программа сообщества "Лидер"
рабочая программа (6 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  1. ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ УЧЕБНОГО КУРСА

Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.

Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию “активная гражданская позиция” его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление “лидерских” качеств личности.

Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи “вожаки” всегда играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lider.docx51.88 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ № 49

Программа сообщества «Лидер»

Руководитель сообщества: Айшханова Н.Г.

г. Улан -Удэ

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ УЧЕБНОГО КУРСА

Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.

Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию “активная гражданская позиция” его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление “лидерских” качеств личности.

Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи “вожаки” всегда играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах

Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентноспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.

Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка курс занятий сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Для успешного профессионального и личного становления молодого человека в жизни важными являются не только приобретенные за годы учебы знания и навыки, но и умение применять эти знания на практике. Востребованные обществом и значимыми для молодого человека являются такие качества его личности, как: критичность мышления, активная жизненная позиция, высокий уровень коммуникативной культуры, инициативность, умение планировать свою деятельность, ориентированную на результат, умение работать в команде, умение выражать свои мысли, аргументировать свой выбор.

Программа "Основы лидерства" является попыткой комплексного подхода в формировании успешной, преуспевающей, социально активной личности. Она разработана в соответствии с концептуальной схемой современного образования: «ЗНАНИЯ+КОМПЕТЕНЦИИ+ЛИДЕРСТВО».

Программа дополнительного образования «Основы лидерства» адресована учащимся средних и старших классов и направлена на их личностное развитие. Курс призван помочь школьникам в развитии социальной активности, формировании универсальных коммуникационных умений и навыков.

3.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Возраст участников: средний и старший школьный возраст (11-16 лет). Программа рассчитана на 140 часов, охватывает два учебных года, 70 часов в год. Предлагаемая программа состоит из семи разделов.

Логика подачи материала в программе курса основана на принципе “от теории – к практике”. Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на лекционных занятиях, необходимо обязательно применить в практической деятельности для закрепления навыков организаторской деятельности, именно это умение – применить теорию к практике, станет критерием успешности прохождения данного курса.


4. ПРЕДМЕТНАЯ ЧАСТЬ

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Цель курса: Формирование у школьников навыков эффективного взаимодействия в команде, развития коммуникативных, лидерских качеств и активной жизненной позиции.

Задачи:

  • Образовательные: содействовать формированию лидерских качеств, навыков руководства, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии.
  • Развивающиеспособствовать развитию аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритичного отношения к себе.
  • Воспитательные: создать условия для нравственного становления учащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, создания благоприятного психологического климата, снижения уровня тревожности в детском коллективе.

Программа «Основы лидерства» позволяет добиться следующих результатов.

Личностных:

  • Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии;
  • Уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, понимание чувств других людей и сопереживания им;
  • Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;
  • Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;

Матапредметных:

  • Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
  • Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

В процессе освоения программы обучающиеся получат возможность формирования Универсальных Учебных Действий.

Универсальные учебные действия в программе группируются в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:

- действие смыслообразования (интерес, мотивация);

- действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);

- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- формирования желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника;

- личностная мотивация учебной деятельности;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного

поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных

условий.

Универсальные логические действия:

- имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

- использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели,

функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами

речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

- формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

- формирование умения работать в парах и малых группах;

- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

- учитывать позицию собеседника (партнера);

- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

- адекватно передавать информацию;

- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Программа состоит из 7 разделов, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга. Каждый раздел проиллюстрирован занятиями, в которых используются притчи, психотехнические упражнения, игры-тренинги, психодиагностические методики, приводятся рекомендации.

Первый раздел посвящен формированию у учащихся представлений об успешном человеке, адекватном восприятии окружающей действительности. Важным является то, что, школьникам прививается направленность на самопознание, формирование лидерских качеств, желание быть успешным в жизни и деятельности.

Второй раздел включает занятия по формированию у учащихся целей в жизни и активности в социальной среде. Важным является знакомство с технологией проектной деятельности, разработка социальных проектов и их реализация через волонтерское движение.

