Проектная деятельность в 5 классе. Опыт работы
рабочая программа (5 класс)
Формирование навыков проектной деятельности во внеурочной деятелдьности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_5_kl._opyt_raboty.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу
"Я и Мир"
5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Я и Мир» составлена на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Москва "Просвещение"
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №15
- Пособие «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2016).
Структура документа
Рабочая программа включает пояснительную записку; основное содержание; учебно-тематический план, требования к результатам, календарно-тематическое планирование и рекомендуемую литературу.
Общая характеристика учебного курса
В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.
Курс «Я и Мир» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеурочной работе, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Реализация программы курса позволяет совершенствовать эту склонность, способствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает школьникам вкус к исследованию, предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала. На определенных этапах работы и по окончании курса проводится публичная защита проекта или его отдельных структурных единиц – опыт презентации, выступления, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Цель курса: содействие становлению обучающихся как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально-активной, творческой личности; как гражданина и патриота.
Для реализации поставленной цели необходимо решить основные задачи:
1) организовать систему занятий для удовлетворения познавательных интересов учащихся по отдельным направлениям современных российских исторических и обществоведческих исследований;
2) формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
3) обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
4) расширять содержание базового курса истории, краеведения и обществознания (когда учащиеся стремятся получить дополнительную подготовку по предмету, на более высоком уровне формируя УУД);
5) способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся через использование методики исследовательских проектов.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеурочных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.
Проведение занятий предусматривает две составляющие: работа над темой теоретического раздела и работа над темой практического раздела, которые идут параллельно.
Место курса в образовательном процессе
Элективный курс «Я и Мир» рассчитан на 35 часов в рамках школьного компонента базисного учебного плана и носит выраженную гуманитарную направленность (образовательная область: "обществознание" и «история»). Курс имеет практико-ориентированную направленность и соответствует возрастным особенностям и познавательным возможностям учащихся 5 класса.
Планируемые результаты изучения курса:
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
✓ основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
✓ понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
✓ основные источники информации;
✓ правила оформления списка использованной литературы;
✓ правила классификации и сравнения,
✓ способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
✓ источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
✓ правила сохранения информации, приемы запоминания.
Обучающиеся должны уметь:
❖ выделять объект исследования;
❖ разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
❖ выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
❖ анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
❖ работать в группе;
❖ работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
❖ пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
❖ планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
❖ работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
У школьников будут сформированы:
● учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
● ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
● способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
● чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
● внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
● выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
● устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
● адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;
● осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
● планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
● учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
● осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
● оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
● адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
● различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
● в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
● проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
● самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
● осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
● осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
● строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
● проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
● устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
● строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
● осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
● записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
● осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
● осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
● осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
● строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
● адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
● допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
● учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
● формулировать собственное мнение и позицию;
● договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
● задавать вопросы;
