Урок Победы (разработка внеклассного мероприятия)
методическая разработка (10 класс)

Козлова Евгения Геннадьевна

Урок мужества к 75 - летию Победы в Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_urok_pobedy.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества

К 75-летию со Дня Победы

Мужество делает ничтожным удары судьбы
(Демокрит)

Цели:

  1. Способствовать формированию гражданской и нравственной направленности личности.
  2. Воспитать у подрастающего поколения уважительное отношение к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению через наглядное и образное воссоздание событий героической обороны Ленинграда.
  3. Показать на конкретных примерах, что источником героизма являлась внутренняя стойкость, сила духа ленинградцев.

Оборудование: компьютер, слайды, книжная выставка, диск с классической музыкой, копии фотографий блокадного Ленинграда, плакаты с цитатами о мужестве.

Форма: урок-экскурсия.

Возраст: 10 класс.

Ход урока:

Ведущий: Родина. Отвага. Честь. Эти слова стали главными в жизни воинов трех поколений. Страшное слово «Война» обожгло миллионы людей. Наш сегодняшний урок – это «Урок памяти, урок мужества», посвященный защитникам города Ленинграда и его жителям, пережившим эти дни в осажденном городе, это не только рассказ о минувшей беде, это и обращение к нынешней молодежи. Чтобы она знала и помнила о людской боли и была готова дать отпор любой новой «коричневой чуме».

Ученик: Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники

Встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые.

Только не поют:

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые.

Молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые

Всегда среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни стоишь

Или нет?

Ведущий: С сентября 1941 года началась почти 900-дневная блокада Ленинграда. В осажденном городе осталось 2 млн. 544 тыс. гражданского населения, в том числе свыше 100 тыс. беженцев из Прибалтики, Карелии и Ленинградской области. Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. Среди оставшихся в блокадном Ленинграде было не менее 1 млн. 200 тыс. человек несамодеятельного населения, из них около 400 тыс. детей. С первых же дней блокады Ленинграда немцы приступили к обстрелам и бомбардировкам города. 

6 сентября немецкие самолеты, прорвавшись к Ленинграду, подвергли массированной бомбардировке промышленные предприятия и жилые кварталы. 8 сентября на город было сброшено 6327 зажигательных и 48 фугасных бомб, в результате чего возникло 183 пожара. Самый большой пожар в этот день возник на продовольственных складах им. А.Е. Бадаева. Ленинградцы, еще не привыкшие к воздушным налетам, были потрясены этим пожаром. Огромная туча дыма заволокла всю южную часть города и не рассеивалась в течение многих часов.

Ученик: Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных.

Ведущий: 9 сентября, когда немецкая авиация снова бомбила Ленинград, в борьбе с последствиями налетов и обстрелов, не считая пожарных команд города, участвовало 16540 бойцов объектовых и участковых команд МПВО, 1500 бойцов аварийно-восстановительных подразделений, 1850 бойцов дружин Красного Креста, 70 санитарных и 103 пожарных машины. С этого времени воздушные налеты повторялись каждую ночь. В течение сентября, октября и ноября на город было совершено около 100 налетов и сброшено 64930 зажигательных и 3055 фугасных бомб. Осенью в результате артиллерийских обстрелов в городе был убит 681 человек и 2269 раненых. Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим.

Ученик:  За лязгом и скрежетом

Взрывы и свист.

Все небо распорото боем,

И желтые звезды

Срываются вниз

Им выдержать трудно такое.

И мечется

Между взрывов луна,

Как птица

Над лесом горящим…

Бомбежка все ближе.

Взрывная волна

Мой дом задевает все чаще.

Холодный чердак,

Где находится пост,

Как старый скворечник, колышет…

Осколки

Зенитных снарядов и звезд колотят

По стенам и крышам.

И вдруг-

Снова темень и тишь над тобой

И звезды

На небе помятом

По прежним местам разобрались…

Отбой.