В третьем разделе представлены занятия, развивающие у школьников умения управлять своим временем. В динамичном и конкурентном мире человек, умеющий планировать, работать в условиях дефицита времени, справляться с огромными потоками информации и дел, несомненно, сможет руководить большими коллективами и территориями. Формирование навыков управления временем и планирования является важным качеством будущего лидера.

Четвертый раздел помогает развивать у школьников навыки позитивного межличностного взаимодействия, что является залогом успеха в любой профессиональной области. Особое место занимает формирование умений разрешать конфликтные ситуации и навыков бесконфликтного взаимодействия, что является одним из необходимых условий развития лидерских качеств.

Пятый раздел посвящен развитию у школьников мастерства публичного выступления. Представлены занятия не только по формированию умений строить выступления, но и на технику речи, что является важным звеном в имидже лидера.

В шестом разделе представлены занятия на формирование умений принимать решения и брать ответственность на себя. В то же время для лидера важным умением является умение создать команду и вдохновить ее на решение стоящих перед ней задач. Представленные в разделе практические занятия развивают у школьников эти умения на основе общечеловеческих ценностях.

Заключительный седьмой раздел объединяет предыдущие занятия на основе единой этической идее. Лидер и этика неотделимы друг от друга. Представленные в этом разделе занятия помогают школьникам примерить на себя роль лидера, сравнить свои личностные качества с качествами лидера, спроектировать план своего личностного развития в направлении достижения желаемых качеств на основе принятия общечеловеческих ценностей, стремления созидать и творить добро.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кол-во часов

1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ

1.1 Вводное занятие. Социальный договор участников программы.

Структура курса, методы и технологии реализации данного курса. Выявление ожидания учащихся по данному курсу. Притчи, как философия народной мудрости.

Базовые компетенции современного человека. Понятия «успешный человек», «лидер». Разработка социального договора.

1.2 Самодиагностика «Лидер ли я?»

Разработка рекомендаций по формированию качеств, необходимых успешному человеку.

Проведение тестирования участников программы (повторная диагностика проводится в конце вконце учебного года), диагностика личностных качеств учащихся. Анализ и выявление сильных и слабых сторон участников программы. Рекомендации по развитию качеств, необходимых успешному человеку, лидеру: умение управлять собой; осознание цели; умение решать проблемы; наличие творческого подхода; влияние на окружающих; знание правил организаторской работы; организаторские способности; умение работать с группой.

2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

2.1 Самооценка и саморазвитие.

Самооценка, определение понятия, проведение теста на определение самооценки. Заниженная и завышенная самооценка. Способы повышения самооценки. Адекватная самооценка.

2.2 Целеполагание. Мечты и планы

Значение цели в жизни человека. Различие мечты и цели. Правила постановки цели. Определение приоритетной области жизни. Составление индивидуальной диаграммы целей.

2.3 Эффект призмы и принципы, управляющие человеческой эффективностью

Понятие установки. Влияние установок на восприятие человеком ситуации. Сущность «эффекта призмы». Знакомство с основным принципом изменения ситуации. Определение принципов, управляющих человеческой эффективностью.

2.4 Навык и привычка. Навык проактивной личности

Влияние привычек на формирование характера человека. Навык, как базовая фундаментальная привычка. Введение понятий реактивной и проактивной личности. Конструкция реактивной и проактивной речи.

2.5 Понятие «социальный проект» и их видыСуть волонтёрского движения. Практическое занятие по разработке социального проекта

3. УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ

3.1 Тайм-менеджмент

Анкетирование «Эффективно ли вы используете время?». Анализ полученных данных. Ценность времени и денег, сравнение понятий. Важность тайм-менеджмента. Скрытые ресурсы и основные правила тайм-менеджмента: выполнение работы вовремя, выполнение сложной работы и правила экономии времени

3.2 Планирование

Первый закон Паркинсона. Правила выполнения работы в установленные сроки. Время недоступности. Планирование: основные принципа планирования. Похитители времени. Методика подготовки и проведения встреч

3.3 Практическое занятие по отработке техники планирования

4. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

4.1 Коммуникативные навыки. Вербальное и невербальное общение. Типы собеседников.

