Интернет-зависимость. Причины, последствия, рекомендации
методическая разработка
Цель мероприятия: Профилактика эмоциональных и коммуникативных нарушений школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosp.mer_._internet-zavisimost._prichiny_posledstviya_rekomendatsii.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интернет-зависимость. Причины, последствия, рекомендации»
Выполнила: Любимцева Т.В.
Цель мероприятия: Профилактика эмоциональных и коммуникативных нарушений школьников.
Задачи:
1. Активизация размышлений о значимости здоровья и здорового образа жизни.
2. Расширение знаний о зависимостях.
3. Знакомство с основными причинами, признаками и последствиями интернет-зависимости.
4. Воспитание ответственного отношения к личному времени
5. Знакомство с правилами безопасного использования интернета.
6. Развитие навыков эффективного использования компьютера, интернета.
Возрастная категория учащихся: 15-16 лет.
Место проведения: учебная аудитория.
Форма мероприятия: беседа.
Оборудование: мультимедиа проектор.
План проведения мероприятия:
I. Вступительная беседа
1. Дискуссия о здоровье
2. Разговор о зависимостях
3. Обсуждение проблемы виртуальной зависимости
II. Интернет как источник зависимости
1. Признаки виртуальной зависимости
3. Проведение теста с учащимися «Являетесь ли Вы интернет-зависимым?»
4. Причины виртуальной зависимости
5. Расстройства личности как результат интернет-зависимости
6. Дискуссия: «Плюсы» и «минусы» Интернета
III. Правила безопасности
1. Зависимость – отказ от альтернатив
2. Рекомендации подросткам
3. Правила работы в Интернете
IV. Подведение итогов
Ход мероприятия.
Проблема для обсуждения: «Что такое здоровье? Какие факторы разрушают и сохраняют здоровье?». Ответы школьников фиксируются на доске.
Далее следует обобщающий рассказ учителя о здоровье с показом презентации:
Здоровье – состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Факторы, разрушающие физическое благополучие:
– болезни;
– зависимости;
– лень;
– неправильное питание;
– отсутствие чистоты и др.
Факторы, укрепляющие физическое благополучие:
– отсутствие вредных привычек и зависимостей;
– правильное питание;
– отсутствие болезней;
– гигиена;
– прививки;
– движение и труд и др.
Факторы, разрушающие психологическое благополучие:
– конфликты;
– нарушения в эмоциональной сфере;
– стрессы;
– плохой характер и др.
Факторы, укрепляющие психологическое благополучие:
– оптимизм;
– навыки бесконфликтного общения;
– умение справляться со стрессами;
– умение находиться «здесь и сейчас» и др.
ЗДОРОВЬЕ - это большой диалог с жизнью... Здоровье – это самое ценное, что мы имеем в своей жизни. Поэтому для сохранения своего здоровья стоит прикладывать максимальные усилия, ведь кроме того, что нам дает природа, мы просто обязаны создавать все необходимые условия для повышения иммунитета и выстраивания своего здоровья при соблюдении некоторых жизненных факторов. Спорт, правильная, сбалансированная диета и свежий воздух – это то, что должно наполнять жизнь каждого человека в течении каждого дня.
Здоровье – это то, как мы себя воспринимаем и чувствуем в этом мире, имея минимальные проблемы со здоровьем, мы приобретаем проблемы в карьере и личной жизни.
Считается, что здоровье во многом зависит от психологической составляющей. Внушая себе, что какое-то действие приведёт Вас к заболеванию – часто можно столкнуться именно с ожидаемым последствием. Уверенность в том, что правильный образ жизни соблюдается, порой важнее, чем истинное соблюдение нужного образа жизнедеятельности
Здоровье – это структура, обладающая множеством звеньев. Очень сложно определить, которое из них ослабело. Часто, будучи полностью уверенным в том, что мы знаем источник болезни – на самом деле направляем свои неправедные и неразумные действия на лечение совсем другого следствия. Здесь и возникает мысль о силе разума. Прислушаться к своему организму уже больному человеку довольно сложно. Предусмотреть самые страшные болезни возможность есть, хотя для этого придётся буквально от всего земного отречься, избегать малейших сквозняков, налаживать собственные датчики здоровья в нужный момент и т.д.
