разработка внеурочного занятия "Фильм "Туфельки" - самый необычный фильм о Холокосте
методическая разработка (9 класс)
Тема Холокоста вошла в современные программы и школьные учебники истории, но, к сожалению, находит там очень слабое освещение. Выбор темы связан, прежде всего, с реалиями современного мира, где идёт возрождение идей нацизма, растут проявления ксенофобии, экстремизма, антисемитизма. Особенностью подобных действий является активное участие в них молодежи, в частности, подростков. Это беспокоит и общество в целом, и школу, и отдельные семьи. Подобные явления связаны с разрушением системы ценностей и института семьи, а также явлениями экономического кризиса. Наблюдается разрыв преемственности ценностных нравственных установок различных поколений. Всё вышеперечисленное определяет актуальность предложенной темы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка внеурочного занятия.
Тема: Фильм «Туфельки»-самый необычный фильм о Холокосте.
Актуальность занятия.
. Занятие будет способствовать формированию толерантности к другим культурам, социальной активности, гражданской ответственности через осмысление уроков Холокоста, повышению образовательного и культурного потенциала школьников. Это позволяет учащимся увидеть Тема Холокоста вошла в современные программы и школьные учебники истории, но, к сожалению, находит там очень слабое освещение. Выбор темы связан, прежде всего, с реалиями современного мира, где идёт возрождение идей нацизма, растут проявления ксенофобии, экстремизма, антисемитизма. Особенностью подобных действий является активное участие в них молодежи, в частности, подростков. Это беспокоит и общество в целом, и школу, и отдельные семьи. Подобные явления связаны с разрушением системы ценностей и института семьи, а также явлениями экономического кризиса. Наблюдается разрыв преемственности ценностных нравственных установок различных поколений. Всё вышеперечисленное определяет актуальность предложенной темына фоне исторических событий (приход к власти фашистов, война) трагедию целого народа. Цели: образовательная: *проследить историю геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны; *расширить представления обучающихся о Холокосте *познакомить со значением слов: минора, Звезда Давида, концлагерь, Освенцим, толерантность *познакомить с творчеством режиссера Константина Фама *рассказать об истории создания трилогии «Свидетели»
развивающая: развивать умение анализировать, используя знания, полученные на уроке; делать выводы и обобщения.
воспитательная: *формировать и развивать чувство сопереживания и сострадания к жертвам Холокоста; *формировать межнациональную терпимость (толерантность); помочь учащимся понять, что такие преступления могут произойти вновь не только с евреями, но и другими народы 4. *сформировать эмпатии к жертвам Второй мировой и Великой Отечественной войны и сохранение памяти о них. * узнать об ответственности людей в гражданском обществе для того, чтобы открыто выражать свое несогласие с насилием, геноцидом, где бы он не имел место. * формирование уважительного отношения к правам человека, в особенности, к правам меньшинства.
Оборудование: компьютер, проектор, сноска на фильм «Туфельки», фото концлагеря Освенцим
Исторические термины и понятия: Вторая мировая война, холокост, геноцид, Яд-Вашем, противостояние, героизм, выбор, антисемитизм, национализм, неофашизм.
Ход занятия
- Вступительное слово учителя.(используется презентация)
- рассказ о возникновении «Холокоста», с какой целью фашисты его использовали. (СЛАЙД 1) ( «Холокост» - слово из греческого языка, означающее «жертва всесожжения», преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп в период существования нацистской Германии, истребление фашистами евреев, цыган, инвалидов, тяжелобольных В 1939 году немецкая армия оккупировала Польшу, развязав тем самым Вторую мировую войну.
2.-Учитель: Почему фашисты уничтожали именно их? Ответ на этот вопрос мы попытаемся найти вместе после просмотра слайдов презентации.
3.- Учитель: За что же фашисты ненавидели евреев, цыган, больных?
-Ученики говорят о том, что во 1-х, Евреи в Германии жили лучше рядовых немцев, так как были владельцами фабрик, заводов, банков или магазинов. 2) Еще одной причиной была теория «Сионистского заговора». 3) Обвинения евреев в предательстве Иисуса Христа. 4 Цыган они считали смесью самых низших рас, и поэтому они представляли угрозу для «чистой» немецкой расы. 5 Все остальные народы неполноценны, а значит должны быть частично истреблены. Оставшиеся должны были стать рабами и работать во благо «высшей»расы. А инвалиды и больные не могли хорошо работать, поэтому подлежали уничтожению.
4.Рассказ учителя. Череда легких побед в начале войны дала Гитлеру возможность претворить свои замыслы в жизнь. Он начал уничтожение еврейского народа, в основном выходцев из Польши, где проживала наиболее значительная часть европейского еврейства. В обнаруженных после окончания войны документах указано, что окончательной целью Гитлера было полное уничтожение всех евреев во всем мире. Для выполнения этого плана евреи были согнаны в гетто; были организованы трудовые, концентрационные лагеря и лагеря уничтожения, в которые доставлялись евреи; неспособных трудиться убивали сразу; остальные были обречены на смерть от голода и болезней. За годы войны нацисты уничтожили около 6 миллионов евреев, из них полтора миллиона детей, что составляло примерно треть общей численности евреев во всем мире в то время. Планомерное уничтожение евреев нельзя назвать просто актом геноцида, настолько беспрецедентным оно было по масштабам, проработанности и реализации. Это была попытка уничтожить целый народ, где бы ни находились его представители. Именно поэтому геноцид еврейского народа в годы войны получил название – Холокост)
5. Рассказ о режиссере фильма Константине Фаме. (СЛАЙД 2) (род. 13 июля 1972, Первомайский, СССР) — режиссёр, продюсер, сценарист. Независимый кинематографист, создатель фильма «Свидетели», посвящённого Памяти жертвам Холокоста. Отец — Нгуен Конг Так, вьетнамец по национальности. Более 10 лет отец провёл в партизанских отрядах вьетнамского сопротивления. По указанию Хо Ши Мина был отправлен на учёбу в Советский Союз. Семья отца — участники вьетнамской борьбы за независимость. По образованию отец — инженер-строитель. Мать — Малкина Светлана Наумовна, еврейка. Большинство родственников по материнской линии погибли во время Холокоста. Мать в течение всей жизни скрывала своё еврейство. Истории родителей во многом повлияли на формирование творческого мировоззрения Константина. В 15 лет поступил в Днепропетровское театральное училище на отделение театра кукол, передавая с их помощью переживания героев. Впоследствии этот опыт пригодился при съёмках фильма «Туфельки». Киноальманах «Свидетели» — первый на территории постсоветского пространства полнометражный художественный фильм, посвященный памяти жертв Холокоста. Фильм «Свидетели» — три короткометражные новеллы, объединённые общей концепцией — показать историю Катастрофы, глазами её невольных свидетелей: пары обуви, маленького щенка, скрипки. Основной задачей проекта является рассказ и напоминание молодому поколению о случившейся трагедии с целью её предотвращения в будущем.Презентация проекта прошла в ноябре 2013 года на Американском Кинорынке. Его «Туфельки» были названы членами жюри «интересным и жизнеспособным проектом». Фильм «Туфельки» стал первой новеллой киноальманаха «Свидетели». Идеей проекта послужила мемориальная витрина музейного комплекса Освенцим с тысячами пар обуви узников, погибших в концлагерях в годы Второй Мировой Войны. Фильм рассказывает об истории пары женских туфелек, которая начинается в витрине магазина и трагически обрывается в братской могиле обуви концлагеря «Освенцим». Съёмки проходили в Европе и продлились более четырёх месяцев. На данный момент фильм «Туфельки» — лауреат множества премий и кинофестивалей, приглашен в коллекцию фильмов Мемориала Яд Вашем(Израиль) наряду с выдающимися фильмами о Холокосте.)
