного творчества. | 1 | + | ||||
Создание рисунка по мотивам хохломской росписи. | 1 | + | ||||
Создание рисунка по мотивам хохломской росписи. Мы поняли. Мы научились. | + | |||||
Жар-птица - 3 часа | ||||||
Мифологическая и сказочная птица, приносящая счастье. Чтение фрагментов сказок о Жар-птице. Демонстрация изображений Жар-птицы, созданных художником (фото). | 1 | + | ||||
Приемы рисования Жар-птицы. | 1 | + | ||||
Создание рисунка «Жар-птица». | + | |||||
Пасхальная открытка - 3 часа | ||||||
Светлое Христово Воскресение - величайший христианский праздник. Демонстрация иллюстративного материала (фото). | 1 | + | ||||
Приемы создания пасхальной открытки. | + | |||||
Создание рисунка «Пасхальная открытка». | 1 | + | ||||
Пейзаж - 8 часов | ||||||
Жанры в живописи. Пейзаж. Демонстрация фотографий пейзажей. | 1 | + | ||||
Приемы рисования пейзажа. | 1 | + | ||||
Создание осеннего пейзажа. | + | |||||
Создание зимнего пейзажа. | 1 | + | ||||
Создание весеннего пейзажа. | + | |||||
Создание летнего пейзажа. | + | |||||
Оформление выставки рисунков. | + | |||||
Обобщающее занятие. Слова и термины для запоминания. | + |
Учащиеся должны знать:
- возможности графического редактора KoluerPaint и назначение управляющих элементов;
- основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;
- технологию создания и редактирования графических объектов.
Учащиеся должны уметь:
- работать в среде графического редактора KoluerPaint;
- создавать и редактировать любой графический объект;
- осуществлять действия как с фрагментом, так и с рисунком в целом;
- выполнять рисунки и изображения разной степени сложности.
3-й год обучения (2 часа в неделю - 68 часов)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | ||||||||
Теория | Прак тика | Г руппов. | Индивид. | ||||||||
Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности в кабинете информатики. Правила работы и терминология. | 1 | + | |||||||||
Знакомство с интерфейсом - 4 часа | |||||||||||
Первоначальное знакомство с графическим редактором Gimp. Знакомство с интерфейсом. | 1 | + | |||||||||
Работа с документом. | 0,5 | 0,5 | + | ||||||||
Размеры и цветность. | + | ||||||||||
Изменение цветности изображения. | + | ||||||||||
Слои - 13 часов | |||||||||||
Работа со слоями. | 0,5 | 0,5 | + | ||||||||
Работа со слоями. | + | ||||||||||
Эллиптическое выделение. | + | ||||||||||
Практическая работа «Приступаем к созданию изображения «Рыбка». | 0,5 | 0,5 | + | ||||||||
Волшебная палочка. Лассо. | 1 | + | |||||||||
Практическая работа «Создаем изображение «Рыбка» (продолжение). | + | ||||||||||
Трансформация объектов. | 1 | + | |||||||||
Практическая работа «Создаем изображение «Рыбка» (заключение)». | + | ||||||||||
Слияние слоев. Режимы наложения пикселей. | 0,5 | 0,5 | + | ||||||||
Слияние слоев. Режимы наложения пикселей. | + | ||||||||||
Практическая работа «Создаем изображение «Аквариум». | 0,5 | 0,5 | + | ||||||||
Эффекты слоев. | + | ||||||||||
Эффекты слоев. Мы поняли. Мы научились. | + | ||||||||||
Работа с цветом - 5 часа | |||||||||||
Управление цветом. | 0,5 | 0,5 | + | ||||||||
Практическая работа «Раскрасим в разные цвета контуры тропической рыбки». | + | ||||||||||
Заливка. | 0,5 | 0,5 | + | ||||||||
Градиентная заливка. | + | ||||||||||
Практическая работа «Раскрасим тропическую рыбку». | + | ||||||||||
Инструменты рисования - 20 часов | |||||||||||
Виды кистей. | 0,5 | 0,5 | + | ||||||||
Практическая работа «Создадим новую кисть». | + | ||||||||||
Практическая работа «Создание и применение новой кисти». | + | ||||||||||
Специальные кисти. | 0,5 | 0,5 | + | ||||||||
Практическая работа «Учимся клонировать изображение». | + | ||||||||||
Практическая работа «Учимся клонировать изображение». | 1 | + | |||||||||
Создание изображения при помощи клонированных частей объекта. | + | ||||||||||
Создание, настройка и использование кистей. | 0,5 | 0,5 | + | ||||||||
Практическая работа «Создадим специальную кисть». | + | ||||||||||
Практическая работа «Создадим специальную кисть». | + | ||||||||||
Создание, настройка и использование специальных кистей. | 1 | + | |||||||||
Практическая работа «Рисуем яблоко». | + | ||||||||||
Создание и применение кисти. | 1 | + | |||||||||
Практическая работа «Создадим кисть для изображения в аквариуме воздушных пузырей». | + | ||||||||||
Практическая работа «Создадим кисть для изображения в аквариуме воздушных пузырей». | + | ||||||||||
Текстура. Узорная заливка. Практическая работа «Учимся использовать готовые текстуры». | 0,5 | 0,5 | + | ||||||||
Текстура. Узорная заливка. Практическая работа «Учимся создавать собственные текстуры». | 1 | + | |||||||||
Применение текстуры. Практическая работа «Узорчатый штамп». | 1 | + | |||||||||
Применение текстуры. Практическая работа «Узорчатый штамп». | + | ||||||||||
Создание изображения на свободную тему с использованием узорчатого штампа. Мы поняли. Мы научились. | + | ||||||||||
Шрифты - 8 час | |||||||||||
Работа с текстом. Виды шрифтов. | 1 | + | |||||||||
Работа с текстом. Виды шрифтов. | + | ||||||||||
Контуры - 5 часов | |||||||||||
Линии безье. Практическая работа «Создаем контуры». | 0,5 | 0,5 | + | ||||||||
Практическая работа «Создание контуров фигуры». | + | ||||||||||
Работа с контурами. Практическая работа «Создаем логотип дельфина». | 1 | + | |||||||||
