Педагогические условия формирования мотивации волейболистов младшего школьного возраста
статья по экономике (5 класс)
Основа сохранности контингента в различных видах спорта – мотивация учащихся. Мотивация – это психическое состояние, формирующееся в результате соотнесения человеком своих когнитивных и мотивационных особенностей ситуации конкретной деятельности. Спортивная мотивация влияет на характер тренировочной деятельности и непосредственно на результат. Переживание удовлетворенности спортивными результатами, повышение уверенности в себе усиливает спортивную мотивацию. Источником активности личности выступают переживаемые ею потребности. Большинством авторов подчеркивается тесная взаимосвязь потребностей с мотивами, целями поведения и деятельностью человека. В связи с этим, формирование спортивной мотивации осуществляется через:
1) изменение внешних условий спортивной деятельности;
2) усвоение спортсменом предъявляемых ему целей, установок, ценностей, задач, необходимых волевых усилий, мотивов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puzikov._statya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические условия формирования мотивации волейболистов младшего школьного возраста
Пузиков В.В.
Основа сохранности контингента в различных видах спорта – мотивация учащихся. Мотивация – это психическое состояние, формирующееся в результате соотнесения человеком своих когнитивных и мотивационных особенностей ситуации конкретной деятельности. Спортивная мотивация влияет на характер тренировочной деятельности и непосредственно на результат. Переживание удовлетворенности спортивными результатами, повышение уверенности в себе усиливает спортивную мотивацию. Источником активности личности выступают переживаемые ею потребности. Большинством авторов подчеркивается тесная взаимосвязь потребностей с мотивами, целями поведения и деятельностью человека. В связи с этим, формирование спортивной мотивации осуществляется через:
1) изменение внешних условий спортивной деятельности;
2) усвоение спортсменом предъявляемых ему целей, установок, ценностей, задач, необходимых волевых усилий, мотивов.
Главные составляющие развития и становления личности в младшем школьном возрасте – учебная деятельность. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности: занятия спортом, игра, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.
Таким образом, если в этом возрасте ребенок не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее.
Процесс формирования интереса к занятиям волейболом является многоступенчатым: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков до глубоких психофизических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом. Разделяют основные группы мотивов к занятиям волейболом: оздоровительные, двигательно-деятельностные, соревновательноконкурентные, эстетические, коммуникативные, познавательно-развиващие, творческие, психолого-значимые, воспитательные, статусные, культурологические мотивы.
Наиболее сильная мотивация детей обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями привлекательности занятий спортом. Не случайно, видимо, школьники в качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получение эмоционального удовлетворения от самого процесса занятий волейболом. В то же время при выполнении упражнений по специальной и общей физической подготовке учащиеся испытывают серьезное физическое и моральное напряжение.
Постоянно меняющаяся игровая ситуация в волейболе, выбор наиболее рациональных технических средств, быстрый переход от одних действий к другим повышают подвижность нервных процессов. Занятия волейболом содействуют развитию смелости, настойчивости, решительности и дисциплинированности. Достижение общей цели во время игры приучает к коллективизму, сотрудничеству и взаимопомощи. Условия игровой деятельности приучают занимающихся подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели, действовать с максимальным напряжением своих сил, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения. Но для части детей – эти действия оказываются серьезным испытанием и как результат уход из секции.
Развитие мотивации осуществляется в направлении от внешне организованной, когда эти отношения возникают и актуализируются преимущественно под влиянием социального окружения (тренера, команды), обусловлены особенностями конкретной ситуации, к внутренне организованной, обусловленной преимущественно свойствами личности спортсмена: темперамент, мотивы занятий спортом, волевые качества, способности к субъективному самоконтролю и самоуправлению чувствами, мыслями, поведением и деятельностью. Для управления формированием спортивной мотивации необходимо ежедневно создавать условия для актуализации этих отношений с помощью различных педагогических приемов:
1. Создание ситуации успеха.
2. Осознание связи целей занятий спортом с личностными ценностями.
3. Постановка перед спортсменами перспективных целей и задач.
4. Планирование перспектив достижения результатов (постановка этапных и оперативных целей).
5. Постановка перед занимающимися реально достижимых целей через соблюдение соответствия между желаниями спортсмена, его возможностями и способностями.
6. Использование разнообразных методов и приемов.
Таким образом, педагогическими условиями формирования мотивации волейболистов к занятиям являются: понимание и благоприятное отношение к цели занятий спортом, спортивному успеху, собственным возможностям, тренировочной деятельности, команде, тренеру-преподавателю и соревновательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста
Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...
ИКТ компетентности учителя начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида как главное условие формирования мотивации обучения младшего школьника
Представлен материал по использованию ИКТ технологий в работе учителя начальных классов...
Протоколы психолого-педагогического обследования ребенка дошкольного и младшего школьного возраста учителем-дефектологом
Протоколы психолого-педагогического обследования детей от 2 до 12 лет учителем-дефектологом...
Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста
Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школ...
Роль родителей в формировании УУД детей младшего школьного возраста
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого из видов универсального учебного действия определяется его отношением с другими видами у...
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и характера их взаимодействия.География,...
Статья на тему: " Формирование у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к природе родного края посредством организации тематических экскурсий на уроках окружающего мира".
Экологическая пpoблeмa взaимoдeйствия чeлoвeкa и пpиpoды, a тaкжe влияния чeлoвeкa нa oкpужaющую сpeду пpинялa oгpoмныe мaсштaбы. В услoвиях глубoкoгo экoлoгичeскoгo кpизисa усиливaeтся знaч...