Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
статья (5, 6, 7, 8 класс)

Пашина Альфия Ахатовна
Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке деятельности образовательного процесса. Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Цель внеурочной деятельности: создание условий для всестороннего развития личности обучающихся, их успешной социализации. Ведущее место среди методов, принадлежит сегодня методу проектов. Согласно стандарту под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение определенного периода в рамках имеющихся возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti_.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Пашина Альфия Ахатовна,

учитель технологии

Есина Ольга Ивановна

учитель изобразительного искусства

МБОУ «СОШ №5» г. Чистополь

Республики Татарстан

Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке деятельности образовательного процесса. Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Цель внеурочной деятельности: создание условий для всестороннего развития личности обучающихся, их успешной социализации. Ведущее место среди методов, принадлежит сегодня методу проектов. Согласно стандарту под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение определенного периода в рамках имеющихся возможностей.

«Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность действовать самостоятельно или в группе и получать результат. Таким образом, учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся – партнёров и педагога, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своих творческих способностей. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать достигнутый результат. Эго деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися, под руководством педагога. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создаётся автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы её решения.

Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведённые эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов; подводятся итоги, делаются выводы.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает её результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Проектная деятельность предполагает в основном самостоятельную работу учащихся. А вот организация этой работы - задача взрослого.  Чаще всего в школах предпочитают групповые проекты, так как в этом случае один педагог может работать с большим количеством детей.  

Творческие проектные мастерские представляют собой небольшие коллективы, состоящие из педагога-предметника, который становится руководителем данной мастерской, и учащихся (можно разновозрастных), которые выполняют различные проекты в одной предметной области. Члены творческой проектной мастерской в течение определенного времени работают каждый над своим проектом. При этом, встречаясь на занятиях творческих мастерских, они могут помогать друг другу и обмениваться информацией, учиться друг у друга и вместе осваивать технологию работы над проектом. Такая совместная работа взрослых и детей разного возраста, увлеченных схожими проблемами, создаёт интересную творческую атмосферу, позволяющую решать не только учебные, но и воспитательные задачи, способствует благоприятному психологическому климату в коллективе.  

Хочется привести пример организации творческой проектной мастерской «Рукотворный мир» в 1 – 11 классах МБОУ «СОШ №5» г. Чистополь. Организуют работу творческих проектных мастерских учителя  школьного методического объединения эстетического цикла: Пашина Альфия Ахатовна – учитель технологии, Есина Ольга Ивановна – учитель изобразительного искусства, Тимошкина Марина Владимировна – учитель музыки. Группа ребят выбирают тему проекта, собирают материал, выполняют эскизы, и сами изделия, демонстрируют их и в ходе всей этой работы каждый ребёнок может обратиться за помощью к любому педагогу.

На внеурочных занятиях по направлению «Проектная деятельность» нами была организована творческая проектная мастерская «Назад в прошлое». В течение учебного года мастерская работала над проектом «Татарстан: история и современность».

Работа над проектом начиналась с работы над темой, в процессе которой дети собирали самую разную информацию. Каждый ребёнок сам определял, чем именно он будет заниматься в рамках данной темы. В итоге у нас получились проекты:

  • «Сказочное превращение: татарский национальный костюм»
  • «В гости к бабушке» (старинные татарские блюда)
  • «Вперед в прошлое» (татарский орнамент)

Каждый проект был завершён, оставив у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Подобная работа необходима. Творческие проектные мастерские в школе как форма организации проектной деятельности позволяют учителю руководить проектной работой каждого учащегося индивидуально и одновременно обучать всех участников мастерской технологии проектной деятельности. Организация работы в форме творческих мастерских в значительной степени способствует установлению равноправных отношений учителя и учеников как единомышленников, коллег, занятых общим делом.

Мы пришли к выводу, что успешность в организации внеурочной деятельности во многом зависит от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от наличия в школе социальных партнеров, и конечно, от целенаправленного творческого взаимодействия учителей, учеников, родителей и других субъектов воспитания. Мы уверены, что только многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ребенка и привести к успешной социализации личности.

Литература:

1.Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации//Народное образование.- 2000.- №9- С. 177-180.

2.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2010.

3.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., ТишковВ.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России-М.: Просвещение, 2010.

4.Зеленина Е.Г. Одаренный ребенок: как его обучать и воспитывать?/ Е.Г.Зеленина// Воспитательная работа в школе.- 2010.- №8.- С.119-125

5. Ступницкая. М.А., Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября, 2012.

6.Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности//Вестник образования.- 2011.- №12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Статья написана в помощь учителям "Технологии" для огранизации и проведения внеклассной работы с учащимися 5-7 классов....

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Как ведется внеурочная деятельность в нашей школе. Что для этого предпринимается....

Организация внеурочной деятельности в условия реализации ФГОС основного общего образованиях

Выступление на методическом объединении учителей биологии и химии. Внеурочная деятельность в рамках дисциплин естественно-научного цикла....

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Программа организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся (с внешней рецензией).

Данный материал содержит титульный лист, паспорт и внешнюю рецензию на "Программу организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающи...