Сценарий мероприятия по теме «Для меня критерием духовности является…»
методическая разработка (9 класс)


Предварительный просмотр:

«ДЛЯ МЕНЯ КРИТЕРИЕМ ДУХОВНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ…»

 (внеклассное мероприятие для 9 класса)

Автор-составитель:

Дажинова Валентина Юрьевна,

                                                                                                      учитель ИЗО

МБОУ Мухтоловская ОШ

2019 г.

  Цель: формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей; осознание ценности человеческой жизни.

  Задачи:

- познакомить учащихся с понятиями «духовность», «нравственность», «коллектив», «команда», «лидер», «командир», «характер»;

- рассмотреть человеческую сущность как философскую проблему;

- формировать представления о духовно-нравственных качествах, системе духовных ценностей;

- способствовать осмыслению понятий «смирение» и «патриотизм» на примере судеб людей, проявлению эмоционального отклика на их жизнедеятельность, пониманию своего предназначения;

- формировать ценностное отношение к близким людям, жившим в 1941-1945 гг., и личности Александра Невского как патриотам Отечества;

- развитие умений работать с разными источниками информации;

- развитие умений по отбору необходимой информации, в проведении исследований;

- совершенствование умений дискутировать, приводить аргументы, критически мыслить, проводить самоанализ;

- развивать умения работать в команде, добиваться цели, находить общее решение;

- воспитывать потребность в самопознании и самосовершенствовании, гуманном отношении к людям;

- воспитывать способность противостоять угрозам и вызовам.

  Оборудование: ПК, проектор, толковые и православные словари, раздаточный материал (листы с заданиями; листы для записей; тексты; альбомные листы), ручки, цветные карандаши.

  Организация класса: учащиеся работают в группах по 4 человека.

 Домашнее задание (к мероприятию): индивидуально-групповые сообщения «Опалённые войной», «Живопись о войне», «Плакаты о войне», «Патриот Отечества», «Любовь против войны».

      «Вся нравственность человека заключается в его намерениях»

Ж. Жак-Руссо

Подготовительный этап. Мотивационный этап.

Учитель: -  Как вы понимаете слова, которые являются названием классного часа? Прочитайте выражение, которое предлагается в качестве эпиграфа. Подумайте, есть ли связь между ними? (Ответ.)

Учитель: -  Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры. Наш класс – это коллектив, одна команда, можно сказать, сложившаяся семья российского общества. В классном коллективе сложились свои взаимоотношения. Каждый из вас является личностью с индивидуальными чертами и наклонностями. Каждого из вас мы за что-то ценим и уважаем. Я прошу всех подойти ко мне и встать рядом так, чтобы образовался общий круг.

(Учащиеся образуют круг)

Учитель: -  Игра заключается в следующем: каждый учащийся класса должен обратиться по имени к рядом стоящему однокласснику и произнести фразу, началом которой являются слова: «…, я тебя ценю за то, что ты…»

(Организация игры «Я тебя ценю»)

Учитель: -  Прошу всех сесть на свои места. Ребята, только что вы озвучили ценности человеческих взаимоотношений. Человек не может жить вне общества, поэтому должен придерживаться определённых правил. Сегодня мы поговорим о сущности человека, сильных и слабых сторонах его характера, образе жизни. Общая проблема, над которой мы будем работать, звучит так (записывает на доске) «Что следует знать о себе и как следует относиться к людям?». Сегодня мы будем играть, искать новую информацию в разных источниках, читать тексты, рисовать, а главное, -совершенствовать умение в проведении дискуссии между командами.

(Подготовка рабочих мест)

Этап целеполагания

Учитель: -  Исходя из темы и проблемы урока, сформулируйте цель нашей дальнейшей работы.

(Раскрыть понятие «духовность», «нравственность»; исследовать и проанализировать факты, которые могут служить аргументами в пользу духовных ценностей)

Учитель: -  Сформулируйте цель «для себя».

(Познать самого себя, определиться с собственной позицией в вопросе выбора критериев духовности).

Учитель: -  Прежде, чем перейдём к изучению темы, хотелось бы напомнить о правилах организации работы в группах, проведении дискуссии. В каждой группе выбирается командир, который будет иметь решающее слово и представлять мнение группы всему классу во время дискуссии. Кроме него на общей дискуссии не высказывается никто. Он может во время дискуссии консультироваться со своей командой, а члены группы могут давать ему подсказки. Цель дискуссии – не спор, а достижение понимания обсуждаемой проблемы. Каждый в классе имеет право голоса быть услышанным. Никого нельзя перебивать. Каждое высказывание надо связывать с выступлением предыдущего человека и приводить с аргументом-доказательством, либо аргументом-опровержением. Время на дискуссию – 3-5 минут.

Учитель: -  Прошу провести выбор командиров.

(Организация жеребьёвки)

Учитель: -  Прошу подойти ко мне командиров для того, чтобы они могли взять листы для организации нашей дальнейшей работы.

(Организация раздачи необходимого материала командирам групп)

Этап продуктивной деятельности. Работа с информацией.

Учитель: -  Прошу внимательно просмотреть листы, часть из которых чистые, а на других вы видите наименования этапов-заданий нашего маршрута. Давайте озвучим их, а потом перейдём к выполнению первого этапа.

(Коллективное чтение наименований этапов)

Учитель: -  Задание «Мы - команда» заключатся в следующем: опираясь на свой опыт, попробуйте в группах дать определения словам команда, коллектив, лидер, командир. Время на выполнение – 2 минуты. После выполнения задания командирам необходимо будет озвучить ответ.

(Организация работы в группах; использование чистых листов)

Учитель: -  Время вышло. Слушаем поочерёдно ответы команд.

(Озвучивание ответов группами; учитель фиксирует на доске ответы)

Учитель: -  Теперь необходимо сопоставить вами данные определения с культурным аналогом. Найдите трактовки слов в толковом словаре.

(Организация работы в группах)

Учитель: -  Предлагаю сравнить варианты ответов и найденную информацию в культурном аналоге, ответить на вопросы [1].

(выявление соответствия трактовок понятий; озвучивание ответов)

Учитель: -  Предлагаю выявить лучшую команду.

(Организация дискуссии)

Учитель: -  Ценности бывают двух видов (схематично записывает на доску наименования видов):  материальные (простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления) и более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства)) и

духовные (ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения).

Учитель: -  А какие ценности вы отнесли бы к духовным? Задание «Список ценностей» заключатся в следующем: составьте список ценностей, которые, на ваш взгляд, должны быть в каждой команде и которых должны придерживаться все без исключения, включая лидера. Время на выполнение – 2 минуты. По окончании времени командирам необходимо будет озвучить ответ.

(Организация работы в группах; использование чистых листов)

Учитель: -  Уверена, что работа выполнена. Слушаем ответы команд.

(Озвучивание ответов; учитель фиксирует слова на доске)

Учитель: -  Предлагаю дать трактовку словам-ценностям и обсудить правильность их выбора.

(Трактовка слов-ценностей; организация дискуссии; учитель стирает «лишние» слова с доски)

Учитель: - Предлагаю разделить слова по группам, организовать поиск толкования в культурных аналогах: толковом и  православном словаре [2]. Время на выполнение – 7 минут.

(Организация групповой работы по поиску распределённых слов))

Учитель: - Предлагаю обсудить всю информацию, ответить на вопросы [1].

(Выявление соответствия трактовок; озвучивание ответов)

Учитель: - Надо определить команду, которая дала наиболее полный ответ.