Вербальное и невербальное общение. Формальное и неформальное общение. Стратегия эффективной коммуникации. Навыки эффективного общения. Приемы и техники эффективного общения.

«Трудный собеседник» и «агрессивный собеседник»: разница понятий. Типология «трудных собеседников». Стратегии взаимодействия с представителями различных «проблемных категорий». «Плюсы» и «минусы» поведения разных категорий «трудных собеседников» для окружающих.

4.3 Межличностные отношения, коллектив. Конфликт. Основы конфликтологии.

Личность, группа, коллектив, межличностные отношения в коллективе. Межличностное взаимодействие. Формальный, неформальный коллектив, уровни развития коллектива. Стабильная команда, социальные командные роли. Личность и группа, стадии и стратегии вхождения в группу.

Конфликтные ситуации. Толерантность в общении. Формирование конфликтной компетентности учащихся и способности толерантного поведения. Эмоциональное общение. Диагностика сформированных методов решения конфликтов у участников программы – самотестирование: «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации», «Уровень конфликтности личности» (повторное тестирование проводится после тренингов. Сказки, как пример конфликта и его разрешения. Социально – психологические и межличностные причины конфликтов. Стадии конфликта. Виды конфликтов. Временные модели конфликтных реакций. Конфликтные типы личностей. Стили реагирования в конфликтных ситуациях. Тест К.Томаса «Стили разрешения конфликтов». Конструктивный и деструктивный способы выхода из конфликта. 9 способов изменить мнение людей, не вызывая обиды или негодования Дейла Карнеги. Рост личности через конфликт.

4.4 Пути разрешения конфликтных ситуаций

Стратегии поведения в конфликтах. Пути выхода их конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений. Варианты решения конфликта. Медиатор-посредник в конфликте. Интегрированное занятие «Конфликт и пути его преодоления» Ролевая игра «Сглаживание конфликтов». Отработка умения разрешать конфликтные ситуации. Тестирование.

5. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

5.1 Ораторское мастерство. Принципы, правила публичного выступления; структура выступления

Формирование понятия стратегии вербального воздействия коммуникатора на аудиторию. Определение публичного выступления. Знакомство с видами публичного выступления. Основные принципы, правила публичного выступления. Знакомство со структурой выступления, правилами подготовки текста выступления.

5.2 Правила подготовки к выступлению

Требования к внешнему виду выступающего. Приёмы установления контакта со слушателем. Виды контакта: зрительный, эмоциональный, вербальный, невербальный, содержательный. Приёмы управления вниманием слушателей. Методы и приёмы преодоления страха и волнения.

5.3 Техника речи. Упражнения для тренировки основных органов речи

Органы речи, речевой аппарат. Упражнения для тренировки основных органов речи.

5.4 Практические занятия по подготовке и проведению публичного выступления

6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

6.1 Решение как выбор альтернативы.

Природа процесса принятия решений. Интуитивные решения и решения, основанные на суждениях. Рациональные решения. Этапы принятия рационального решения. Условия оптимального решения. Стратегии поведения человека, стоящего перед необходимостью принять важное решение. Основные правила принятия решений. Принятие решения в группе

6.2 Практикум

Тренинги по командообразованию, по разработке и принятия решений в группе

6.3 Практикум

Моделирование ситуаций, позволяющих научиться делать выбор с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие общечеловеческие ценности, как «добро», «ответственность», «свобода», «выбор», «гражданственность».

7. ЭТИКА ЛИДЕРСТВА

7.1 Эффективно работающая команда

Создание командного видения и ориентация команды на достижение цели. Навыки уверенного поведения. Формирование и развитие команды. Постановка целей и планирование работы команды. Контроль достижений и мотивирование на достижения команды. Предоставление обратной связи и оценки команде. Управление решением задач и проблем в команде.

Знакомство с принципами формирования эффективно работающей команды, с основными принципами командной работы. Формирование умения и готовности понимать и принимать общие цели, сотрудничать, воспринимать мнения других, доверять друг другу. Создание команды с высоким уровнем внутригрупповой этики.

