сценарий внеклассного мероприятия "В единении с природой"
план-конспект занятия (5, 6 класс)
Тема работы: «В единении с природой»
Тип работы: сценарий внеклассного мероприятия
Предмет: экология
Классы: 5-6
Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в природе.
Задачи:
- способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;
- формировать негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;
- побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Ожидаемые результаты: бережное отношение учащихся к родной природе, участие в природоохранных мероприятиях.
Методы и приемы: метод рассказа, беседы, использование ИКТ, оформление листовок
Оборудование и материалы:
- плакат «Войди в природу другом!»;
- экологические рисунки и знаки, выполненные учащимися;
- презентация «Войди в природу другом!»;
- компьютер, проектор и экран для демонстрации презентации;
- магнитофон для прослушивания песен;
- записи песен об охране природы;
- листовки по охране природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Просто и доступно провести экологическое мероприятие | 750.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СЕМЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
муниципального образования Вяземского района Смоленской области
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«В единении с природой!»
Автор:
учитель географии
МБОУ Семлевская СОШ № 1
Бальчус И.М.
2018
Описание работы
Тема работы: «В единении с природой»
Тип работы: сценарий внеклассного мероприятия
Предмет: экология
Классы: 5-6
Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в природе.
Задачи:
- способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;
- формировать негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;
- побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Ожидаемые результаты: бережное отношение учащихся к родной природе, участие в природоохранных мероприятиях.
Методы и приемы: метод рассказа, беседы, использование ИКТ, оформление листовок
Оборудование и материалы:
- плакат «Войди в природу другом!»;
- экологические рисунки и знаки, выполненные учащимися;
- презентация «Войди в природу другом!»;
- компьютер, проектор и экран для демонстрации презентации;
- магнитофон для прослушивания песен;
- записи песен об охране природы;
- листовки по охране природы.
Сами готовим обращения
Памятки школьников для населения
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня для вас мы проводим мероприятие «Войди в природу другом!» (Слайд 1). Находясь в природе во время экскурсий, прогулок, походов, оглянитесь вокруг и вы увидите, как прекрасен мир, который нас окружает.
Вряд ли найдётся на земле человек, который скажет о себе: «Я не люблю природу!». На словах природу любят все. Но каждому понятно, что любовь проявляется прежде всего в желании защитить, сохранить. Тогда почему же, оказавшись наедине с природой, многие считают, что она ничья, относятся к окружающему миру потребительски, часто не знают, как вести себя в лесу, поле, на лугу, реке и в других местах? Некоторые думают, что вреда не будет, если собрать охапку цветов, поймать птенца. А это совсем не так.
Чтец 1: Мы рубим лес, устраиваем свалки.
(Слайд 2) Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Ведущий: Быть или не быть человечеству, останется зелёной и цветущей наша
планета или же превратится в безжизненную пустыню – вот в чём вопрос. Ответ на
него зависит от каждого из нас.
Чтец 2: Рощи сосновые, дубравы зелёные,
(Слайд 3) Бабочки пёстрые, птицы свободные
К вам обращаются – людям сегодняшним:
Чтобы реки и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились и птицы бы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала,
Каждому правила знать не мешало.
Ведущий: Чтобы человек помнил об ответственности за окружающую природу во время походов, прогулок, существуют знаки предупреждения, которые помогают усвоить ряд несложных правил поведения в природе.
Правил, выполнение которых должно стать естественным для каждого из нас, как привычка говорить «спасибо». И сейчас мы проверим, знаете ли вы, что обозначают знаки предупреждения. Представьте, что во время прогулки по лесу вы встретили такой знак. Как вы объясните друзьям, что это за знак и для чего он нужен?
Ученик 1 (Показывает первый знак на слайде 4). Правило первое:
Не ломайте ветки деревьев и кустарников! Растение – живое существо, и ветки вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Неслучайно там, где много деревьев, дышится легко.
Ученик 2 (показывает второй знак на слайде 5). Правило второе:
Не топчите цветы и грибы! В лесу старайся ходить только по тропинкам. От вытаптывания травы и почвы погибают многие растения, насекомые. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню». Не сбивай грибы, даже несъедобные. Часто человек, проходя по лесу, сшибает палкой мухоморы, поганки. Тот, кто так поступает, не уважает лес, не понимает его и не любит. Мухоморы помогают расти соснам, елям, берёзам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси и сороки. Многие грибы участвуют в разложении растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные деревья, упавшие сучья, отмершую листву. Они – санитары леса.
Ученик 3 (показывает третий знак на слайде 6). Правило третье:
Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострище – это своеобразные раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. Если есть старое кострище, новое делать не следует. Костёр служит мощным источником теплового излучения. Жар от него распространяется не только вверх, но и в стороны. Деревья, находящиеся неподалёку от огня, нагреваются в нижней части, что приводит к отмиранию живых тканей ствола. От сильного жара погибают корни деревьев. Всё это вызывает их гибель.
Огонь отпугивает всех лесных обитателей. Это всегда сигнал тревоги для диких зверей и птиц. Увидев огонь, они обычно спасаются бегством. Если в лесу горит костёр, то в радиусе 100-150 м покидают гнёзда совы, певчие дрозды, другие птицы, покидают надолго, и насиживаемые яйца успевают остыть, кладка погибает.
От костра может возникнуть пожар в лесу в ветреную погоду. Даже правильным образом разведённый, а затем тщательно потушенный костёр может вызвать пожар: часто внутри полусгоревших дров остаётся незамеченной маленькая искорка.
Ученик 4 (показывает четвёртый знак на слайде 7). Правило четвёртое:
Не разоряйте птичьи гнёзда! Если вы увидели гнездо птицы, не вытаптывайте траву у гнезда, если оно на траве. Не трогайте яйца руками и не берите их из гнезда. Не берите в руки птенцов, иначе птицы-родители навсегда могут покинуть гнездо.
Ученик 5 (показывает пятый знак на слайде 8). Правило пятое:
Не рвите цветов в лесу и на лугу! Любовь к цветам не должна выражаться в истреблении растений. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к скорой смерти! Пусть лучше это чудо природы радует глаз, сердце, душу всех, кто придёт следом за вами. Сбор цветов для букетов прежде всего опасен тем, что мы не даём возможности растениям образовывать семена. При постоянном сборе цветов в одних и тех же местах некоторые виды могут просто исчезнуть. Чтобы из семени ландыша
выросло цветущее растение, необходимо 7-8 лет, а до цветения венерина башмачка проходит целых 18 лет! Именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. А букеты можно составлять из прекрасных цветов, выращенных человеком.
Слайд 9. Во Франции на горных лугах вывешены «обращения цветов» к путешествующим: «Не рвите нас! Сорвав, вы нас тотчас убиваете и не даёте произвести потомство. Цветы.»
Ученик 6 (показывает шестой знак на слайде 10). Правило шестое:
Не ловите диких животных и не уносите их домой! Нельзя раскапывать норы и тревожить лесных зверей. Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверёнышей, не берите их с собой. Животные в природе не потеряны и не брошены, они живут своей жизнью, никто не создаст им необходимых условий для роста и развития, кроме родителей.
Ученик 7 (показывает седьмой знак на слайде 11). Правило седьмое:
Не разоряйте муравейники! Лес здоров, если на каждый его гектар приходится по крайней мере четыре муравейника. Установлено, что если бы леса оставались без муравьёв, то урон, нанесённый вредителями, мог бы сравниться
пожаром. Муравьи – самые трудолюбивые санитары леса. Всего за 1 час муравьи берут в «плен» на 0,4 га леса вокруг муравейника более 2 тыс. гусениц. Если лесных санитаров нет, гусеницы уничтожают около 10% листьев, значит, гибнут деревья. Только за один день муравьи приносят в муравейник около 20 тыс. насекомых. В истреблении вредителей леса рыжие муравьи не уступают птицам: одна муравьиная семья уничтожает в день 7 200 гусениц дубовой листовёртки, 3 500 гусениц сосновой совки и тысячи других гусениц, куколок, личинок у самой земли, куда пернатые почти не опускаются.
Муравьи разносят семена растений, рыхлят почву, помогая тем самым возобновлению леса.
Муравьи часто спасают лес от пожаров. Они быстро гасят непотушенную спичку или окурок, брошенные около муравейника.
Встаньте же на защиту лесных санитаров, если увидите варварское истребление муравьиных семей.
Ученик 8 (показывает восьмой знак на слайде 12). Правило восьмое:
Не шумите в лесу! В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои гнёзда и норы (Слайд 13). Нужно ценить и охранять извечную и мудрую тишину, уметь слушать прекрасную музыку природы, волшебные звуки леса, птичьи перепевы, разговор ветра, журчание ручья.
Ученик 9 (показывает девятый знак на слайде 14). Правило девятое:
Не оставляйте после себя мусор! Соблюдайте чистоту в лесу, на лугу, озере, реке. Помните, что брошенная бумага до полного разложения будет лежать более
2 лет, консервная банка – 90, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – свыше 1000 лет. (Слайд 15)
Надо всегда помнить золотое правило туриста: сколько мусора в лес принёс, столько и унеси с собой. На худой конец консервные банки следует обжечь на костре, расплющить и вместе с другими несгоревшими отбросами закопать в землю.
Если остался хворост, дрова, нужно аккуратно сложить их.
Покидая лес, луг, берег реки, посмотрите, что вы оставляете после себя. Сделайте всё возможное, чтобы после вашего ухода река осталась прозрачной, лес – зелёным и здоровым, трава – пушистой, а ваша совесть – чистой!
