Интернет-зависимость. Причины, последствия, рекомендации
методическая разработка

Любимцева Татьяна Вячеславовна

Цель мероприятия: Профилактика эмоциональных и коммуникативных нарушений школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Интернет-зависимость. Причины, последствия, рекомендации»

                                                               

Выполнила: Любимцева Т.В.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


Цель мероприятия: Профилактика эмоциональных и коммуникативных нарушений школьников.

Задачи:

1. Активизация размышлений о значимости здоровья и здорового образа жизни.

2. Расширение знаний о зависимостях.

3. Знакомство с основными причинами, признаками и последствиями интернет-зависимости.

4. Воспитание ответственного отношения к личному времени

5. Знакомство с правилами безопасного использования интернета.

6. Развитие навыков эффективного использования компьютера, интернета.

Возрастная категория учащихся: 15-16 лет.

Место проведения: учебная аудитория.

Форма мероприятия: беседа.

Оборудование: мультимедиа проектор.

  План проведения мероприятия:

I. Вступительная беседа

1. Дискуссия о здоровье

2. Разговор о зависимостях

3. Обсуждение проблемы виртуальной зависимости

II. Интернет как источник зависимости

1. Признаки виртуальной зависимости

3. Проведение теста с учащимися «Являетесь ли Вы интернет-зависимым?»

4. Причины виртуальной зависимости

5. Расстройства личности как результат интернет-зависимости

6. Дискуссия: «Плюсы» и «минусы» Интернета

III. Правила безопасности

1. Зависимость – отказ от альтернатив

2. Рекомендации подросткам

3. Правила работы в Интернете

IV. Подведение итогов

Ход мероприятия.

Проблема для обсуждения: «Что такое здоровье? Какие факторы разрушают и сохраняют здоровье?». Ответы школьников фиксируются на доске.

Далее следует обобщающий рассказ учителя о здоровье с показом презентации:

 Здоровье – состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Факторы, разрушающие физическое благополучие:

– болезни;

– зависимости;

– лень;

– неправильное питание;

– отсутствие чистоты и др.

Факторы, укрепляющие физическое благополучие:

– отсутствие вредных привычек и зависимостей;

– правильное питание;

– отсутствие болезней;

– гигиена;

– прививки;

– движение и труд и др.

Факторы, разрушающие психологическое благополучие:

– конфликты;

– нарушения в эмоциональной сфере;

– стрессы;

– плохой характер и др.

Факторы, укрепляющие психологическое благополучие:

– оптимизм;

– навыки бесконфликтного общения;

– умение справляться со стрессами;

– умение находиться «здесь и сейчас» и др.

ЗДОРОВЬЕ - это большой диалог с жизнью... Здоровье – это самое ценное, что мы имеем в своей жизни. Поэтому для сохранения своего здоровья стоит прикладывать максимальные усилия, ведь кроме того, что нам дает природа, мы просто обязаны создавать все необходимые условия для повышения иммунитета и выстраивания своего здоровья при соблюдении некоторых жизненных факторов. Спорт, правильная, сбалансированная диета и свежий воздух – это то, что должно наполнять жизнь каждого человека в течении каждого дня.

Здоровье – это то, как мы себя воспринимаем и чувствуем в этом мире, имея минимальные проблемы со здоровьем, мы приобретаем проблемы в карьере и личной жизни.

Считается, что здоровье во многом зависит от психологической составляющей. Внушая себе, что какое-то действие приведёт Вас к заболеванию – часто можно столкнуться именно с ожидаемым последствием. Уверенность в том, что правильный образ жизни соблюдается, порой важнее, чем истинное соблюдение нужного образа жизнедеятельности

Здоровье – это структура, обладающая множеством звеньев. Очень сложно определить, которое из них ослабело. Часто, будучи полностью уверенным в том, что мы знаем источник болезни – на самом деле направляем свои неправедные и неразумные действия на лечение совсем другого следствия. Здесь и возникает мысль о силе разума. Прислушаться к своему организму уже больному человеку довольно сложно. Предусмотреть самые страшные болезни возможность есть, хотя для этого придётся буквально от всего земного отречься, избегать малейших сквозняков, налаживать собственные датчики здоровья в нужный момент и т.д.