● использовать речь для регуляции своего действия;
● адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
● учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
● понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
● аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
● задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
● осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
● адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
● адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Возможные результаты проектной деятельности учащихся:
творческая папка с бумажным вариантом проекта,
электронная папка с проектом,
альбом,
газета,
журнал,
книжка-раскладушка,
коллаж,
выставка
коллекция,
модель,
плакат,
серия иллюстраций,
справочник,
сценарий праздника,
фотоальбом,
экскурсия,
Содержание учебного курса
1. Проект! Проект! Что такое проект. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся. Понятия: проект, проблема, информация | |
2. Как мы познаём мир. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт. | Модуль 1. Исторические исследования Письменные исторические источники: вещественные, письменные, устные |
3. Проблема социального исследования Ситуация и проблема. Описание, признак, анализ ситуации. От проблемы к цели. Противоречия и проблема. Анализ способов разрешения проблемы | Вещественные исторические источники. Археологический материал и его обработка. Нумизматика. |
4-5. Определение темы, объекта, предмета исследования Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования “поле” научных поисков. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования. | Модуль 2. История моей семьи в истории страны Что в имени моем.Я и мое имя. Происхождение имен. Что означает мое имя. |
6. Цель и задачи исследования Цель. Свидетельства достижения цели. Способ убедиться в достижении цели. Риски. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования | История имен народов России.Традиции разных народов при выборе имени. |
7. Учимся выдвигать гипотезы. Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к научной гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Понятия: гипотеза, вопрос, ответ. | История фамилии. Происхождение фамилий. Как появились разные виды фамилий. Изучение происхождения собственной фамилии |
8-9.Планирование работы. Планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы. | Составление родословной. Виды родословных: древо, круговая, линейная. Мой род. Поколения и связь поколений |
10.Работа с информацией. Понятие и виды источников информации. Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации. Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников. Практическая деятельность учащихся: работа с карточным каталогом; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге. | |
11-12. Работа с источниками Интернета Поиск информации в электронном каталоге. Практика: работа с источником информации. Работа с электронным пособием.работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге. | |
13-15. Анализ результатов исследования Объекты анализа. Вычленение существенных признаков, достаточных и вспомогательных условий в ведении исследования. Определение плюсов и минусов, полученных в результате. | Презентация готовых работ модуля 2.Требования при подготовке презентации материала. Выступления. |
16-18.Структура научно-исследовательской работы Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ. | Модуль 3.Мой мир- мой край родной Старая, старая история.... Краеведение. История г.Королев |
19-21. Введение к работе. Практическая работа (содержание): Выбор темы исследования. Введение: введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследований. Определение проблем работы с источниками. Ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем. | Вот эта улица, вот этот дом... История улицы на которой я живу. |
22-24. Работа над основной частью исследования Практическая работа (содержание): Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты исследования, обобщение и вывод. Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации (поиск и анализ исторических источников). Выбор стиля изложения материала. Знакомство с разными стилями изложения научных работ. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы . Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы. | Жизнь замечательных людей Люди, которые внесли свой вклад в развитие нашего города |
25-26. Заключение. Обобщение полученных данных. Практическая работа (содержание): Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования. Результаты научного исследования и их обработка. Выбор способов обработки информации и представления. Выводы. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное. | Презентация готовых работ модуля 3 |
27-28. Как правильно оформить работу Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок. Схемы и иллюстрации. Практическая работа (содержание): Оформление титульного листа, библиографических ссылок, правила оформления приложений | Модуль 4. Мой Мир- история вокруг Я поведу тебя в музей… Виды музеев. Виртуальная экскурсия |
29-30. Подготовка тезисов Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Доклад, компоненты содержания доклада. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и докладу. Практическая работа (содержание): Составление тезисов своего исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями | Давай будем путешествовать. Создание группового проекта. |
31-32. Презентация научного исследования Подготовка к защите. Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению». Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка. Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Защита проектов. Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей. Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности | Презентация готовых работ модуля 4 |
33-35- резервное время |
Учебно-тематический план
2019-2020 уч. г.
№п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | |
Наименование темы теоретического раздела | Наименование темы практического раздела | ||
