Лекция-концерт "Музыка Дмитрия Шостаковича"
материал
Лекция по теме Дмитрия Шостаковича
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya-kontsert_muzyka_dmitriya_shostakovicha.doc | 42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Лекция – концерт
"Музыка Дмитрия Шостаковича"
Дата проведения: 13.02.2016г.
Место проведения: актовый зал ДШИ
Оборудование:
Цель: Расширение кругозора учащихся по теме «Музыка Шостаковича»; знакомство с наиболее известными произведениями композитора.
Участники: Ведущая, три чтеца.
Оборудование: аудиозаписи музыкальных произведений, проектор, компьютер, экран, колонки.
Выходит ведущая.
Ведущая. Наша сегодняшняя встреча с музыкой посвящена творчеству одного из величайших композиторов ХХ в. – Дмитрия Шостаковича. Многие из вас, наверное, слышали выражение «талантлив, как Моцарт». Так говорят, когда хотят сказать о человеке необычайно одаренном и выдающемся. Эти слова с полным правом можно отнести и к Дмитрию Шостаковичу. Уже когда ему было всего 17 лет, в печати его называли гением. А учитель по консерватории, замечательный композитор Александр Глазунов, так и говорил о Шостаковиче – «наш Моцарт».
Ведущая. Шостакович начал учиться игре на фортепьяно в 9 лет и почти сразу же принялся импровизировать. С 11 лет он начал сочинять музыку. В 13 лет (1919 году) был принят в Петроградскую консерваторию.
Ведущая. Творчество Шостаковича еще при его жизни было признано классикой искусства ХХ в. В 18 лет, когда обычно большинство людей лишь начинает учебу в вузе, он завершил свою Первую симфонию, представив ее в качестве дипломной работы на окончание Ленинградской консерватории.
Ведущая. Для того чтобы представить себе необычный почерк композитора, давайте послушаем ряд отрывков из его танцевальной сюиты. Вы помните, что слово «сюита» в переводе с французского означает «ряд». То есть сюита – это ряд пьес, следующих одна за другой. Все пьесы отличаются друг от друга по характеру, но их обязательно что-нибудь объединяет. Так вот, все пьесы сюиты Дмитрия Шостаковича – танцы. И сама сюита носит название «Танцевальная». Первая пьеса сюиты – «Гавот». Гавот был обязательным танцем на придворных праздниках 17-18 вв. И начало передает привычный характер этого танца: строгий, ровный ритм, неторопливость и несколько чопорная мелодия. Но уже во второй фразе острым гармоническим аккордом композитор дает слушателю почувствовать, что эту музыку написали в ХХ в. В средней части мы услышим подражание старинным музыкальным инструментам, которые раньше исполняли гавоты, но в конце опять поймем, что автор пьесы – композитор ХХ в.
Звучит пьеса «Гавот», сопровождающая хореографической «иллюстрацией».
Ведущая. Вторая пьеса «Танцевальной сюиты» Дмитрия Шостаковича – «Вальс-шутка». Это довольно популярное произведение, тем, что его основную мелодию играет флейта-пикколо, обладающая самым высоким голосом в оркестре. Поэтому вальс приобретает смешной, юмористический характер.
Звучит «Вальс-шутка».
Ведущая. Композитор Дмитрий Шостакович написал около 120 произведений. Но в первую очередь он известен как великий симфонист. Его перу принадлежат 15 симфоний, и все они не похожи одна на другую. Сегодня мы вспомним историю создания самой знаменитой его симфонии – Седьмой. Той, что началась создаваться во время Великой Отечественной войны в осажденном фашистами городе Ленинграде. Это произведение настолько широко известно, что его узнают уже по началу главной темы, которую композитор назвал «тема нашествия».
Звучат начальные такты «темы нашествия» Седьмой симфонии. Выходят чтецы. Музыка замолкает.
1-й чтец. В тот воскресный день 22 июня 1941 года, когда фашисты напали на нашу страну, Дмитрий Шостакович, тогда еще преподаватель Ленинградской консерватории, пошел принимать экзамен у студентов. У него было хорошее настроение, потому что после экзамена он собирался пойти смотреть свой любимый футбол. Но страшная весть о начале войны потрясла его, как и всех людей нашей страны.
2-й чтец. С первых дней войны Дмитрий Дмитриевич начал добиваться отправки на фронт, но везде получал отказ: во-первых, он был очень близорук, а во-вторых, военные считали, что его жизнь, жизнь талантливого композитора, - особое богатство народа и ее нельзя подвергать опасности. Тогда композитор записался в народное ополчение и по ночам дежурил в пожарной команде на крышах города.
