К конкурсу "Живая Классика": Железников Владимир «Мальчик с красками»
книга (5 класс)
Предварительный просмотр:
Железников Владимир «Мальчик с красками»
Мальчик сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно.
Светило солнце. Оно слепило глаза, но мальчик всё равно смотрел.
- Слушай, дорогой, - сказала мальчику мать. - Задёрни шторку или пересядь на соседнее кресло. Здесь слишком жарко от солнца, а тебе это вредно.
Мальчик недовольно посмотрел на мать. Ему не хотелось, чтобы кто-нибудь услышал, что ему вредно сидеть на солнце.
- Мне здесь очень хорошо, - сказал мальчик. - Солнце совсем не мешает.
- Ну ладно, - ответила мать. - Сиди, а я пересяду.
Она пересела на противоположную сторону самолёта. А мальчик продолжал смотреть в окно.
Из кабины вышел лётчик. Это был командир самолёта. Он сел рядом с мальчиком.
Мальчик оглянулся. Теперь рядом с ним сидел стоящий человек. Ему хотелось с ним поговорить. Лётчик это понял. Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело, и он привычно спросил:
- Нравится?
- Очень, - ответил мальчик.
- Мечтаешь тоже, видно, в лётчики?
Мальчик смутился. Он совсем не мечтал быть лётчиком, потому что у него были слабые лёгкие, и он знал, что в лётчики его не возьмут. Врать он не умел, а правду говорить ему не хотелось.
- Я люблю рисовать, - ответил мальчик. - Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. У первого под хоботом клыки. Это вожак. А вон облако-кит. Очень красивый хвост.
Мальчик посмотрел на лётчика, увидел, что тот улыбается, и замолчал. Ему стало стыдно, что он рассказывает взрослому человеку, да к тому же ещё лётчику, про каких-то облачных слонов и китов.
Мальчик уткнулся в окно.
Лётчик тронул его за плечо:
- Здорово у тебя работает фантазия. Действительно, до чего эти облака походят на слонов! Ловко ты подметил.
- Мне мама купит в Москве краски, как взрослому художнику, и я буду рисовать, - сказал мальчик. - Честное слово. Смотрите, а вон земля! Она похожа на мозаику - есть такая детская игра.
Лётчик посмотрел на землю. Сколько он летал, а ничего этого не видел. Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика.
Небо для него всегда было только местом работы, и он привык его оценивать с точки зрения пригодности для полёта: низкая облачность - плохо для посадки, высокая облачность - отлично для полёта, грозовая - опасно. И ещё он много раз видел за крылом самолёта облака зенитных разрывов вражеских батарей - это было опаснее грозы.
А земля для него была местом посадки, где можно было отдохнуть в ожидании следующих полётов.
Потом лётчика позвали в кабину самолёта, и он ушёл.
А через несколько минут мальчик увидал, что им навстречу, полыхая молниями и грохоча, приближалась большая свинцовая туча.
Мать мальчика снова пересела поближе к сыну. А когда мимо их кресел прошёл второй пилот, она спросила его:
- Это не опасно? Гроза ведь.
- Из Москвы сообщили, что мы можем обойти грозу с севера, - ответил пилот.
Между тем в самолёте сразу стало темно. Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой.
Самолёт развернулся и пошёл вдоль тучи. Ему всё время приходилось забирать правее и правее, потому что туча наступала на него и захватывала с двух сторон. И как-то незаметно самолёт оказался в грозовом кольце. Он кружил в маленьком пространстве посредине, а тучи всё сжимали и сжимали кольцо.
Мальчик увидел, что двое мужчин встали с первых сидений и прошли в хвост самолёта. Все почему-то беспокойно посмотрели им вслед. Потом поднялись ещё двое и тоже пошли в хвост.
Вышел лётчик - сам командир корабля. Он посмотрел на пустые кресла и громко сказал:
- Прошу пассажиров немедленно занять свои места! Самолёту трудно держать равновесие. - Ему неприятна была трусость этих людей, которые при первой опасности бросаются в хвост самолёта, - думают, что это их спасёт.
- Не понимаю вашего приказа, - сказал один из тех мужчин, что пересели в хвост самолёта. - Не всё ли равно, где сидеть?
- А вы всё же пересядьте, - ответил лётчик.
Лицо у него было злое и жестокое. И, пока эти люди возвращались на свои места, он не уходил. При этом взгляд лётчика на секунду встретился со взглядом мальчика. Неожиданно и слишком легкомысленно для такого опасного момента лётчик подумал: "Интересно, на что похожа эта грозовая туча?"