Просмотр фильма «Туфельки».
СЛАЙД 6 Вопросы, на которые нужно ответить, после просмотра фильма.
- О чем фильм, который только что посмотрели
- Какие кадры показывают, что началась война
- Есть ли в фильме кадры насилия.
- Как мы узнали, что люди погибли в концлагере?
После беседы на поставленные вопросы, подводится итог. Холокост – величайшая трагедия еврейского народа. Пострадали многие ни в чем неповинные люди, и мы должны помнить об этом, т.к. сегодня ещё страдают и даже погибают люди от того, что они другой национальности, религии. Антисемитизм, ксенофобия не изжили себя и возникают ещё неофашистские организации, пропагандирующие национализм, насилие.
Рассказ учителя о Яд- Вашем и Праведниках Мира. Яд Вашем был основан только в 1972 году. Днем Памяти был объявлен день начала восстания в Варшавском Гетто. Яд-Вашем называют музеем совершенно неправильно: это не место, где выставляют что-либо, а огромный мемориальный комплекс, посвященный памяти жертв Катастрофы европейского еврейства во время Второй Мировой Войны, которую в Европе называют Холокост, а на иврите - Шуа. Мемориал - предупреждение, здания которого собраны из 6 миллионов камней, символизирующих эти жертвы. Название переводится как Рука и Имя, однако у слова яд на библейском иврите есть еще одно значение, кроме слова рука - памятник , мемориал , надгробие . Название взято как цитата из Библии: память и имя останутся в делах человеческих. Есть в Яд ва-Шем исторический раздел, зал Имен, долина Погибших Общин, но, пожалуй, самое сильное по эмоциональному воздействию место – Детский мемориал. В зеркалах его видим лишь мириады отражений маленьких свечек. Их невозможно сосчитать, чем пристальней всматриваемся, тем больше их кажется: это души погибших детей, невинно убиенных младенцев, ибо сказано в Писании: «душа человеческая – это свеча Божия».
Вопрос: что такое толерантность?
Зажигается свеча памяти и объявляется минута памяти.
Интернет - ресурсы
Сайт Центр – фонд Холокост http://www.holocf.ru/
Сайт Музея толерантности http://www.jewish-museum.ru/ru/blog
Сайт «История РФ. Холокост. Трагедия еврейского народа»
http://videocentury.ru/index.php?newsid=10
- http://history2010.ucoz.ru/load/kholokost/1-1-0-1
- http://ru.wikipedia.org
- http://images.yandex.ru
- http://festival.1september.ru/articles/565624/
- http://kenergywind.com/uat2/contact/holocaust-concentration-camps-children
- http://www.holocf.ru/
- http://prezentacii.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по географии "Самые необычные озера мира"
презентация по географии...
Самые необычные здания мира
Презентация, которую можно использовать на уроках Искусства в 8-9классе, МХК....
Настенный календарь: "Самый необычный активный отдых в России"
Творческий проект учащихся 6 "б" классаЦель: Создать настенный календарь, пропагандирующий активный отдых в Росии в 2013г.Целевая аудитория: 1) Люди, планирующие отдых в 2013г.2) Руководители и работн...
Конкурсная работа «Самый необычный день из жизни учителя английского языка»
Конкурсная работа «Самый необычный день из жизни учителя английского языка» ...
Разработка внеурочного занятия по английскомй языку для учеников 4 класса по теме "Как построить необычный дом"
Данная разработка предназначена для детей 4 класса, изучающих английский язык. Данное занятие следует проводить в конце темы "Мой дом". Занятие разработано с учётом ФГОС....
УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время. (период создания фильмов с 2014 по 2018 гг.)
УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время. (пери...
УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время. (период создания фильмов с 2019 по 2023 гг.)
УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время. (пери...