За нынешним вечер-девятый…

Ведущий:  Всего же за время блокады на Ленинград было сброшено 102520 зажигательных и 4653 фугасные бомбы, из чего видно, что наиболее интенсивные бомбардировки противник совершал в первые месяцы осады города. В результате бомбежек и обстрелов в течение 872-дневной блокады было убито 16747 и ранено 33782 мирных жителя Ленинграда. Осажденный город встречал авиацию врага огнем зенитных орудий и пулеметов. Сотни аэростатов, поднятых над городом, оказывали психологическое воздействие на немецких летчиков, которые, боясь запутаться в тросах аэростатов, не рисковали на них лететь. 

Огневая мощь немецкой артиллерии, пытавшегося обстрелами сломить сопротивление защитников осажденного города, была весьма значительной. Артиллерийская группировка немцев в районе Урицка, где линия фронта ближе всего подходила к Ленинграду, в начале блокады состояла из 4 артиллерийских полков, вооруженных 105- и 150-миллиметровыми орудиями. Позднее сюда были переброшены тяжелые орудия (203- и 210-миллиметрового калибра), дальность стрельбы из которых достигала 30-32 км. Действия немецкой артиллерии не оставались безнаказанными. Артиллерия Ленинградского фронта и Балтийского флота вела эффективную контрбатарейную борьбу с противником. Борьба с вражеской артиллерией в период Великой Отечественной войны нигде не проходила в такой острой форме, как в битве под Ленинградом. Первыми в контрбатарейную борьбу вступили 101-й артиллерийский полк Резерва Верховного Главнокомандования под командованием подполковника П.Н.Жданова, тяжелые пушечные артиллерийские полки майоров Н.П.Витте и С.Г.Гнидина, огневые позиции которых располагались на южной окраине города, в районах Пулково, Средней Рогатки, Автова. Большую помощь в организации контрбатарейной борьбы на Ленинградском фронте оказал генерал Н.Н.Воронов, находившийся осенью 1941 года в Ленинграде как представитель Ставки Верховного Главнокомандования.

Осенью и зимой 1941/42 года советская артиллерия вела эту борьбу в чрезвычайно трудных условиях: не хватало боеприпасов, средств артиллерийской инструментальной разведки, отсутствовала корректировочная авиация, дальность стрельбы советских орудий в первое время уступала немецким, поэтому вплоть до весны 1942 года противодействие артиллерии противника носило оборонительный характер, хотя ответные удары советской артиллерии и ослабили боевую мощь врага. Почти одновременно с артиллерийскими обстрелами начались бомбардировки Ленинграда вражеской авиацией. Острый недостаток истребительной авиации, а также низкие скоростные качества самолетов, осуществлявших противовоздушную оборону Ленинграда, позволили немецкой авиации получить осенью 1941 года временное превосходство в воздухе.

Ученик: Сначала-

Тонкий свист над головою.

Потом удар.

Потом тебя качнет.

Потом земля

Под домом и тобою

Встревожено ворочаться начнет.

Потом все это

Снова повторится,

И крыша

Из-под ног пойдет скользя.

И что не страшно-

Можно притвориться,

А вот привыкнуть-

Все-таки нельзя…

Ведущий: В условиях осажденного Ленинграда со всей остротой встал ряд чрезвычайно сложных проблем, от решения которых зависела судьба обороны города: обеспечение фронта вооружением, боеприпасами и обмундированием, организация работы промышленности, снабжение топливом, электроэнергией, сырьем и др. Особенно трудным оказалось продовольственное обеспечение войск и населения города. К началу войны Ленинград не располагал большими запасами продовольствия. Обладая высокоразвитой пищевой промышленностью, город не только обеспечивал свои потребности в продуктах питания, но и снабжал ими другие области. На 21 июня 1941 года на ленинградских складах имелось муки, включая зерно, предназначенное для экспорта, на 52 дня, крупы — на 89 дней, мяса — на 38 дней, масла животного — на 47 дней, масла растительного — на 29 дней. До начала блокады в город успели доставить свыше 60 тыс. т зерна, муки и крупы из Ярославской и Калининской областей, около 24 тыс. т зерна и муки из портов Латвии и Эстонии. Осада Ленинграда не позволила завести в город картофель и овощи, игравшие важную роль в питании населения.

С начала войны расходование основных продуктов питания в Ленинграде не только не уменьшилось, но даже увеличилось: в городе скопилось много беженцев, проходила концентрация войск. Введение карточной системы также не привело к уменьшению расходования продовольствия. Одновременно с введением системы нормирования продуктов в 70 магазинах города была разрешена продажа продовольствия без карточек по повышенным ценам. В столовых отпускались обеды без вырезки карточных талонов, за исключением мясных и рыбных блюд. Оставляла желать лучшего и организация хранения продовольствия: зерно, мука, сахар были сосредоточены в двух-трех местах. Осада Ленинграда поставила руководство обороны города перед суровой необходимостью более строгого и экономного расходования продовольствия. В последних числах августа, после потери железнодорожного сообщения со страной, был проведен учет продовольственных товаров и всех видов пищевого сырья на ленинградских складах и предприятиях. Работавшая в это время в Ленинграде комиссия Центрального Комитета партии и Государственного Комитета Обороны направила в Москву конкретные предложения по обеспечению города продовольствием.

30 августа ГКО принял постановление “О транспортировке грузов для Ленинграда”, которое предусматривало доставку в город продовольствия, вооружения, боеприпасов и горючего водным путем через Ладожское озеро. Было принято также решение о снижении хлебных норм в Ленинграде. Со 2 сентября рабочие и инженерно-технические работники получали 600 г, служащие — 400 г, безработные и дети — 300 г хлеба. 8 сентября ГКО направил в Ленинград наркома торговли РСФСР Д.В.Павлова своим уполномоченным по вопросам продовольственного снабжения. Проведенный 10 и 11 сентября вторичный учет продуктов питания показал, что для обеспечения войск и населения в Ленинграде имелись запасы зерна, муки и сухарей на 35 дней, крупы и макарон — на 30 суток, мяса и мясопродуктов — на 33 дня, жиров — на 45 суток, сахара и кондитерских изделий — на 60 суток.

            Положение становилось все более напряженным, и 11 сентября пришлось вторично снизить нормы выдачи продовольствия ленинградцам: хлеба — до 500 г для рабочих и инженерно-технических работников, до 300 г — для служащих и детей, до 250 г — для безработных; были также снижены нормы выдачи крупы и мяса. Контроль над распределением продуктов питания осуществляла специально созданная продовольственная комиссия, которую возглавил секретарь Горкома партии А.А.Кузнецов. Запасы продовольствия после пожара на Бадаевских складах были рассредоточены по всему городу. Была ликвидирована коммерческая торговля. Для выпечки хлеба стали использовать все сырьевые ресурсы, которые можно было смешивать с мукой. С 6 сентября хлеб выпекался с примесями ячменной и овсяной муки, а затем с примесями отрубей, соевой муки и жмыхов, что резко снизило питательные качества хлеба.

Ученик:  

Скрипят полозья в городе, скрипят…

Как многих нам уже недосчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

Что слёзы вымерзли у ленинградцев.


Ведущий: В начале ноября 1941 г. над осажденным Ленинградом нависла смертельная опасность. С потерей Тихвина возникла реальная угроза создания второго кольца блокады, а следовательно, и полного прекращения подвоза продовольствия и горючего. На 9 ноября 1941 года в самом Ленинграде имелось муки на 7 дней, крупы — на 8 дней, жиров — на 14 дней; большая же часть запасов находилась за Ладожским озером, которое к этому времени еще не замерзло. Это обстоятельство вынудило руководство обороны города в четвертый раз снизить нормы выдачи продовольствия населению. С 13 ноября рабочие получали 300 г, а остальное население — 150 г хлеба. Через неделю, чтобы не прекратить выдачу хлеба совсем, Военный совет Ленинградскою фронта был вынужден принять решение о сокращении и без того голодных норм. С 20 ноября ленинградцы стали получать самую низкую норму хлеба за все время блокады — 250 г по рабочей карточке и 125 г по служащей и детской. Если учесть, что рабочие карточки в ноябре — декабре 1941 года получала только третья часть населения, то мизерность этих норм станет очевидной. Теперь для снабжения жителей Ленинграда расходовалось ежедневно всего 510 т муки. 

Мизерный кусочек хлеба стал с этого времени основным средством поддержания жизни. Из этого кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день. Один-два таких сухарика да кружка горячей воды — вот из чего в основном состояли в дни голодной зимы завтрак, обед и ужин населения осажденного города. Другие продукты, которые полагались по карточкам, население получало нерегулярно и не полностью, а иногда и вовсе не получало из-за их отсутствия в городе.

Ученик: Вместо супа –

Бурда из столярного клея,

Вместо чая –

Заварка сосновой хвои,

Это было б ничего,

Только руки немеют,

Только ноги

Становятся вдруг не свои.

Только сердце

Внезапно сожмётся как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад...

Сердце!

Надо стучать, если даже не можешь

Ведь на наших сердцах –

Ленинград!

Бей сердце!

Стучи несмотря на усталость,

Слышишь:

Город клянётся, что враг не пройдёт!

... Сотый день догорает

Как потом оказалось.

Впереди ещё 800! 
        Ведущий: В пригородах под огнем противника ленинградцы добывали из-под снега не выкопанную картошку и овощи. На территории Бадаевских складов население собирало промерзлую землю, пропитанную в результате пожара сахаром. Чтобы притупить голодные мучения и хоть немного поддержать свои силы, люди ели касторку, вазелин, глицерин, столярный клей, охотились за собаками, кошками и птицами. Жестокий голод усугублялся наступившими сильными холодами, почти полным отсутствием топлива и электроэнергии. В декабре 1941 года топлива не хватало даже для обеспечения работы важнейших оборонных предприятий, электростанций, госпиталей. Суточная выработка электроэнергии с сентября по декабрь 1941 года сократилась почти в 7 раз. Чтобы сократить расходы электроэнергии, в декабре пришлось остановить городской транспорт. Теперь ленинградцы на работу и с работы добирались пешком. Изнурительные переходы выматывали последние силы. Придя домой с работы, люди не имели возможности даже согреться, так как система центрального отопления из-за отсутствия топлива оказалась замороженной.

 Ученик: Какая длинная зима,

Как время медленно крадется!..

В ночи

Не люди ни дома

Не знают,

Кто из них проснется.

И поутру,

Когда ветра

Метелью застилаю небо,

Опять короче,

Чем вчера,

Людская очередь за хлебом.

В нас голод убивает страх.

Но он же

Убивает силы…

На Пискаревских пустырях

Все шире братские могилы.

И зря

Порою говорят:
«Не все снаряды убивают..»

Когда мишенью-Ленинград.

Я – знаю

Мимо не бывает

Ведь даже падая в Неву.

Снаряды,- в нас,

Чтоб нас ломало.

Вчера том

Каменному льву

Осколком лапу оторвало.

Но лев молчит,

Молчат дома,

А нам-

По-прежнему бороться,

Чтоб жить и не сойти с ума…

Какая длинная зима,

Как время медленно крадется.

        Ведущий: В январе 1942 года в большинстве домов вышли из строя водопровод и канализация. 25 января 1942 года Главная водопроводная станция не получила электроэнергии, что грозило оставить предприятия без воды. На помощь пришли военные моряки, которые в труднейших условиях смонтировали 4 дизеля аварийной станции.

Все вышеперечисленное резко увеличило смертность среди населения блокадного Ленинграда. Главной причиной смертности была так называемая алиментарная дистрофия, то есть голодное истощение. Первые больные истощением появились в больницах в начале ноября 1941 года, а уже к концу месяца от голода погибло свыше 11 тыс. человек. В декабре 1941 года умерло почти 53 тыс. мирных жителей. В первое время ленинградцы регистрировали смерть своих родных и близких в загсах, у которых можно было наблюдать длинные печальные очереди. Но с наступлением зимы и резким увеличением смертности ослабленные голодом люди были не в силах похоронить умерших и далеко не всегда регистрировали их смерть. Захоронение умерших в больницах и госпиталях временно разрешалось по составленным спискам с последующим оформлением в загсе. Поэтому вести сколько-нибудь точный учет погибших от голода в тех условиях не было возможности.

