Внеклассное мероприятие по литературе о дружбе и предательстве по произведениям Э.Э.Шмитта "Концерт "Памяти ангела" и Х.Хоссейни "Бегущий за ветром"
план-конспект занятия (8 класс)

Стаценко Елена Владимировна и Сергей Николаевич

Данная разработка рассчитана на целевую аудиторию учащихся 8х классов. Книги, предложенные для анализа, являются новинками зарубежной  литературы для юношества,поднимающими вечные вопросы добра и зла в современном мире

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnek.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект          

внеклассного мероприятия                    о дружбе и предательстве

по произведениям Э.Э.Шмитта            «Концерт «Памяти ангела» и              Х.Хоссейни «Бегущий за ветром»

Цели мероприятия: 
1) познакомить учеников с творчеством современных писателей;
2) развивать монологическую речь учеников;
3) развивать умение выступать публично;
4) воспитывать ответственность за свои поступки, умение прощать.

Целевая аудитория: учащиеся 8х классов.

Форма занятия: беседа в литературном клубе.

1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята. Зовут меня Сергей Николаевич Стаценко.

Я учитель русского языка и литературы СОШ № 2 г. Зеленокумска, классный руководитель 8 Б класса, класса, который любит читать, обсуждать, спорить по прочитанным произведениям.

-А вы любите читать?

-Какие книги читали вы в последнее время не по программе?

-А у кого из вас есть домашняя библиотека?

-Какие произведения вы знаете о ваших сверстниках, о взаимоотношениях между людьми?

  (Анат. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица»; Арк. Гайдар «Тимур и его команда»

А.Белов «Старая крепость»

Железников «Чучело»

А.Алексин «Безумная Евдокия»)

-Почему об этом спрашиваю?

Потому что в последние годы меньше стало читающих людей. Телевидение, компьютеры, интернет вытеснили книги. А может так и надо? В век инновационных технологий книги устарели. Что они дают, что развивают, чему могут научить?

(Обеднение эмоций и интеллекта, понижение культуры общения, падение грамотности.)

2. Анализ произведений

Сегодня я хотел бы предложить вам поговорить и обсудить 2 произведения, на первый взгляд, несопоставимые – «Бегущий за ветром» Х. Хоссейни и «Концерт «Памяти ангела»» Э. Э. Шмитта. Они считаются шедеврами современной литературы.

    Сборник новелл Шмитта «Концерт «Памяти ангела»» получил в 2010 г. Гонкуровскую премию, а дебютный роман Хоссейни «Бегущий за ветром» стал мировым бестселлером в 2005 и 2006 гг., опередив даже «Гарри Поттера». Один представитель Востока, афганец Хоссейни, другой – Запада, француз Шмит, но в этих «разных» произведениях затронуты одинаковые нравственные проблемы. В основе новеллы и романа – библейская легенда, противостояние личностей, грех и возможность его искупления. В книгах нет четкого разделения героев на положительных и отрицательных, как во многих программных произведениях. Задача авторов научить искать причины поступков людей, анализировать их.

-Я сказал, что эти 2 произведения объединяет библейская легенда Каина и Авеля. Кто расскажет о чем она?

            (Сыновья Адама и Евы жили себе тихо-мирно до той ссоры из-за жертвы. Авель принес Богу в жертву животное из своего стада, а Каин - выращенные им фрукты и овощи. Бог, непонятно почему, принял жертву Авеля и отказался от подношения Каина. В жизни много несправедливости, непредсказуемости, приходится смириться. Но Каин, очень гордый, не принял это: он взбунтовался. Бог обругал его, посоветовав успокоиться. Но Каин в приступе гнева, из зависти убил своего брата Авеля. Когда Бог спросил, где его брат, Каин с насмешкой отвечает : «Разве я сторож брату моему?» Он не понимает, не думает, что люди- это большая семья. Всякий человек отвечает за другого, и за своего брата, и за других. Убить - значит забыть об этом. Быть жестоким - значит забыть это.)

 Новелла Шмитта «Концерт «Памяти Ангела» рассказывает о 2х музыкантах.

- Кто такой Аксель? (гениальный скрипач австралиец)

- Кто Крис? (талантливый пианист-француз)

- Аксель имел дар от природы. Ему давалось все легко. Легкомысленный, жизнерадостный, «ангел во плоти», он практически не имел плохих качеств.

- Крис всего добивался сам, упорным трудом, суровый трудоголик, он завидовал Акселю.

- Судьба их резко изменилась после соревнований по спортивному ориентированию. Крис решил во что бы то ни стало быть первым.

- Почему он не пришел на помощь Акселю? Струсил? Не смог или не захотел?

(Да, он струсил, что если поможет, то Аксель опять будет первым. Он позавидовал его славе и решил сперва позаботиться о себе. Крис успокаивал себя тем, что его никто не заметит, а маленькая ложь принесет ему заслуженную, как он думал, славу победителя.

