Классный час «О чем могут рассказать семейные традиции русского народа» (5 класс).
классный час (5 класс)
Цель: Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, русский народ; формирование семейных ценностей Задачи: Привитие интереса к семейным ценностям; Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников. Формируемые на мероприятии УУД: Личностные: обеспечение осознания, исследования и принятия жизненных ценностей и смыслов, умение сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Регулятивные: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга. Проведение исследования для нахождения необходимой информации. Познавательные: формирование умения обобщать и анализировать полученную информацию, предоставлять информацию в разных формах. Коммуникативные: обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и с родителями. Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал-схема «Цветок». Словарь: семейные традиции, ценности, реликвия, совместная трапеза, межпоколенная связь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_semeynye_tsennosti.docx | 41.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «О чем могут рассказать семейные традиции русского народа» (5 класс).
Форма проведения: урок родного (русского) языка
Цель: Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, русский народ; формирование семейных ценностей
Задачи:
Привитие интереса к семейным ценностям;
Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
Формируемые на мероприятии УУД:
Личностные: обеспечение осознания, исследования и принятия жизненных ценностей и смыслов, умение сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга. Проведение исследования для нахождения необходимой информации.
Познавательные: формирование умения обобщать и анализировать полученную информацию, предоставлять информацию в разных формах.
Коммуникативные: обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и с родителями.
Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал-схема «Цветок».
Словарь: семейные традиции, ценности, реликвия, совместная трапеза, межпоколенная связь.
Ход урока
1. Погружение в атмосферу «О чем могут рассказать семейные традиции русского народа» (5 класс).
Презентация видеоклипа Ани Лорак «Снится мне сон»
2. Проблемные вопросы:
- О чем ролик? (о детях, живущих в детском доме и мечтающих о семье, о взаимоотношениях между членами семьи)
- Что для вас Семья? - Что семья может дать ребенку?
Добро теплота родители бабушка
Сестра поддержка
Любовь СЕМЬЯ дом
Отдых братья
Праздник мама род гнездо отец
(Дружба, тепло, ласка, понимание, уважение, забота, искренность, нежность, взаимопомощь, доверие, любовь). Заполнение картинки «Цветок» (слайд)
У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
• Если семья — это цвет, то какой… (слайд радуга)
• Если семья — это музыка, то какая …
• Если семья — это настроение, то какое…
3. Актуализация темы. Целеполагание.
Учитель: Вы уже, наверное, догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке нравственности?
(О семье, семейных ценностях и традициях)
Сегодня на уроке родного русского языка мы систематизируем знания по теме «Язык и культура». Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках (об истории предметов традиционной русской одежды, русского быта, о происхождении и значении имен в жизни людей).
Каждый из вас создавал проектную работу. И сегодня лучшие проекты будут представлены.
- Как вы думаете, пригодятся эти знания в будущем? (Конечно, у каждого будет семья и основы семейных традиций мы сможем заложить).
- На разных уроках вы получали знания о культуре и традициях других народов.
Вам было интересно. А что вам ближе? (Традиции русского народа, так как это традиции наших дедов и прадедов).
- Давайте определим цель нашего урока:
Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, русский народ; формирование семейных ценностей и традиций; разобрать понятия «семья», «семейные ценности», «традиции», «реликвии».
- Действительно, поговорим о самом важном в жизни каждого человека - семье.
Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Уважительное отношение к окружающим, уверенность в себе, умение преодолевать различные сложности в жизни – всему этому мы учимся у себя в семье. И то, какие качества и ценности заложили в нас родители, бабушки и дедушки во многом определяют наше будущее отношение к миру. Поэтому каждому человеку так важно иметь представление о семейных ценностях, поддерживать традиции своих предков и создавать собственные.
Запись на доске темы урока «О чем могут рассказать семейные традиции русского народа».
- Давайте совместными усилиями попытаемся определить значения понятий «семья», «ценности» и «традиции». Лексическая работа (Обратимся к словарю С.И.Ожегова).
Семья — группа живущих вместе близких родственников.
- Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта. Какая?
Это единение, общность. Чего? Взглядов, интересов, ценностей.
На уроках обществознания вы уже познакомились с темой «Ценности».
- Как вы понимаете слово «ценности»? Обратите внимание на корень слова. Цена. То, что дорого сначала по стоимости, со временем становится дорого для сердца.
Це́нность — важность, значимость; цена, стоимость
Ценности разделяют на материальные и духовные. (Слайд-коллаж)
Ценности | |
Материальные | Духовные |
Слова для справок: еда, дружба, автомобиль, красота, компьютер, творчество, личные вещи, образование, деньги, религия.
- А как вы думаете, что можно отнести к семейным ценностям?
Учащиеся: К семейным ценностям можно отнести многое: фотоальбомы, старые письма и вещи, мебель, дерево, посаженное отцом, и дом, построенный дедом.
Учитель: Понятие «ценности семьи» можно считать словом с переносным значением или словом с расширением смысла. Это память о предках и их жизни, о грустных и радостных событиях в семье.
- Как вы думаете, что является основой отношений в любой семье? (Любовь и уважение).
Главная семейная ценность – это любовь. (Обратимся к цветку)
- Как она проявляется? (в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом, прощать). Дети и родители любят друг друга не за что-то, а просто так. Безусловно, или просто так.
- Что такое по-вашему доверие? С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями мы можем делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, материальные ценности, его можно только заслужить, и часто на это уходят многие годы.
- На каких еще чувствах строятся отношения в семье? (доброта, верность, взаимопонимание, почитание старших). Учащиеся называют принципы, объясняют их, дополняют. (слайд).
Доброта. Это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более кроепкой.
Верность. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости. Это качество формирует в человеке с раннего детства такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе.
Взаимопонимание. Важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления всех членов семьи. Чувствуя поддержку, человек развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.
Почитание старших. Уже с детства мы приучаемся уважительно относиться к старшему поколению, помогая своим бабушкам и дедушкам, уступая место в транспорте и т.д.
Вывод: вы обратили внимание, что многие представления о семье у вас совпали. Поэтому семейные ценности являются общечеловеческими, т.е. общими для всех людей на Земле. Наше единение происходит именно на схожих взглядах на жизнь и исконно русских традициях, которые заложены нашими далекими предками.
Традиция – 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений; 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.
Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Вы часто даже не замечаете о существовании тех или иных традиций в семье. Это вам кажется обычным, естественным укладом жизни.
Поэтому сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы, которые помогут выяснить, есть ли в вашей семье традиции. У вас на столах лежат жетоны красного и зеленого цветов. Если то, о чем я скажу, есть в вашей семье, берете зеленый жетон, если нет – красный.
- Совместные обеды и ужины – трапезы.
- Не начинать есть, пока все не сядут за стол.
- Молитва перед едой, благодарение Бога за пищу на столе.
- На день рождения обязательно покупать торт и ставить свечи.
- Пожелание «спокойной ночи» обязательно всем членам семьи.
- Совместное изготовление и украшение блюд к празднику, например раскрашивание яиц на Пасху.
- В летне-осенний период поход в лес или поездка на море.
- Совместные походы за покупками по выходным.
- Субботняя уборка с распределением обязанностей: кто-то пылесосит, кто-то поливает цветы, моет пол…
- Приносить «гостинец» в дом, где есть дети,
- Регулярные занятия спортом.
- Всей семьей по воскресеньям ходить в церковь.
Учитель: Какие традиции соблюдают в вашей семье?
Ответы учащихся. Совместные путешествия, проведение семейных праздников, семейное чтение, совместное приготовление блюд, украшение елки.
Я хочу поделиться традицией, которая существует в моей семье уже несколько поколений. Все женщины, начиная с прабабушки, вышивают гладью, крестиком, бисером.
Представляю вам иконы, на которых изображены Святая царица Елена (эту именную икону мне вышила мама) и Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, покровители семьи (эту икону вышила я). Думаю, что эти иконы станут семейными реликвиями, т.е. вещью, которая будет передаваться из поколения в поколение и станет семейной ценностью.
