Статья: "Основные направления внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"
статья
В данной статье подробно описаны направления внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС. Выделены задачи к каждому направлению и пути их реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-osn_napravvneuroch_deyatvramreal_fgos.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления внеурочной деятельности
в рамках реализации ФГОС
Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы общего образования.
Согласно ФГОС ООО, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в лицее, а воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, организуемый по направлениям:
- духовно-нравственное;
- общеинтеллектуальное;
- социальное (общественно-полезная, проектная деятельность);
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое (общекультурное).
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Основные задачи:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела, концерты.
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования.
Основными задачами являются:
- формирование навыков научно-интеллектуального труда;
развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
- овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования и основного общего образования.
Данное направление реализуется программой неаудиторной занятости «Я - исследователь», занятиями в интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?», работой научного общества учащихся, проектной деятельностью в рамках учебных информационно-технологических модулей, участием учащихся в дистанционных олимпиадах.
По итогам работы в данном направлении проводятся предметные недели или декады, публичные выступления, защита проектов.
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени начального общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Основными задачами являются:
- формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование основы культуры межэтнического общения;
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.
Данное направление реализуется программой неаудиторной занятости «Веселый светофор»
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, защиты проектов, участие в конкурсе ЮИД «Безопасное колесо», помощь приютам животных, помощь нуждающимся.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основные задачи:
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Данное направление реализуется занятиями в Клубе «Любителей спорта» через участие в спортивно-оздоровительной деятельности.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, показательные выступления, дни здоровья, выпускаются тематические газеты.
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Основными задачами являются:
- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
- становление активной жизненной позиции;
- воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Данное направление реализуется занятиями творческих студий по ИЗО, технологии, пению, через посещения учреждений культуры, участие в фестивалях, выставках, концертах на уровне школы и в городе, стране.
Учитель:
Маркова А.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Технология деятельностного метода и её реализация на уроках ИЗО в начальной школе и внеурочной деятельности ( в рамках реализации ФГОС )."
Введение системы ФГОС в обучающий процесс , позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных пот...
Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО "Театр и мы. 1-2 классы"
идея программы заключается в том, что театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является важнейшим в детском творческом театре....
Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО спортивно – оздоровительного направления «Спортивные игры»
Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании ...
Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО, ФГОС НОО общественных объединений обучающихся на 2013-2018
Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка ...
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"
quot;Проектная деятельность на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"...
Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ОО по спортивно - оздоровительному направлению «Волейбол для всех»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися 5–9 классов, проявляющими интерес к физической культуре и спорту....
Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО детской организации «Содружество» (социальное направление)
Содержание программы деятельности детской организации «Содружество» «Лидерское начало»: 5 часов. Блок включает в себя знакомство с детскими движениями, тестирование ...