Ведущий: Да, именно наедине со своей совестью остаётся человек, оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте. Совесть для человека – единственный контролёр. И быть может, одна из самых важных задач, которая стоит перед теми, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.
Чтец (читает стихотворение И. Северянина «В парке плакала девочка»).
В парке плакала девочка: «Посмотрите-ка, папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, -
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…»
И отец призадумался, потрясённый минутою,
И простил все грядущие и капризы и шалости
Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.
Ученик 10. Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.
Звучит песня «Дружба с природой» на мотив «Песенка крокодила Гены»
Защитим нашу Землю
Мы от рук браконьеров
Не позволим глумиться над ней.
Пусть живут на планете –
Заяц, волк и пантера
И в лесу пусть живёт соловей.
Припев:
Будут рады звери, птицы,
Будет счастлив человек.
И с природой подружиться
Сможем мы навек!
Знай, наш милый дружочек,
Даже лист и цветочек
Нам без дела не следует рвать
Зайца, белку, синицу,
В речке чистой водицу
Надо в братья свои записать.
Припев:
Будут рады звери, птицы,
Будет счастлив человек.
И с природой подружиться
Сможем мы навек!
Ведущий: Мы познакомили вас с основными правилами поведения в природе: не рвать, не ломать, не пугать, не шуметь, не мусорить! А теперь давайте попробуем представить, как вы выйдите из ситуаций, которые могут вам встретиться в природе.
1. Во время прогулки вы нашли в лесу поляну с редкими растениями. Каковы будут ваши действия?
2. Вы увидели, что ребята, оказавшись в лесу до вас, нарвали букет первоцветов (ландышей). Как вы поступите?
3. Вы отправились в лес, вам навстречу идут ребята и несут маленького зайчонка, чтобы ухаживать за ним. Ваши действия.
4. Вы увидели в лесу ребят, которые сбивали ногами и топтали мухоморы. Что вы скажите по этому поводу?
5. Собирая в лесу ягоды, некоторые ребята обламывают побеги черники. Ваше отношение к этому.
6. Вы увидели упавшего из гнезда птенца. Что вы предпримете?
7. Вы увидели в лесу ребят, которые сильно шумели, громко включали музыку. Ваши действия.
Ведущий: Надеюсь, вы навсегда запомните правила поведения в природе и будите их выполнять. (Слайд 16) А мне сейчас вспомнились слова знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который говорил: «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» (Слайд 17).
Чтец 1: Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться, как друзья.
Чтец 2: И при всём честном народе
Добавляем мы потом:
Нужно помогать природе –
Но со знаньем и умом.
Чтец 3: Чтобы мирно мчались годы,
Расцветал за веком век
Другом быть для всей природы
Должен каждый человек.
Ведущий: А сейчас мы хотим вам вручить памятки по охране природы.
1. Отправляясь на экскурсию в природу, следует помнить, что основной закон путешественника – бережное отношение к природе.
2. В лесу вы в гостях у зелёного друга, поэтому не делайте того, что не стали бы делать у своего товарища в гостях.
3. Любой вред, нанесённый нами природе, прежде всего оборачивается против нас.
Убил сову – потерял тонну зерна; вылил в речку или озеро негодное автомобильное масло – погибли сотни мальков рыб; разорил гнездо птиц – оставил в живых тысячи вредных насекомых; сломал дубок или кленок – лишился нескольких кубометров древесины.
4. В любом лесу можно найти сухих веток для костра, чтобы приготовить пищу, но от громадных костров – главных пожирателей лесов – необходимо отказаться.
5. Надо помнить, что куст, срубленный на колышки для палатки, растёт 5-8 лет; дерево, выбранное для костра, - 15-20 лет; следы лесных пожаров сохраняются 50 лет.
6. Не забывайте о людях, которые идут за вами: на месте ваших стоянок не должно оставаться никаких следов.
7. Брошенная бумага лежит не сгнивая 2 года, а консервная банка или осколок от бутылки могут поранить ногу и через 90 лет.
Ведущий: У нас в школе создан экологический отряд. Ребята из этого отряда оказывают помощь природе. Они развешивают скворечники и кормушки для птиц, очищают берег местной реки, станичный парк и сквер от мусора, озеленяют территорию школы, проводят экологические мероприятия для младших школьников.
Велика сила доброго примера. И пусть каждый из вас выступает примером дружелюбного отношения к природе, непримиримости ко всякому браконьерству.
Любите отчий край, уважайте природу, бережно и рационально относитесь к использованию природных сокровищ.
Сделайте всё, чтобы каждый из вас мог с гордостью сказать: «Я живу на Смоленщине, и являюсь настоящим другом родной природы!»