По заваленным сугробами улицам, под гул артиллерийских обстрелов и завывание сирен тянулись многочисленные похоронные процессии, если их так можно было назвать. Умершего завертывали в простыни, клали на детские саночки и везли на кладбище. Смертность приобрела настолько массовый характер, что мертвых не успевали хоронить. В домах и на улицах лежали тысячи не захороненных трупов. Жители были не в состоянии даже отправить их в морги. С ноября 1941 года бойцы МПВО стали собирать трупы на улицах, а позднее вместе с дружинницами Красного Креста стали с этой целью обходить квартиры.

Ученик: Скрипят полозья в городе, скрипят…

Как многих нам не досчитаться!

Но мы не плачем! Правду говорят

Что слезы вымерзли у ленинградцев.

        Ведущий: Зима 1941/42 года была в Ленинграде очень суровой. На улице стояли 30-градусные морозы. Скованная морозом земля не поддавалась лопате. Подходы к кладбищам были завалены трупами, завернутыми в простыни. Мертвых стали хоронить в братских могилах, которые отрывались экскаваторами и при помощи взрывчатки. В дни первой блокадной зимы захоронением погибших от голода ежедневно занимались около 4 тыс. бойцов МПВО, подрывников, рабочих фабрик и заводов. За первый год блокады на ленинградских кладбищах было отрыто 662 братские могилы. Команды МПВО справлялись с этой работой с большим трудом, так как и сами они несли значительные потери. Очень много трупов оставалось не захороненными или в траншеях не засыпанными землей. Массовая смертность не смогла поставить на колени защитников города Ленина. Теряя родных и близких, они сохраняли стойкость духа, самоотверженно переносили трудности. Моральной дистрофии, на которую так надеялось немецкое командование, блокируя Ленинград, так и не наступило.

Ученик: Мы позабыли о тепле,

Перед глазами

Хлеб маячит.

Но люди

На большой земле

Пусть знают:

В городе не плачут.

До дней весенних-

Как до звезд,

И птицы над землей

Не вьются.

Пускай они бегут из гнезд.

Мы верим,

Что они вернутся!...

        Ведущий:         Центральный Комитет партии, Государственный Комитет Обороны и Советское правительство принимали все меры, чтобы обеспечить доставку продовольствия в осажденный Ленинград. Главная трудность состояла в том, что доставить грузы в Ленинград с момента его блокады можно было только водным и воздушным путями. Но берега Ладожского озера не имели крупных портовых сооружений и причалов. Руководство работами по оборудованию порта Осиновец на западном берегу Ладоги было возложено на адмирала И.С.Исакова, на восточном берегу — на генерала А.М.Шилова. Водные перевозки начались 12 сентября по маршруту Гостинополье — Новая Ладога — Осиновец. По железной дороге грузы доставлялись через Вологду — Череповец — Тихвин до Волхова, где переваливались на водную пристань Гостинополье. Моряки Ладожской военной флотилии и водники Северо-Западного речного пароходства, осуществлявшие эти перевозки, понимали, какая огромная ответственность возложена на них, и делали все возможное в их силах. Транспортировка грузов осложнялась недостатком судов, постоянными налетами вражеской авиации, частыми штормами на Ладоге, выводившими из строя баржи и буксирные пароходы. Тем не менее, за время осенней навигации были доставлены в Ленинград тысячи тонн продовольствия, а также значительное количество боеприпасов, горючего и других грузов. Чтобы облегчить продовольственное положение Ленинграда, для переброски грузов были выделены транспортные самолеты. Доставкой продовольствия вместе с Особой авиагруппой, созданной в конце июня 1941 года для обслуживания Северного фронта, занималась Московская авиационная группа особого назначения, образованная из 30 московских экипажей гражданской авиации. С сентября по декабрь 1941 года героическими усилиями советских летчиков в блокадный город было доставлено свыше 6 тыс. т грузов, в том числе 4325 т высококалорийных продуктов питания и 1660 т боеприпасов и вооружения.

День 22 ноября 1941 года стал днем рождения знаменитой Ладожской военно-автомобильной магистрали, с которой были связаны жизнь и судьба ленинградцев, боеспособность войск фронта, их неодолимая вера в победу над врагом. С этого дня и в течение пяти зимних месяцев, в пургу и лютый мороз, невзирая на жестокий огонь врага, ни на минуту не затихало движение на дороге. В осажденный город шел транспорт с бесценным грузом – хлебом для ленинградцев. Поэтому неслучайно эту трассу они называли “Дорогой жизни”.

Враги упорно стремились ликвидировать Ладожскую трассу, ее беспрестанно бомбили. А вы знаете как тяжело и страшно находиться на льду во время бомбежки или артиллерийского обстрела? Здесь не зароешься в землю, не бросишься в кювет, не спрячешься за валун или за дерево.

Ученик:  Я плыву на рыбацком челне,

Холодна вода, зелена

Вы давно лежите на дне,

Отзовитесь, хлопцы со дна.

Борька Цыган и Васька Пятак,

Огольцы, забияки, братцы,

Я-Шестина из дома семнадцать,

Вы меня прозывали так.

В том жестоком дальнем году,

Чтоб не лечь на блокадном погосте,

Уезжали вы -

кожа да кости-

и попали под бомбу на льду.

Непроглядна в путину вода,

Не проснуться погодкам милым,

Их заносит озерным илом

На года

            На века

                        Навсегда.

Ведущий: Бомбы, с воем рассекая воздух, вонзаются в лед. Взрыв. Высоко в небо взлетает столб воды и осколков льда. Лед встряхивает, он как живой колышется под тобой. Множество трещин змеями разбегается от воронки. Выступает желтая ладожская вода, которая пожирает снег. Но, несмотря на бомбежки в город шли и шли машины с хлебом. Шоферы рисковали жизнью, но не останавливались не на минуту.

Был еще один враг- это ветры. На Ладоге почти непрерывно дули штормовые ветры. Разбушевавшиеся метели заметали дороги, за один час, уничтожая то, что люди расчищали за сутки. В этой стихии важно было не сбиться с пути. Даже в самые холодные зимы на озере были места, которые не замерзали, а постоянные бомбардировки ломали и бёз того тонкий лед. Но тяжелее всего было весной, когда лед трещал, утопая в воде, но машины продолжали двигаться к Ленинграду.

Сколько выдержки, подлинного героизма проявляли труженики ледовой дороги. Недоедая, страдая от холода и страшного переутомления, солдаты и офицеры буквально творили чудеса. Ведь их груз был самым важным для ленинградцев.

Ученик: Они лежали на снегу

Недалеко от города.

Они везли сюда муку

И умирали с голода.

Ведущий: Во второй половине января 1942 года в связи с наладившимся подвозом по Ладожской ледовой дороге произошло заметное увеличение продовольственных запасов. С 24 января 1942 года ленинградцы стали получать 400 г хлеба на рабочую карточку, 300 г — для служащих и 250 г — по детской. 11 февраля 1942 года была объявлена третья по счету прибавка продовольствия для населения: рабочим и ИТР — 500 г хлеба (рабочим горячих цехов — 700 г), служащим — 400 г, по детским карточкам — 300 г. Были увеличены нормы снабжения и другими продуктами питания. Норма выдачи крупы и макарон достигла того уровня, который был в начале введения карточной системы. По карточкам стали выдавать мясо, сливочное масло, клюкву, сухой лук, и хотя голодная смерть все еще продолжала бушевать, население облегченно вздохнуло. Каждому стало ясно, что самые страшные дни остались позади. Сломить стойкость и волю защитников города к сопротивлению, победить их голодной смертью немцам так и не удалось.

Ученик: Ленинград, блокада, город
Снег, метель, жестокий Молох.
Все смешалось.
Где спасенье?
Лишь в душе ожесточенье.
Мы держались, мы сражались
Пусть слабели – не сдавались
Мы свой город так любили,
Что враги нас не сломили.

Ведущий: В трудной обстановке осени 1941 года главной задачей трудящихся осажденного города было снабжение фронта вооружением, боеприпасами, снаряжением и обмундированием. Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощность ленинградской промышленности оставалась значительной. В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч минометов, сотни противотанковых орудий и пулеметов.

Выпуск продукции для фронта затруднялся постоянными артиллерийскими обстрелами и бомбардировками. В особенно тяжелом положении оказались предприятия, расположенные в южной части города, всего в нескольких километрах от передней линии фронта. 28 фабрик и заводов были перебазированы в относительно спокойные районы города. Некоторые цехи Кировского завода разместились в производственных помещениях ряда предприятий. Для бесперебойного снабжения фронта боеприпасами и вооружением были созданы предприятия-дублеры. Ленинградские рабочие делали все, чтобы дать фронту как можно больше боеприпасов и вооружения. Полуголодные, они иногда сутками не выходили из цехов, выполняя оборонные задания.

Ученик: Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет.

Ведущий: Трудовой героизм ленинградцев и четкая организация работы оборонной промышленности позволили выпустить во втором полугодии 1941 года 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов, свыше 3 тыс. полковых и противотанковых пушок, около 10 тыс. минометов, свыше 3 млн. снарядов и мин, более 80 тыс. реактивных снарядов и авиабомб. Выпуск боеприпасов во втором полугодии 1941 года увеличился по сравнению с первым в 10 раз. За этот же период было достроено 84 корабля разных классов и переоборудовано 186. Часть произведенной в блокированном Ленинграде важной продукции была переправлена воздушным путем советским войскам, оборонявшим Москву. Только в последнем квартале 1941 года было отправлено более тысячи полковых пушек и минометов.

Предприятия легкой промышленности снабжали войска Ленинградского фронта теплым обмундированием и бельем. Швейные, меховые, обувные фабрики и ряд других ленинградских предприятий изготовляли шинели, полушубки, валенки, шапки-ушанки, маскировочные халаты и т. д. По призыву рабочих фабрики “Пролетарская победа” в Ленинграде начался сбор теплых вещей для бойцов-фронтовиков. До наступления зимних холодов трудящиеся Ленинграда изготовили и собрали для советских воинов свыше 400 тыс. теплых вещей. Потребность фронта в зимнем обмундировании и других теплых вещах была удовлетворена. Суровые условия блокады не нарушили полностью нормальный ритм жизни в городе-фронте. В сентябре — октябре 1941 года студенты 40 вузов начали занятия. Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 года 60 тыс. школьников 1-5 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 7-10 классов.

Недосыпая ночами, в страшном холоде, переживая смерть своих близких, Шостакович выстрадал Ленинградскую симфонию.

(Звучит фрагмент 7-й симфонии Шостаковича)

Ученик: Им холод

Кровавит застывшие губы,

Смычки выбивает из рук скрипачей.

Но флейты поют,

Надрываются трубы,

И арфа вступает,

Как горный ручей.

И пальцы

На лед западающих клавиш

Бросает

Не чувствуя рук пианист…

Над вихрем

Бушующих вьюг и пожарищ

Их звуки

Победно и скорбно неслись…

А чтобы все это

Сегодня свершилось,

Они

Сквозь израненный город брели.

И сани

За спинками их волочились-

Они так

Валторны и скрипки везли.

И темная пропасть

Концертного зала,

Когда они все же добрались сюда,

Напомнила им

О военных вокзалах,

Где люди

Неделями ждут поезда:

Пальто и ушанки,

Упавшие в кресла,

Почти безразличный, измученный взгляд…

Так было.

Но лица людские воскресли,

Лишь звуки настройки

Нестройною песней

Внезапно настроили свой водопад…

Никто не узнал,

Что сегодня на сцену  

В последнем ряду посадили врача,

А рядом,

На случай возможной замены,

Стояли

Ударник и два скрипача.

Концерт начался!

И под гул канонады-

Она, как обычно, гремела оркестр-

Невидимый диктор

Сказал Ленинграду:

«Вниманье!

Играет блокадный оркестр!..»

И музыка

Встала над мраком развалин,

Крушила

Безмолвие темных квартир.

И слушал ее

Ошарашенный мир…

Вы так бы смогли.

Если б вы умирали?...

Ведущий: Память… Она имеет начало, но не имеет конца.