Проблема сохранения здоровья становится все более и более актуальной для большинства граждан нашей страны. Сидячий образ жизни, напряженная работа, желание доказать, что ты лучше или, во всяком случае, не хуже других, и вместе с тем неуверенность в завтрашнем дне, постоянные стрессы – все это отнюдь не способствует укреплению здоровья. Стремление расслабиться после работы, отдохнуть, но так, чтобы забыть о проблемах и окунуться в нирвану, на деле наносит лишь очередной удар по здоровью. Мы, которые бережно относимся к купленному в кредит автомобилю, сдуваем пылинки с новенькой мебели, гордимся тем, что купили джинсы в бутике, а не на рынке, относимся к своему здоровью так, будто у каждого из нас есть как минимум еще парочка такого здоровья в запасе.
2. Разговор о зависимостях
Задание: ребятам показываются фотографии, иллюстрации зависимостей и предлагается определить вид зависимости.
– Какие виды зависимостей вы знаете?
Ответы детей записываются и обобщаются в таблицу.
Виды зависимостей:
• Игровая (гемблинг);
• Виртуальная зависимость;
• Зависимость от другого человека;
• Зависимость от пищи;
• Наркотическая и алкогольная зависимость;
• Потребление (шоппингомания);
• Мобильная зависимость;
• Зависимость от социальных сетей;
• Зависимость от лекарств.
– Если быть придирчивым к формулировкам, можно сказать, что все мы от чего-то зависимы. Как минимум, в качестве существ, живущих на земле, мы зависимы от силы гравитации, от наличия кислорода, от определенного климата, от воды, еды, от различных факторов, обеспечивающих наше физическое выживание. В определенной мере человек зависит от социума, в котором живет. Он вынужден учитывать и его наличие, потому что «жить в обществе и быть полностью свободным от общества нельзя».
Но это все зависимости, естественные. А есть зависимости, которые часто называют патологическими. Это – зависимости, ограничивающие нашу свободу и негативно влияющие на здоровье (вспомним определение здоровья). И вот тут проходит очень тонкая грань – где заканчивается, к примеру, привязанность к кому-то или к чему-то, увлечение кем-то или чем-то и начинается болезненная, патологическая зависимость.
О зависимости можно говорить тогда, когда человек ничем другим заниматься не может и не хочет, несмотря на то, что от излишних доз самого занятия тоже испытывает определенный дискомфорт. Основное отличие зависимости от увлечения – она мешает жить, и, в первую очередь, самому человеку, а не только его окружению.
3. Обсуждение проблемы виртуальной зависимости
«Киберпространство – это согласованная галлюцинация, которую каждый день испытывают миллиарды» (Уильям Гибсон).
Задание: детям предлагается подобрать ассоциации к слову «компьютер» (необходимость, жизнь, паутина и др.). Через анализ ассоциаций психолог (или педагог) может выйти на тему виртуальной зависимости, вытесняющей реальную жизнь.
II. Интернет как источник зависимости
1. Рассказ об истории Интернета
Задание: кому-то из учеников предлагается заранее самостоятельно ознакомиться с историей развития Интернета и сделать доклад для всего класса. Другой ученик озвучивает материал об известных людях, внесших свой вклад в развитие компьютерной сети.
Общие сведения: Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей ПК. Интернет постепенно становится основным средством корпоративного общения, уступая пока телефону. Когда два или более компьютеров связывают постоянным соединением для обмена данными, говорят о создании компьютерной сети.
По Интернету происходит поиск информации, рассылаются пресс-релизы, устраиваются конференции, выставки, интервью и т.д. Обычный, «домашний» пользователь имеет все шансы по Интернету не только заказать любой товар с доставкой на дом или узнать погоду, но и познакомиться, пообщаться. Некоторым даже удается вступить в брак в результате знакомства по Интернету.