Реликвия –вещь, свято хранимая как память о прошлом.
- Кто может рассказать, какой праздник в России связан с именами этих Святых.
В России существует праздник Всероссийский день семьи, любви и верности. Отмечают его 8 июля. Праздник совсем молодой, отмечать его стали с 2008 года. Символом праздника стала ромашка - этот простой полевой цветок издревле считался на Руси символом любви. К Всероссийскому дню семьи, любви и верности были созданы памятные медали "За любовь и верность". На одной стороне медали изображен символ праздника - ромашка, на другой - лики святых Петра и Февронии (Яковчук Ярослав) (слайд медаль)
Также в память о вечной любви этих святых во многих городах установлены памятники. Такой памятник есть и в Симферополе (слайд)
- А кто знает, где он находится? (В Детском парке). И это символично: ведь семья находит свое продолжение в детях.
Важным правилом для каждого человека было знание своей родословной, притом не только на уровне «бабушки-дедушки», а гораздо глубже. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Сейчас мы послушаем рассказ Кожичкиной Евы о ее прадедушке, который был участником Великой Отечественной войны. Этот рассказ она услышала от своей бабушки, готовясь к конкурсу «Ради жизни на Земле…» Старинные фотографии, медали, письма бережно хранятся в ее семье и являются семейными реликвиями.
Следующая традиция покажется для вас может необычной. У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, а вещи, принадлежащие ему, живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции - сохранять семейные реликвии.
«Семейная реликвия» (Редька Алена и Алексей) (Слайд)
В нашей семье семейной реликвией являются вещи, которые нам дороги как память о нашей прапрабабушке Нагаевой Ольге Николаевне.
Она родилась в 1892 г. Крыму в селе Чу-ук-ча (с. Урожайное Симферопольского района), где всю жизнь и прожила. Этими вещами мы в быту уже не пользуемся по их предназначению, они просто украшают интерьер квартиры наших бабушки и дедушки.
Получается, что наша бабушка Великожен Ольга Николаевна является хранителем «семейных реликвий». Мы постараемся эти ценности сохранить и передать потомкам.
Самовар – символ совместной трапезы, чаепития.
Фонарь символизирует свет, освещает путь поколений.
Старинные весы тоже неслучайны, у нас семейная династия математиков. Все мы рассудительны, взвешенно подходим к принятию решений.
Колеватых Денис о коллекции марок.
Одной из добрых семейных традиций является традиция - собирать и хранить семейные фотографии. Сегодня об этом стали забывать, фотографии у людей есть, но хранятся они в электронном виде на компьютере. А вот воо время войны или в других трудных жизненных ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них были фотографии дорогих им людей. Отрывок из рассказа православного белорусского писателя Бориса Гонаго прочитает Иванова Варвара, участница муниципального конкурса «Живая классика».
Учитель: Помните о своих близких, фотографируйтесь чаще. Ведь прожитые этапы в жизни не вернешь, а фотография поможет вспомнить о приятных моментах, поднимет настроение. Не забывайте распечатывать фотографии и составлять семейные альбомы.
Существует традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи.
Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников (Форостяный Анатолий).
Отмечать семейные праздники – то же традиция.
Давайте поиграем. Я вам предлагаю символы праздников, а вы их назовете. Ларец (новогодняя игрушка, птичка в клетке, ветка вербы, яйцо пасхальное, свечка с цифрой, икона ангела-хранителя).
Учитель: Есть праздники, которые пришли к нам из Церковного календаря: Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Пасха, Троица. Есть праздники, которые появились позже, но также важны для каждой семьи: Новый год, День Защитника Отечества, 8 Марта, День Победы, День народного единства и, конечно, праздник, отмечаемый в каждой семье, - это День Рождения.
Савченко София расскажет о праздновании Пасхи в своей семье.