Основные принципы командной работы.

7.2 Лидер и команда. Лидерские качества

Целостность личности и комплексность свойств лидера. Структура личности лидера. Особенности психотипа, как предрасположенность к развитию личности. Плоскость психологических и плоскость этических особенностей личности лидера. Общественная ценность лидера – носителя нравственных установок. «Масштаб» лидера, логика и закономерности изменения масштаба.

Типы, виды лидерства, классификация лидеров. Модель лидерства. Ключевые лидерские качества, навыки и ступени становления лидеров. Стили лидерства.

7.3 Управленческая этика

Нормы, правила, принципы управленческой этики. Группы норм управления (нормы, связанные с процессом принятия решения и нормы, регулирующие процесс общения с подчинёнными и другими руководителями.). Развитие управленческой эффективности.

7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учителя

Ученика

Учебно-методические компоненты комплекса

Информационное обеспечение

Гильмутдинов А.Х., Сафина Э.Р Основы лидерства. Курс личностного развития старшеклассников. Методическое пособие для учителей.

Воспитай в себе лидера. Учебно-методическое пособие.

Мировая художественно-публицистическая литература , периодическая литература, толковые словари

Мировая художественно-публицистическая литература, периодическая литература, толковые словари

Алгоритмы деятельности

Практические занятия, выступления, обсуждения, диспуты, ролевые игры, экскурсии, встречи с успешными людьми

Практические занятия, выступления, обсуждения, диспуты, ролевые игры, экскурсии, встречи с успешными людьми

Контрольно-измерительные материалы

Тестовые задания, анкетирование

Тестовые задания, анкетирование

  • Учебный класс (стулья – 24 шт., столы – 12 шт., доска – 1шт.).
  • Стенд переносной – 1 шт.
  • Карточки с тестами “Я – лидер” – 15 шт.
  • “Лидер ли я?” – 15шт.
  • “Шары” – 15 шт.
  • Магнитофон – 1 шт.
  • Комплект дисков с записями современных мелодий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гильмутдинов А.Х., Сафина Э.Р Основы лидерства. Курс личностного развития старшеклассников. Методическое пособие для учителей, Казань, 2011год.
  2. Воспитай в себе лидера. Учебно-методическое пособие.Наб.Челны, МУ, «ИМЦ»-2010 год.
  3. Безопасные игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т. В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;
  4. Вачков И. В., Дербко С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2010.
  5. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб., 2008.
  6. Матвеев Б. Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2007г.
  7. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста: учебное пособие. – М.: Форум-Инфра-М, 2007.
  8. Савченко М. Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам». – М.: Вако, 2005г.
  9. Смекалова Е. М. Школа лидерства: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2007г.
  11. Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. - М.: Генезис, 2008г.
  12. Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой / авт.-сост. – Д. В. Рогаткин.- Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2006.

8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА» ВОСПИТАННИК НАУЧИТСЯ:

  • Использовать теоретические знания для анализа и решения проблем в коллективе;
  • Сотрудничать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками;
  • Самостоятельно организовывать творческую деятельность в рамках КТД;
  • Проявлять качества лидера в различных жизненных ситуациях.
  • осуществлять публичные выступления
  • планировать и организовывать своё время

Воспитанник получит возможность научиться:

  • Взаимодействовать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками в ходе реализации коллективных творческих проектов;
  • Выражать своё отношение к проблеме лидерства в коллективе.

В программе формируются следующие компетентности:

  • презентационная
  • познавательная
  • социальная

Благодаря прохождению программы старшеклассник:

  • определится со своей жизненной позицией, установит свое жизненное пространство;
  • научится преодолевать жизненные трудности и препятствия;
  • овладеет технологиями самоорганизации, самовоспитания, самовоспитания, самооценки;
  • научится жить, работать взаимодействовать в коллективе;
  • овладеет приемами и методами бесконфликтного общения;
  • усвоит законы лидерства, успеха; познакомится поближе с успешными людьми;
  • научится эффективно распределять свое время, с пользой проводить свой досуг.