3-й чтец. Он решил сочинить симфонию, которая расскажет о несокрушимой стойкости ленинградцев, всех людей нашей страны, об их стремлении к победе над врагом. Композитор стал делать наброски, и работа пошла очень быстро. Музыка словно постоянно звучала у него в ушах.
1-й чтец. Первое исполнение Седьмой симфонии, или, как ее сразу стали называть, «Ленинградской», состоялось в марте 1942 года в Куйбышеве. Зрительный зал был переполнен. Люди считали, что соприкоснулись с чудом: музыкой, которая была сочинена в осажденном городе Ленинграде. Но главное ее исполнение состоялось немного позднее – в самом Ленинграде.
2-й чтец. Осуществить исполнение симфонии в голодном полуразрушенном городе, уже само по себе было подвигом. И к премьере готовились не только в городе. Наши войска на линии фронта провели во время концерта мощную артиллерийскую премьеру.
3-й чтец. Зал слушал новую симфонию в полной тишине. Одна за другой возникали в воображении слушателей картины: мирная довоенная жизнь, нападение на страну фашистских завоевателей, поступь которых композитор передал в своей «теме нашествия», героическое сопротивление и оплакивание погибших героев. Шел 1942 год, до конца войны оставалось еще три тяжелых года, но композитор своей гениальной музыкой словно провозглашал: «Мы выстоим и победа будет за нами!»
Чтецы уходят.
Ведущая. Вы узнали историю создания «Ленинградской» симфонии, а теперь вы услышите отрывок из первой, самой яркой, ее части. «Тема нашествия» повторяется 280 тактов, создавая впечатление, что идут марионетки, которых дергают за ниточку, они идут, не рассуждая, они топчут, грабят и убивают. И, когда кажется, что нет силы, способной остановить их, возникает тема сопротивления, как ее называют музыковеды, - «русская тема». Она сталкивает с темой нашествия и побеждает ее.
Звучит отрывок из первой части Седьмой симфонии.
Ведущая. Исполнение Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде стало символом мужества и грядущей победы. Когда зазвучал финал симфонии, все в зале встали, у многих на глазах выступали слезы. Всем так нужна была вера в торжество разума и справедливости, надежда в то, что мы победим.
Ведущая. Сегодняшнюю встречу мы закончим еще одним произведением Шостаковича, которое он написал вскоре после Седьмой симфонии. Эта музыка к фильму «Встреча на Эльбе». Песню, которая там звучит, называли гимном победы над фашистами. Она так и называется «Песня о мире».
Звучит «Песня о мире».
Ведущая. Дмитрий Дмитриевич Шостакович писал в одной из своих статей, обращенных к молодежи. «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, не ведомые вам прежде, силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Я надеюсь, что вы последуете этому совету великого музыканта и полюбите, прежде всего, ту музыку, которую создал он сам – великий художник ХХ в. Дмитрий Шостакович.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К 105-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича
Статья для оформления стенда (2011 год)...
Презентация "Теорема Пифагора", подготовленная учащимися 8 класса Карпенко Дмитрием, Степановым Дмитрием
Презентация "Теорма Пифагора", подготовленная моими учениками-восьмиклассниками Карпенко Дмитрием и Степановым Дмитрием...
Музыка Дмитрия Шостаковича.
План урока МХК в 11 классе....
презентация к уроку по теме Симфония № 7 Дмитрия Шостаковича
краткое изложение жизни и творчества Шостаковича, история создания симфонии № 7...
Правительство Дмитрия Острожского и Дмитрия Дядьки в Галицкой земле в 1340 - 1349 гг.
Работа посвящена последнему периоду существования самостоятельного Галицкого княжества и роли боярского сословия в государственном управлении....
Конспект открытого урока по музыкальной литературе. Тема урока: "Жизнь и творчество Дмитрия Дмитриевича Шостаковича". 4 г.об.
Повторение пройденного материала, развитие навыка эстетического восприятия музыки,знакомство с жизнью и творчеством известного композитора....
Международный день музыки. Знакомство с творчеством Дмитрия Шостаковича
Международный день музыки во всем мире, в том числе и в России, ежегодно отмечают 1 октября.Праздник всех музыкантов и композиторов достаточно молод. Международный день музыки был учрежден в 1973 году...