Самолёт стал набирать высоту. Моторы его натужно гудели, обшивка трещала от встречного ветра, он часто проваливался в воздушные ямы, но упрямо лез вверх, чтобы подняться над тучей и там, в чистом, высоком небе, переждать грозу. Это было не так-то легко: набрать высоту на самолёте старой конструкции, но лётчик сумел взобраться выше грозы.
Все пассажиры молчали, многие задёрнули шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрел в окно. Ему нравилась эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летели. Эта чернота грозового неба, сквозь которую ничего не было видно.
Внизу, под самолётом, всё полыхало и ухало и отдавалось в самолёте. Где-то там, под тучей, была Москва. И вдруг самолёт клюнул носом и стремительно понёсся вниз. В самолёте кончилось горючее, и лётчик бросил машину вниз, потому что только на предельной скорости можно было проскочить через грозу.
В следующий миг что-то начало рваться, ослепительно бить в самые окна, ломать самолёт.
Это продолжалось пять минут или даже меньше, и потом совсем рядом появилась земля, и самолёт покатил по твёрдой бетонной дорожке.
Хлестал отчаянный дождь. Пассажиры выскочили из самолёта и, не дожидаясь автокара, побежали к зданию аэропорта. Последним бежал лётчик. Он не хотел отставать от этих людей, потому что пережил с ними сейчас минуту большой опасности, и ему поэтому сразу не хотелось с ними расставаться.
- Вы сейчас куда? - спросил лётчик у матери мальчика.
- Нам надо на симферопольский самолёт. Он улетает через два часа. Не знаю, полетит ли?
- Конечно, полетит, - ответил лётчик. - Гроза уйдёт за два часа. А низкая облачность для "Ту" не страшна.
- Два часа? - переспросил мальчик. - Может быть, мы успеем купить краски.
- Ты же видишь, какая погода? - сказала мать. - Сейчас дождь. Ты можешь простудиться. Краски купим на обратном пути.
Мальчик ничего не ответил.
- Ну, будь здоров! - сказал лётчик мальчику. - Рад был познакомиться.
Когда мальчик с матерью стояли в очереди, чтобы сесть в симферопольский "Ту-104", когда мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед ними появился лётчик. Он был в том же мокром костюме - не успел переодеться.
Они минуту помолчали. Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста.
- Вот тебе краски. Полный набор. Красные, синие, лазурные и так далее. - Лётчик протянул мальчику длинную деревянную коробку. - Бери, бери и рисуй!
Мальчик робко взял коробку с красками и посмотрел на мать. Все в очереди тоже оглянулись.
- Зачем же вы себя так утруждали! - сказала мать и достала деньги. После тяжёлого полёта...
- Раз обещали, то надо, - сказал лётчик и замолчал.
Лицо его постепенно делалось всё мрачнее и мрачнее. И стало совсем мрачным и грубым. Он неловко взял у женщины деньги и сунул их в карман.
И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой. Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы за сто десять минут покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Живая классика" (III Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» 2014 год)
Презентация создавалась для школьного этапа III Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (2014 год)....
Урок внеклассного чтения. Железников. "Чучело"
Урок по повести Железникова "Чучело"...
Сценарий праздничной программы, посвященной 10-летию творческого коллектива «Краски детства» «Яркой краской на планете разукрасили все дети!»
Каждый творческий коллектив празднует свой день рожденья на сцене. А когда это детский коллектив, то хочется яркого, веселого и шумного праздника. Сценарий с элементами театрализации подойдет для праз...
Сценарий конкурса юных чтецов"Живая классика" среди 5-6 классов по выразительному чтению вслух отрывков из художественной прозы русских и зарубежных классиков
Школьный этап конкурса юных чтецов "Живая классика" среди 5-6 классов...
Тема: Масляные краски, их свойства и состав. Масляные краски: густотертые и готовые к употреблению.
Масляные краски-достаточно распространенный , хотя и несколько устаревший вид лакокрасочных материалов....
Внеклассное мероприятие в формате квиза "Классика современности и классика в современности".
Технологическая карта внеклассного мероприятия ФИО учителя: Побережных Иван Викторович, 4 курс, ОФ14-01Б, ИФиЯК СФУКласс: 7 «А»Предмет: литератураТема: Классика современности и ...
Заседание Клуба любителей русской словесности «Последний классик – первый классик»
На мероприятии обучающиеся познакомятся с жизнью Бунина И. А.;- рассмотрят особенности лирики Бунина, проводя исследовательскую работу по художественному анализу стихотворений о природе....