(Организация дискуссии)

Учитель: - Ребята, к чему нас призывают религиозные заповеди? Можно ли сказать, что это «вечные ценности», которые не изменяются (Ответ)

Учитель: - Какие ценности ваших родителей вы считаете устаревшими? (Ответ)

Учитель: - Возможна ли смена ценностей вместе со сменой поколений? (Ответ)

Учитель: - Задание «Команда и её ценности» заключатся в следующем: прочитать текст [3] и ответить на вопросы [4]. На выполнение - 5 минут. 

(Организация работы в группах)

Учитель: - Предлагаю каждой группе поделиться прочитанной информацией и высказаться по вопросам, которые вы обсудили друг с другом. Каждая группа защищает свою точку зрения, приводит аргументы. Остальные - задают вопросы, выступают оппонентами.

(Озвучивание информации; ответы на вопросы; организация дискуссии;

учитель фиксирует на доске те варианты решения проблемы, с которыми согласен весь класс)

/Учащиеся перечислили проблемы: позиция лидера «всегда прав», нежелание услышать и понять человека, вражда, нежелание оказания помощи, отсутствие духовных ценностей, отсутствие здоровья. Размышляя над причинами возникновения проблем в обществе, учащиеся отметили: желание казаться умнее, стремление выделиться любым способом, непонимание грани между дозволенностью и запретом, отказ от здорового образа жизни. Предложили: ценить жизнь, соблюдать православные заповеди, соблюдать правила проживания в обществе, заниматься спортом/

Учитель: - Без овладения нравственными и моральными нормами не может быть человека духовного. Важнейшим условием формирования личности, полноценной, нравственной, является усвоение духовных ценностей. Но нравственный человек – это не просто усвоение духовных ценностей, а, скорее всего, это качество наших отношений, что и является в итоге показателем нашей внутренней зрелости. Если главенствуют духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни. Тогда всё совершаемое человеком не может нанести вред другому человеку. Здесь срабатывает нравственный закон и тогда человек осознаёт, в какой мере его ценности соответствуют общественным.

Учитель: - Какого человека мы называем нравственным? (Ответ)

Учитель: - Такого, кто требования общества к человеку сделал требованиями к самому себе и живет, учится, общается с окружающими согласно этим внутренним законам нравственности.

Учитель: - Что определяет норму человеческой жизни? (Ответ)

Учитель: - Те ценности, на которые ориентируется и которым служит человек.

Учитель: - Предлагаю определить лучшую команду за выполнение задания.

 (Организация дискуссии)

Учитель: - Не хотите внести какие-то правила в свою команду? Предлагайте.

 (Организация дискуссии)

Учитель: - Следующее задание «Сущность человека» заключатся в следующем: прочитать выражения [5], обсудить на вопрос согласия или не согласия с его смыслом. Ответ прошу аргументировать. На выполнение - 2 минуты. 

(Организация работы в группах)

Учитель: - Предлагаю каждой группе поделиться мнением. Каждая группа защищает свою точку зрения, приводит аргументы. Остальные - задают вопросы, выступают оппонентами.

(Озвучивание позиции; организация дискуссии; учитель фиксирует на доске те варианты решения проблемы, с которыми согласен весь класс)

Учитель: - Предлагаю определить лучшую команду.

 (Организация дискуссии)

Учитель: - Ребята, предлагаю отдохнуть и сыграть (физкультминутка [6]).

для выполнения следующего этапа прошу вспомнить начало занятия, когда каждый из вас в ходе игры говорил однокласснику эпитет, с который являлся его характеристикой. Слушая вас, можно было понять, за что вы цените каждого в классном коллективе. Предлагаю выполнить упражнение «Мой характер», которая заключатся в следующем: прослушать текст «Сказка о деревьях-характерах» [7], ответить на ряд вопросов и каждому из вас самостоятельно выполнить, используя цветные карандаши, рисунок.

(Организация чтения текста)

Учитель: - Ребята, понравился текст? (Ответ)

Учитель: - О чём текст? Какова, на ваш взгляд, его основная мысль? (Ответ)

Учитель: - С каким деревом вы могли бы сравнить себя? Почему? (Ответ)

Учитель: - Возьмите чистые листы и приготовьте материал для рисования. Командиры, проконтролируйте наличие на партах всего необходимого.

(Подготовка рабочих мест для работы)

Учитель: - Задание заключается в следующем: схематично нарисуйте посередине листа своё дерево. Количество зелёных листиков будет являться показателем количества ценных черт вашего характера. Напишите их над деревом, а под деревом – черты, от которых надо избавляться. На работу - 5 минут. 

(Организация работы в группах)

Учитель: - Давайте обсудим ваши работы. Есть ли среди вас те, кто не нашёл в себе черты, от которых хотелось бы избавиться? (Ответ)

Учитель: - Кто хотел бы поделиться написанным? (Ответ)

Учитель: - Ребята, давайте подведём итог. К чему надо стремиться в жизни, с чем бороться? Ответ аргументируйте. (Ответ)

Учитель: - Переходим к диагностике «Узнай свой характер». Прошу подойти ко мне командиров для того, чтобы они могли взять необходимые листы.

(Организация раздачи необходимого материала командирам групп)

Учитель: - Посмотрите на названия 4 листов: «Вопросы анкеты» [8], «Таблица для заполнения» [9], «Описание характеристики» [10]. Сначала возьмите в руки листы с вопросами. Читаем и выявляем непонятные вам слова.

(Организация чтения учителем содержимого анкеты учащимся)

Учитель: - Посмотрите на лист «Таблица для заполнения». Отвечая на 15 вопросов анкеты, слово «да» или «нет» необходимо строго вписывать в конкретную ячейку таблицы в частях А, В, С. Время на работу – 3 минуты.

(Организация работы учащихся с вопросами анкеты и таблицей)

Учитель: - Теперь посчитайте количество «да» и «нет» в столбике части А. Если количество «да» больше двух, то запишите в графе «Вывод» букву «А», если меньше, то запишите букву «О». Соответственно поступите со вторым столбиком части В и с третьим столбиком части С. Время – 1 минута.

(Организация работы учащихся с таблицей)

Учитель: - Теперь посмотрите на графу таблицы «Вывод». У вас получилось сочетание из трёх букв. Нам необходим лист «Описание характеристики». Возьмите его в руки, найдите ваше сочетание из трёх букв. Ознакомьтесь с описанием вашего характера. Время на работу – 1 минута. 

(Организация работы учащихся с текстом листа)

Учитель: - Давайте обсудим ваши работы. Есть ли среди вас те, кто нашёл о себе что-то новое? (Ответ)

Учитель: - Кто хотел бы поделиться написанным? (Ответ)

Учитель: - Ребята, давайте подведём итог диагностики. Надо ли стремиться исправить плохие черты в характере? Как будете изменять? (Ответ)

Учитель: - Сейчас предстоит выполнить задание «Свойства характера». Речь идёт о «сильной» и «слабой» сторонах человеческого характера. Как вы думаете, какие качества личности свидетельствуют о силе или слабости характера? Каждой группе я раздам лист [11], представленный в виде таблицы. Задача: перечислить те качества человека, которые, на ваш взгляд, отражают сильные и слабые стороны характера в соответствующие столбики

(Организация работы учащихся с текстом листа)

Учитель: - Давайте подведём итоги вашей работы. Сначала дадим характеристику человеку, который обладает сильным характером, потом - слабым. (Ответ)

Учитель: - Ежедневно мы с вами видим лица стариков, на долю которых выпало немало жизненных испытаний, которых мы характеризуем сильными личностями. Среди них наши близкие, дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки. Давайте всмотримся в эти дорогие лица, попробуем представить себе состояние их души, их мысли, воспоминания... Переходим к выполнению задания «Опалённые войной». Вами подготовлена информацию о близких людях, тех, кто воевал, либо работал в тылу в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Приглашается для выступления команда...

(Организация поочерёдного выступления команд и просмотра презентации, слайды которой посвящены фронтовикам и труженикам тыла)

Учитель: - Всё меньше остаётся очевидцев тех героических и трагических лет. Мы встречаем их немощных, порою дряхлых. Нужен ли нам рассказ о всех этих людях и для чего? (Ответ)

Учитель: - Есть категория людей, которых старички раздражают, а кого-то - нет, потому что они их просто не замечают... Какие чувства испытываете вы к старичкам? А какие к тем, кто не замечает их, либо брезгует ими? (Ответ)

Учитель: - Вами дома проведена «Исследовательская работа» на темы «Живопись о войне» [12], «Плакаты о войне» [13], «Патриот Отечества» [14], «Любовь против войны» [15]. Возьмите в руки лист «Вопросник» [16]. Вы видите, что после получения вами информации по ней будут заданы вопросы. Будьте внимательными. Приглашается команда...  

(Организация поочерёдного выступления команд и просмотра презентации, слайды которой посвящены живописным полотнам и плакатам, отражающих войну 1941-1945 гг., жизнь А.Невского и М.Ганди)

/После выступления каждой из команд учитель проводит фронтальный опрос учащихся по листу «Вопросник», в конце которого подводит итог:

Учитель: - Сделайте вывод на предмет выявления связи исследуемой вами дома темы с изучаемой сегодня темой и эпиграфом/

Учитель: - Так что же такое духовность? Прежде всего это принятие человека и человеческой жизни как высшей ценности. В принципе «формула духовности» известна давно: «Возлюби ближнего своего». Формула, на первый взгляд, простая, вопрос лишь в том, насколько легко это сделать... И наши Ветераны Великой Отечественной войны, и Александр Невский, и Махатма Ганди, проживая в разное время и в разных странах, соблюдая Божью заповедь, всё делали для Победы добра над злом. Александр Невский - это символ русской славы, верности долгу, трезвомудрия, доблести, мужества, ответственности за вверенных Богом людей - всего того, чего так не хватает нашему веку. Смирение есть источник, из которого истекает всё доброе; напротив, гордыня есть кладезь, из которого течёт все худое. Кто облечён смирением, в том живёт всё доброе, а кто облечён гордыней, в том пребывает всё худое. В сознании некоторых людей духовность, вера в Бога и насилие уживаются очень легко. От одной только мысли об этом становится страшно. Предлагаю вашему вниманию просмотр мультфильма «Вражда» режиссёра Гарри Бардина 1983 г.

(Организация просмотра мультипликационного фильма)

Учитель: - Ссора, вспыхнувшая из-за пустяка, перешла в настоящее сражение, в котором сгорели обе враждовавшие стороны. Как содержание мультфильма связано с темой сегодняшнего мероприятия и эпиграфом? (Ответ)

Учитель: - Как думаете, что являлось критерием духовности для ваших близких, которые пережили войну, для Александра Невского и Махатмы Ганди, для главного героя мультфильма? Ответ аргументируйте. (Ответ)

Учитель: - А что для вас является критерием духовности? Поясните. (Ответ)

Учитель: - А из людей кто для вас является критерием духовности? (Ответ)

Рефлексийный этап

Учитель: - Как вы считаете, удалось ли нам раскрыть тему мероприятия, насколько глубоко её изучить? (Ответ)

Учитель: - Какая информация показалась самой интересной? (Ответ)

Учитель: - Какие аргументы в пользу духовности, проживания жизни в гармонии с окружающим миром вы считаете наиболее убедительными? (Ответ)

Ценностно-смысловая рефлексия

Учитель: -  Святейший Патриарх Кирилл сказал: «В основе нашего исторического бытия - не война, не конфликт, не меч, но духовная культура». Поставьте в данном высказывании какой-либо знак препинания: «точку» - если эта мысль для вас очевидна, не вызывает сомнений; «восклицательный знак» - если эта мысль стала для вас сегодня новым, важным открытием; «вопросительный знак» - если вы с этим утверждением не согласны; «многоточие», - если вам есть над чем подумать.

(Организация работы учащихся с выражением)

Учитель: - Выскажитесь. Знаки препинания обоснуйте. (Ответ)

Заключительный этап

Учитель: - После того, как мы с вами выяснили, что такое духовность, рассмотрели её место в жизни человека, каждый из вас диагностировал свой характер, мне хотелось бы обратить ваше внимание на важный момент: жизнь каждого человека находится в тесной взаимосвязи с другими людьми, благополучие напрямую зависит от умения ладить с окружением, сумейте сделать так, чтобы люди ценили и уважали вас, дорожили вашим мнением. Всё в ваших руках. Прошу прослушать текст «Притча»(чтения учителем)

Учитель: - А теперь выразите своё отношение к мероприятию, закончив фразу:

- Сегодня я узнал ...  

- Сегодня на я понял, что …

- Оказывается, ...

- Мне понравилось ...

- Я научился        

- В своей жизни я буду ...

Учитель: - Давайте выразим свои чувства, результаты размышлений в фразе, построенный по схеме ПОПС (написано на доске): (позиция) Я думаю, что… (объяснение) Потому что… (пример) Например… (следствие) Поэтому…

(Ответ)

Домашнее задание

Учитель: - Благодарю Вас всех за радость общения. Оглянитесь вокруг и протяните руку помощи всем нуждающимся в вас людям, своим друзьям и родственникам. В качестве задания на дом предлагаю: (на выбор) написать «Кодекс взаимоотношений», либо подготовить красочный рисунок по теме сегодняшнего мероприятия.

Приложение № 1

Вопросы:

1) Что из определений вам больше понравилось? Почему?

2) Какое из них ближе к ответу вашей команды?

3) Что в культурных аналогах оказалось для вас новым? Почему?

4) Что совпало с вашими ответами?

Приложение № 2

1.

Православный - Толковый словарь Кузнецова...

enc-dic.comЭнциклопедииPravoslavn-33335копияещё

Большой толковый словарь русского языка. ... Определение термина Православный. Толкование слова Православный. Что означает понятие Православный.

2.

СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА. Толковый словарь русского языка....

ozhegov.orgкопияещё

Толковый словарь С.Ожегова - это настольная книга журналиста, копирайтера, да в общем-то и любого...

3.

Толковый словарь Даля

slovardalya.ruкопияещё

Толковый словарь Даля (Толковый словарь живаго великорускаго языка) является фундаментальным трудом русской филологической и лексикографической мысли.

Поиск Толковый словарь Даля Традиционная навигация Родина 

Приложение № 3

«Уроки гусей»

  • Где учатся начальники? Где угодно, но только не у природы. А жаль. Ведь принцип природосообразности помогает выжить не только животным, но и людям. Помочь добиться успеха могут, например, ...гуси.

  Все мы не раз наблюдали, что гуси летают клином. Это их способ держаться вместе. Сама природа подсказывает им, что лучше делать именно так.  Почему же держаться в стае легче, чем поодиночке? Когда каждая птица машет крыльями, она создаёт подъёмную силу для соседней птицы. Когда гусь отрывается от стаи, ему становится труднее лететь в одиночку, и он опять возвращается в строй. Когда вожак стаи устаёт, другой гусь выдвигается вперёд, чтобы разделить эту трудную работу. Один из гусей должен замыкать стаю, другой - возглавлять её, некоторые охраняют её, а остальные держатся внутри стаи. Это всегда помогает гусям лететь значительно дальше, чем, если бы каждая птица летела поодиночке. Вот почему все гуси держатся в стае. Главная идея в том, что для достижения успеха нужно делить трудности между собой, помогать друг другу и держаться вместе. Таков закон природы. И мы тоже должны жить по этому закону.

* Факт 1. Каждый гусь, взмахивая крыльями, создаёт при этом подъёмную силу для птиц, следующих за ним. Летя клином, вся стая создает область полёта на 71% больше, чем, если бы каждая птица летела в одиночку.

- Урок 1. Люди, следующие в одном направлении и способные к взаимной поддержке, могут быстрее и легче достичь своей цели, двигаясь «в зоне тяги» друг друга.

* Факт 2. Когда гусь отделяется от стаи, он внезапно чувствует сопротивление воздушной среды. Он быстро возвращается обратно в стаю, чтобы воспользоваться преимуществами подъёмной силы, создаваемой птицей, летящей непосредственно перед ним.

- Урок 2. Если бы у нас было столько здравого смысла, сколько у гусей, мы бы тоже держались вместе с теми, с кем нам по пути. Мы бы охотно принимали помощь и помогали тем, кому нужна наша поддержка.

* Факт 3. Когда гусь, летящий во главе стаи, устаёт, он смещается назад, вглубь стаи, и его заменяет другой, который встаёт на его место во главе клина.

- Урок 3. Стоит выполнять сложные задания по очереди и делиться ответственностью с другими. Так же, как гуси, люди зависят друг от друга, от способностей и уникального сочетания возможностей, талантов и ресурсов каждого.

* Факт 4. Гуси, летящие в стае, одобрительно кликают летящим впереди, чтобы они сохраняли свою скорость и знали, что они не одни.

- Урок 4. Нам следует стремиться к тому, чтобы наши комментарии были ободряющими. В тех коллективах, где царит дух взаимной поддержки, работа гораздо продуктивнее. Мы должны стремиться к комментариям, идущим от сердца и искренних побуждений, чтобы поддержать чувства другого, поскольку такое общение является самой эффективной поддержкой.

* Факт 5. Когда один гусь заболевает или ранен, два других отстают от стаи и сопровождают его, чтобы помогать ему и защищать его. Они остаются с ним до тех пор, пока он не умрёт или не сможет снова летать. Тогда они отправляются в путь с другой стаей или догоняют свою стаю.

- Урок 5. Если бы у нас было столько же здравого смысла, сколько у гусей, мы бы поддерживали друг друга в тяжёлые времена, как, впрочем, и в благополучные периоды жизни тоже.

Приложение № 4

Вопросы к тексту:

  1. Понравился текст?
  2. О чём данный текст? Какова, на ваш взгляд, его основная мысль?
  3. Почему общество людей не живёт как птицы?
  4. В чём источники проблем общества?
  5. Как можно использовать информацию текста для изменения нашей жизни, решения проблемы?
  6. Что вы сами из своего опыта можете предложить для решения проблемы?

Приложение № 5

«Выражения»

Античность (VII в. до н.э. — V в. н.э.)

«Человек есть мера всех вещей». Протагор

Средние века (V-XVI вв.)

«Индивидуальность человека определяется единством души и тела, при котором животворящей силой человеческого организма обладает именно душа». Фома Аквинский

Эпоха Возрождения (XIV-XVII вв.)

«Человек занимает особое положение в мироздании, поскольку он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего». Пико делла Мирандола

Новое время (XVII-XVII1 вв.)

«Идеал человека - добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии». Дж. Локк

XIX-XX века

«Человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Ф. М. Достоевский

XXI век

«Природа вида Homo Sapiens — это информация, передающаяся генетически и присутствующая в геноме человека (генофонде)». Мостерин Хесус

Приложение № 6

«Физкультминутка»

«Поза дерева»

И.п. – сидя или стоя. Ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойный вдох – выдох и плавно поднять руки вверх, ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Внимание на позвоночник. Дыхание  спокойное. Представьте себя деревом. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Удерживать позу 15-20 секунд, затем руки плавно опустить и расслабиться (повторить с самого начала несколько раз)

«Божественная поза»

И.п. – основная стойка.  Заведите руки за спину, соедините их ладонями вместе. Затем выверните ладони пальцами вверх по направлению к спине и расположите кисти как можно выше, так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти приподнимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Вы чувствуете, как ваша спина становится ровной, мышцы – крепкими, руки – гибкими. Вам дышится легко и свободно. Грудная клетка раскрылась, сердце работает равномерно. Удерживайте позу 20-30 секунд. Затем медленно вернитесь в исходное положение. Погладьте свои запястья.

Приложение № 7

«Сказка о деревьях-характерах»

  В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли ... Деревья- характеры. Это были необычные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.

  Очень разные Деревья-характеры росли в этом волшебном лесу. Под  некоторыми характерами трескалась земля - такими они были тяжёлыми, зато лёгкие характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями.

  Встречались характеры - от корней до кроны покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А мягкие характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину.

  Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелющиеся по земле.

  Так непохожи были Деревья-характеры, потому что росли на разных почвах, не одинаково их согревало солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влагу дождь.

  Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-характеры, иные вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать так и не смогла. Были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо расправляли свои могучие ветви.

  Недаром говорят, что сколько людей, столько существует и характеров. Ведь каждый человек по-своему уникален и неповторим.

Приложение № 8

Диагностика «Узнай свой характер».

«Вопросы анкеты»

Часть А

  1. Употребляете ли вы грубые слова, разговаривая с людьми, которым это неприятно?
  2. Любите ли вы похвастаться накануне экзамена, что всё отлично знаете?
  3. Бывает ли у вас желание, во что бы то ни стало поразить друзей оригинальностью?
  4. Доставляет ли вам удовольствие высмеивать мнение друзей?
  5. Имеете ли вы обыкновение читать нотации, делать замечания?

Часть В

  1. Предпочитаете ли вы профессии артиста, телевизионного диктора профессиям инженера, лаборанта, библиографа?
  2. Чувствуете ли вы себя непринужденно в обществе малознакомых людей?
  3. Предпочитаете ли вы заняться вечером спортом вместо того, чтобы посидеть дома за книгой?
  4. Способны ли вы хранить секреты?
  5. Любите ли вы праздничную атмосферу?

Часть С

  1. Строго ли вы соблюдаете в письмах, SMS правила пунктуации?
  2. Готовитесь ли вы заранее к воскресным вечеринкам?
  3. Можете ли вы точно отчитаться в своих покупках и расходах?
  4. Любите ли наводить порядок?
  5. Свойственна ли вам мнительность?

Приложение № 9

«Таблицы для заполнения»

№ вопроса

А

В

С

1

2

3

4

5

Вывод

Приложение № 10

«Описание характеристики» 

(по сочетанию трёх букв): 

ООО - вас привлекает всё новое, у вас пылкое воображение, однообразие вам в тягость. Но мало кто хорошо знает ваш характер. Вас считают человеком спокойным, тихим, довольным своей судьбой, тогда как в действительности вы стремитесь к жизни, наполненной яркими событиями.