У нас в семье существует традиция на Пасху красить яйца. Я очень люблю это делать сама. Разрисовываю гуашью, обматываю красящими нитками, а в последнее время продают красивые наклейки.
Красим в разные цвета, получается очень красиво.
Мама печет куличи с изюмом и орехами. Бабушка ходит в церковь и освещает их. Я знаю, что на Пасху идет Крестный ход. Всю ночь люди молятся.
Обратимся к схеме «Цветок». Мы познакомились с разными традициями. Я предлагаю в основании своей будущей семьи заложить те традиции, которые вы считаете интересными и полезными для вас, и в том числе с традициями ваших семей.
В нашем государстве возрождается традиция помнить о подвигах предков. Так, в День Победы, 9 Мая, люди, несущие фотографии своих родственников, вливаются в живую реку «Бессмертного полка» (слайд).
В нашем классе тоже складывается добрая традиция угощать друг друга блинами на Масленичной неделе (фрагмент).
К сожалению, прекрасная традиция семейных чтений в наше время забыта и заменена газетами, телевидением. Некогда вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало атмосферу духовного единения, будило фантазию, воображение. Это был живой мир, где шло рождение образов и начиналось творчество.
Предлагаю для духовного чтения всей семьей прочитать повесть Ивана Шмелева «Лето Господне», где описываются православные традиции встречи Рождества, соблюдения Великого поста, произведение древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских», рассказы православной писательницы Лидии Чарской о взаимоотношениях среди подростков. По прочтении заполните читательский дневник.
Если вы считаете, что в вашей семье не установлены семейные традиции, не расстраивайтесь. Для этого мы и провели этот урок. Чтобы вы увидели, как хорошо, когда есть чем гордиться. Чем поделиться с другими.
Чтобы заложить новую семейную традицию, необходимо всего две вещи: ваше желание и согласие домочадцев.
Подведение итогов. Рефлексия.
1. Что для вас было нового на уроке?
2. Что урок дал вам для жизни?
3. Мне захотелось….
4. Какие семейные традиции вы хотели бы заложить в своей семье?
5. Важна ли для человека семья?
6. Что главное в семье?
Закончим оформление цветка, и в солнышке, которое всех согревает, напишем главное слово для всех – Любовь.
Учитель: Может быть, кому- то эти традиции покажутся не такими уж яркими, но они наши, и дороже их для нас нет ничего на свете. Благодаря традициям, существующим в наших семьях, мы учимся любить, уважать, доверять, ценить минуты общения с родными людьми, помогать друг другу. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Главное, они нужны, чтобы укреплять семью.
Общее фото с цветочками
Предлагаю вам заготовки родословной (древо)
Пожелание своей семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обычаи и традиции русского народа. Русская осень"
В материале представлены приметы осенних дней и месяцев, традиционные праздники осени, пожелания для Осени и друзей. ...
Духовные национальные традиции русского народа и русский язык статья
Слово – зерно культуры – является её смыслообразующим центром. Оно формирует мировоззрение. Даёт важнейшие нравственные ориентиры. Язык же в целом – это народ. В языке наиболее ярко и выпукло от...
Классный час на тему: "Праздники и традиции русского народа"
Ознакомление с праздниками и традициями русского народа...
Урок литературы в 5 классе " Образ куклы в традициях русского народа и произведениях художественной литературы"
Урок предназначен тем, кто интересуется традициями русского народа, увлечён рождением тряпичной куклы....
Мастер – класс «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы»
Цель мастер - класса: познакомить с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.Задачи исследования:исследование народных традиций, связанн...
«Что могут рассказать банкноты о своем народе»
С денежными знаками своей страны человек знакомится еще в семье, через родителей: на какой бумаге их печатают, какие на них рисунки и узоры. Мы обращаем внимание, чт...
Разговоры о важном 25 декабря 2023 тема новогодние семейные традиции разных народов России материалы для 1-11 классов
25 декабря 2023 разговоры о важном тема занятия новогодние семейные традиции разных народов России для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО скачать материалы для внеурочн...