Проблема сохранения здоровья становится все более и более актуальной для большинства граждан нашей страны. Сидячий образ жизни, напряженная работа, желание доказать, что ты лучше или, во всяком случае, не хуже других, и вместе с тем неуверенность в завтрашнем дне, постоянные стрессы – все это отнюдь не способствует укреплению здоровья. Стремление расслабиться после работы, отдохнуть, но так, чтобы забыть о проблемах и окунуться в нирвану, на деле наносит лишь очередной удар по здоровью. Мы, которые бережно относимся к купленному в кредит автомобилю, сдуваем пылинки с новенькой мебели, гордимся тем, что купили джинсы в бутике, а не на рынке, относимся к своему здоровью так, будто у каждого из нас есть как минимум еще парочка такого здоровья в запасе.

2. Разговор о зависимостях

Задание: ребятам показываются фотографии, иллюстрации зависимостей и предлагается определить вид зависимости.

– Какие виды зависимостей вы знаете?

Ответы детей записываются и обобщаются в таблицу.

 Виды зависимостей:

• Игровая (гемблинг);

• Виртуальная зависимость;

• Зависимость от другого человека;

• Зависимость от пищи;

• Наркотическая и алкогольная зависимость;

• Потребление (шоппингомания);

• Мобильная зависимость;

• Зависимость от социальных сетей;

• Зависимость от лекарств.

– Если быть придирчивым к формулировкам, можно сказать, что все мы от чего-то зависимы. Как минимум, в качестве существ, живущих на земле, мы зависимы от силы гравитации, от наличия кислорода, от определенного климата, от воды, еды, от различных факторов, обеспечивающих наше физическое выживание. В определенной мере человек зависит от социума, в котором живет. Он вынужден учитывать и его наличие, потому что «жить в обществе и быть полностью свободным от общества нельзя».

Но это все зависимости, естественные. А есть зависимости, которые часто называют патологическими. Это – зависимости, ограничивающие нашу свободу и негативно влияющие на здоровье (вспомним определение здоровья). И вот тут проходит очень тонкая грань – где заканчивается, к примеру, привязанность к кому-то или к чему-то, увлечение кем-то или чем-то и начинается болезненная, патологическая зависимость.

О зависимости можно говорить тогда, когда человек ничем другим заниматься не может и не хочет, несмотря на то, что от излишних доз самого занятия тоже испытывает определенный дискомфорт. Основное отличие зависимости от увлечения – она мешает жить, и, в первую очередь, самому человеку, а не только его окружению.

3. Обсуждение проблемы виртуальной зависимости

«Киберпространство – это согласованная галлюцинация, которую каждый день испытывают миллиарды» (Уильям Гибсон).

Задание: детям предлагается подобрать ассоциации к слову «компьютер» (необходимость, жизнь, паутина и др.). Через анализ ассоциаций психолог (или педагог) может выйти на тему виртуальной зависимости, вытесняющей реальную жизнь.

II. Интернет как источник зависимости

1. Рассказ об истории Интернета

Задание: кому-то из учеников предлагается заранее самостоятельно ознакомиться с историей развития Интернета и сделать доклад для всего класса. Другой ученик  озвучивает материал об известных людях, внесших свой вклад в развитие компьютерной сети.

Общие сведения: Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей ПК. Интернет постепенно становится основным средством корпоративного общения, уступая пока телефону. Когда два или более компьютеров связывают постоянным соединением для обмена данными, говорят о создании компьютерной сети.

По Интернету происходит поиск информации, рассылаются пресс-релизы, устраиваются конференции, выставки, интервью и т.д. Обычный, «домашний» пользователь имеет все шансы по Интернету не только заказать любой товар с доставкой на дом или узнать погоду, но и познакомиться, пообщаться. Некоторым даже удается вступить в брак в результате знакомства по Интернету.