Сегодня Интернет не охватывает только несколько стран Африки и Восточной Азии. Количество машин в Интернете – около 20 млн., количество пользователей – в 5–10 раз больше.
2. Признаки виртуальной зависимости
Рассказ учителя:
- От практикующих психиатров все чаще поступают данные об увеличении количества пациентов, основные жалобы которых связаны с влиянием Интернета. В августе 1999 г. примерно 83 млн. американцев были подключены к Интернету, и это число неуклонно растет. В 2000 г. оно выросло уже на 12 млн. Вместе с возрастающей популярностью Интернета должно увеличиться количество больных, что может оказаться серьезной проблемой для общества, тогда как о методах лечения и о природе болезни пока известно очень мало.
Компьютерная зависимость – это далеко не только навязчивая игра в компьютерные игры («стрелялки» – Doom, Quake, Unreal и др.). «Интернет-зависимость» – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.
Некоторые признаки виртуальной зависимости:
• Пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в Сети.
• Навязчивая потребность в Сети – игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.
• Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.
Доктор Маресса Гехт Орзак, директор службы компьютерного привыкания клиники McLean Гарвардского университета (США), выделила ряд психологических и физических симптомов, характерных для интернет-зависимости.
Психологические симптомы:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- невозможность остановиться;
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
- пренебрежение семьей и друзьями;
- ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером;
- ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
- проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
- синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
- сухость в глазах;
- головные боли по типу мигрени;
- боли в спине;
- нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
- пренебрежение личной гигиеной;
- расстройства сна, изменение режима сна.
Согласно исследованиям доктора Кимберли С. Янг, профессора психологии Питтсбургского университета в Брэдфорде (США), опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:
- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
- предвкушение следующего онлайнового сеанса;
- увеличение времени, проводимого в онлайновом сеансе;
- увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.
3. Проведение теста с учащимися «Являетесь ли Вы интернет-зависимым?»
Доктор Кимберли С. Янг разработала краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета:
- Чувствуете ли вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли вы о предыдущих онлайновых сеансах и предвкушаете ли последующие)?
- Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?
- Предпринимались ли вами или вашими родственниками безуспешные по пытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?
- Чувствуете ли вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?
- Находитесь ли вы в онлайновом режиме больше, чем предполагали?
- Были ли у вас случаи, когда вы рисковали получить проблемы в учебе или в личной жизни из-за Интернета?
- Случалось ли вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети?
- Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?
Пациент считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.
4. Причины виртуальной зависимости
– Как думаете, в чем причина такого поведения?
Влечение к Интернету развивается благодаря четырем главным факторам:
• доступность разнообразной информации;
• широкая интерактивность, постоянное общение;
• персональный контроль за информацией о себе, позволяющий создавать определенный «образ»;
• анонимность передаваемой информации.
5. Расстройства личности как результат интернет-зависимости
Поглощенность Интернетом влияет на появление расстройств в поведении человека.
Вот некоторые из них:
1. Ложь и даже совершение криминальных действий типа просмотра и скачивания непристойных видеоматериалов (порнография и др.).
2. Уход от реального мира с его эмоциональными проблемами (например, стресс, депрессия, беспокойство) или же от простых жизненных сложностей (обилие работы, проблемы в учебе, расстройства в семье). Мгновенное бегство в фантастический мир – здесь Интернет служит поддержкой для привыкания, за которым следует:
– ухудшение настроения;
– психологические разногласия с окружающими.
Вначале зависимость проявляется в том, что вместо занятий такими обычными делами, как стирка, стрижка газона или посещение магазинов, люди сидят перед компьютером. Повседневные заботы игнорируются. Виртуальный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортнее, чем в реальной жизни, создает угрозу для успешности в реальной жизни.
3. Отдаление людей, сужение социальных контактов. Это выражается в усилении стереотипности поведения. Всякая кибер-зависимость негативно влияет на внутрисемейные отношения и стабильность семьи как таковой (у школьников приводит к конфликтам с родителями, у взрослых заканчивается разводом).