Качество реализации программы состоит из 3-х уровней: высокого (80-100%), среднего (50-79%) и низкого (0-49%).

Высокий уровень (80-100%): умение бесконфликтно общаться со сверстниками и взрослыми людьми; организация и проведение социально значимых акций (мероприятий) для школьников начальных классов; разработка и реализация досуговых программ.

Средний уровень (50-79%): участие в проектной деятельности; участие в реализации досуговых программ; участие в социально значимых акциях (мероприятиях) для младших школьников; знание правил бесконфликтного общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Низкий уровень (0-49%): участие в мероприятиях школы; знание основ оформления стенного уголка; знание основ психологии и педагогики; частичное участие в реализации проектной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

Гимн программы «Основы лидерства»

1. Над Россией слышатся шаги,

Туфельки стучат и сапоги,

Детские сандалии, кеды и т.д.

У высотных зданий и тайги.

А куда наш следующий шаг?

Страшно, если мы шагнём не так.

Пусть нам всем шагается,

так как полагается

Только сердцу собственному в такт.

ПРИПЕВ:

По шире шаг (2 раза), Россия!

За нами блеск весёлых юных глаз

И сами мы, конечно, неплохие.

Идут за нами те, кто лучше нас!

2. Над Россией слышатся шаги,

Ты в пути ни шагом не солги.

Прямо – это здорово, но шагни в ту сторону,

Где услышишь чьё- то «Помоги!» .

Всё преодолей и не робей,

Если горы встрется, пробей!

Песню ты затягивай, но не перешагивай

Ни друзей, ни совести своей…

ПРИПЕВ:

Высказывания и афоризмы

(использованы материалы сайта www.wisdoms.ru)

К разделу «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ»

Кто стремится к великой цели, уже не должен думать о себе.

Тургенев И. С.

Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делающий его маяком для других.

Гегель Г.Ф.

Найдется ли кто-либо, кто, бросая целый день дротик, не попадет однажды в цель?

Цицерон

Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель.

Маркс К.

Человек вырастает по мере того, как растут его цели.

Шиллер Ф.

Чтобы привести в движение все свои силы, человеку нужно поместить впереди себя какую-нибудь благородную цель, способную его воодушевить.

Ренан Ж.

Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.

Бальзак О.

Давно называют свет бурным океаном, но счастлив, кто плывет с компасом.

Карамзин Н. М.

Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

Ф.М. Достоевский

Самый медлительный человек, если он только не теряет из виду цели, идет быстрее, чем тот, кто блуждает бесцельно.

Лессинг

Для достижения поставленной цели деловитость нужна не менее, чем знание.

Бомарше П.

Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны.

Ларошфуко

Быть на расстоянии какого-нибудь шага от цели или же совсем не приблизиться к ней — это, в сущности, одно и то же.

Лессинг

Привычка - вторая натура. 

Аристотель

Избери лучшее, а привычка сделает его приятным и легким.

Пифагор

Всегда трудно вырвать с корнем привычки, которые укрепило и организовало в нас время. 

Эмиль Дюркгейм

Вредная привычка, как мягкое кресло - сесть легко, а встать трудно. 

Неизвестный автор

Привычка есть привычка, ее не выбросишь за окошко, а можно только вежливенько, со ступеньки на ступеньку, свести с лестницы.

Марк Твен

Наша жизнь — путешествие, идея — путеводитель. Нет путеводителя, и все остановилось. Цель утрачена, и сил как не бывало.

Гюго В.

К разделу «УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ»

Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам; люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются.

Ларошфуко

Если ты причинил кому-либо обиду, то старайся ее исправить. Через признание ты получишь прощение, а если попытаешься из виноватого превратиться в правого, то только усугубишь собственную вину.

Пенн Вильям

Часто лучше не замечать обиду, чем мстить за нее.

Публий

Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок.

Конфуций

Надменный и упрямый делает все по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений.

Эзоп

Причина ошибки — незнание лучшего.

Демокрит

Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать ее.

Гёте И.

Люби истину, но будь снисходителен к заблуждениям.

