Конференция
статья (5 класс)

Значимость пропектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моего выступления Способы мотивации участников образовательного процесса к исследовательской и проектной деятельности.

Учебно-исследовательской, проектной и научно-практической составляющей в школьном образовании уделяется очень большое внимание и значение. И действительно данные направления раскрывают аспекты личностно-ориентированного, гуманитарного, ценностного и культурологического подходов к организации образовательного процесса. Иными словами в данной работе заложено все.

Исследовательской и проектной деятельностью в контексте современного образования занимаются и обучающихся и педагоги, ведь не секрет, что сейчас учитель и школа в целом не меньше чем дети учатся, исследуют, проектируют, создают что-то новое.  Данное направление занимает отдельное место. Давайте вспомним что такое исследование и что такое проект, а также кто является участников образовательного процесса в школе.

Итак, участниками образовательного процесса являются безусловно дети (обучающиеся), их родители и учителя. Это все звенья одной цепочки, где все ориентированы на достижения благополучного результата – учебной деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, которая использует в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение обучающимися учебных исследовательских задач с заранее известным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством руководителя исследовательской работы. 

Проектная деятельность в школе является современным образовательным методом, который решает множество учебных целей и задач.

В первую очередь такой метод позволяет формировать у школьников разнообразные компетенции и умения, полученные путем применения их в практической деятельности.

Основой для такой деятельности является постановка социально-значимых целей и их реализация в жизни. Результатом деятельности будет продукт, разработанный и представленный участниками проекта.

Педагогические действия, направленные на обучающегося, наиболее эффективны если они поощряют успехи, стимулируют преодоление трудностей и способствуют развитию положительные черт. И для достижения результата определяющее значение имеет мотивация. Деятельность становится по-настоящему эффективной если она приносит удовлетворение, формирует ответственность и способствует социализации.  Мы все знаем как важно для ученика одобрение его одноклассников, друзей, сверстников иногда даже важней чем оценка или поощрение взрослых.  Этот фактор необходимо учитывать при подведении итогов работы. Например, публикация работы на различных ресурсах, или публичное оглашение результата работы. Это тоже может выступать одним из способов мотивации на дальнейшую деятельность.

Одним из наиболее важных аспектов и камней преткновения в исследовательской деят. участников образовательного процесса является определение цели.  Иногда поставить правильную цель бывает трудней чем сделать саму работу, потому что именно с цели все и начинается.

Американский экономист Гэлбрейт выделяет 4 основных мотива деятельности:

  1. Принуждение – за каждым человеком с лопатой можно поставить человека с дубиной, который станет побудительным мотивом к рытью ямы.
  2. Денежное вознаграждение – с другой стороны будущей ямы стоит человек с мешком денег, которые будут вознаграждением за потраченное время, средства и умения.
  3. Отождествление – то есть объединение ради общей цели. В данном случае может быть осушение малярийного болота, то есть осознание значимости общего дела, преодоление первоначальных целей формируют мотив.
  4. Приспособление – вступая в артель по рытью ям человек может цели группы превратить в свои собственные.

Эти приемы можно применить и к учебному процессу в целом каждую по отдельности или все вместе  и к теме нашего сегодняшнего разговора.  Но не все эти приемы работают, например, принуждение вряд ли сработает, так как основой внеурочного проекта является интерес.

Я работаю в обычной школе и для нас может немножко сложней мотивировать учащихся на другую разноплановую работу вне школы. Ведь чтобы получился достойный проект необходимо два важных ресурса – время и желание. Я за то чтобы брать не количеством учеников и исследовательских проектов, а за качество, думаю все с этим согласятся. Лучше один, но очень хороший. Также я за групповую работу учеников в том числе, так как в споре как известно рождается истина. Согласно одной из теорий стратегий для достижения успеха в процессе решения проблемы должны участвовать как минимум три субъекта это  генератор идей, эрудит и скептик. Вот именно при работе в группе можно реализовать эту теорию. Причем очень часто дети меняются ролями не замечая этого.

Что касается индивидуальной работы, то я предлагаю включать элементы исследовательской и проектной деятельности в уроки и внеклассные мероприятия. Пример из практики, с одной из учениц выполняли исследовательскую работу, которая называлась «Приглашение в Россию» где мы с ней составляли интерактивную карту по регионам, освещали интересные места с необычными названиями, или с необычной легендой. И вот при изучении того или иного региона Кристина давала справку о тех местах которые она описывает своей работе. Это была совсем коротенькая справка, но яркая и емкая. Несомненно, это вызывало интерес у одноклассников и ей было интересно двигаться дальше, а у других учеников проявлялась мотивация на подобную работу.

Можно применить как один из способов мотивации с самого начала интересные темы, у которых судьба может сложиться по-разному

Например тема: Путь продуктов в твоем холодильнике, Можно ли отказаться полностью от конфет, Какие виды спорта можно включить в олимпийскую программу, Что если кириллица перейдет на латиницу и наоборот?! Темы могут быть самые разнообразные  и чем ярче они будут, тем интереснее ее дети схватят. Не надо их бояться, главное не забывать, про научную составляющую материала. В темах заложены разные технологии это и проблемное обучение это и развитие критического мышления и разно уровневые технологии.

Хочу привести Вам одну притчу, которая показывает, что если есть мотивация и цель, то можно много достичь.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно. Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно похороню». Недолго думая, он позвал своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец. Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца.

В условиях преобразования работы общеобразовательной школы усложняются профессиональные функции учителя. В практику обучения вводятся инновационные разработки, разрабатываются оригинальные программы и методические материалы. У учителя появилась возможность не следовать строгим дидактическим предписаниям, а ориентироваться на творческий подход к организации процесса обучения, и исследовательская и проектная деятельность здесь как нельзя кстати.

Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 общелицейская конференция школьников Обзор конференций (презентация)

в презентации представлен обзор достижений за предыдущие 6 конференций....

Конференци «Çын пул!» (Халăх вĕрентĕвĕн наукăпа практика конференцийĕ)

Çынлăх ыйтăвĕсене пăхса тухса ачасене ырă чунлă, кăмăллă пулмаллине ăнлантарасси....

7.04.15г.Доклад на Городской научно-практической конференции"Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья"( см.Программу научно-практической конференции)

Тема: "Выравнивание речевого и психофизического развития детей старшего возраста с ТНР(ОНР) через изучение лексического материала патриотической направленности"...

Отчет о конференции I Всероссийская научно-практическая конференция "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"

Данная презентация представляет собой Отчет о посещении мной I Всероссийской научно-практическаойконференции "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)",которая про...

Доклады на конференциях разного уровня (всерооссийские, международные конференции)

Материал о творчестве калмыцких композиторов, опубликованный мной в различных сборниках и представленный в качестве моих докладов на конференциях....