Воспитательный потенциал Последнего звонка.
статья (11 класс)
В этой статье обосновывается значимость подготовки и проведения Последнего звонка, описываются его разные формы, разбирается вариант с театрализованной постановкой, описываются его этапы, рассматриваются его преимущества и риски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_potentsial_poslednego_zvonka.docx | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный потенциал Последнего звонка
Какой это трепетный день – Последний звонок! Сколько эмоций одновременно наполняют сердца его участников – выпускников, родителей, учителей! Здесь и грусть и радость, и смех и слезы, и надежды и сомнения, и робость и уверенность в своих силах, и печаль от расставания и жажда новых впечатлений. Как важно правильно подготовить ребят к этому эмоциональному испытанию, дать им возможность осмыслить пройденный путь и творчески выразить свои чувства, мысли и переживания, связанные с этим важным этапом в их жизни – окончанием школы, переходом из детства во взрослую жизнь. Необходимо помочь им увидеть и забрать с собой то лучшее, что дала им школа, учителя. Именно поэтому в нашей школе №207 Центрального района г. Санкт-Петербурга уже много лет подряд существуют свои традиции подготовки и проведения Последнего звонка.
Это событие в нашей школе делится на две части – официальную, где выступает администрация школы, чиновники, родители и учителя, и неофициальную, где слово предоставляется самим выпускникам. Воспитательный потенциал первой, официальной части очевиден и довольно прямолинеен: выпускникам даются советы и напутствия на предстоящую им жизнь от более опытных взрослых. Поскольку взрослые в этот момент произносят довольно общие и абстрактные пожелания, которые повторяются из года в год («будьте честными, делайте мир вокруг вас лучше»), то они не всегда доходят до сердца ребят, пропускаются ими через себя.
В связи с этим особую роль получает вторая, неофициальная часть, где выпускники готовят мини-спектакль, капустник или театрализованное представление на тему своей школьной жизни. Здесь все максимально индивидуально и субъективно, исходит от самих ребят, это их взгляд, их восприятие, их воспоминания. И вот здесь учителю, отвечающему за этих учеников, предоставляется возможность помочь им направить все многообразие посещающих их идей в правильное созидательное позитивное русло. В этой кропотливой тонкой работе кроется огромный воспитательный потенциал и огромная ответственность за его реализацию или нереализацию.
Таким образом, основной целью Последнего звонка является для нас возможность выражения учащимися позитивного опыта, накопленного в школе: опыта познания, открытия, творчества, развития своих способностей, опыта ответственности, самоконтроля, организованности, опыта общения с разными людьми, дружбы, любви, благодарности. Одним словом, опыта конструктивного отношения к себе, миру и окружающим.
Для достижения этой цели мы выделяем следующие задачи:
1) выявление разносторонних способностей выпускников, которые можно использовать при создании представления: артистических, музыкальных, вокальных, танцевальных, художественных, дизайнерских, писательских, поэтических, фотографических, операторских, звукооператорских, технических, организаторских и проч.;
2) разбиение участников на несколько творческих групп с целью выработки идей по созданию сценария;
3) обсуждение в большой группе выдвинутых идей, отбор лучших идей с точки зрения юмора, трогательности, доброты, зрелищности;
4) развитие и объединение идей в единый замысел, основными мотивами которого являются ум, доброта, дружба, взаимопомощь, чувство юмора, смекалка, творческий подход, ценность пережитого опыта, взросление, уважение и благодарность учителям и школе;
5) детальная проработка сценария, разделение на сцены, подбор наиболее подходящих по сценарию учеников-актеров;
6) обсуждение и выбор музыкального и художественного сопровождения;
7) детальное распределение обязанностей и ответственности за разные аспекты представления между учащимися;
8) обсуждение этапов подготовки: графика репетиций и подготовки технического сопровождения (музыкальных записей, декораций, реквизита, костюмов, видео- и фотовставок и т.п.);
9) приглашение на репетиции сторонних экспертов, выслушивание их мнения об оригинальности и позитивности происходящего;
10) рефлексия, самокоррекция, приведение представления в завершенный вид.
Ключевыми моментами всей подготовки являются: 1) свобода творчества и выражения учащихся, ограниченная принципом уважения к чувствам окружающих; 2) обнаружение и развитие талантов (порой скрытых); 3) сотворчество, умение услышать другого человека; 4) умение видеть и ценить положительное в своем жизненном опыте; 5) самоорганизация учащихся, развитие чувства ответственности за совместное дело и его результат; 6) развитие способности к рефлексии, способности посмотреть на себя и свои действия со стороны, сравнить их с эстетическим и этическим эталоном (Это красиво? Это достойно?); 7) еще большее сплочение учащихся между собой, а также учащихся и учителей в процессе подготовки Последнего звонка и преодоления возникающих трудностей.
При этом пункты 1, 3, 4 и 6 невозможны без помощи учителя, его авторитетного мнения. Как показывает опыт, дети, даже очень творческие и организованные, предоставленные сами себе, не всегда чувствуют грань между юмором и сатирой, склонны скорее зацикливаться на незначительных негативных эпизодах и игнорировать многочисленные положительные. Например, ученики скорее склонны помнить то, что учитель строго спросил с них на зачете, чем сотни интересных уроков, которые учитель не один год для них готовил. Поэтому Последний звонок – это уникальная возможность оставить максимально положительные и добрые воспоминания о школе у выпускников и о выпускниках у школы. Учитель/учителя, отвечающие за выпускников, за воспитательную работу в школе должны с особой серьезностью, ответственностью и тактом пользоваться этой возможностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Последний звонок. Церемония вручения премии "Золотой звонок"
Представленный сценарий праздника последнего звонка для учеников 11 класса составлен в форме церемонии вручения премии "Золотой звонок" учителям и родителям выпускников....
"Печальный, прощальный последний звонок" праздник Последнего звонка для учеников 11 класса
"Печальный, прощальный последний звонок" праздник Последнего звонка для учеников 11 класса. Сценарий выполнен в традиционной форме, его основу составляют стихи и поздравления в адрес учителей и родите...
Сценарий мероприятия "Последний урок-последний звонок!"
Внеклассное мероприятие для выпускников,учителей,родителей 25 мая....
Сценарий последней линейки «Последний звонок»
Сценарий последней линейки «Последний звонок»...
ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК - ПОСЛЕДНИЙ УРОК
Классный час в 9 классе25 мая 2013 год...
Воспитательное мероприятие "Последний звонок" для 9 класса.
Последний звонок для моих детей-девятиклассников. Очень грустно расставаться. Очень трогательное мероприятие....
« Мы выйдем в жизнь и тихо разбредемся под музыку последнего звонка» (сценарий последнего звонка 2016 года)
« Мы выйдем в жизнь и тихо разбредемся под музыку последнего звонка» (сценарий последнего звонка 2016 года)...