АБО - оказывается, вы большой оригинал и любите удивлять друзей. Если кто-нибудь даёт совет, вы делаете наоборот только ради того, чтобы посмотреть, что из этого получится. То, что забавляет вас, других, может раздражать. Только самые близкие друзья знают, что вы не столь самоуверенны, как это кажется.

АОО - вы склонны высказывать и яростно защищать весьма парадоксальные мнения, даже друзья вас не всегда понимают. Но это вас мало волнует.

ОБО - Вы очень общительны, любите встречаться с людьми. Вам трудно быть одному. В вас силён дух противоречия: постоянно хочется сделать что-нибудь не так, как делают другие. Иногда вы поддаётесь порыву, но большей частью сдерживаетесь.

ОБВ - Вы сдержанны, но не робки, веселы, в меру общительны, вежливы со всеми. Вы привыкли, что вас часто хвалят. Вы хотели бы, чтобы вас любили без всяких усилий с вашей стороны. Без общества людей вам не по себе. Вам приятно делать людям добро. Но вас можно упрекнуть в некоторой склонности витать в облаках.

АБВ - вы энергичны, всюду чувствуете себя на своём месте, всегда владеете собой. Вы общительны, но, похоже, что вы любите общество друзей только при условии, если играете в нём главную роль. В ваших суждениях всегда есть большая доля здравого смысла, но, тем не менее ваше стремление вечно поучать утомляет.

ООВ - Скорее всего, вы человек застенчивый. Это видно, когда вам приходится иметь дело с незнакомыми людьми. Самим собой вы бываете только в кругу семьи или близких друзей. В присутствии посторонних вы чувствуете себя скованно, но стараетесь это скрыть. Вы добросовестны, трудолюбивы, у вас есть много хороших замыслов, но из-за своей скромности вы остаётесь в тени.

АОВ - характер у вас довольно трудный. Вы крайне неуступчивы. У вас недостаточно развито чувство юмора, вы стараетесь заставить других поступать на свой лад. А если вам не подчиняются, начинаете злиться. Поэтому у вас мало друзей.

Приложение № 11

«Свойства характера».

Сильные стороны человека

Слабые стороны человека

Приложение № 12

«Живопись о войне»

А.А.Пластов «Фашист пролетел»

П.А.Кривоногов «Защитники Брестской крепости»

К.Ф.Юон «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941»

А.А.Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», «Оборона Севастополя», «Парашютный десант на Днепре»  

В.Н. Яковлев «Портрет генерала И.В.Панфилова»

М.И.Самсонов «Сестрица»

В.Яковлев «Патриотическое молебствие 22 июня 1942 года в Москве»

Е.Е.Лансере серия «Трофеи русского оружия»

М.И.Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»

А.П.Бубнов «Утро на Куликовом поле»

Г.Г.Ряжский «В рабство»

Кукрыниксы «Таня», «Бегство фашистов из Новгорода», «Конец. Последние часы в ставке Гитлера»

С.В.Герасимов «Мать партизана»

Т.Г.Гапоненко «После изгнания фашистских оккупантов»

А.А.Казанцев «Прорыв блокады 18 января 1943 года»

Ю.М.Непринцев «Отдых после боя»

Ю.К. Гальков «Бои на дальних подступах к Сталинграду»

П.А.Кривоногов «На Курской Дуге», «Капитуляция», «Победа»

П. Мальцев «Штурм  Сапун – горы 7 мая 1944 г.»

Д. Налбандян «Крымская конференция»

Б. Лавренко «Рейхстаг взят!»

Е. Моисеенко «Победа»

В. Сибирский «Маршал Г.К. Жуков подписывает акт о капитуляции Германии»

П.Д.Корин «Александр Невский», «Портрет маршала Жукова»

Б.В.Иогансон «Салют Победы»

Приложение № 13

«Плакаты о войне»

Кукрыниксы «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», «Наполеон потерпел поражение. То же будет и с зазнавшимся Гитлером!»,  «Клещи в клещи», «Превращение фрицев»,  «Под ударами Красной Армии трещит и разваливается блок фашистских государств», «Пустой котёл в Берлине... и русский котёл под Минском», «Ночь перед судом»  «Гитлеровская компания и её вассалы стоят накануне своей катастрофы»,  «Поверженный Берлин», «Поджигатели войны», «Обвинение» («Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе») 

И. Тоидзе «Родина - мать зовёт», «Клянусь победить врага!», «Родина-мать зовёт!»

А.Кокорекин «За Родину!»

Н.Жуков, В.Климашин «Отстоим Москву!»

Д.Шмаринов «Отомсти», «По вражьей земле, вперёд к Победе», «Дойдём до Берлина!»  

В. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!»

В.Серов «Отстоим Волгу-матушку»

В.Дени и Н.Долгорукова «Сталинград»

В.Иванов «Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга»

Л.Ф.Голованов «Красной Армии - слава!»

Приложение № 14

«Патриот Отечества»

  Благоверный князь Александр Невский по праву считается одним из лучших правителей Руси. Он был не только горячо любим своим народом, - им восхищались и враги. Полезно проследить этот жизненный путь, приведший к святости. Воспитывали будущего святого благоверного Александра как и всех князей Древней Руси: день маленького княжича начинался в церкви, где он сам возжигал свечи пред образами и молился. С малолетства княжича брали на опасную охоту. Он быстро научился писать и читать, часами сидел за книгами, особенно полюбив чтение и изучение Священного Писания. В 1228 году великий князь Ярослав Всеволодович оставил двух сыновей - старшего Феодора и девятилетнего Александра - с их боярами для управления Великим Новгородом. Вскоре после продолжительной засухи в городе начался страшный голод. Юный княжич Александр всем помогал. А в четырнадцать лет князь остался единственным правителем города. С пятнадцати лет Александр принимал участие в военных походах отца. А уже в двадцать в знаменитой битве в устье реки Ижоры на Неве, перед которой он усердно молился в Софийском соборе Новгорода, он победил шведов... Тогда было провозглашено его знаменитое: «Не в силе Бог, но в правде!» С тех пор он и стал зваться Невским. Через два года - Ледовое побоище...  Исторический выбор благоверного князя Александра Невского между ордынской и западной угрозой для Руси основывался на верности вере православной. Не одолеть было тогда двух врагов, и мудрый князь из двух зол выбрал меньшее. С запада шла угроза Православию, и князь ее пресек. Нелегко далось мужественному воину решение признать над Русью власть Орды. К величайшему смирению пред волей Божией пришлось понудить себя славному воину.  Это необыкновенное сочетание, казалось бы, взаимоисключающих черт: внутренней собранности, силы, твёрдости, внешней стати и одновременно, - глубокого смирения, покорности воле Божьей и послужило причислению Александра Невского к лику святых.

  Всеми своими действиями Невский как бы говорил: надо восстанавливать Русь, возрождать её, собирать силы и лишь после этого вступать в решающую схватку с врагом за свободу и независимость Родины. Этот неодолимый дух победителя начал витать над Русской землёй со времени Александра Невского.

