Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Включись в другую жизнь"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Включись в другую жизнь" рассчитана на учащихся 5-9 классов. Цель данного курса - формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vklyuchis_v_druguyu_zhizn.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО на педагогическом совете МБОУ «Средняя школа № ___» Протокол № 8 от 29.08.2018г. | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Средняя школа № ___» от 01.09.2018г. № 244 - п |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Включись в другую жизнь»
общекультурное направление
5-9 классы
г. Дзержинск
Нижегородская область
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Включись в другую жизнь» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 5-9 классах.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Включись в другую жизнь» рассчитана на школьников определенной возрастной группы – младших подростков – обучающихся 5-9 классов и может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной категории.
Программа имеет практико-ориентированный, деятельностный и интегрированный характер.
Актуальность программы. В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.
При создании программы учитывались потребности современного российского общества во всесторонне развитом человеке со сформированной у детей активной жизненной и гражданской позицией, основанной на готовности помогать людям с ограниченными возможностями. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – дать возможность почувствовать и понять на собственном опыте, как живут люди с ограниченными возможностями. Участвуя в программных упражнениях и мероприятиях, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Цель курса внеурочной деятельности «Включись в другую жизнь»: формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи курса внеурочной деятельности «Включись в другую жизнь»:
- развивать умения и навыки позитивного общения, организации и осуществления сотрудничества в решении социальных проблем;
- дать возможность почувствовать и понять на собственном опыте, как живут люди с ограниченными возможностями;
- формировать у детей активную жизненную и гражданскую позицию, основанную на готовности помогать людям с ограниченными возможностями
Программа построена с учётом следующих принципов:
- добровольность;
- общественная направленность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
- учет интересов ребенка;
- содружество и сотворчество детей и взрослых.
Ценностные ориентиры:
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить достижение основных целей:
- Развитие личности школьника, его творческих способностей.
- Формирование способности осознания целей социальной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение; креативных качеств (толерантность, эмпатия, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения);
- Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
В рамках данной программы уделяется внимание таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание.
Одной из важнейших задач образования в современном мире становится развитие у учащихся навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к людям, с ограниченными возможностями, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.
Формы и методы проведения занятий:
-индивидуальная и групповая работа,
- практическая работа,
- квесты, игровые программы
-познавательные игры,
- встречи с интересными людьми;
Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности:
Личностными результатами обучения являются:
- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к людям с ограниченными возможностями;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметными результатами обучения являются:
- умения работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умения организовывать волонтёрскую деятельность;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 модуль: «Мир темноты»:
- Вводное занятие. Кто такие люди с ограниченными возможностями здоровья.
- Мир слепых людей. Что значит зрение для человека. Особенности жизни слепого человека. Помощь людям , потерявшим зрение.
- Игры на ощупь. Мир без света. Ориентация в пространстве с завязанными глазами.
- Прогулка в темноте. Мир, который не увидеть глазами. Знакомства в темноте, умение узнавать друг друга без слов.
2 модуль: «Жизнь в тишине»
- Значение слуха в жизни человека.
- В мире тишины: как жить без звуков. Практические занятия, упражнения.
- Игротека в тишине: подвижные игры, лепка, рисование, аппликация и др.
- Квест «Комната без звуков»
- Мир искусства в жизни глухого человека. Мим-театр, мини-постановки.
- Мир без звуков. Знакомства в темноте, умение узнавать друг друга без слов, умение представлять себя.
3 модуль: «С высоты инвалидной коляски»
- Инвалидность – это не приговор. Жить инвалидом, но не быть им. Психотехническая игра «связанные руки».
- Физическое развитие людей с ограниченными возможностями здоровья. Прохождение «Полосы препятствий»
- Встреча с творческой группой «ДНК» и активистами общественной организации «Параплан».
4 модуль: «Умей помочь»
- Как мы можем помочь людям с ограниченными возможностями здоровья. Интерактивные занятия по пониманию инвалидности.
- Благотворительная акция «Эстафета доброты».
5 модуль: «Спортивные достижения»
- История паралимпийского движения в мире и в России.
- Герои российского паралимпийского спорта. Изготовление листовок, буклетов о героях спорта.
- Спортивные достижения Дзержинцев- паралимпийцев, встреча со спортсменами. Оформление стенда о достижениях паралимпийцев.
- Посещение стадиона Капролактамовец. Совместные тренировочные занятия.
- Совместное участие в различных благотворительных акциях, марафонах.
- Проведение «Уроков доброты», «Уроков толерантности» для учащихся младших классов с целью формирования у детей активной жизненной и гражданской позицией, основанной на готовности помогать людям с ограниченными возможностями здоровья.