Вот уже 65 лет прошло с тех пор, как была снята с города на Неве, но люди никогда не забудут о жертвах, павших во время осады города в 1941-43 ленинградцах, оказавшихся в пекле страданий и невзгод.

Ученик: Я тоже блокадник,

Я тоже оттуда,

Где холод, где голод, где стон…

И жизнь для меня – это вечное чудо,

И я в это чудо влюблён.

Ведущий: Самое дорогое на земле – это жизнь. Пусть помнят об этом  и внуки и правнуки нынешних детей. Помнят – какой ценой завоевано счастье жить на земле.

Звучит музыка Шуберта «Аве Мария», просмотр слайдов о блокадном Ленинграде.

Ведущий: Итак, наше  сегодняшнее мероприятие было посвящено мужеству защитников города на Неве, жертвам, павшим во время осады города 1941-43г.Этот урок научил нас доброте, гуманизму, человеколюбию, уважительному отношению к памяти героев ВОВ, к старшему поколению. Через наглядное и образное воссоздание событий героической обороны Ленинграда, а мы просмотрели слайды с фотографиями блокадного Ленинграда, познакомились со стихами Ю.Воронова, О.Бергольц, О.Шестинского, прослушали фрагмент «Седьмой симфонии» Шостаковича, котрые находились в блокадном Ленинграде, мы с вами увидели, что источником героизма является внутренняя стойкость, сила духа ленинградцев. «Мужество-добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела, руководствуясь законом и повинуясь ему…»-подтверждением этих слов Аристотеля и является героизм ленинградцев.  Мы с вами поняли, что в каких бы тяжелых условиях ни оказался человек, он не должен терять человеческого достоинства, быть безразличным и глухим

к судьбам  других людей.

   А закончить этот урок я хочу фрагментом из поэмы О. Бергольц «Февральский дневник»:  

               И каждый, защищавший Ленинград,

               Вложивший руку в пламенные раны,

               Не просто горожанин, а солдат,

               По мужеству подобный ветерану.

               Но тот, кто не жил с нами,- не поверит,

               Что в сотый раз почетней и трудней

               В блокаде, в окруженье плачей

               Не превратиться в оборотня, в зверя…

и надеюсь, что память о тех страшных годах навсегда останется в ваших сердцах.  

Список используемой литературы

1.  Ю. Воронов «Стихотворения»

2.  О. Бергольц «Февральский дневник»

3. О. Бергольц Память. М., «Современник», 1972.

4. Была война. Сборник стихов. М., Детская литература. 1987.

5. Дети военной поры. М., Политиздат,1988.

6. Непокоренный Ленинград. Краткий очерк истории города. 3-е изд., Ленинград, Наука. 1965.

7. О подвиге твоем, Ленинград. Альбом. Автор-сост. Е. Зазерский. М.,  Изобразительное искусство. 1970.

8. Островский В. 27 января 1944. М., Молодая гвардия. 1984.

9. Ходза Н. Дорога жизни. Ленинград, Детская литература. 1984.

10. Шестинский О. Голоса из блокады. Ленинград. Сов. Писатель.1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме викторины, посвященного Дню Победы. Тема: "Сороковые, роковые..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для проведения заочной исторической викторины среди обучающихся школы с 1 по 11 класс (вопросы и задания представлены разного уровня слож...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 10 класса “ Победа! Славная Победа!”

Урок памяти  разработан в сотвествии с  требованиями  ФГОС ООО. Цели  мероприятия:  воспитание  чувства патриотизма у подростков, формирование чувства долга, благода...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Победами славится Россия" для учащихся 8-10 классов

Данная методическая разработка призвана познакомить юных граждан с военной историей России, ее духовным наследием, приобщить их к боевым традициям российской и советской армий, рассказать о героях, му...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы " У войны не женское лицо.."

Представленный материал может быть использован при проведении уроков литературы, классных часов, мероприятий, посвященных Дню Победы....

разработка внеклассного мероприятия "Урок Победы!"

Методическая разработка внекласного мероприятия по английскому языку по теме "Урок - Победы, составлен в рамках внеурочной деятельности. "Урок- экскурсия по английскому языку и истории по те...