4. Возникают серьезные проблемы с учебой, потому что школьники или студенты посещают не относящиеся делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют с знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовкой к экзаменам.
5. Низкий контроль за количеством времени, проведенного в Сети. В результате нарушается режим, сон.
Учитель показывает слайды с интересными фактами о виртуальной зависимости и зависимости от компьютерных игр.
6. Дискуссия: «Плюсы» и «минусы» Интернета
Задание: класс поделен на 2 микрогруппы, им предлагается самим подумать и перечислить положительные и отрицательные стороны Интернета.
Положительные моменты Интернета:
– развитие технического прогресса;
– доступ к разнообразной информации;
– доступность и легкость покупок.
Отрицательные моменты Интернета:
– широкие знакомства – зависимость;
– теряется навык реального общения;
– портится язык (словарный запас);
– меняются цели человека;
– виртуальная реальность замещает действительную.
III. Правила безопасности
1. Зависимость – отказ от альтернатив
Задание: сначала предлагается самостоятельная работа по группам. Школьникам необходимо обозначить «жертвы» виртуальной зависимости и правила работы в Интернете.
Злоупотребление Интернетом ведет к негативным последствиям:
• к социальной изоляции;
• к усиливающейся депрессии;
• к распаду близких отношений, семьи;
• к неудачам в учебе;
• к финансовому неблагополучию и к потере работы (в перспективе).
– Зависимость – это особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь. Вначале – удовольствие и наслаждение. Однако через некоторое время наслаждение начинает требовать все больше сил, времени и быстро поглощает всю жизнь человека. Это неизбежно заставляет страдать как его самого, так и окружающих его людей.
Противоположностью зависимости является независимость – понятие, тождественное свободе. Свобода для человека – это свобода выбора между самовыражением и рабством зависимости. Свобода выбора присутствует только в случае самовыражения. Поэтому выбор себя и назван свободным. В случае предпочтения зависимости человек лишается любых альтернатив.
2. Рекомендации подросткам
1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершеннее.
2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.
3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, – нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
8. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.
9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.
3. Правила работы в Интернете
В конце занятия школьникам раздаются памятки, которые они изучают самостоятельно и потом озвучивают в классе:
1. Не разглашать всю личную информацию (имя, адрес, номер телефона, адрес электронной почты, номер школы, ФИО родителей).
2. Использовать трудноопределимые экранные имена.
3. Не оставлять в Интернете информацию о кредитных картах.
4. Не доверять незнакомцам. В Интернете каждый человек может прикинуться не тем, кто он есть на самом деле.
IV. Подведение итогов
- Каковы основные причины и признаки интернет-зависимости?
- Каковы последствия виртуальной зависимости?
- С какими правилами безопасной работы в интернете вы познакомились сегодня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФЕНОМЕН «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ. ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Мир не стоит на месте, жизнь человечества за последние несколько десятилетий коренным образом изменилась: научно-технический прогресс существенно облегчил нашу ...
Причины, последствия и оценка установления диктатуры и единовластия И.В. Сталина, причины репрессий.
Технологическая карта к уроку по ИКС в 11 кл....
Интернет-зависимость: понятие, виды, симптомы, стадии и причины развития, лечение и профилактика
Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянн...
Занятие по профилактике компьютерной и интернет зависимости «Вне зависимости»
Задачи: 1) Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютерной, интернет – зависимости; 2) Формировать положительное отношение к живому общению. 3) Побужда...
Технологическая карта урока «Причины, последствия и оценка установления диктатуры и единовластия И.В. Сталина, причины репрессий»
Технологическая карта урока...
10 рекомендаций по преодолению интернет- зависимости у ребенка
Советы психолога родителям ребенка школьного возраста...
Интернет-зависимость: рекомендации психолога родителям подростков.
Интернет и компьютерные игры способствуют выработке дофамина - гормона радости. Однако если его слишком много, это может негативно повлиять на мозг. Согласно данным исследования, головной мозг подрост...