Приложение № 15

«Любовь против войны»

  Махатма Ганди сделал то, что никогда и никому ранее не удавалось, — спас от гибели миллионы людей, спас их не оружием или дипломатической хитростью, а именно духовной силой. В 1947 году Британия предоставила Индии право самоуправления, и страна разделилась на светскую
республику Индию и мусульманский Пакистан. Политики, оправдывая свои действия заботой о народе и, естественно, духовностью, начали развязывать гражданскую войну по самому жестокому варианту — религиозному. М.Ганди воспринимал духовность иначе — исключительно как любовь к ближнему. Поэтому он предложил воюющим сторонам сложить оружие и простить своих врагов. Ведь если все люди будут любить и прощать, то и воевать будет не с кем! Ганди объявил голодовку, требуя остановить бойню. «Смерть станет для меня чудесным избавлением. Уж лучше умереть, чем быть беспомощным свидетелем самоуничтожения Индии», — сказал миротворец. И случилось чудо! Мусульмане простили индусов, а индусы простили мусульман. Братоубийственная война,
которая могла унести десятки миллионов жизней и стать
самой кровавой в истории человечества, остановилась в самом начале.

  Через две недели после своего подвига Махатма был убит. Умирая, он
простил убийцу.

Приложение № 16

«Вопросник»

После выступления

- «Живопись о войне», «Плакаты о войне»:

1. Подумайте и скажите, как произведения искусства воздействовали на людей в годы войны?

2. Какие чувства испытывал воин-солдат, глядя на них?

- «Патриотизм через века»:

1. Подумайте и скажите, Александр Невский по праву считается патриотом

русской земли?

2. Присуще ли нам самим такое качество, как смирение?

3. В каких случаях лично вы проявили смирение? Почему?

4. Всегда ли вам удаётся проявлять это качество?

- «Любовь против войны»:

1. Какую заповедь почитал Махатма Ганди?

2. Что Махатма Ганди понимал под духовностью?

3. В чём заключается его духовная сила?

Приложение № 17

«Притча»

  Приходит ученик к Учителю и говорит:

  • Учитель, я устал, у меня такая тяжёлая жизнь, такие трудности и проблемы, я всё время плыву против течения, и у меня нет больше сил... Что мне делать?

  Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.

  • Что изменилось? - спросил он ученика.
  • Яйцо и морковь сварились, а кофе растворился в воде, - ответила ученик.
  • Нет, не только, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри: твёрдая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твёрдым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди, сильные внешне, могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут...
  • А кофе? - спросил ученик.
  • О! Это самое интересное! Кофе растворился в новой среде и изменил её - превратил кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств, - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации...

Использованная литература:

1. Обществознание. 10 класс: учеб. Для общеобразоат. Учреждений: базовый уровень / [Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянова, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

2. Психологические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы/автор-сост. М.А.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Вопросы:

1) Что из определений вам больше понравилось? Почему?

2) Какое из них ближе к ответу вашей команды?

3) Что в культурных аналогах оказалось для вас новым? Почему?

4) Что совпало с вашими ответами?

Приложение № 2

1.

Православный - Толковый словарь Кузнецова...

enc-dic.comЭнциклопедииPravoslavn-33335копияещё

Большой толковый словарь русского языка. ... Определение термина Православный. Толкование слова Православный. Что означает понятие Православный.

2.

СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА. Толковый словарь русского языка....

ozhegov.orgкопияещё

Толковый словарь С.Ожегова - это настольная книга журналиста, копирайтера, да в общем-то и любого...

3.

Толковый словарь Даля

slovardalya.ruкопияещё

Толковый словарь Даля (Толковый словарь живаго великорускаго языка) является фундаментальным трудом русской филологической и лексикографической мысли.

Поиск Толковый словарь Даля Традиционная навигация Родина 

Приложение № 3

«Уроки гусей»

  • Где учатся начальники? Где угодно, но только не у природы. А жаль. Ведь принцип природосообразности помогает выжить не только животным, но и людям. Помочь добиться успеха могут, например, ...гуси.

  Все мы не раз наблюдали, что гуси летают клином. Это их способ держаться вместе. Сама природа подсказывает им, что лучше делать именно так.  Почему же держаться в стае легче, чем поодиночке? Когда каждая птица машет крыльями, она создаёт подъёмную силу для соседней птицы. Когда гусь отрывается от стаи, ему становится труднее лететь в одиночку, и он опять возвращается в строй. Когда вожак стаи устаёт, другой гусь выдвигается вперёд, чтобы разделить эту трудную работу. Один из гусей должен замыкать стаю, другой - возглавлять её, некоторые охраняют её, а остальные держатся внутри стаи. Это всегда помогает гусям лететь значительно дальше, чем, если бы каждая птица летела поодиночке. Вот почему все гуси держатся в стае. Главная идея в том, что для достижения успеха нужно делить трудности между собой, помогать друг другу и держаться вместе. Таков закон природы. И мы тоже должны жить по этому закону.

* Факт 1. Каждый гусь, взмахивая крыльями, создаёт при этом подъёмную силу для птиц, следующих за ним. Летя клином, вся стая создает область полёта на 71% больше, чем, если бы каждая птица летела в одиночку.

- Урок 1. Люди, следующие в одном направлении и способные к взаимной поддержке, могут быстрее и легче достичь своей цели, двигаясь «в зоне тяги» друг друга.

* Факт 2. Когда гусь отделяется от стаи, он внезапно чувствует сопротивление воздушной среды. Он быстро возвращается обратно в стаю, чтобы воспользоваться преимуществами подъёмной силы, создаваемой птицей, летящей непосредственно перед ним.

- Урок 2. Если бы у нас было столько здравого смысла, сколько у гусей, мы бы тоже держались вместе с теми, с кем нам по пути. Мы бы охотно принимали помощь и помогали тем, кому нужна наша поддержка.

* Факт 3. Когда гусь, летящий во главе стаи, устаёт, он смещается назад, вглубь стаи, и его заменяет другой, который встаёт на его место во главе клина.

- Урок 3. Стоит выполнять сложные задания по очереди и делиться ответственностью с другими. Так же, как гуси, люди зависят друг от друга, от способностей и уникального сочетания возможностей, талантов и ресурсов каждого.

* Факт 4. Гуси, летящие в стае, одобрительно кликают летящим впереди, чтобы они сохраняли свою скорость и знали, что они не одни.

- Урок 4. Нам следует стремиться к тому, чтобы наши комментарии были ободряющими. В тех коллективах, где царит дух взаимной поддержки, работа гораздо продуктивнее. Мы должны стремиться к комментариям, идущим от сердца и искренних побуждений, чтобы поддержать чувства другого, поскольку такое общение является самой эффективной поддержкой.

* Факт 5. Когда один гусь заболевает или ранен, два других отстают от стаи и сопровождают его, чтобы помогать ему и защищать его. Они остаются с ним до тех пор, пока он не умрёт или не сможет снова летать. Тогда они отправляются в путь с другой стаей или догоняют свою стаю.

- Урок 5. Если бы у нас было столько же здравого смысла, сколько у гусей, мы бы поддерживали друг друга в тяжёлые времена, как, впрочем, и в благополучные периоды жизни тоже.

Приложение № 4

Вопросы к тексту:

  1. Понравился текст?
  2. О чём данный текст? Какова, на ваш взгляд, его основная мысль?
  3. Почему общество людей не живёт как птицы?
  4. В чём источники проблем общества?
  5. Как можно использовать информацию текста для изменения нашей жизни, решения проблемы?
  6. Что вы сами из своего опыта можете предложить для решения проблемы?

Приложение № 5

«Выражения»

Античность (VII в. до н.э. — V в. н.э.)

«Человек есть мера всех вещей». Протагор

Средние века (V-XVI вв.)

«Индивидуальность человека определяется единством души и тела, при котором животворящей силой человеческого организма обладает именно душа». Фома Аквинский

Эпоха Возрождения (XIV-XVII вв.)

