« Непростые судьбы сестёр Болтуновых»
проект (6 класс)

Арсененко Елена Юрьевна

Гипотеза: Профессионально важные качества учителя - любовь к детям, стремление понять и помочь. 

Цель исследования: На примере учителей нашей школы Городцовой  Марии Георгиевны  и Шарибжановой Тамары Георгиевны доказать или  опровергнуть данную гипотезу.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Районная конференция
проектно - исследовательских работ младших школьников

                                  « Хочу  всё знать»

                      Духовно - нравственное направление

 « Непростые судьбы сестёр Болтуновых»

              Автор: Арсененко Елизавета Николаевна, ученица 6 класса

                    МОУ « Основная общеобразовательная школа д. Борисово»

                                                        Руководитель:

                      Арсененко Елена  Юрьевна, учитель начальных классов

                      МОУ « Основная общеобразовательная школа д. Борисово»

                                       Балабаново – 2018  

                                              СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение                                                                                                     3
  2. Основная часть                                                                                          4
  3. Заключение                                                                                                8
  4. Библиография                                                                                           9

                                  Введение

Кто жил так, что его память свято

сохраняется в душах людей,

которых он любил,

тот сделал своё дело для продолжения

своего существования и после смерти.

Г.Эберс.

         Человек, не знающий своего прошлого, не будет знать настоящего.

Поэтому знать историю своей школы, судьбы замечательных людей, живших до недавнего времени, творивших и создававших историю, нужно всем. И только тот человек, который всем интересуется, может по-настоящему любить свою школу  и гордиться тем, что он в ней работают и работали неравнодушные люди. И, конечно же, он сам будет стараться работать так, чтобы преумножить славу родной школы.

      Меня очень интересует прошлое и настоящее моей родной школы, люди, которые оставили след в ее истории. Эта исследовательская работа - дань уважения к людям, которые посвятили свою жизнь детям. Их жизненный путь – это путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно, до самоотречения служить народу, школе и детям. Речь идет о двух  сёстрах,  ветеранах труда,  об Учителях во всех его проявлениях, Учителях с большой буквы:  Городцовой Марии Георгиевне и Шарибжановой Тамаре Георгиевне.

Актуальность: Тема моей работы очень актуальна и важна, так как сегодня уделяется большое внимание проблемам образования. В своей работе, я хотела бы рассмотреть жизненный путь учителей моей  школы.

 Гипотеза: профессионально важные качества учителя - любовь к детям, стремление понять и помочь. 

Цель исследования: На примере учителей нашей школы Городцовой  Марии Георгиевны  и Шарибжановой Тамары Георгиевны доказать или  опровергнуть данную гипотезу.  
Задачи исследования: 

- провести опрос среди учащихся нашей школы о качествах, необходимых для профессии учителя;

- собрать материал о педагогической деятельности учителей Городцовой М.Г. и Шарибжановой Т.Г.;

- изучить мнение  бывших  учеников Городцовой М.Г. и

 ШарибжановойТ. Г.;

- на основе собранного материала сделать выводы. 


Методы исследования: 

- работа с документами школьного музея;

-  беседа с родственниками и коллегами;

- обращение в архив школы для сбора информации;

- беседа с жителями д. Борисово;

- анализ школьной документации;

- работа с Интернет ресурсами.

- интервьюирование учителей и выпускников школы

Объект исследования: история жизни и педагогической деятельности Городцовой М.Г.  и Шарибжановой Т.Г.в истории государства от её истоков до современности.

Предмет исследования: Исторический путь жизни и педагогической деятельности учителей.

II.  Основная     часть

Жизненный путь и педагогическая деятельность

Детство и школьные годы.

В селе ты не просто порядочный житель,

У всех на виду твоё имя – учитель!

И спрос с тебя строгий, и честь высока,

И ноша твоя на миру не легка

      Сёстры  Болтуновы Мария (1940г.) и Тамара (1942г. ) родились в д. Водвинка Унечского района Брянской области. В семье колхозников.    Трудное тогда было время. Шла война.

Из воспоминаний Марии Георгиевны: «Я помню шёл 1941 год. Мы жили в землянке, потому что немцы заняли наш дом, а нас выгнали. Отец партизанил, но иногда, тайком,  прокрадывался  к нам и  приносил хлеб. Там же, в землянке, родилась сестра Тамара.  Когда в село пришли венгры, мы перешли в дом. Ещё помню, когда в начале 1944 года было наступление, бомбили г. Унеча, насколько велика была радость, что  придут русские. Чуть позже, летом  того же года, я  выглядываю из ворот, а по улице бегут наши  солдаты  и  развиваются их плащ-палатки. Тогда мне было 4 года. Хорошо помню ,как было голодно . Не взирая  на возраст были свои обязанности: найти, где хочешь , нарвать, принести домой и помыть щавель  На полях собрать мороженную картошку, принести, помыть ,почистить, а мама готовила. Скоро закончилась война. Настало время других испытаний.  В 1945 году из семьи ушел отец.  Жил с новой семьёй в соседней  деревне,полтора километра от нашей Водвинки. Работал в МТС. У него родился сын – Владимир.  Отец хорошо зарабатывал, но нам не помогал. Матери совсем нечем было нас кормить, и она отправила  меня и Тамару жить к отцу « до  картошки». Приняли нас неплохо, сами ушли в гости, а нас оставили в няньках с Владимиром. Не смогли мы и дня находиться в  этом доме, всё вокруг чужое,  и мы ушли, оставив Володю. Домой шли оврагами,  чтоб нас никто не видел. Придя домой, бросились матери в ноги с просьбой остаться с ней, не смотря на голод.  В то время стали по домам развозить картошку для сушки, после того как сдашь сушенную картошку, часть оставалась нам. Настала весна. Завели корову. Пекли лепёшки из травы, типа щавеля, ели липовые почки. Постепенно всё налаживалось.  В 1947 году построили школу, и я пошла в первый класс в родном  селе. Школа была 4 – летка. Первую   учительницу звали Евдокия Яковлевна Короткова. Со  мной в одном классе учились дети более старшего возраста. В школе стали нас подкармливать : давали чай и молоко. В 5,6,7,8 класс ходила  за три километра в на станцию Рассуха .Иногда, когда были большие морозы колхоз выделял лошадь для детей. Когда я была в 6 классе, в семью вернулся отец. С 9по 10 класс училась  в г.Унеча, за тридцать  километров от станции Рассуха. Родители снимали комнату у одинокой женщины. Хорошо помню. что у хозяйки квартиры на печке стоял мешок с сухарями, и мы иногда туда без спроса «заглядывали». Родители выделяли один рубль на неделю, из них двадцать копеек надо было потратить на хлеб, но мы их тратили на кино, поэтому и был нам так интересен тот мешок с сухарями. Тамара, так же как и я, сначала  четыре года училась  в родном  селе, затем четыре года  на станции Рассуха, потом приехала на ту же квартиру в город Унеча, учиться в 9,10 классы. Пока Тамара доучивалась, мне пришлось   6 месяцев работать свинаркой, чтобы получить паспорт, потому что  по окончании 10 классов паспортов  в сельской  местности не выдавали.

      Мечтала по окончании школы поступить в педагогическое училище на воспитателя, но в то время надо было два года отработать. И Мария вместе со своими одноклассниками уехала работать в г. Фурманов (Ивановской области) на прядильную фабрику.
     Тамара же, закончив 10 классов, поехала работать в Москву, на железную дорогу рабочей в трест « Мостройремонт». Жила в вагончиках. Работа  была очень тяжёлой. Проработав два года Тамара приехала ко  мне в Фурманов и попросила финансовой  помощи для поступления  в плодовоовощной институт им .И. В.  Мичурина в Тамбовской области .

         Я только в 1961 году смогла осуществить свою мечту и  поступила  в Суражское педагогическое училище  Брянской области. По окончании училища  в1963 году по направлению поступила работать в Шустовскую начальную школу учителем  начальных классов, учила 1и 3 класс.  Там же познакомилась со своим будущим мужем Городцовым Иваном Николаевичем. Вышла замуж.  С первых дней к работе относилась с большой ответственностью и любовью. Это были замечательные годы. Жизнь пионерской организации была активной и интересной. Проводили соревнования между отрядами, туристические слеты, собирали металлолом для комсомольских строек, посылали посылки на целину. Помимо работы в школе,  активно занималась общественной работой. Проработав год, переехала поближе к дому и работала заведующей в Луковецкой начальной школе и вела уроки во всех 4-х классах. В школе училось  всего 21 человек. В 1965 году  перевели в родное село в  Водвинскую начальную школу, там где она пошла в первый класс. Вела 2 и 4 класс.  Родился сын Иван. В 1966году дочь Анна.

Тамара, окончив академию, получила направление на работу в Боровский район.  После окончания института в1967 году получила направление на работу в колхоз  им.« Заветы Ленина».

        Колхоз в то время набирал силу ,увеличивалось поголовье скота, требовалось  увеличить кормовую базу, повышать урожайность  зерновых .И колхоз одним из первых в районе внедрил научно – обоснованную систему земледелия и в этом большая заслуга главного агронома  Тамары Георгиевны .В 1968 году вышла замуж за Шарибжанова Бориса Михайловича. Молодой семье колхоз выделил небольшой домик в деревне Семичёво. Немного позже специально построили новый дом  в деревне Борисово. В 1968 году родилась дочь Елена, в 1971 году сын Андрей.

            Марии в связи с сокращением на работе пришлось уезжать  из родной деревни.  В 1971 году переехала в Калужскую область, деревню Борисово. Работала в Семичёвской начальной школе, учила три класса, в которых  было 16 учеников.  Ей  очень нравилось то, что вокруг  деревни расположены  живописные холмы.  Вокруг лес, земляничные поля и грибные поляны. Круглый год можно любоваться удивительной природой. Муж стал работать  водителем в колхозе.

             В 1972году построили начальную  школу в д. Борисово и перевели работать туда вместе с Антоновой Зоей  Петровной. После уроков проводила краеведческую работу, была участником художественной самодеятельности. В 1974 год родился сын Владимир. В 1979 году дочь Валентина»

  В1991 году открылась Борисовская  средняя школа, где Мария Георгиевна работала до 2017 года учителем начальных классов.  Более  сорока лет она была наставником студентов, проходивших педагогическую практику в школе; делилась с коллегами своим опытом, выступая на областных и районных конференциях . Она покоряла  всех своей одержимостью и ответственностью в работе, неизменным доброжелательным отношением к людям. А еще – способностью с удивительной стойкостью переносить все трудности и беды, выпавшие на её долю. До сих пор ученики школы вспоминают ее с большим теплом, некоторые пошли по ее стопам и выбрали профессию учителя, поступили в педагогические ВУЗы и, закончив их, вернулись в родную школу.

         Имея полвека педагогического стажа,  Мария Георгиевна  только в школах   д. Борисово выпустила 17 выпусков. Многие из её выпускников,  закончив учиться,  остались работать в Боровском районе. Но даже те  выпускники, которые учились слабо или с ленцой, нашли  своё место в  жизни  и никто из них не пошёл по  плохому пути.

       «С гордостью могу сказать, что  среди моих выпускников нет беспутных и непутёвых» - говорит Мария Георгиевна.

После выхода на пенсию начала заниматься своим любимым делом - это выращивание овощных культур и цветов. Возле её дома раскинулись превосходные клумбы и удивительный огород. Каких только цветов и овощей нет на её грядках, которые цветут и растут с ранней весны до поздней осени.

 Награды за достигнутые успехи

        В 2006 году Мария Георгиевна была награждена Грамотой Министерства Образования Российской Федерации.

В апреле 2007 года благодарственным письмом «За долголетний  добросовестный  труд, профессионализм,  верность профессии и в честь праздника Труда».

       В сентябре 2008 года работу Марии Георгиевны в летнем лагере отметила администрация муниципального образования муниципального района «Боровский район» благодарственным письмом «За значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста» ей присвоено звание « Ветеран труда».

       Упорство и трудолюбие Тамары Георгиевны  не остались не замеченными. За трудовые успехи  её наградили  медалью « За доблестный труд» . В 1979 году указом  Президиума  Верховного Совета РСФСР  присвоили звание « Заслуженный агроном РСФСР».

     Более25 лет работала Тамара  Георгиевна агрономом в колхозе « Заветы Ленина». Получила много  грамот за заслуги в развитии сельского хозяйства.

И в  общественной  жизни Тамара Георгиевна была на виду. Избиралась депутатом местного и областного советов.

          Но в годы перестройки, когда сельское хозяйство пошло на спад, колхозные земли перестали обрабатывать, а всё больше тали их продавать,  перешла работать Борисовскую среднюю школу. И с 1992года преподавала в школе  химию и биологию. Знания и опыт, накопленные годами, она передавала  ученикам.

       Ежегодно совместно с учителем технологии она разрабатывала план мероприятий по благоустройству территории, план работы на пришкольном участке, график прохождения  летней  практики, размещение цветников и овощных культур.

         Тамара Георгиевна организовала опытный участок, где проводились экспериментальные работы по выращиванию зерновых куультур: озимой пшеницы, ярового ячменя и овса.

        Основным содержанием труда учащихся на учебно-опытном  участке  является  опытническая работа. Учащиеся ухаживали за культурами, вели дневники, определяли урожайность, оформляли  результаты опытов. Дети опытным путём закрепляли знания, полученные на уроках биологии.

У учащихся начальных классов   проводила экскурсии на окрестные поля, луга, леса, где  знакомила их с возделываемыми сельхозкультурами,  с  лекарственными  растениями, собирали материалы   для изготовления наглядных пособий по предметам   и  для  художественного   творчества.

За годы работы в школе Тамара Георгиевна воспитала достойную  смену, её ученики получали не только знания, но и вырастали  добрыми, отзывчивыми, достойными людьми.

           Все свои силы, знания, здоровье она отдала детям, людям, всегда была  готова помочь, помогала и  делом, и советом, поражала своим трудолюбием, целеустремлённостью, всегда добивалась высоких результатов.

          К великому сожалению 29 октября 2015 года Тамара Георгиевна трагически погибла, но помнить её всегда будут: ученики ,  учителя и жители нашей деревни.

          Человек ушёл из жизни. Что оставил он после себя?

Можно ответить, что остаются дети, внуки, родные и всё то, что он сумел создать своим умом, сердцем, душой, руками. Это письма, фотографии, различные вещи. Но самое ценное – воспоминания окружающих людей: всех тех, через чьи судьбы и сердца “прошёл” человек.

Эти воспоминания - свет его памяти. Он озаряет и высвечивает образ ушедшего от нас человека.

 

«В их работе нет мелочей»

        В ходе интервьюирования нескольких учителей нашей школы, я выяснила, каково отношение коллег к  сёстрам Марии Георгиевне и  Тамаре Георгиевне.

       Было сказано много добрых слов об этих людях. Вот некоторые высказывания коллег.

         Кузнецова Людмила Валентиновна – учитель  алгебры и геометрии.

«Тамара Георгиевна – очень ответственный и трудолюбивый человек. Меня всегда поражало, с какой тщательностью и кропотливостью она готовится к любому делу. Для всех она была очень строгим и требовательным учителем, а для меня добрым, отзывчивым человеком с огромной и чистой душой. Если мне нужно было доверить ей какие - то важные дела по работе, то я всегда знала, что все будет выполнено безукоризненно.

            Арсененко Елена Юрьевна – учитель начальных классов.

«Когда пришла работать в школу, то поначалу даже побаивалась, когда на уроки приходила Мария Георгиевна, а потом поняла, что она приходит не критиковать меня, а помогать, дать дельный совет, поделиться опытом. Она уважаемый человек в нашем коллективе, с нее всегда и во всём можно брать пример. Она отличается неимоверным умом и в тоже время очень скромная. Я работаю на такой же должности, что и Мария Георгиевна и первое время она была моим наставником и другом, да и сейчас частенько обращаюсь к ней по работе, спрашиваю совета». 

                          Слова благодарности выпускников

Мы встретились на вечере встречи выпускников с учениками разных годов и узнали, что сёстры Болтуновы уважаемы и любимы ими. О них говорят с чувством благодарности и восхищения. Приведём некоторые высказывания.

                                        C:\Users\user\Downloads\image (2).jpg

                                    Тищенко Оксана

     Городцова Мария Георгиевна - первый учитель. В памяти хранятся только яркие и светлые воспоминания о моём педагоге. Но самое яркое – это, наверное, ощущение прикосновения ее рук. На всех школьных фото, Мария Георгиевна непременно кого-нибудь обнимает, а иногда крепко прижимает к себе. Вот и выполняя очередное задание, сидя за партой, нередко ученикам приходилось ощущать поглаживания теплой руки учителя по голове или по спине. Эти теплые руки я помню до сих пор.

                                                 image.jpg

             

                                               Карпачёва Ирина

       Хрупкая, но очень сильная женщина,  мы даже иногда ее побаивались, Тамара Георгиевна вела у нас химию и биологию. Она  всегда была увлечена своим делом.

К ней всегда можно обратиться за советом, поделиться своей проблемой. Спасибо Вам Тамара Георгиевна!» 

                                   III. Заключение

        Заканчивая интервью, я задала Марии Георгиевне  два вопроса:

Хотелось бы Вам изменить свою жизнь? - «Нет, я ни о чем не жалею. Мне немного обидно за отношение к профессии учителя сегодня, ведь это дело всей моей жизни».

        Считаете ли Вы себя счастливым человеком? – «Да, так как у меня была и есть любимая работа, семья, внимание со стороны моих учеников, коллег и просто окружающих меня людей. Любовь близких и родных».

         Работая над этой темой, я поняла, что быть учителем нелегко, здесь работают только влюбленные в свою профессию люди, а учитель никогда не бывает одиноким, он всегда в окружении детей и всегда остается учителем.

В результате изучения документов и фотоматериалов из архива сестёр Болтуновых, а также во время бесед с учителями и учениками (нынешними и бывшими), друзьями, самой Марией Георгиевной, нам открылась удивительная личность: высокообразованная, разносторонний человек, внесший большой вклад в дело образования и воспитания подрастающего поколения. И не смотря на то, что ей пришлось пройти множество испытаний, она до сих пор удивляет своей искренностью, оптимизмом, неравнодушием к тому, что происходит вокруг.

            Даже уйдя на заслуженный отдых, Мария Георгиевна интересуется жизнью своих бывших учеников. Радуется их успехам и огорчается неудачам. Её часто можно увидеть в школе на тематических уроках, торжественных линейках, на всех праздниках школы.

             Она - учитель не только в стенах школы, но и за ее пределами.

Бывшие ученики  ее любят, уважают, звонят, потому что она всем раздарила частички своего доброго сердца.

Огонёк, зажженный когда-то сёстрами - педагогами, по-прежнему горит в сердцах  их учеников и коллег.

                              IV. Список источников и литературы

1. Список литературы:

А. Мудрик. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1988. – Гл.

«Время выбора и решений».

2. Источники:

Семейный и школьный архивы:

1) Документы

2) Награды

3) Семейные фотографии

4) Вырезки из СМИ

5) Приказы

6) Материалы школьного музея: фотографии, воспоминания.

Тезисы

Кто жил так, что его память свято

сохраняется в душах людей,

которых он любил,

тот сделал своё дело для продолжения

своего существования и после смерти.

Г.Эберс.

         Человек, не знающий своего прошлого, не будет знать настоящего.

      Меня очень интересует прошлое и настоящее моей родной школы, люди, которые оставили след в ее истории. Речь идет о двух  сёстрах,  ветеранах труда,  об Учителях во всех его проявлениях, Учителях с большой буквы:  Городцовой Марии Георгиевне и Шарибжановой Тамаре Георгиевне.

Тема моей работы очень актуальна и важна, так как сегодня уделяется большое внимание проблемам образования. .

 Гипотеза: профессионально важные качества учителя - любовь к детям, стремление понять и помочь. 

Цель исследования: На примере учителей нашей школы Городцовой  Марии Георгиевны  и Шарибжановой Тамары Георгиевны доказать или  опровергнуть данную гипотезу.  
Задачи исследования: 

- провести опрос среди учащихся нашей школы о качествах, необходимых для профессии учителя;

- собрать материал о педагогической деятельности учителей Городцовой М.Г. и Шарибжановой Т.Г.;

- изучить мнение  бывших  учеников Городцовой М.Г. и

 ШарибжановойТ. Г.;

- на основе собранного материала сделать выводы.

      Сёстры  Болтуновы Мария (1940г.) и Тамара (1942г. ) родились в д. Водвинка Унечского района Брянской области в семье колхозников.    Трудное тогда было время. Шла война.

Жили в землянке, потому что немцы заняли их дом.Там же, в землянке, родилась сестра Тамара.  Когда в село пришли венгры, мы перешли в дом. Было голодно .  В 1945 году из семьи ушел отец.  Жил с новой семьёй в соседней  деревне, полтора километра от  Водвинки. Работал в МТС. У него родился сын – Владимир.  Отец хорошо зарабатывал, но нам не помогал. Матери совсем нечем было нас кормить, и она отправила  сестёр жить к отцу « до  картошки». Приняли их неплохо, сами ушли в гости, а девочек оставили в няньках с Владимиром. Не смогли они и дня находиться в  этом доме, всё вокруг чужое,  и  ушли, оставив Володю. Домой шли оврагами,  чтоб никто не видел.

         Когда настала весна, завели корову. Пекли лепёшки из травы, типа щавеля, ели липовые почки. Постепенно всё налаживалось.  В 1947 году построили школу, и Мария пошла в первый класс в родном  селе. Школа была 4 – летка. Через 2 года учиться пошла Тамара.  В 5,6,7,8 класс ходили  за три километра в на станцию Рассуха .Иногда, когда были большие морозы колхоз выделял лошадь для детей. Когда я была в 6 классе, в семью вернулся отец. С 9по 10 класс учились  в г.Унеча, за тридцать  километров от станции Рассуха.

              Тамара  закончила плодовоовощной институт им .И. В.  Мичурина в Тамбовской области .

         Мария в 1961 году смогла осуществить свою мечту и  поступила  в Суражское педагогическое училище  Брянской области. Работала в Шустовской начальной школе учителем  начальных классов, учила 1и 3 класс.  Там же познакомилась со своим будущим мужем Городцовым Иваном Николаевичем. Вышла замуж.  С первых дней к работе относилась с большой ответственностью и любовью. Это были замечательные годы. Жизнь пионерской организации была активной и интересной. Проводили соревнования между отрядами, туристические слеты, собирали металлолом для комсомольских строек, посылали посылки на целину. Помимо работы в школе,  активно занималась общественной работой. Работала заведующей в Луковецкой начальной школе и вела уроки во всех 4-х классах. В школе училось  всего 21 человек. В 1965 году  перевели в родное село в  Водвинскую начальную школу. Вела 2 и 4 класс.  Родился сын Иван. В 1966году - дочь Анна.

     Тамара получила направление на работу в Боровский район в колхоз  

«Заветы Ленина».

        Колхоз в то время набирал силу ,увеличивалось поголовье скота, требовалось  увеличить кормовую базу, повышать урожайность  зерновых .И колхоз одним из первых в районе внедрил научно – обоснованную систему земледелия и в этом большая заслуга главного агронома  Тамары Георгиевны .В 1968 году вышла замуж за Шарибжанова Бориса Михайловича. Молодой семье колхоз выделил небольшой домик в деревне Семичёво. Немного позже специально построили новый дом  в деревне Борисово. В 1968 году родилась дочь Елена, в 1971 году сын Андрей.

            Марии в связи с сокращением на работе пришлось уезжать  из родной деревни.  В 1971 году переехала в Калужскую область, поближе к сестре, в деревню Борисово. Работала в Семичёвской начальной школе, учила три класса, в которых  было 16 учеников.  Муж стал работать  водителем в колхозе.

             В 1972году построили начальную  школу в д. Борисово и перевели работать туда вместе с Антоновой Зоей  Петровной. После уроков проводила краеведческую работу, была участником художественной самодеятельности. В 1974 год родился сын Владимир. В 1979 году дочь Валентина»

  В1991 году открылась Борисовская  средняя школа, где Мария Георгиевна работала до 2017 года учителем начальных классов. Она покоряла  всех своей одержимостью и ответственностью в работе, неизменным доброжелательным отношением к людям. А еще – способностью с удивительной стойкостью переносить все трудности и беды, выпавшие на её долю. До сих пор ученики школы вспоминают ее с большим теплом, некоторые пошли по ее стопам и выбрали профессию учителя, поступили в педагогические ВУЗы и, закончив их, вернулись в родную школу.

         Имея полвека педагогического стажа,  Мария Георгиевна  только в школе   д. Борисово выпустила 17 выпусков.

После выхода на пенсию начала заниматься своим любимым делом - это выращивание овощных культур и цветов. Возле её дома раскинулись превосходные клумбы и удивительный огород. Каких только цветов и овощей нет на её грядках, которые цветут и растут с ранней весны до поздней осени.

        В 2006 году Мария Георгиевна была награждена Грамотой Министерства Образования Российской Федерации.

       В апреле 2007 года благодарственным письмом «За долголетний  добросовестный  труд, профессионализм,  верность профессии и в честь праздника Труда».

       В сентябре 2008 года работу Марии Георгиевны в летнем лагере отметила администрация муниципального образования муниципального района «Боровский район» благодарственным письмом «За значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста» ей присвоено звание « Ветеран труда».

       Упорство и трудолюбие Тамары Георгиевны  не остались не замеченными. За трудовые успехи  её наградили  медалью « За доблестный труд» . В 1979 году указом  Президиума  Верховного Совета РСФСР  присвоили звание « Заслуженный агроном РСФСР».