- А как вы поступили на месте Криса?

- Получите ли вы моральное удовлетворение от этой  победы?

- Сможете жить и дальше счастливо?

(Думаю, нет. Совесть не даст вам покоя, чувство вины будет сопровождать вас всю жизнь).

- А когда Крис осознал свой поступок, когда у него проснулась совесть?

 (Когда вернулся домой, когда увидел своих друзей и мать. Именно в глазах матери увидел глаза другой матери, которая так и не дождется своего сына, Авеля

, и вина в этом его, Криса).

- Как изменилась жизнь Криса после этого? Может грешник стать «ангелом»? Способен человек измениться?

- А как сложилась судьба Авеля? Может «ангел» превратиться в «дьявола»?

(Может. Крис не смог жить с этой виной. Он изменился, стал помогать людям, стал воспитателем трудных подростков. Человек способен меняться, если осознает, что вел себя скверно, он становится лучше. Че6ловек свободен и может переломить свою судьбу!

        Аксель выжил, стал калекой, озлобился на весь мир и превратился в магната, влачащего пустое существование, без любви, без друзей, без идеалов, лелея одну мечту: найти того, кто его таким сделал и насладиться местью. Через 20 лет они встретились. Они поменялись местами.)

- Как несчастье меняет людей?

- Дает ли мщение удовлетворение совести? Почему желание отомстить сменяется другим желанием простить?

(Месть – тот же грех. Ненавидишь другого, а потом будешь ненавидеть себя за это).

- Что труднее просить прощение или прощать? (труднее просить прощение).

- А что важнее просить или прощать? Как вы поступили бы?

(И то, и другое, главное, чтобы оно шло от сердца. Не держите зла, умейте прощать, живите по совести и знайте: у каждого есть шанс быть Авелем, а можно стать и Каином).

- Шмитт создает новый финал в отличие от библейской истории Каина и Авеля. Он настаивает на том, что люди могут меняться. Какой финал новеллы? А мог быть другой?

(Крис своей смертью заставил Акселя поверить в свои добрые начала, что Зло не может победить. Смерть Криса разорвала враждебные оковы, сжимавшие сердце Акселя. И Аксель бросился в воду за другом. Спустя 10 лет на дне озера найдут 2 сплетенных тела, свернувшихся клубком, как в чреве матери.)

        Другой автор Халед Хоссейни написал проникновенную. Историю о дружбе и верности, о предательстве и искуплении роман «Бегущий за ветром». Двоих друзей Амира и Хасана разделяла пропасть. Амир принадлежал к местной аристократии, другой – к презираемому меньшинству. Один – хозяин, другой – слуга. Амир красив, грамотен, любит читать, а другой неграмотный, да к тому же заячья губа делает его уродливым.

- Как вы думаете, по внешности можно определить характер человека, его внутренний мир?

- А что же определяет человека? Это были 2 друга, не разлей вода, как два бумажных змея, куда один, туда и другой. Пока не вмешалась буря, которая разметала их в разные стороны, и у каждого своя судьба, своя трагедия, но, как и в детстве, они связаны прочнейшими узами.

- Расскажите, что за события вмешались в их размеренную и спокойную жизнь?

- На чем строится дружба?

- Можно ли утверждать, что один раб другого?

- Как повел себя Амир, когда стал свидетелем надругательства над Хасаном? А как поступили бы вы?

- Почему распалась дружба?

- Можно восстановить прежние отношения?

- Кого бы вы осудили? А осуждает кого-нибудь автор?

(В обеих книгах время решает все.  Вместе с героями мы учимся знать, но не судить. У одного появится возможность искупить свою вину, у другого - простить. У каждого есть шанс сделать правильный выбор в жизни.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия по литературе "православные праздники и произведение И.Шмелева "Лето Господне"

Мероприятие для 8-9 класса. Предварительно учащиеся прочитали произведение Ивана Шмелева "Лето Господне", затем, разбившись на группы должны были сравнить православные праздники и то, как ни пказаны в...

Внеклассное мероприятие по теме: "Дружба - это чудо".

Этот материал используется при проведении классных часов....

Внеклассное мероприятие "Семь футов брамсельного ветра"

Материал разработан к 65-летию со дня рождения В.П.Крапивина...

Внеклассное мероприятие на тему «Дружба»

Цели:Воспитательные:Становление творчески активной личности: поиск интересных материалов, посвященных дружбе (оформление репродукций, фотографий подготовка ребятами сообщений, о дружбе, стихов о дружб...

Внеклассное мероприятие "Дуют ветры в феврале…"

Внеклассное мероприятие"Дуют ветры в феврале"...

Внеклассное мероприятие "Славянская семья дружбой сильна"

Классный час на тему " Традиции и обычаи Белорусского народа"...

Внеклассное мероприятие на тему "Дружба"

Внеклассное мероприятие на тему "Дружба"...