«Человек занимает особое положение в мироздании, поскольку он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего». Пико делла Мирандола

Новое время (XVII-XVII1 вв.)

«Идеал человека - добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии». Дж. Локк

XIX-XX века

«Человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Ф. М. Достоевский

XXI век

«Природа вида Homo Sapiens — это информация, передающаяся генетически и присутствующая в геноме человека (генофонде)». Мостерин Хесус

Приложение № 6

«Физкультминутка»

«Поза дерева»

И.п. – сидя или стоя. Ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойный вдох – выдох и плавно поднять руки вверх, ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Внимание на позвоночник. Дыхание  спокойное. Представьте себя деревом. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Удерживать позу 15-20 секунд, затем руки плавно опустить и расслабиться (повторить с самого начала несколько раз)

«Божественная поза»

И.п. – основная стойка.  Заведите руки за спину, соедините их ладонями вместе. Затем выверните ладони пальцами вверх по направлению к спине и расположите кисти как можно выше, так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти приподнимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Вы чувствуете, как ваша спина становится ровной, мышцы – крепкими, руки – гибкими. Вам дышится легко и свободно. Грудная клетка раскрылась, сердце работает равномерно. Удерживайте позу 20-30 секунд. Затем медленно вернитесь в исходное положение. Погладьте свои запястья.

Приложение № 7

«Сказка о деревьях-характерах»

  В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли ... Деревья- характеры. Это были необычные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.

  Очень разные Деревья-характеры росли в этом волшебном лесу. Под  некоторыми характерами трескалась земля - такими они были тяжёлыми, зато лёгкие характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями.

  Встречались характеры - от корней до кроны покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А мягкие характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину.

  Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелющиеся по земле.

  Так непохожи были Деревья-характеры, потому что росли на разных почвах, не одинаково их согревало солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влагу дождь.

  Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-характеры, иные вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать так и не смогла. Были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо расправляли свои могучие ветви.

  Недаром говорят, что сколько людей, столько существует и характеров. Ведь каждый человек по-своему уникален и неповторим.

Приложение № 8

Диагностика «Узнай свой характер».

«Вопросы анкеты»

Часть А

  1. Употребляете ли вы грубые слова, разговаривая с людьми, которым это неприятно?
  2. Любите ли вы похвастаться накануне экзамена, что всё отлично знаете?
  3. Бывает ли у вас желание, во что бы то ни стало поразить друзей оригинальностью?
  4. Доставляет ли вам удовольствие высмеивать мнение друзей?
  5. Имеете ли вы обыкновение читать нотации, делать замечания?

Часть В

  1. Предпочитаете ли вы профессии артиста, телевизионного диктора профессиям инженера, лаборанта, библиографа?
  2. Чувствуете ли вы себя непринужденно в обществе малознакомых людей?
  3. Предпочитаете ли вы заняться вечером спортом вместо того, чтобы посидеть дома за книгой?
  4. Способны ли вы хранить секреты?
  5. Любите ли вы праздничную атмосферу?

Часть С

  1. Строго ли вы соблюдаете в письмах, SMS правила пунктуации?
  2. Готовитесь ли вы заранее к воскресным вечеринкам?
  3. Можете ли вы точно отчитаться в своих покупках и расходах?
  4. Любите ли наводить порядок?
  5. Свойственна ли вам мнительность?

Приложение № 9

«Таблицы для заполнения»

№ вопроса

А

В

С

1

2

3

4

5

Вывод

Приложение № 10

«Описание характеристики» 

(по сочетанию трёх букв): 

ООО - вас привлекает всё новое, у вас пылкое воображение, однообразие вам в тягость. Но мало кто хорошо знает ваш характер. Вас считают человеком спокойным, тихим, довольным своей судьбой, тогда как в действительности вы стремитесь к жизни, наполненной яркими событиями.

АБО - оказывается, вы большой оригинал и любите удивлять друзей. Если кто-нибудь даёт совет, вы делаете наоборот только ради того, чтобы посмотреть, что из этого получится. То, что забавляет вас, других, может раздражать. Только самые близкие друзья знают, что вы не столь самоуверенны, как это кажется.

АОО - вы склонны высказывать и яростно защищать весьма парадоксальные мнения, даже друзья вас не всегда понимают. Но это вас мало волнует.

ОБО - Вы очень общительны, любите встречаться с людьми. Вам трудно быть одному. В вас силён дух противоречия: постоянно хочется сделать что-нибудь не так, как делают другие. Иногда вы поддаётесь порыву, но большей частью сдерживаетесь.

ОБВ - Вы сдержанны, но не робки, веселы, в меру общительны, вежливы со всеми. Вы привыкли, что вас часто хвалят. Вы хотели бы, чтобы вас любили без всяких усилий с вашей стороны. Без общества людей вам не по себе. Вам приятно делать людям добро. Но вас можно упрекнуть в некоторой склонности витать в облаках.

АБВ - вы энергичны, всюду чувствуете себя на своём месте, всегда владеете собой. Вы общительны, но, похоже, что вы любите общество друзей только при условии, если играете в нём главную роль. В ваших суждениях всегда есть большая доля здравого смысла, но, тем не менее ваше стремление вечно поучать утомляет.

ООВ - Скорее всего, вы человек застенчивый. Это видно, когда вам приходится иметь дело с незнакомыми людьми. Самим собой вы бываете только в кругу семьи или близких друзей. В присутствии посторонних вы чувствуете себя скованно, но стараетесь это скрыть. Вы добросовестны, трудолюбивы, у вас есть много хороших замыслов, но из-за своей скромности вы остаётесь в тени.

АОВ - характер у вас довольно трудный. Вы крайне неуступчивы. У вас недостаточно развито чувство юмора, вы стараетесь заставить других поступать на свой лад. А если вам не подчиняются, начинаете злиться. Поэтому у вас мало друзей.

Приложение № 11

«Свойства характера».

Сильные стороны человека

Слабые стороны человека

Приложение № 12

«Живопись о войне»

А.А.Пластов «Фашист пролетел»

П.А.Кривоногов «Защитники Брестской крепости»

К.Ф.Юон «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941»

А.А.Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», «Оборона Севастополя», «Парашютный десант на Днепре»  

В.Н. Яковлев «Портрет генерала И.В.Панфилова»

М.И.Самсонов «Сестрица»

В.Яковлев «Патриотическое молебствие 22 июня 1942 года в Москве»

Е.Е.Лансере серия «Трофеи русского оружия»

М.И.Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»

А.П.Бубнов «Утро на Куликовом поле»

Г.Г.Ряжский «В рабство»

Кукрыниксы «Таня», «Бегство фашистов из Новгорода», «Конец. Последние часы в ставке Гитлера»

С.В.Герасимов «Мать партизана»

Т.Г.Гапоненко «После изгнания фашистских оккупантов»

А.А.Казанцев «Прорыв блокады 18 января 1943 года»

Ю.М.Непринцев «Отдых после боя»

Ю.К. Гальков «Бои на дальних подступах к Сталинграду»

П.А.Кривоногов «На Курской Дуге», «Капитуляция», «Победа»

П. Мальцев «Штурм  Сапун – горы 7 мая 1944 г.»

Д. Налбандян «Крымская конференция»

Б. Лавренко «Рейхстаг взят!»