     Более25 лет работала Тамара  Георгиевна агрономом в колхозе « Заветы Ленина». Получила много  грамот за заслуги в развитии сельского хозяйства.

И в  общественной  жизни Тамара Георгиевна была на виду. Избиралась депутатом местного и областного советов.

          Но в годы перестройки, когда сельское хозяйство пошло на спад, колхозные земли перестали обрабатывать, а всё больше тали их продавать,  перешла работать Борисовскую среднюю школу. И с 1992года преподавала в школе  химию и биологию. Знания и опыт, накопленные годами, она передавала  ученикам.

       Ежегодно совместно с учителем технологии она разрабатывала план мероприятий по благоустройству территории, план работы на пришкольном участке, график прохождения  летней  практики, размещение цветников и овощных культур.

         Тамара Георгиевна организовала опытный участок, где проводились экспериментальные работы по выращиванию зерновых культур: озимой пшеницы, ярового ячменя и овса.

        Основным содержанием труда учащихся на учебно-опытном  участке  является  опытническая работа. Учащиеся ухаживали за культурами, вели дневники, определяли урожайность, оформляли  результаты опытов. Дети опытным путём закрепляли знания, полученные на уроках биологии.

У учащихся начальных классов   проводила экскурсии на окрестные поля, луга, леса, где  знакомила их с возделываемыми сельхозкультурами,  с  лекарственными  растениями, собирали материалы   для изготовления наглядных пособий по предметам   и  для  художественного   творчества.

За годы работы в школе Тамара Георгиевна воспитала достойную  смену, её ученики получали не только знания, но и вырастали  добрыми, отзывчивыми, достойными людьми.

           Все свои силы, знания, здоровье она отдала детям, людям, всегда была  готова помочь, помогала и  делом, и советом, поражала своим трудолюбием, целеустремлённостью, всегда добивалась высоких результатов.

          29 октября 2015 года Тамара Георгиевна трагически погибла, но помнить её всегда будут: ученики ,  учителя и жители нашей деревни.

          Человек ушёл из жизни. Что оставил он после себя?

Можно ответить, что остаются дети, внуки, родные и всё то, что он сумел создать своим умом, сердцем, душой, руками. Это письма, фотографии, различные вещи. Но самое ценное – воспоминания окружающих людей: всех тех, через чьи судьбы и сердца “прошёл” человек.

Эти воспоминания - свет его памяти. Он озаряет и высвечивает образ ушедшего от нас человека.        В ходе интервьюирования нескольких учителей нашей школы, я выяснила, каково отношение коллег к  сёстрам Марии Георгиевне и  Тамаре Георгиевне.

       Было сказано много добрых слов об этих людях. Вот некоторые высказывания коллег.

         Кузнецова Людмила Валентиновна – учитель  алгебры и геометрии.

«Тамара Георгиевна – очень ответственный и трудолюбивый человек. Меня всегда поражало, с какой тщательностью и кропотливостью она готовится к любому делу. Для всех она была очень строгим и требовательным учителем, а для меня добрым, отзывчивым человеком с огромной и чистой душой. Если мне нужно было доверить ей какие - то важные дела по работе, то я всегда знала, что все будет выполнено безукоризненно.

            Арсененко Елена Юрьевна – учитель начальных классов.

«Когда пришла работать в школу, то поначалу даже побаивалась, когда на уроки приходила Мария Георгиевна, а потом поняла, что она приходит не критиковать меня, а помогать, дать дельный совет, поделиться опытом. Она уважаемый человек в нашем коллективе, с нее всегда и во всём можно брать пример. Она отличается неимоверным умом и в тоже время очень скромная. Я работаю на такой же должности, что и Мария Георгиевна и первое время она была моим наставником и другом, да и сейчас частенько обращаюсь к ней по работе, спрашиваю совета». 

                          Слова благодарности выпускников

Мы встретились на вечере встречи выпускников с учениками разных годов и узнали, что сёстры Болтуновы уважаемы и любимы ими. О них говорят с чувством благодарности и восхищения. Приведём некоторые высказывания.