Сегодня Интернет не охватывает только несколько стран Африки и Восточной Азии. Количество машин в Интернете – около 20 млн., количество пользователей – в 5–10 раз больше.

2. Признаки виртуальной зависимости

Рассказ учителя:

- От практикующих психиатров все чаще поступают данные об увеличении количества пациентов, основные жалобы которых связаны с влиянием Интернета. В августе 1999 г. примерно 83 млн. американцев были подключены к Интернету, и это число неуклонно растет. В 2000 г. оно выросло уже на 12 млн. Вместе с возрастающей популярностью Интернета должно увеличиться количество больных, что может оказаться серьезной проблемой для общества, тогда как о методах лечения и о природе болезни пока известно очень мало.

Компьютерная зависимость – это далеко не только навязчивая игра в компьютерные игры («стрелялки» – Doom, Quake, Unreal и др.). «Интернет-зависимость» – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.

 Некоторые признаки виртуальной зависимости:

• Пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в Сети.

• Навязчивая потребность в Сети – игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.

• Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

Доктор Маресса Гехт Орзак, директор службы компьютерного привыкания клиники McLean Гарвардского университета (США), выделила ряд психологических и физических симптомов, характерных для интернет-зависимости.

Психологические симптомы:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  • невозможность остановиться;
  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • пренебрежение семьей и друзьями;
  • ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером;
  • ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
  • проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

  • синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
  • сухость в глазах;
  • головные боли по типу мигрени;
  • боли в спине;
  • нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • расстройства сна, изменение режима сна.

Согласно исследованиям доктора Кимберли С. Янг, профессора психологии Питтсбургского университета в Брэдфорде (США), опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • предвкушение следующего онлайнового сеанса;
  • увеличение времени, проводимого в онлайновом сеансе;
  • увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.

3. Проведение теста с учащимися «Являетесь ли Вы интернет-зависимым?»

 Доктор Кимберли С. Янг разработала краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета:

  1. Чувствуете ли вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли вы о предыдущих онлайновых сеансах и предвкушаете ли последующие)?
  2. Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?
  3. Предпринимались ли вами или вашими родственниками безуспешные по пытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?
  4. Чувствуете ли вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?
  5. Находитесь ли вы в онлайновом режиме больше, чем предполагали?
  6. Были ли у вас случаи, когда вы рисковали получить проблемы в учебе или в личной жизни из-за Интернета?
  7. Случалось ли вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети?
  8. Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?

Пациент считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.

4. Причины виртуальной зависимости 

– Как думаете, в чем причина такого поведения?

Влечение к Интернету развивается благодаря четырем главным факторам:

• доступность разнообразной информации;

• широкая интерактивность, постоянное общение;

• персональный контроль за информацией о себе, позволяющий создавать определенный «образ»;

• анонимность передаваемой информации.

5. Расстройства личности как результат интернет-зависимости

Поглощенность Интернетом влияет на появление расстройств в поведении человека.

Вот некоторые из них:

1. Ложь и даже совершение криминальных действий типа просмотра и скачивания непристойных видеоматериалов (порнография и др.).

2. Уход от реального мира с его эмоциональными проблемами (например, стресс, депрессия, беспокойство) или же от простых жизненных сложностей (обилие работы, проблемы в учебе, расстройства в семье). Мгновенное бегство в фантастический мир – здесь Интернет служит поддержкой для привыкания, за которым следует:

– ухудшение настроения;

– психологические разногласия с окружающими.

Вначале зависимость проявляется в том, что вместо занятий такими обычными делами, как стирка, стрижка газона или посещение магазинов, люди сидят перед компьютером. Повседневные заботы игнорируются. Виртуальный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортнее, чем в реальной жизни, создает угрозу для успешности в реальной жизни.

