Программа кружка "Память"
рабочая программа
Материал по историческому краеведению,этнографии,археологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Хиславичская СШ»
Рассмотрено на заседании методического объединения классных руководителей «25» _08 2017 г. Рук.МО______________ | Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол № __2_ от «28» 08 2017 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Хиславичская СШ» ___________ Е.И.Адашан Приказ № 92_от «30» 08 2017 г. |
ПРОГРАММА
кружка «Память»
Руководитель: Романова Л.М.
2017 – 2018 уч.год
Пояснительная записка.
Программа разработана на основании:
- закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ,
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- основной образовательной программы школы
Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного кружка в систему воспитательной работы школы. В последнее время у обучающихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории.
Знание истории родного края, своей семьи продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.
Именно поэтому одной из важнейших задач образования является введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба. Изучение родного края , национальных, этнокультурных традиций и обычаев- вот основные направления историко- краеведческой деятельности.
Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании»:
- Воспитание гражданственности и любви к Родине;
- Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
- Формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;
- Защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.
Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – родным и знакомым, сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, окружающим людям, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживания красоты родных мест.
По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу.
Краеведческая работа наглядно показывает учащимся насколько прошлое и настоящее своего края увлекательно и интересно. А главное – все это здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. И это помогает учащимся углубить и расширить свои знания, полюбить школу, свой населенный пункт и гордиться ими. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей великой Родине. Изучение родного края, района, населенного пункта, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим, формирует чувство хозяина.
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов.
Цель программы :
-развитие социально- активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее.
Задачи:
1. Создание необходимых условий для проявления индивидуальности каждого ребенка.
2 . Формирование нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения.
3. Содействие развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений.
4. Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности учащихся
Планируемые результаты образования.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству , коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой
- основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Программа кружка рассчитана на 2 часа в неделю , 68 часов в год.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь школьнику осмыслить его место в жизни, отвлечь учащихся от противоправной деятельности. Приобщиться к целому ряду ценностных понятий , помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Программа.
Тема1. Введение.(2 часа)
Что такое краеведение, история возникновения краеведения
Тема2 «Музейное дело» (10 часов)
Школьный музей, фонды музея. История образования музея. Правила работы в музеях, архивах, библиотеках.
Тема 3 «Музей и история родно края» (10часов)
Знакомство с историей основания посёлка Хиславичи, историей населённых пунктов на территории Хиславичского района, историей школы.
Тема 4. (10 часов)
«Памятные даты».
Смоленский край как составная часть нашей Родины. Смоленск – щит России. Смоленщина в годы Великой Отечественной войны.
Подготовка и проведение экскурсии в школьный историко – краеведческий музей. Встреча с руководителем поискового отряда «Хослав» Хиславичи в годы войны. Экскурсия по посёлку. Виртульные экскурсии по городам смоленщины. Презентации.
Тема 5. ( 10 часов)
«Отчизны верные сыны».
Смоляне – Герои Советского Союза.
Участники Великой Отечественной войны нашего поселка. Хиславичане – Герои Советского Союза.
Детство , опаленное войной ( о тружениках тыла).
Учителя участники Великой Отечественной войны.
Наши земляки в « горячих точках.
Тема 6 «Этнография родного края» –( 8часов)
Знакомство с этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией, оформление тематической выставки
Тема 7. (12 часов)
«Быт и обычаи населения моего края».
Различные группы населения Смоленского края. Быт, обычаи, традиции населения нашего края, поселка. Семейные традиции и обычаи.
Презентации на тему: «Быт, обычаи, традиции моего народа».
Тема 8.(6часов)
«Моя малая Родина».
Автобусная экскурсия по памятным местам Великой Отечественной войны. Встреча с руководителем поискового отряда «Хослав». Экскурсии для учащихся школы.
Формы организации учебного процесса: лекция, работа в группах, экскурсия, виртуальная экскурсия, беседа, самостоятельная работа.
Формы организации контроля: реферат, презентация, оформление стендов.
Календарно-тематическое планирование
Кол - во часов | Тема занятия | Дата проведения | Корректировка |
2 ч. | Тема 1. «Введение» | ||
10 ч. | Тема 2. « Музейное дело» | ||
10ч. | Тема 3. «Музей и история родного края» | ||
10ч. | Тема 4. «Памятные даты» | ||
10ч. 8 ч. | Тема 5. «Отчизны верные сыны». Тема 6. «Этнография родного края». | ||
12ч. | Тема 7. « Быт и обычаи населения моего края» | ||
6ч. | Тема 8. «Моя малая Родина». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...