(Слайд 18)
Звучит песня «Гимн Природе» на мотив «Солнечный круг».
Против стрельбы, против беды
Встанем за нашу планету.
Звери навек, счастье навек,
Так повелел человек!
Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в тайге будут звери,
А у дома – цветы!
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!
Приложение
ПАМЯТКИ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ
1. Отправляясь на экскурсию в природу, следует помнить, что основной закон путешественника – бережное отношение к природе.
2. В лесу вы в гостях у зелёного друга, поэтому не делайте того, что не стали бы делать у своего товарища в гостях.
3. Любой вред, нанесённый нами природе, прежде всего оборачивается против нас.
Убил сову – потерял тонну зерна; вылил в речку или озеро негодное автомобильное масло – погибли сотни мальков рыб; разорил гнездо птиц – оставил в живых тысячи вредных насекомых; сломал дубок или кленок – лишился нескольких кубометров древесины.
4. В любом лесу можно найти сухих веток для костра, чтобы приготовить пищу, но от громадных костров – главных пожирателей лесов – необходимо отказаться.
5. Надо помнить, что куст, срубленный на колышки для палатки, растёт 5-8 лет; дерево, выбранное для костра, - 15-20 лет; следы лесных пожаров сохраняются 50 лет.
6. Не забывайте о людях, которые идут за вами: на месте ваших стоянок не должно оставаться никаких следов.
7. Брошенная бумага лежит не сгнивая 2 года, а консервная банка или осколок от бутылки могут поранить ногу и через 90 лет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зарубина Л.Я. Экскурсия в Арбеновский лес. Журнал «Биология в
школе», № 3, 1996.
2. Захлебный А Н. Книга для чтения по охране природы. – М.: Просвещение,
1986.
3. Игнатьева Л.Е., Долгорукова Т.И. и др. День Земли. Воспитание экологи-
ческой культуры. – Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива, 2005.
4. Князева Е.Л. Карточки-символы «Правила поведения на природе –
«девять нельзя». Журнал «География в школе», № 3, 2008.
5. Планета Земля. Энциклопедия окружающего мира. – М.: Росмэн, 1998.
Анализ внеклассного мероприятия
«В единении с природой»
Внеклассное мероприятие «В единении с природой» было проведено для учащихся 5-6-х классов в рамках недели экологии.
Целью данного мероприятия явилось знакомство учащихся с правилами поведения.
При подготовке к мероприятию учащиеся рисовали рисунки на экологическую тему и экологические знаки. Участниками мероприятия явились члены экологического отряда школы.
Достижение цели мероприятия осуществлялось через показ на слайдах презентации экологических знаков, рассказ ребят о правилах поведения в природе, чтение стихов и исполнение песен на экологическую тему. Зрителям предлагалось решить различные ситуации, которые могут возникнуть в природе. Ребята активно принимали участие в их обсуждении.
Привлекая присутствующих на мероприятии детей к участию в природоохранных мероприятиях, ребята экологического отряда рассказали о том, какой личный вклад они вносят в дело по охране окружающей природы. В конце мероприятия всем присутствующим были вручены памятки по охране природы, а победителям конкурса экологических рисунков и знаков – грамоты и памятные призы.
Внеклассное мероприятие «В единении с природой» прошло с большим успехом. Намеченная цель и задачи были выполнены. В проведении мероприятия приняло большое количество учащихся. Все остались довольны и ушли с твердым мнением о том, что родной природе нужно быть не врагом, а настоящим другом.
Тема внеклассного мероприятия актуальна в наше время в связи с возрастающим антропогенным воздействием на окружающую среду.
Любовь к природе необходимо закладывать человеку с детства. Данное мероприятие рекомендую проводить в рамках недели экологии, биологии и экологии, на классных часах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Жалобная книга природы"
Цели мероприятия: воспитывать любовь к родной природе; содействовать...
Внеклассное мероприятие "Мы - друзья природы".
Данный материал представляет собой готовую методическую разработку внеклассного занятия в рамках программного курса "Окрыжающий мир" в начальной школе, который возможно использовать в рамках школьного...
Внеклассное мероприятие- игра "Знатоки природы" для учащихся 5-6 классов
Лес-это сказочный мир, посмотрите и прислушайтесь .... он полон загадок и тайн......
Сценарий внеклассного мероприятия. Экологическая игра «Войди в природу другом!» для учащихся 5-6 классов.
Классный час-экологическая игра-викторина, предназначенная для детей возраста 10-12 лет (5-6 класс). Включает интеллектуальные конкурсы, игру на экологических станциях, где дети с помощью визуализации...
Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»
Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....
Сценарий внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию "« Сохраним для потомков». « Дети в защиту природы».
Данная разработка является сценарием экологической агидбригады ....
Сценарий внеклассное мероприятие "Природа - наш дом!"
Сценарий внеклассного мероприятия....