Е. Моисеенко «Победа»

В. Сибирский «Маршал Г.К. Жуков подписывает акт о капитуляции Германии»

П.Д.Корин «Александр Невский», «Портрет маршала Жукова»

Б.В.Иогансон «Салют Победы»

Приложение № 13

«Плакаты о войне»

Кукрыниксы «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», «Наполеон потерпел поражение. То же будет и с зазнавшимся Гитлером!»,  «Клещи в клещи», «Превращение фрицев»,  «Под ударами Красной Армии трещит и разваливается блок фашистских государств», «Пустой котёл в Берлине... и русский котёл под Минском», «Ночь перед судом»  «Гитлеровская компания и её вассалы стоят накануне своей катастрофы»,  «Поверженный Берлин», «Поджигатели войны», «Обвинение» («Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе») 

И. Тоидзе «Родина - мать зовёт», «Клянусь победить врага!», «Родина-мать зовёт!»

А.Кокорекин «За Родину!»

Н.Жуков, В.Климашин «Отстоим Москву!»

Д.Шмаринов «Отомсти», «По вражьей земле, вперёд к Победе», «Дойдём до Берлина!»  

В. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!»

В.Серов «Отстоим Волгу-матушку»

В.Дени и Н.Долгорукова «Сталинград»

В.Иванов «Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга»

Л.Ф.Голованов «Красной Армии - слава!»

Приложение № 14

«Патриот Отечества»

  Благоверный князь Александр Невский по праву считается одним из лучших правителей Руси. Он был не только горячо любим своим народом, - им восхищались и враги. Полезно проследить этот жизненный путь, приведший к святости. Воспитывали будущего святого благоверного Александра как и всех князей Древней Руси: день маленького княжича начинался в церкви, где он сам возжигал свечи пред образами и молился. С малолетства княжича брали на опасную охоту. Он быстро научился писать и читать, часами сидел за книгами, особенно полюбив чтение и изучение Священного Писания. В 1228 году великий князь Ярослав Всеволодович оставил двух сыновей - старшего Феодора и девятилетнего Александра - с их боярами для управления Великим Новгородом. Вскоре после продолжительной засухи в городе начался страшный голод. Юный княжич Александр всем помогал. А в четырнадцать лет князь остался единственным правителем города. С пятнадцати лет Александр принимал участие в военных походах отца. А уже в двадцать в знаменитой битве в устье реки Ижоры на Неве, перед которой он усердно молился в Софийском соборе Новгорода, он победил шведов... Тогда было провозглашено его знаменитое: «Не в силе Бог, но в правде!» С тех пор он и стал зваться Невским. Через два года - Ледовое побоище...  Исторический выбор благоверного князя Александра Невского между ордынской и западной угрозой для Руси основывался на верности вере православной. Не одолеть было тогда двух врагов, и мудрый князь из двух зол выбрал меньшее. С запада шла угроза Православию, и князь ее пресек. Нелегко далось мужественному воину решение признать над Русью власть Орды. К величайшему смирению пред волей Божией пришлось понудить себя славному воину.  Это необыкновенное сочетание, казалось бы, взаимоисключающих черт: внутренней собранности, силы, твёрдости, внешней стати и одновременно, - глубокого смирения, покорности воле Божьей и послужило причислению Александра Невского к лику святых.

  Всеми своими действиями Невский как бы говорил: надо восстанавливать Русь, возрождать её, собирать силы и лишь после этого вступать в решающую схватку с врагом за свободу и независимость Родины. Этот неодолимый дух победителя начал витать над Русской землёй со времени Александра Невского.

Приложение № 15

«Любовь против войны»

  Махатма Ганди сделал то, что никогда и никому ранее не удавалось, — спас от гибели миллионы людей, спас их не оружием или дипломатической хитростью, а именно духовной силой. В 1947 году Британия предоставила Индии право самоуправления, и страна разделилась на светскую
республику Индию и мусульманский Пакистан. Политики, оправдывая свои действия заботой о народе и, естественно, духовностью, начали развязывать гражданскую войну по самому жестокому варианту — религиозному. М.Ганди воспринимал духовность иначе — исключительно как любовь к ближнему. Поэтому он предложил воюющим сторонам сложить оружие и простить своих врагов. Ведь если все люди будут любить и прощать, то и воевать будет не с кем! Ганди объявил голодовку, требуя остановить бойню. «Смерть станет для меня чудесным избавлением. Уж лучше умереть, чем быть беспомощным свидетелем самоуничтожения Индии», — сказал миротворец. И случилось чудо! Мусульмане простили индусов, а индусы простили мусульман. Братоубийственная война,
которая могла унести десятки миллионов жизней и стать
самой кровавой в истории человечества, остановилась в самом начале.

  Через две недели после своего подвига Махатма был убит. Умирая, он
простил убийцу.

Приложение № 16

«Вопросник»

После выступления

- «Живопись о войне», «Плакаты о войне»:

1. Подумайте и скажите, как произведения искусства воздействовали на людей в годы войны?

2. Какие чувства испытывал воин-солдат, глядя на них?

- «Патриотизм через века»:

1. Подумайте и скажите, Александр Невский по праву считается патриотом

русской земли?

2. Присуще ли нам самим такое качество, как смирение?

3. В каких случаях лично вы проявили смирение? Почему?

4. Всегда ли вам удаётся проявлять это качество?

- «Любовь против войны»:

1. Какую заповедь почитал Махатма Ганди?

2. Что Махатма Ганди понимал под духовностью?

3. В чём заключается его духовная сила?

Приложение № 17

«Притча»

  Приходит ученик к Учителю и говорит:

  • Учитель, я устал, у меня такая тяжёлая жизнь, такие трудности и проблемы, я всё время плыву против течения, и у меня нет больше сил... Что мне делать?

  Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.

  • Что изменилось? - спросил он ученика.
  • Яйцо и морковь сварились, а кофе растворился в воде, - ответила ученик.
  • Нет, не только, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри: твёрдая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твёрдым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди, сильные внешне, могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут...
  • А кофе? - спросил ученик.
  • О! Это самое интересное! Кофе растворился в новой среде и изменил её - превратил кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств, - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации...

Использованная литература:

1. Обществознание. 10 класс: учеб. Для общеобразоат. Учреждений: базовый уровень / [Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянова, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

2. Психологические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы/автор-сост. М.А.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «КОСТА – СОЛНЦЕ ОСЕТИИ»

      Сложившись как мастер слова и кисти, Коста встал на защиту интересов обездоленных горцев, проповедуя свободу, братство и равенство народов....

Сценарий мероприятия на тему : "СПОРТ ПРОТИВ НАРКОТИКОВ"

Сценарий мероприятия на тему : "Спорт против наркотиков" . Пофилактика наркомании и негативных явлений в молодежной сфере. Популяризация и пропаганда здорового образа жизни....

Сценарий мероприятия по теме :«75-летию Великой Победы посвящается…»

Сценарий мероприятия по теме  :«75-летию Великой Победы посвящается…»...

Сценарий мероприятия на тему «Битва за Москву»

Сценарий мероприятия на тему«Битва за Москву»...

Сценарий мероприятия на тему: «День белых журавлей».

Сценарий мероприятия на тему «День белых журавлей». Цель: Воспитание патриотических чувств и гражданского самосознания детей и подростков....

Сценарий мероприятия на тему "Пасха"

Конспект занятия с конкурсами и викторинами....

Сценарий мероприятия на тему: «Положительные эмоции в жизни школьника».

Положительные эмоции в жизни школьника играют важную роль, так как они влияют на его психологическое состояние, успеваем...