Тематическое планирование по программе «Включись в другую жизнь»
№ | Тема занятия | Количество часов | |
теория | практика | ||
1 модуль: «Мир темноты» | |||
1 | Вводное занятие | 1 | - |
2 | Упражнение «Поводырь - Слепец» | 1 | |
3 | Игры на ощупь | - | 2 |
4 | Квест «Темная комната» | 1 | 1 |
5 | «Мир прекрасного в мире темноты» - виртуальное посещение музея | 1 | 1 |
6 | «Мимолетные свидания» - узнавание друг друга без слов, умение знакомиться, представлять себя | - | 1 |
2 модуль: «Жизнь в тишине» | |||
7 | «Что слышно?». О значении слуха в жизни человека. | 1 | |
8 | Упражнение. «Двойки, тройки, четверки». | 1 | |
9 | Игротека в тишине | - | 2 |
10 | Квест «Комната без звуков» | 1 | 1 |
11 | «Театр мим» - постановка мини пьесы | 1 | 1 |
12 | «Мимолетные свидания» - узнавание друг друга без слов, умение знакомиться, представлять себя | - | 1 |
3 модуль: «С высоты инвалидной коляски» | |||
13 | Психотехническая игра «связанные руки» | 1 | |
14 | «Полоса препятствия» | 1 | 1 |
15 | Встреча с творческой группой «ДНК» и активистами общественной организации «Параплан» | - | 1 |
4 модуль: «Умей помочь» | |||
16 | Интерактивные занятия по пониманию инвалидности | - | 2 |
17 | Итоговое занятие «Эстафета доброты» | - | 1 |
5 модуль: «Спортивные достижения» | |||
18 | История паралимпийского движения | 1 | |
19 | Герои российского паралимпийского спорта | 1 | 1 |
20 | Встреча с Дзержинцами- паралимпийцами | 1 | |
21 | «Совместные тренировочные занятия» | 2 | |
Участие в благотворительных акциях, марафонах, волонтерских акциях | 3 | ||
Итого: | 9 | 22+3 |
Литература
1. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида / М.М. Айшервуд. - М.: Педагогика, 2017. - 871 c
2. Благодир, А. Л. Комментарий к Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (постатейный) / А.Л. Благодир, А.А. Кирилловых. - М.: Деловой двор, 2017. - 272 c.
3. Взрослые с ментальными нарушениями в России. По следам конвенции о правах инвалидов / И.В. Ларикова и др. - М.: Теревинф, 2015. - 224 c.
4. Голиков, Н. А. Ребенок-инвалид. Обучение, развитие, оздоровление / Н.А. Голиков. - М.: Феникс, 2015. - 428 c.
5. Малинина-Федькина, Татьяна Разговор с бедой. Размышления инвалида (+ CD) / Татьяна Малинина-Федькина. - М.: Музыка, 2017. - 700 c.
6. Нестерова, Г. Ф. Психолого-социальная работа с инвалидами. Реабилитация при синдроме Дауна / Г.Ф. Нестерова, С.М. Безух, А.Н. Волкова. - М.: Речь, 2015. - 128 c.
7. Федеральный закон от 11августа1995 г . No 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
8. Матвеев О. Паралимпийские игры: от Рима до Солт-Лейк-Сити //ФиС. 2007. № 5. С.27-30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театр отношений:. Ты, я и другие" для 6 класса Ильинова Н.В.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театр отношений:. Ты, я и другие" для 6 класса Ильинова Н.В....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности"Основы медицины и здорового образа жизни" 7 класс
Программа внеурочной деятельности «Основы медицины и здорового образа жизни» рассчитана на учеников 7-х классов. Она базируется на обя...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (ФГОС ООО)
Программа реализуется в работе с обучающимися 9 класса.Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю.Реализация программы предполагает использование форм работы, которые ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по химии "Решение расчетных задач по химии в повседневной жизни"
Программа курса внеурочной деятельности по химии включает тематическое и поурочное планирование....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" (5-9 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельнсти "Читательская грамотность: учимся для жизни" разработана на основе прграммы курса внеурочной деятельнсоти "Функциональная грамотность: учи...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика в жизни" для обучающихся с НОДА и легкой умственной отсталостью (5-9 класс)
Конечной целью обучения математике умственно отсталых обучающихся с НОДА является подготовка к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, обеспечение максимально возможной социальной адаптации. Ку...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Движение есть жизнь"
Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности " Движение есть жизнь" составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандар...