Визитная карточка учителей иностранного языка
статья

Светлана Викторовна Тимофеева

     Преподавание ведется по английскому и немецкому языкам на базе современных учебно-методических комплектов, утвержденных Министерством образования РФ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Визитная карточка учителей иностранного языка МАОУ Домодедовской СОШ№4 с УИОП

                              Кто не знает чужих языков, не знает ничего о         своем.

                                                                               Иоганн Гете

   Методическое объединение учителей иностранного языка представлено как опытными педагогами, так и молодыми. Средний возраст учителей составляет 35 лет. В МО входят начинающие педагоги и перспективные учителя.

   Преподавание ведется по английскому и немецкому языкам на базе современных учебно-методических комплектов, утвержденных Министерством образования РФ.

  Педагогическая деятельность учителей направлена на решение основной цели изучения иностранного языка – овладение учащимися способностью и готовностью использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия в типичных ситуациях общения.

   Соответственно, организация учебного процесса строится в русле личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранным языкам и направлена на качественный результат образования.

   Тот спектр педагогических методов и приемов, которыми владеют учителя иностранного языка, активизирует познавательную деятельность учащихся и делает методическую работу плодотворной. Работая в едином ключе над общей методической темой «Профессиональная компетентность учителя – главный ресурс качества образовательного процесса», учителями МО определены темы самообразования:

«Основные этапы развития профессиональной компетентности учителя» Кокорева Н.В., Беленко Т.Б.

«Психологический аспект профессиональной компетентности учителя» Тимофеева С.В., Меньших В.Г.

«Образовательные компетенции учителя» Ртищева О.Н., Алексеенко О.А.

«Профессиональная компетентность и профессионализм педагога» Байрак М.М., Грачева Е.В.

«Выявление и модернизация структуры профессиональной компетентности учителя» Дудукина Н.В., Пайгина В.А.

«Оценка эффективности формирования профессиональной компетентности» Логвенова О.Е., Глушкова А.Н.

Направления и формы деятельности МО

   В течение учебного года были организованы три формы работы над темой самообразования: коллективная, групповая и индивидуальная.

   Коллективные формы работы включали участие учителей МО в общешкольных педагогических советах, семинарах, семинарах-практикумах, всевозможных конкурсах.

   Групповые формы работы – это в первую очередь заседания школьного МО учителей английского и немецкого языка, которые проводились в форме круглых столов, тренингов, дискуссий.

      К групповым формам работы также можно отнести совещания при завуче и при директоре с руководителями всех школьных МО по планированию работы и подведению итогов работы, проведению мониторинга обученности, организации промежуточного контроля и государственной итоговой аттестации и т.д.

   Индивидуальные формы работы. В течение учебного года все учителя ШМО совершенствовали свое профессиональное мастерство. Каждый учитель работал над темой по самообразованию в соответствии со школьной темой. В своей работе учителя МО используют такие технологии обучения, как развивающее обучение, разноуровневое обучение, проектный метод.

   Вся деятельность МО учителей иностранного языка была направлена не только на повышение методического мастерства учителей, но и на повышение качества образовательного процесса и на повышение качества знаний учащихся. Как обычно проводилась проверка сформированности ЗУН по предмету. Средний балл по аудированию – 3,7, по беспереводному чтению – 4,0, по монологу – 4,2, по диалогу – 3,9.

  В нашей школе ежегодно проводится методическая декада иностранных языков. Учителя проводят открытые уроки с использованием ИКТ, делятся опытом друг с другом.

   На заседаниях МО учителя изучают основополагающие и нормативные документы по организации учебного процесса. Завучи контролируют деятельность учителя по качественному выполнению требований документов Министерства образования и науки РФ, инструктивно-методических писем, рекомендаций.

   В нормативных документах федерального и регионального уровней за последние 5-10 лет учитель рассматривался как ключевое звено всех реформ в области образования. Именно учитель призван интерпретировать и трансформировать содержание стандарта программ так, чтобы сделать его доступным для всех учащихся. Оценка методического мастерства учителя иностранного языка всегда находилась в центре внимания отечественных ученых и методистов.

   На заседаниях ШМО проводится обзор периодической литературы не только по иностранному языку, но и по психологии, педагогике, методике преподаваемого предмета. Члены МО  обобщают передовой опыт учителей, выдвигают и готовят педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства.

   В состав нашего МО входят не только опытные педагоги, но и молодые учителя. Поэтому оказание методической помощи со стороны школьного методического объединения начинающим специалистам очень важен и актуален. Задача объединения не только давать учителям знания, но и создавать условия для их развития за счет собственного внутреннего потенциала. Учителя со стажем осуществляют поддержку  молодых специалистов, оказывают им методическую помощь и психологическую поддержку. Помогают им адаптироваться в педагогическом и ученическом коллективах. Очень важно раскрепостить учителя, стимулировать его творческий поиск, способствовать росту его профессионального мастерства. С этой целью в нашей школе организована совместная работа молодых учителей, педагогов-наставников и методического объединения. Администрация школы осуществляет непрерывный контроль за их взаимодействием.

   Работа в ШМО спланирована так, что она ориентирована не только на передачу знаний от более опытных педагогов молодым, но и на активное вовлечение молодых специалистов в практическую деятельность по совершенствованию своих профессионально-методических умений. Большую роль в работе объединения играют взаимоотношения между опытными учителями и молодыми специалистами.

   Главное в методической работе – выявление реальной, действенной помощи педагогу силами школьного методического объединения. Выросла научная составляющая методической работы, усилилась ее целевая направленность на поддержку инноваций, применение достижений педагогической науки, передового опыта. Методическая деятельность многих педагогов становится все более творческой с элементами эксперимента.

    На уроках иностранного языка почти все учителя нашей школы используют компьютерные технологии. Использование современных технологий повышает интерес учащихся к изучаемому предмету. Учителя иностранного языка изучили проектные технологии и теперь руководят проектными работами учащихся.

   Не все учителя МО принимают активное участие в научно-исследовательской деятельности и выступают на  научно-практических конференциях. Однако работа по данному направлению проводится регулярно.

   Было проведено анкетирование учителей МО. В анкету вошли вопросы, касающиеся основных компонентов методического мастерства учителя иностранного языка, а именно способность анализировать, планировать и реализовывать собственную педагогическую деятельность в процессе преподавания иностранного языка. Данный опрос показал, что основным препятствующим фактором в развитии методического мастерства для 44,70% учителей является недостаток научно-методической литературы; для 9,00% - безразличие к качеству работы; для 47,00% - перегрузка в работе;

   Анализ результатов анкетирования позволил сделать вывод о том, что наибольшие затруднения учителя иностранного языка испытывают при планировании своей деятельности – 34%, анализ уроков 42%. Наибольшую уверенность  педагоги чувствуют в языковом аспекте.

   Таким образом, можно констатировать, что число преподавателей, имеющих невысокий уровень методической компетентности, в среднем составило 12,14% педагогов.

   В заключение хочу отметить, что, конечно, качество труда – это, в конечном счете, качество души человека. Но прав В.Н. Сорока-Росинский, отмечавший, что каждый педагог не матрац, набитый педагогическими добродетелями: 100% добродетелей – отличный педагог, 75% - хороший педагог и т.д. Важна, так сказать, «порода», свой стиль, личность. Заметить эту «породу» в каждом, показать коллеге – учителю способы усовершенствования его сильных сторон – еще одна из проблем профессиональной деятельности МО.

   Но есть качества непреложные для учителя. Это любовь к детям, профессиональный интерес, самоотверженность, стремление к самосовершенствованию, интеллигентность и главное – оптимизм. Оптимизм для учителя – это его гражданская позиция.

   

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своем. Иоганн Гете Визитная карточка учителей иностранного языка МАОУ Домодедовской СОШ №4 с УИОП

Слайд 2

Возрастной ценз

Слайд 3

Профессиональный ценз

Слайд 4

Состав методического объединения

Слайд 5

«Основные этапы развития профессиональной компетентности учителя » «Психологический аспект профессиональной компетентности учителя » «Образовательные компетенции учителя» « Профессиональная компетентность и профессионализм педагога » «Выявление и модернизация структуры профессиональной компетентности учителя » «Оценка эффективности формирования профессиональной компетентности » Темы по самообразованию

Слайд 6

Формы работы ШМО

Слайд 7

Поддержка молодых учителей

Слайд 8

Факторы, препятствующие развитию методического мастерства Недостаток научно-методической литературы – для 44,7% учителей Безразличие к качеству работы – 9% Перегрузка в работе – 47%

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визитная карточка учителя

Визитная карточка на конкурс "Педагог года"...

Визитная карточка учителя.

Творческая презентация на конкурс "Учитель года"....

Визитная карточка учителя географии

Сценарий для участия в конкурсе "Учитель года", в форме агитбригады...

"Визитная карточка" учителя русского языка (2 варианта)

Данный материал содержит самопрезентацию учителя русского языка, представленную в стихотворной форме. Она может быть использована при подготовке к педагогическим конкурсам и мероприятиям различного ур...

Визитная карточка учителя английского языка

Визитная карточка учителя английского языка...

Визитная карточка учителя "Учитель года"

Представлена самопрезентация учителя истории на конкурс "Учитель года"  в стиле сказки....

Визитная карточка учителя математики на конкурсе "Учитель года".

Одной  из номинаций на конкурсе "Учитель года " является представление учителя-то есть его визитная карточка....