Волонтерская деятельность как средство социализации обучающихся
статья (6 класс)

Дворецкая Ирина Владимировна

В данном материале рассказывается об опыте работы с волонтерским отрядом. С помощью разного вида коллективно-творческих дел обучающиеся вовлекаются в шефскую работу, волонтерскую деятельность и др., таким образом происходит их социализация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_24_10_2019_dvoretskaya.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Дворецкая Ирина Владимировна,

БОУ "Русскополянская гимназия №1"

Волонтерская деятельность как средство развития

социальной активности обучающихся

 Одним из направлений Национального проекта "Образование" является развитие социальной активности. Поэтому при организации  внеурочной деятельности был сделан упор на развитие социальной активности учеников через участие в коллективных творческих делах. Для этого есть объективные причины. Во-первых, дети из благополучных семей, "малодетных", даже на переменах предпочитают больше проводить время с телефонами в руках, чем общаться между собой. Во-вторых, мои классы - это "практичные" люди XXI века.  Поэтому в начале выполнения коллективных творческих дел я столкнулась с проблемой: некоторые дети не понимали, зачем бесплатно кому-то помогать, зачем нужна шефская работа?!

Поэтому цель внеурочной деятельности - воспитание социально активных школьников через участие в коллективных творческих делах,  которые как нельзя лучше способствуют развитию обучающихся как граждан. А педагогические труды академика И. П. Иванова стали  теоретической основой моей педагогической деятельности в роли классного руководителя.

Для достижения поставленной цели при разработке воспитательной программы были запланированы разные виды коллективно-творческих дел по классификации И. П. Иванова, [1, с. 21]: общественно-политические (акции "День памяти неизвестного солдата" с возложением цветов к памятнику землякам-русскополянцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, "Бессмертный полк" ); в трудовых (акции "Посади дерево", "Чистый двор" в школе; помощь в уборке снега детскому саду №4 в рамках работы волонтерского отряда; субботники); в познавательных (поход в Русскополянский районный музей целины для ознакомления с картинами трудовых будней и боевых подвигов земляков; экскурсии в Театр юного зрителя, Джоуль - парк и исторический парк города Омска; конкурс "Мое родословное древо"; конкурс сочинений "Великая Отечественная война в летописи моей семьи"; проект "Энциклопедия одного слова"); в художественно-эстетических и творческих (акция "С Новым годом, Русская Поляна!", Мастерская праздника к Дню матери, к 23 февраля и 8 марта, концерты для воспитанников детского сада №4); организаторские (походы в детский сад для организации игр с малышами старшей и средней групп); в спортивно-оздоровительных (Акция "День здоровья",  военно-спортивная игра "Один день в армии").

КТД прекрасно помогают воспитывать социально активных детей, которые скоро станут полноправными гражданами нашей страны. Поэтому внеурочная деятельность организуется так, чтобы она решала поставленные задачи.

Хочу подробнее рассказать о некоторых из проведенных  коллективных творческих делах, которые, на мой взгляд, способствовали развитию социальной активности школьников. В конце декабря 2018 года мы участвовали в акции "С Новым годом, Русская Поляна!". За неделю мы подготовили красочные аппликации, а затем в последний учебный день пошли по улицам поселка и поздравляли каждого встречного с праздником, дети дарили сделанную своими руками открытку. Увидев изумленные лица прохожих, испытав чувство морального удовлетворения от своего поступка, каждый ребенок в конце года назвал эту акцию одной из самых запоминающихся.

Упор на шефскую работу также сделан намеренно. Многие из моих шестиклашек растут в семье "одинокими". Это либо единственные дети в семье, либо те, у кого есть брат или сестра, но они намного старше. Именно от них в начале года я услышала фразы: "Зачем идти с детсадовцами играть?", "Я не люблю маленьких детей!" Уже после новогодних праздников они же спрашивали: "А когда еще пойдем в детский сад?". Тем более, что мы неслучайно выбрали для шефской работы именно четвертый детский сад. Большинство моих детей посещали именно его. И как светились глаза детей, когда они выступали перед группой своего воспитателя Таран Н. Н.! Наталья Николаевна тоже была растрогана до слез, какие дети стали взрослые, как хорошо они читают стихи, танцуют, поют для  малышей! Этот момент стал незабываемым. А еще одним очень трогательным моментом стал праздник "Поклонимся великим тем годам", посвященный 9 мая. Были подведены итоги конкурса сочинений "Великая Отечественная война в летописи моей семьи", родители и дети принесли военные удостоверения того времени, боевые награды. Все смогли потрогать и получше рассмотреть ордена и медали за участие в Великой Отечественной войне прадедушек и прабабушек одноклассников, послушали рассказы ребят и их родителей о героях былых времен. Потом все вместе спели песню "И все о той весне" и посмотрели кадры  кинохроники тех лет... Лучшими на этом мероприятии стали Григорий К., который принес два портрета своих прадедушек и вместе с папой-пограничником рассказал о них, и Савелий П. Ему помогала мама держать портрет человека, которым гордится их семья, и его медали. А Савелий рассказал нам о прадеде-танкисте и показал настоящий шлем.

Думаю, что все эти мероприятия способствовали развитию и гражданской позиции, и социальной активности обучающихся, а также приучали ребят к чуткости и ответственности.

Анализ анкет показывает, что КТД позволяет учащимся попробовать себя в разных ролях: организатор, автор, член группы, оформитель и т. д. Чем больше ролевой выбор обучающихся, тем выше уровень развития личности. Расширение ролевых позиций через КТД "является эффективным инструментом формирования механизма социальной адаптации" [2, с. 7]. Ведь, проигрывая разные роли, обучающийся устанавливает и расширяет свои способы взаимодействия с окружающим миром, принимает социальные нормы и пытается им соответствовать.

Но без мониторинга  любая деятельность сводится к нулю. Поэтому учебная комиссия всегда отмечает участие каждого ребенка в различных мероприятиях. Сколько баллов назначить, решает комиссия при моем присутствии. Если это победитель олимпиады, соревнования или конкурса - 3 балла, призер - 2 балла, участник - 1 балл. На концертах баллы ставятся по количеству номеров, в которых принял участие ребенок. В субботниках каждый получает по 1 баллу, за уборку снега на территории детского сада №4 мальчики получили по 3 балла. За участие в акции "Покормите птиц зимой!"  получили по 3 балла те мальчики, которые сделал кормушки. И по 1 баллу - те, кто помогал развешивать их.

В качестве подведения итогов прошлого учебного года был проведен праздник для детей и родителей "Ученик года". Пятеро ребят, набравших наибольшее количество баллов за год, подготовили совместно с родителями презентации "Моя общественная деятельность", в которой рассказали, что, по их мнению, они сделали полезного для общества в этом учебном году. За нее можно было получить до 5 баллов. Также оценивалось портфолио. Родители (жюри) подвели итоги, суммировав баллы, назвали победителя (Валерия К.) и призеров (Кира Г. и Алина Т.). Все дети получили Грамоты по отдельным номинациям, сладкие призы от родителей. А пятеро лучших были награждены небольшими подарками от родителей и классного руководителя.

Вывод: каждый вид коллективных творческих дел развивает социальную активность обучающихся, воспитывает гражданское отношение к жизни, играет важную роль "в развитии гражданского отношения к определенным видам деятельности определенных социальных объединений" [3, с. 119].

Таким образом, вовлекая обучающихся в коллективные творческие дела, мы воспитываем социально активных людей, граждан нашей страны.

До этого класса мои выпускники также активно занимались общественно-полезной деятельностью. Мой прошлый выпуск был награжден не только районными Грамотами, но и Грамотой Министерства образования и молодежной политики Омской области за участие в "Неделях Добра" в 2015 году.

Социальная активность моего класса в этом учебном году также не осталась без внимания. Отряд "Горячие сердца" 6 А класса нашей "Русскополянской гимназии №1" получил районную грамоту за волонтерскую деятельность в прошлом году, Благодарственное письмо от администрации МБДОУ «Детский сад №4» за шефскую работу и волонтерскую деятельность в сентябре этого года.

Вывод: КТД расширяют способы взаимодействия с окружающим миром нового поколения. В организации внеурочной деятельности следует обратить особое внимание механизму развития социальной адаптации, используя  различные виды коллективно-творческих дел, анализируя проведенную работу и корректируя план воспитательной работы. Воспитание будущих граждан нашей страны, принимающих социальные нормы и пытающихся им соответствовать, – это важнейшая часть педагогического процесса.

Список литературы

1. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел.

- М.: "Педагогика", 1989 с. 21-37.

2. Педагогические труды И. П. Иванова. Т. 2. - Изд.-во Политехнического университета. С.-П., 2013 с. 2-19.

3. Тишина Е. Воспитательная работа в школе./ Тишина Е.// Общение в коллективном деле. - М., 2008 №1 с.119.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная газета как средство социализации обучающихся

Выступление на школьной конференции...

Социальное партнерство как средство социализации обучающихся сельской школы

Дипломная работа по социализации и социальному партнерству.В современном обществе возникает необходимость формирования образованной, предприимчивой личности, самостоятельно принимающей ответственные р...

Социально-бытовая ориентировка средство социализации обучающихся с ОВЗ

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний  и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и уве...

Волонтерская деятельность как средство патриотического воспитания

Работа содержит материалы статьи, включая реализацию патриотической программы "Стань гражданином"...

Волонтерская деятельность, как средство фомирования гражданской позиции обучающихся

Современное общество постепенно утрачивает свои жизненные ориентиры. Люди все больше и больше поглощаются идеологией индивидуализма, эгоизма, цинизма.  Люди становятся все больше и больше безучас...

«Волонтёрская деятельность как средство социализации обучающихся с ОВЗ».

О создании волонтерского движения в школе-интернате  как социальном институте, который должен готовить детей с ОВЗ к жизни....