Вольтер

Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими.

Руссо Ж. Ж.

Каждый убежден, что другие ошибаются, когда судят о нем, и что он не ошибается, когда судит о других.

Моруа А.

Есть люди, которые никогда не заблуждаются, потому что никогда не задаются никакими разумными мыслями.

Гёте И.

Истина есть дочь времени, а не авторитета.

Бэкон Ф.

Если сам прям, то всё исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.

Конфуций

Язык — лучший посредник для установления дружбы и согласия.

Эразм Роттердамский

Выпущенное слово не поймаешь.

Гораций

Слово — что камень: коли метнет его рука, то уж потом назад не воротишь...

Сервантес

Поддержать добрым словом человека, попавшего в беду, часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути: всего один дюйм отделяет катастрофу от плавного и безопасного движения по жизни.

Бигер

Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал.

Абу-лъ-Фарадж

Кто после разговора с вами бывает доволен собою и своим умом, тот и вами вполне доволен.

Лабрюйер Ж.

Если бы острое слово оставляло следы, мы бы все ходили перепачканные.

Шекспир У.

Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона.

Саади

Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать.

Плутарх

Душе израненной доброе слово — лекарство.

Менандр

Умение вести разговор — это талант.

Стендаль

Слова пустые сердца не облегчат.

Шиллер Ф.

Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие.

Лабрюйер Ж.

Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится.

Белинский В. Г.

Вежливость порождает и вызывает вежливость.

Эразм Роттердамский

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

Сервантес

Вежливость — это привычка приносить в жертву мелкие удобства.

Джефферсон Т.

Вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты.

Честерфилд Ф.

Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи.

Шоу Б.

Капля долбит камень не силою, а часто падая.

Джордано Бруно

Не гладок путь от земли к звездам.

Сенека

К разделу «ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ»

Слова подобны листьям: дерево, производящее их очень много, приносит очень мало плодов.

Поуп А.

Язык — одежда мыслей.

Джонсон С.

Полезнее наобум бросить камень, чем пустое слово.

Пифагор

Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь.

Цицерон

Ничего нельзя сказать такого, что не было бы сказано раньше.

Теренций

Злой язык — признак злого сердца.

Публий

Не произносить цветистых фраз, а говорить по существу.

Петроний

Металл узнается по звону, а человек — по слову.

Грасиан-и-Моралес

Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.

Толстой Л. Н.

Если ты дважды подумаешь, прежде чем один раз сказать, ты скажешь вдвое лучше.

Пейн Т.

Хорошо говорить — значит просто хорошо думать вслух.

Ренан Ж.

Произнесенное метко, все равно, что писанное, не вырубливается топором.

Гоголь Н.В.

Говорить не думая — все равно что стрелять не целясь.

Сервантес

Нужные слова в нужном месте — вот подлинное определение стиля.

Свифт Д.

Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое" впечатление.

Паскаль Блез

К разделу «ЭТИКА ЛИДЕРСТВА»

Для усердия и искусства нет ничего невыполнимого.

Джонсон С.

Любое препятствие преодолевается настойчивостью.

Леонардо да Винчи

Нам не пристало падать духом.

Цицерон

Раз начатое не может быть остановлено.

Цицерон

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Фонвизин Д. И.

Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.

Радищев А. Н.

Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание — Человек.

Паустовский К. Г.

Первая из самых демократических доктрин заключается в том, что все люди интересны.

Честертон Г.

Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и прочим, но худо не быть при этом человеком.

Белинский В. Г.

Всякий человек есть история, не похожая ни на какую другую.

Карлейль

Ни один по-настоящему великий человек никогда не считал себя великим.

Хэзлитт У.

Главное в человеке — это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи.

Достоевский Ф. М.


Притчи, которые могут быть использованы при подготовке

и проведению занятий

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
-Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде.

Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, шрам останется.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. 
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: 
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа аккуратно утоптанная дорожка.
На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит - а у соседа уже дорожка проложена.
На третий день снегу намело - по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок. А у соседа - дорожка уже ровная, прямая - просто загляденье!
В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:

- Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?
Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:
- Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

Однажды спросили у мудреца:

- Кто направил тебя на Путь?

Мудрец ответил:

- Пес. Однажды я увидел пса, почти умирающего от жажды и стоящего у края воды. Всякий раз, наклоняясь, он видел собственное отражение, пугался и отскакивал, потому что думал, что там другая собака. Но вот необходимость стала такой, что он отбросил страх и прыгнул в воду, и отражение исчезло. Пес обнаружил, что препятствие, которым был он сам, барьер между ним и тем, что он искал, исчез. Таким же образом исчезло и мое собственное препятствие.

Жил был мудрый царь Соломон. Но, не смотря на свою мудрость, жизнь его не была спокойной. И обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: "Помоги мне - очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я сильно подвержен страстям, и это очень мне мешает!"

На что Мудрец ответил: "Я знаю как помочь тебе. Надень это кольцо - на нем высечена фраза: "ЭТО ПРОЙДЕТ!" Когда тебе постигнет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись и она отрезвит тебя. В этом ты найдешь спасение от страстей!".

Шло время, Соломон последовал совету Мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент и однажды, как обычно взглянув на кольцо, он не успокоился, а наоборот - еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имелась какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: "И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ..." 

Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая, добрая речка.

Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидела, то ли еще что случилось.

Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела ее вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало ее своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно. «Что за глупые шутки?» — подумала она обиженно. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем.

Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя. 
Да, расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и... вышла из себя. Из берегов своих... Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше — до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка... И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосенок, конечно же, не нарочно упал в воду. Все понимает речка, а теперь — бесформенная мелкая огромная лужа. Все понимает, а вернуться не может... Сорвалась... Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет... Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода. 
Болото... Неверные кочки... Ползучие стебли... Страшные черные оконца... Болото...

А была речка. Была... Добрая, веселая лесная речка. Только вот из себя вышла... Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко... Очень.-Слишком даже...

Когда Творец закончил лепить человека, у него остался кусок неиспользованной глины и он спросил:

- Что тебе ещё дать?

- Дай мне счастье

- Ну, хорошо, протяни руку, - и положил на ладонь человека последний кусок глины, – дальше лепи сам.

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

- Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

   Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.

   Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

   Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

   Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

   И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.
   Карандаш понял и пообещал помнить об этом.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Если вы когда-нибудь были в цирке или в зоопарке, вас наверняка удивляло следующее: почему в вольере для слонов и старые слоны, ростом под шесть метров, и совсем маленькие слонята привязаны одинаковыми цепями к небольшому, вкопанному в землю столбику.

Кажется, что одинаково обращаться с такими разными животными совершенно нелогично. Конечно же, взрослого, крупного и сильного слона нужно привязывать более прочной и толстой цепью, чем маленького слоненка. Ведь при желании взрослый слон может просто уйти из вольера. Ему ничего не стоит выдернуть из земли столбик с цепью — для него это все равно, что для нас с вами сорвать цветок. А цепь он может порвать словно веревку.

Но здесь и кроется секрет. Взрослый слон давно забыл, что значит бороться за свободу. Давным-давно, когда он был маленьким, он понял, что, несмотря на все свои усилия, навсегда останется в клетке. И поэтому сейчас, превратившись в мощного и взрослого слона, который сильнее десяти человек, он верит, что всего лишь пленник — и даже не пытается бороться.

Слоненок, который все время брыкается и пытается разорвать цепь, еще не потерял воли к свободе и веры в то, что он добьется успеха.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ:

- Чем вы сами или кто-то другой похожи на слона или на слоненка?

- Что можно назвать «цепью», которой вы привязаны?

- Что произойдет, если вы освободитесь?

- Есть ли какие-то ситуации, в которых вы сдавались и отказывались от борьбы?

- Каковы ваши убеждения по поводу собственных способностей?

- Может быть, вам нужно изменить эти убеждения?

- Каким образом вы могли бы повысить свою мотивацию к достижениям?

Эпилог: «Слишком много людей ломаются, даже не подозревая о том, насколько близко к успеху они были в тот момент, когда упали духом».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...