3. Отдаление людей, сужение социальных контактов. Это выражается в усилении стереотипности поведения. Всякая кибер-зависимость негативно влияет на внутрисемейные отношения и стабильность семьи как таковой (у школьников приводит к конфликтам с родителями, у взрослых заканчивается разводом).

4. Возникают серьезные проблемы с учебой, потому что школьники или студенты посещают не относящиеся делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют с знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовкой к экзаменам.

5. Низкий контроль за количеством времени, проведенного в Сети. В результате нарушается режим, сон.

Учитель показывает слайды с интересными фактами о виртуальной зависимости и зависимости от компьютерных игр.

6. Дискуссия: «Плюсы» и «минусы» Интернета

Задание: класс поделен на 2 микрогруппы, им предлагается самим подумать и перечислить положительные и отрицательные стороны Интернета.

 Положительные моменты Интернета:

– развитие технического прогресса;

– доступ к разнообразной информации;

– доступность и легкость покупок.

Отрицательные моменты Интернета:

– широкие знакомства – зависимость;

– теряется навык реального общения;

– портится язык (словарный запас);

– меняются цели человека;

– виртуальная реальность замещает действительную.

III. Правила безопасности

1. Зависимость – отказ от альтернатив

Задание: сначала предлагается самостоятельная работа по группам. Школьникам необходимо обозначить «жертвы» виртуальной зависимости и правила работы в Интернете.

Злоупотребление Интернетом ведет к негативным последствиям:

• к социальной изоляции;

• к усиливающейся депрессии;

• к распаду близких отношений, семьи;

• к неудачам в учебе;

• к финансовому неблагополучию и к потере работы (в перспективе).

– Зависимость – это особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь. Вначале – удовольствие и наслаждение. Однако через некоторое время наслаждение начинает требовать все больше сил, времени и быстро поглощает всю жизнь человека. Это неизбежно заставляет страдать как его самого, так и окружающих его людей.

Противоположностью зависимости является независимость – понятие, тождественное свободе. Свобода для человека – это свобода выбора между самовыражением и рабством зависимости. Свобода выбора присутствует только в случае самовыражения. Поэтому выбор себя и назван свободным. В случае предпочтения зависимости человек лишается любых альтернатив.

2. Рекомендации подросткам

1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершеннее.

2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.

3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!

4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, – нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

8. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.

9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.

3. Правила работы в Интернете

В конце занятия школьникам раздаются памятки, которые они изучают самостоятельно и потом озвучивают в классе:

1. Не разглашать всю личную информацию (имя, адрес, номер телефона, адрес электронной почты, номер школы, ФИО родителей).

2. Использовать трудноопределимые экранные имена.

3. Не оставлять в Интернете информацию о кредитных картах.

4. Не доверять незнакомцам. В Интернете каждый человек может прикинуться не тем, кто он есть на самом деле.

IV. Подведение итогов

 - Каковы основные причины и признаки интернет-зависимости?

 - Каковы последствия виртуальной зависимости?

- С какими правилами безопасной работы в интернете вы познакомились сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФЕНОМЕН «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ. ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

       Мир не стоит на месте, жизнь человечества за последние несколько десятилетий коренным образом изменилась: научно-технический прогресс существенно облегчил нашу ...

Интернет-зависимость: понятие, виды, симптомы, стадии и причины развития, лечение и профилактика

Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянн...

Занятие по профилактике компьютерной и интернет зависимости «Вне зависимости»

Задачи: 1) Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютерной, интернет – зависимости; 2) Формировать положительное отношение к живому общению. 3) Побужда...

10 рекомендаций по преодолению интернет- зависимости у ребенка

Советы психолога родителям ребенка школьного возраста...

Интернет-зависимость: рекомендации психолога родителям подростков.

Интернет и компьютерные игры способствуют выработке дофамина - гормона радости. Однако если его слишком много, это может негативно повлиять на мозг. Согласно данным исследования, головной мозг подрост...