Раздел 1. Методы и формы научного исследования | Модуль 1. Источники исследований | ||
1 | Проект! Проект! | 1 | |
2 | Как мы познаём мир. | Письменные исторические источники | 1 |
3 | Проблема социального исследования | Вещественные исторические источники | 1 |
4-5 | Определение темы, объекта, предмета исследования | Модуль 2. История моей семьи в истории страны | 2 |
Что в имени моем | |||
6 | Цель и задачи исследования | История имен народов России | 1 |
7 | Учимся выдвигать гипотезы. | История фамилии | 1 |
8-9 | План и организация исследования | Составление родословной | 2 |
10 | Работа с информацией. Понятие и виды источников | 1 | |
11-12 | Работа с источниками интернета. | 1 | |
13-15 | Анализ результатов исследования | Презентация готовых работ модуля 2 | 3 |
Раздел 2. Организация научного исследования | Модуль 3. Мой Мир-мой край родной | ||
16-18 | Структура научно-исследовательской работы. | Старая, старая история.... | 3 |
19-21 | Введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения и актуальности, определение цели и задач). Анализ источников литературы. | Вот эта улица, вот этот дом... | 3 |
22-24 | Работа над основной частью исследования. | Жизнь замечательных людей | 3 |
25-26 | Заключение (обобщение результатов, перспектива исследования). Выводы. | Презентация готовых работ модуля 3 | 2 |
Модуль 4. Мой Мир- история вокруг | |||
27-28 | Как правильно оформить работу | Я поведу тебя в музей | 2 |
29-30 | Подготовка тезисов | Давай будем путешествовать | 2 |
31-32 | Презентация научного исследования | Презентация готовых работ модуля 4 | 2 |
33-35 | Резервное время | 2 | |
Всего- 35 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика | Основные понятия темы |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Раздел 1. Методы и формы научного исследования | ||||
1 | 02-06.09 | Проект! Проект! | Определяют роль исследований в жизни человека умеют определять вид источника осуществляют поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане адекватно используют коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач | Письменные, вещественные, устные исторические источники |
2 | 09-12.09 | Как мы познаём мир. | ||
3 | 16-19.09 | Проблема социального исследования | ||
4-5 | 23.09 30.09 | Определение темы, объекта, предмета исследования | ||
6 | 07-10.10 | Цель и задачи исследования | умеют выделять необходимую информацию выбирают действия в соответствии с поставленной задачей умеют ставить вопросы и проявлять активность в решении коммуникат. задач | Родословная Имя Фамилия генеалогия |
7 | 14-17.10 | Учимся выдвигать гипотезы. | ||
8-9 | 24-31.10 | План и организация исследования | ||
10 | 07.11 | Работа с информацией. Понятие и виды источников | Знают основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах различают способ и результат действия формулируют собственное мнение и позицию | Презентация |
11 12 | 11.11-21.11 | Работа с источниками интернета. | ||
13-15 | 25-04.12 | Анализ результатов исследования | ||
Раздел 2. Организация научного исследования | ||||
16-18 | 09.12-20.12 | Структура научно-исследовательской работы. | устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области строят монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Цель Задачи Проблема Методы источники |
19-21 | 23.12-16.01.20 | Введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения и актуальности, определение цели и задач). Анализ источников литературы. | ||
22-24 | 06-16.03 | Работа над основной частью исследования. | ||
25 26 | 20-29.04 | Заключение (обобщение результатов, перспектива исследования). Выводы. | ||
27 28 | 04-09.05 | Как правильно оформить работу | Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет вносят необходимые коррективы в исполнение как по ходу реализации проекта, так и в конце действия задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | |
29 30 | 11.05-21.05 | Подготовка тезисов | ||
31 32 | 25-27.05 | Презентация научного исследования | ||
33-35 | Резервное время |
Используемые источники
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Брагинский И.Л. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. М.: Просвещение, 2007.
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование. 2000. № 9.
- Исследовательская работа школьников: Научно-методический и информационно-публицистический журнал. 2002. № 1.
- Леонтович. А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии //Народное образование. 1999. № 10.
- Пиявский С. Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2001. № 1.
- Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1975.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
- Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся -основа внеклассной работы по немецкому языку
Краткий обзор опыта работы...
Проектная деятельность как эффективная форма работы с подростками в условиях СРЦ
Цель творческого отчета: теоритически обосновать, разработать и апробировать проект с подростками в условиях СРЦ. ...
Проектная деятельность как эффективная форма работы с подростками в условиях СРЦ
Цель творческого отчета: теоритически обосновать, разработать и апробировать проект с подростками в условиях СРЦ. Задача: 1. Провести теоритический анализ литературы по исследуемой проблеме. 2. О...
Лингвострановедческий компонент проектной деятельности учащихся во внеклассной работе по иностранному языку.
Как сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всем протяжении его изучения? Большую роль в поддержании мотивации к изучению иностранных языков играет введение элементов страноведения. ...
Проектная деятельность в рамках внеклассной работы по информатике
В этой статье я рассказаю о том, как организована в нашей гимназии внеклассная работа по информатике, какие методы лежат в ее основе и как они помогают в реализации Федеральных Государственных Образов...
"Проектная деятельность как форма организации работы с учащимися"
ЭПИГРАФ: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, ...
Проектная деятельность как положительный опыт успешной самореализации личности ребенка
Презентация темы самообразования....