Занятие "Береза - символ Родины моей"
план-конспект занятия (5 класс)

Хутокогир Людмила Константиновна

Материал для  учителей  и  воспитателей  начальной школы. Может использоваться  в  организации внеклассной  работы,  работе  с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bereza-simvol_rodiny_moey.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие  «Русская береза – символ Родины моей».

Автор:  Хутокогир  Людмила  Константиновна

Описание:  материал для  учителей  и  воспитателей  начальной школы. Может использоваться  в  организации внеклассной  работы,  работе  с родителями.

Тип  мероприятия:  комбинированный

Возраст  учащихся:  учащиеся  1 – 4  классов

Цель:  развитие  речи  детей, мышление;  обогащение  словарного  запаса; расширение  знаний  детей  о  природе;

Дать  сведения  о  некоторых  деревьях;  их  особенностях;  значении  для  человека;

Дать понять детям, что береза  действительно  является  для русского  человека символом Родины.

Воспитывать доброе  любовное  отношение ко  всему  живому; чуткость  и  восприимчивость  к  красоте  родной  природы;  желание  охранять ее.

Воспитывать  интерес  детей  к  изобразительной  деятельности.

Предварительная  работа: подбор  детьми  сообщений  о  деревьях,  инсценировка  притчи,  заучивание  наизусть  стихотворений  о  березе,  рисование  березы.

Оформление: плакат  с  названием  мероприятия; плакат « Береза – сама  Россия,  ее  верная  примета,  радость  и  гордость!»,  « Россия  и  береза!  Эти  два  понятия  неразделимы»;    изображение  березы  в  разное  время  года «Невеста  русского  леса»;  репродукции  картин  известных  художников,  изображение  деревьев:  ели, сосны,  осины  и  др.;  рисунки  детей.

Предполагаемые  результаты:

Познавательные  УДД:

- умение  самостоятельно  осуществлять  поиск,  сбор  и  выделение существенной  информации из  различных  источников.

- умение  самостоятельно преобразовывать  практическую  задачу  в  познавательную.

Коммуникативные  УДД:

- умение  полно  и точно  выражать  свои  мысли  в  соответствии  с  задачами  и  условиями  коммуникации,  составлять тексты  в  устной  форме.

- умение  строить продуктивное  сотрудничество  со  сверстниками  и  взрослыми.

Личностные  УДД:

- формирование  готовности и  способности  детей к  саморазвитию

- формирование  мотивации  к  обучению  и  познанию

- формирование  целостного  взгляда в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы

- проявление  доброжелательности,  доверия  и помощи

Регулятивные  УДД:

- анализ  эмоционального  состояния,  полученного  от  успешной  или  неуспешной  деятельности

- удерживание  цели  деятельности  до  получения  ее  результата

- освоение  начальных  форм  познавательной  и  личностной  рефлексии.

Используемая  литература:  педсовет № 8  от 1999г.

                                                       Педсовет №5  от 2010г.

                                                       Журнал «Юный натуралист»  от 1992г.

Ход  мероприятия:

Организационный  момент.

Воспитатель:  Здравствуйте! Оглянитесь вокруг и скажите, чему  посвящено  наше  занятие? (Ответы детей).

Какие  еще  деревья, кроме березы вам  известны?

Дети инсценируют притчу (автор кандидат биологических наук С.Арефьев):

Автор:  В давние времена жили  на  свете  деревья. Они  очень  хотели, чтобы  бог  услышал  их  мольбу, поэтому  стволы  их  были  устремлены  в небо. И однажды  бог  сказал  деревьям:

Бог: пусть  каждый  попросит  меня  о  своем,  но  это  будет  только  одна  просьба.

Ель:  Хочу  быть  стройной и  красивой!

Бог: Хорошо. Будет  у тебя  прямой  ствол с  тонкой  корой  и остроконечной  вершиной с  позолоченными шишками. Но  под  кроной  твоей  будет  темно и пусто, и трава  под  нею  будет  мертвой.

Сосна:  Хочу  быть  гордой  и  величественной!

Бог:  Хорошо. Ты  покоришь  пески  и скалы. У  тебя  будет  крепкий  ствол,  отливающей огнем, и могучая  крона, сияющая  в лучах  солнца, но  на  земле  под  тобой  будут  пылать  пожары,  и  основа  твоя  будет  черной,  все,  что  поселиться  рядом  с тобой  будет  пылать в  огне.

Осина:  Хочу  быть  богатой!

Бог:  Хорошо.  Ты   будешь  расти   на  самой  свежей   и  плодородной  почве.  Весной  ты  будешь  носить  серебряные серьги,  а  осенью  ты  будешь  одеваться  в шелка  и  бархат всех  цветов. Но  ствол  твой  будет  внутри  гнилым  и трухлявым.

Береза:  Хочу  быть  любимой!

Бог:  Хорошо.  У тебя  будет  тонкий  белый  ствол и  плакучие  ветви.  В  твоей  кроне  будут  петь  птицы, а под  нею  зеленеть  травы и цвести  цветы. Но  много  обид  и бед  придется  тебе  испытать.   А на  нанесенные  раны  ответишь ты  не  горячей  смолой.  А  светлым  живительным  соком.  Да  будет  так!

Автор:  Прошло  время.  Встал  лес, и  Бог  впустил  в  лес  Человека.  И  первое, что  принес с  собой   человек, был  огонь. Пошли  по  лесу  пожары, и  погибла  в них тонкокорая  красавица  Ель.  Ее  место  заняла  сосна,  которой  суждено было  жить  среди  огня. Стволы  ее  стали  более  могучими  и высокими.

Сосна:  Моя  просьба  к  Богу  была  мудрой.

Автор:  А  человек  тем  временем  начал  строить  город.  Сосновые  бревна  оказались  лучшими,  и  Человек  вырубил  Сосну.

Осина:  Хорошо,  что  мой  ствол  сделался  гнилым.  Моя  просьба  к  Богу  была  самой  удачной.

Автор:  А  Человек  тем  временем  обосновался  в городе,  и  из  заводских  труб поплыл  на  лес  ядовитый  дым.   Стала  болеть  и чахнуть  Осина.  В  одно  дождливое  лето ее  листья  стали  черными  и  Осина  погибла.

И  осталась с  Человеком  одна  Береза.  Она  хотела  быть  любимой, поэтому  она  вынесла и  огонь, и топор, и  ядовитый  дым. Березовые  города  стоят  возле  наших  городов и  дарят  нам  радость. А  весной  из  нанесенных  Человеком ран  течет по  белым  стволам  светлый,  как слеза,  березовый  сок.

Воспитатель:  какое  же  желание  на  ваш  взгляд  было  самым  удачным? Мудрым?

-как вы понимаете смысл выражений: гордая ель,  величественная  сосна, белая береза?

- как  вы  понимаете  смысл  последнего  предложения?

- чем  может  обернуться  для  березы  такая  жертва  Человеку?

 Русский  народ очень  любит  свою  белоствольную  красавицу. Береза  стала  символом  нашей  Родины,  зеленым  символом  России,  как  клен  для  канадцев, липа  для  чехов, королевская  пальма  для  кубинцев…

Неслучайно «березовая» тема нашла  свое  отражение в  поэзии  и  прозе, в музыке,  живописи  и  фольклоре.

-посмотрите  на  картины  великих  художников.

-Какой  они  изображают  ее?

Звучит  фонограмма песни «Во поле  березка  стояла…»

Дети  читают  стихи  о  березе.

  1. Люблю березу  русскую,

То  светлую,  то  грустную.

В белом  сарафанчике.

 С платочками  в карманчиках,

С красивыми  застежками,

С зелеными  сережками.

Люблю  ее,  заречную,

С  нарядными  оплечьями,

То  ясную,  кипучую,

То  грустную, плакучую.

  1. Лес,  точно терем  расписной,

Лиловый,  золотой,  багряный.

Веселой  пестрою  стеной

Стоят  над  светлою  поляной

Березы  желтою  гурьбой

Блестят  в  лазури  голубой…

  1. Белая  береза  под  моим  окном,

 принакрылась  снегом,  точно  серебром.

На  пушистых  ветках  снежною  каймой

Распустились  кисти  белой  бахромой.

И  стоит  береза  в  сонной  тишине,

И горят  снежинки в  золотом  огне.

А  заря  лениво,  обходя  кругом,

Обсыпает  ветки  новым  серебром.

- Березы, березы…а  сколько  городов,  сел  и  деревень названо  в  ее  честь!

- назовите  их (Березань. Березовка,  Березники, Березна, река Березина).

-почему  ее называют  белой? (ствол  одет шелковистой  корой, которая  защищает  от  вредителей, болезней, в жаркий  день – от  перегрева  лучами  солнца).

-почему ее называют  «дерево - пионер»? (первой  заселяет  заброшенные  пашни,  откосы  у дорог,  даже  пожарища).

           Сообщения  детей  о  березе.

  1. С давних  пор  береза  прочно  вошла  в нашу  жизнь. Она  всегда  бескорыстно и надежно  дружит  с человеком.  С  глубокой  древности – с языческих  времен – она  пришла  в их  жилища.  В  далекие  времена  была  для  них  источником  света  и  тепла – самой  светлой  лучиной,  самыми  жаркими  дровами  в печи. В  древней  Руси для  той  же  цели, что и папирус  в  древнем  Египте. На  березе  писали  письма, летописи…
  2. Она  еще  и  универсальный  врачеватель  и  исцелитель,  и  погоды  предсказатель. Может  заменить  компас, если  вдруг  заблудишься  в лесу:  с  северной  стороны кора  грубее  и  темнее, на  ней  больше  трещин  и  наростов. Из  березовых почек  и листьев изготавливают различные  краски,  препараты, отвары, настои.  Из  древесины  - мази,  активированный  уголь, которые  применяются в  медицине.

Кора  березы  идет на  выгонку  дегтя  и  дубления  кожи.  Ароматен  и  полезен  настой  из березового  гриба – чаги.  Полезен  и  приятен освежающий  древесный  эликсир - березовый  сок.

  1. Из  березы  получают  тысячи  вещей.  Само  дерево используется  как  строительный  и  поделочный материал.  Древесина  березы  очень  крепкая – изготавливают  лыжи,  мебель, лучшие  сорта  фанеры. Из   бересты  можно  сделать различные  корзины, туеса, короба, сумки, посуду для солений,  варений,  воды.  В  такой,  самой  лучшей  из  посуд, словно  в  термосе, вода  не  замерзает  даже  в трескучий  мороз.   И  в  жару  не  нагревается: солнце  бересту  не  пропекает.  Из  наплывов  на  корнях  и  комлях  делают  изящные  изделия.
  2. А  русская  баня  с  ее  щедрым  жаром! Березовый  веник – символ для  нее,  живая  эмблема,  страж  чистоты,  хорошее  лекарственное  средство. Хорошо запаренный,  он  издает волшебный  пахучий  аромат,  выделяет  целебные  вещества,  благотворно  действует  на  кожу  человека. Береза  еще  и  гостеприимное  дерево.  Она  радушно  принимает  к себе разные  кустарники,  травы,  цветы, грибы,  ягоды. В  ней  охотно  гнездятся  птицы.  И  человек  более  всего  предпочитает  веселые светлицы – березовые  рощи:  в них  и  просторно, и  свежо,  светло  и  уютно,  легко  дышится,  хорошо  думается.

- отгадайте  загадки.

1. за  то,  что  связан зеленым  в  чулане,  зимой  отхлестал  он  хозяина  в бане (веник)

2. он  родился  в день дождливый,  под березкой  молодой-

    Круглый  гладенький,  красивый, с тонкой  ножкою  прямой (подберезовик)                                                                

        3. Мир  освящает,  крик  утешает, больных  исцеляет, чистоту  соблюдает (береза).

- какими  словами можно  описать  березу? (русская,  кудрявая, белоствольная, стройная, щедрая, добрая, красивая, чистая, нежная, женственная, святая).

-поэты  посвящают  ей  стихи,  русский  народ  слагает  о  ней  песни.   Но  в  жизни  бывает  и по- другому.

Ребята,  послушайте  недавно пришедшее   письмо:  «Десять лет  я прожила  на  свете  и  считала,  что  я  береза. Но  прошлой  весной  подошел  ко  мне  юный  турист  и на  боку  вырезал  «Ваня».  Летом  дачник  подошел  и  написал «Леня».  Осенью  пришел  отдохнуть  грибник. Посидел,  подумал  и  вырезал  «Миша».  А  зимой  подкатил  лыжник, прочитал  все  имена,  воткнул  палки  в снег,  вытащил  огромный  ножище и  вывел «Эдуард».   Так  кто же  я,  наконец, Береза  или  Эдуард?!  И  почему,  все  кому  не  лень вырезают  у  меня  куски  кожи?!»

                                                                                                            Береза – инвалид.

- жалко  березку?  Да, дерево  чувствует, если  человек  чем – то  огорчен  и  грустит  вместе  с ним.   Наши  предки – славяне всегда  относились  к деревьям,  как  к живым  существам:  мысленно  просили  прощения,  если  приходилось  вырубать  его.   Рубили  только  старые  деревья,  а  на  лекарства  использовались  больные  деревья. Удивительна  судьба русской березки.   В  мирное  время  она  радость, подруга,  советчица,  а в  войну  она  -  воин.

Дети  читают  стихи  о  войне.

  1. За  селом,  вдали,  на  перекрестке

Полевых,  едва  заметных троп.

Я  узнал знакомые  березки,

у которых  рыл  себе  окоп.

И  невольно  вспомнил, как стонали

Ветви  их  от  взрывов  и  огня…

Возле  тех  березок  подобрали

Чуть живым  товарищи  меня.

  1. С  той  поры остались  на  березках

Черные  глубокие  рубцы,

С  той  поры  с любовью  о  березках

Говорили  часто  мне  бойцы:

- ты  бы  злую  смерть  не  пересилил,

Ты  бы  тяжких  ран  не  перенес,

Если  б мы  тебя  не  напоили

Светлыми  слезинками  берез…

- прочитаем еще  одно  письмо «Она  поможет»:

«Тихонько  иду  по  зимнему  заснеженному  полю. Молоденькие  елочки, будто  дивные  принцессы, встречают  меня  у  кромки  леса. Я  направляюсь  к  святыне  леса – поляне,  где  находится  королева – береза.   Уже  много  лет  правит  она  большим  лесом,  но  так  же  прекрасна,  как  и  раньше,  хотя  и  потрескалась  кое – где  кора.  Береза – моя  богиня, и  я знаю,  что  когда  мне   станет  невмоготу,  я  пойду   к ней,  и  она  поможет,  потому  что  мы  обе  родились  на  земле,  без  которой  не  можем  прожить  ни  минуты».

 Стих – е.  1. Чуть  пригрело  солнышко откосы

И  стало  в  лесу  потеплей,

Березка  зеленые  косы

Развесила  с тонких  ветвей.

Наряд  ее  легкий  чудесен

Нет  дерева  сердцу  милей,  

и  сколько  задумчивых  песен

поется  в народе  о  ней.

  1. Хороша  ты  любою  порою

И  недаром.  Всем  сердцем  любя,

Богатырского  леса  красою

Назвали  повсюду  тебя.

И  недаром  тебе  лишь  вручали

Все  невесты  Отчизны  моей

И  девичьи  мечты  и  печали,

Словно  старшей  подруге  своей.

Рефлексия.

- ребята,  чем  понравилось  наше  мероприятие?

- что  полезного  вы  для  себя  узнали?

 Любите  и  уважайте русскую  березку – красавицу! Стоит  она,  красавица  русского  леса.   И  будет  стоять  вечно!

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра "Береза - символ Родины моей. Стихотворения рязанских поэтов XX века"

Данный тематический сборник можно использовать для ознакомления учащихся с творчеством рязанских поэтов....

Белокурая береза - символ Родины моей.

дети знакомятся с березой, как достоянием нашей родины...

Белокурая береза – символ Родины моей.

Цели: - актуализация знаний о русской природе; знакомство с художниками,        где есть звучание природы;        ...

Мультимедийная презентация "Берёза - символ Родины моей"

Берёза, берёзка, берёзонька…Стройный ствол, гибкие склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. Берёзку милую, родную издавна считают ...

Русская берёзка-символ Родины моей.

Воспитательское занятие на тему «Русская берёзка-символ Родины моей»....

"Белокурая березка - символ Родины моей"

Внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов....

Мероприятие «Русская береза - символ Родины моей»

Цель:   Формирование гармонически  развитой личности, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа и имеющей сознательную и нравственную позицию....