                                       

   Тищенко Оксана рассказала, что Городцова Мария Георгиевна - первый учитель. В памяти хранятся только яркие и светлые воспоминания о моём педагоге. Но самое яркое – это, наверное, ощущение прикосновения ее рук. На всех школьных фото, Мария Георгиевна непременно кого-нибудь обнимает, а иногда крепко прижимает к себе. Вот и выполняя очередное задание, сидя за партой, нередко ученикам приходилось ощущать поглаживания теплой руки учителя по голове или по спине. Эти теплые руки я помню до сих пор.

         Карпачёва Ирина поделилась, что Тамара Георгиевна - хрупкая, но очень сильная женщина,  мы даже иногда ее побаивались, вела у нас химию и биологию. Она  всегда была увлечена своим делом.

К ней всегда можно обратиться за советом, поделиться своей проблемой.

        Заканчивая интервью, я задала Марии Георгиевне  два вопроса:

Хотелось бы Вам изменить свою жизнь? - «Нет, я ни о чем не жалею. Мне немного обидно за отношение к профессии учителя сегодня, ведь это дело всей моей жизни».

        Считаете ли Вы себя счастливым человеком? – «Да, так как у меня была и есть любимая работа, семья, внимание со стороны моих учеников, коллег и просто окружающих меня людей. Любовь близких и родных».

         Работая над этой темой, я поняла, что быть учителем нелегко, здесь работают только влюбленные в свою профессию люди, а учитель никогда не бывает одиноким, он всегда в окружении детей и всегда остается учителем.

В результате изучения документов и фотоматериалов из архива сестёр Болтуновых, а также во время бесед с учителями и учениками (нынешними и бывшими), друзьями, самой Марией Георгиевной, нам открылась удивительная личность: высокообразованная, разносторонний человек, внесший большой вклад в дело образования и воспитания подрастающего поколения. И не смотря на то, что ей пришлось пройти множество испытаний, она до сих пор удивляет своей искренностью, оптимизмом, неравнодушием к тому, что происходит вокруг.

            Даже уйдя на заслуженный отдых, Мария Георгиевна интересуется жизнью своих бывших учеников. Радуется их успехам и огорчается неудачам. Её часто можно увидеть в школе на тематических уроках, торжественных линейках, на всех праздниках школы.

             Она - учитель не только в стенах школы, но и за ее пределами.

Бывшие ученики  ее любят, уважают, звонят, потому что она всем раздарила частички своего доброго сердца.

Огонёк, зажженный когда-то сёстрами - педагогами, по-прежнему горит в сердцах  их учеников и коллег.

                              IV. Список источников и литературы

1. Список литературы:

А. Мудрик. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1988. – Гл.

«Время выбора и решений».

2. Источники:

Семейный и школьный архивы:

1) Документы

2) Награды

3) Семейные фотографии

4) Вырезки из СМИ

5) Приказы

6) Материалы школьного музея: фотографии, воспоминания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этические и деонтологические аспекты работы младших медицинских сестёр больницы.

Этические и деонтологические аспекты работы  младших медицинских сестёр больницы имеют огромное значение для успешной социализации выпускников коррекционной школы....

Презентация к песне "Защитники отечества" сестёр Нужиных.

Презентация состоит из 7-ми слайдов, содержит 2 стихотворения про защитников отечества. На четвёртом слайде минусовка песни включается по щелчку. С 5-го слайда плюсовка включается автоматически, слайд...

Сценарий мини-спектакля "Стеклянный город" (о начале творчества сестёр Бронте)

Дети семьи Бронте были очень талантливы. Три сестры и брат с детства много читали и придумывали игры.  К юбилею Шарлотты Бронте по её запискам, известным под названием "Стеклянный город"...

Конспект мероприятия и презентация на тему "В гостях у трех сестёр"

Интегрированное мероприятие (математика, химия, физика)«В гостях у трех сестер» АВТОРЫ:       Семьянинова Е.Н., Милованова Т.Е., Кочеткова И.Н. Меро...

Статья в газету "Её судьбы непростое полотно"

Камагина Анастасия Карповна - ветеран педагогического труда. Отметила в декабре 2018 года 95-летие. О начале её педагогической деятельности и выспитании шестерых внуков, которые были оставлены на её п...

Подвиг фронтовых медицинских сестёр

Проектная работа студентки 3 курса  ГБПОУ ДЗМ "МК № 5" Ткачёвой Анастасии  в рамках плановых мероприятий  к 75 летию Победы выполненная на холсте акрилом....

Праздничная программа к дню Братьев и Сестёр

Развивать в сознании детей чувства родства...