Работа с контурами. Практическая работа «Создаем логотип животного». | 1 | + | |||||||||
Стандартные формы и библиотека контуров. | 0,5 | 0,5 | + | ||||||||
Практическая работа «Создаем открытку с использованием контура». | + | ||||||||||
Практическая работа «Создаем открытку с использованием контура». | + | ||||||||||
Применение контуров. Практическая работа «Создаем почтовую марку». | 0,5 | 0,5 | + | ||||||||
Фильтры - 6 часа | |||||||||||
Специальные эффекты. | 0,5 | 0,5 | + | ||||||||
Виды фильтров. | + | ||||||||||
Практическая работа «Придаем объекту на изображении эффект движения». | + | ||||||||||
Практическая работа «Придаем объекту на изображении эффект движения». | + | ||||||||||
Фильтры. Практическая работа «Создаем из пластмассовой игрушки хрустальноледяную фигуру». | 1 | + | |||||||||
Фильтры. Практическая работа «Создаем хрустальную фигуру из изображения птицы». | 1 | + | |||||||||
Работа с изображениями - 5 часа | |||||||||||
Параметры документа | 0,5 | 0,5 | + | ||||||||
Установка параметров документа. Практическая работа «Размер изображения». | + | ||||||||||
Установка параметров документа. Практическая работа «Обрезка изображения». | + | ||||||||||
Ретушь. Практическая работа «Фильтры для ретуши». | 0,5 | 0,5 | + | ||||||||
Практическая работа «Фильтры для ретуши». Мы поняли. Мы научились. | 1 | + | |||||||||
Итоговые работы - 4 часа | |||||||||||
Практическая работа «Тень» | 1 | + | |||||||||
Практическая работа «Тень» | + | ||||||||||
Выставка творческих работ. | 1 | + | |||||||||
Обобщающее занятие. Слова и термины для запоминания. | + |
Учащиеся должны знать:
- назначение и возможности графического редактора Gimp;
- назначение объектов интерфейса графического редактора Gimp
- технологию создания и редактирования графических объектов.
Учащиеся должны уметь:
- работать в среде графического редактора Gimp;
- работать с отсканированными и полученными цифровым фотоаппаратом изображениями;
- работать со слоями, с цветом, инструментами для рисования, с шрифтами;
- применять контуры, фильтры для получения эффектов изображения.
Заключение
Ожидаемые результаты обучения - по окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы в графических редакторах TuxPaint, KoluerPaint и Gimp; умение самостоятельно применять основные инструменты и приемы, используемые в растровой компьютерной графике при создании и редактировании графических объектов; выполнять рисунки и изображения разной степени сложности.
Методическое обеспечение программы.
Обучение проводится с использованием мультимедийного комплекта педагога (компьютер, мультимедийный проектор). Занятия поддержаны большим количеством наглядных иллюстраций с CD приложений. Практические задания разработаны также с использованием CD приложений.
Список литература для учителя:
1. Intel «Обучение для будущего».- М., 2004.
2. Леонтьев В.П. Персональный компьютер.-М.2006.
3. Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ».-М.: Дрофа, 2004
4. Симонович С.В. Практическая информатика.-М.2000.
5. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.-М.2002.
6. Хлебостроев В.Г., Обухова Л.А.. Информатика и информационнокоммуникационные технологии: методическое пособие.-М.,2005.
Список литературы рекомендованной детям и родителям, в помощь
освоения программы.
- Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л.Босова.-З-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-191 с.: ил.
- Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 6 класса/Л.Л.Босова.-З-е изд., испр. и доп. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-208 с.: ил.
- Босова Л.Л., Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие /Л.Л.Босова, А.Ю. Босова.-3-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.-320 с.: ил.
- Дуванов А. А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.: ил.
- Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга учителя,- СПб.: БХВ-Петербург, 2005,- 352с.: ил.
- Практические задания по курсу «Пользователь персонального компьютера». Методическое пособие./Разработано: В.П. Жуланова, Е.О. Казадаева, О.Л. Колпаков, В.Н. Борздун, М.А. Анисова, О.Н. Тырина, Н.Н. Тырина-Кемерово: КРИПКиПРО,- 2003.
- Сидорова С.В., Информатика. 5-7 классы: материалы к урокам/авт.-сост. С.В. Сидорова,- Волгоград: Учитель, 2008.-128 с.
- Симонович С.В., Компьютер в вашей школе.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком- Пресс,336с,-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный спортсмен"
Прграмма внеурочной деятельности для 1- го класса....
Программа внеурочной деятельности "Юные инспекторы движения"
Программа составлена с учетом изучения материала в 1-4 классах...
Программа внеурочной деятельности " Юный астроном"
Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит с вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес. У любознательных школ...
Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы". 5 класс.
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися по географии с использованием регионального компонента.Программа предполагает изучение исторических и географическ...
Программа внеурочной деятельности « Юные олимпийцы»
Программа внеурочной деятельности« Юные олимпийцы»...
Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)
Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы) обучения общеобразовательных школ. Программа разработана для работы со школьниками...