Интернет-зависимость: рекомендации психолога родителям подростков.
консультация
Интернет и компьютерные игры способствуют выработке дофамина - гормона радости. Однако если его слишком много, это может негативно повлиять на мозг. Согласно данным исследования, головной мозг подростка, который проводит за видеоиграми более трех часов в день, схож с мозгом химически зависимого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
internet-zavisim.docx | 82.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Интернет-зависимость:
рекомендации психолога родителям подростков
Интернет и компьютерные игры способствуют выработке дофамина — гормона радости. Однако если его слишком много, это может негативно повлиять на мозг. Согласно данным исследования, головной мозг подростка, который проводит за видеоиграми более трёх часов в день, схож с мозгом химически зависимого человека. Но ведь всё равно дети большую часть времени так или иначе проводят онлайн. Поэтому часто можно услышать фразу в адрес подростка: «Да у тебя же интернет-зависимость!» Хотя по данным российских исследований, настоящая зависимость от интернета наблюдается у 5% людей, у остальных же — «чрезмерная увлечённость».
Признаки истинной интернет-зависимости таковы:
- потеря контроля над временем пребывания в сети и своим поведением;
- синдром отмены (отсутствие доступа в интернет вызывает сильные отрицательные эмоциональные проявления и физическое недомогание);
- потеря чувства реальности (интернет становится важнее других жизненных сфер).
Поскольку интернет является важной частью жизни человека, надо помочь подростку сформировать к нему адекватное отношение, научить использовать максимально эффективно без вреда для себя и без потерь в реальной жизни. К слову, важнейшей мерой профилактики интернет-зависимости является развитие воли. Начинать необходимо в дошкольном или хотя бы младшем школьном возрасте. Потом это поможет подростку лучше контролировать своё пребывание в интернете.
Когда же нужно начинать беспокоиться? Если ради интернета ребёнок пренебрегает сном, полноценным отдыхом и питанием, реальным общением, увлечениями, учёбой, обязанностями. Если его настроение сильно зависит от возможности быть онлайн.
Важно показать подростку, что вы не против его увлечения, поддерживаете его, но хотите помочь ему раскрыть свои способности и сделать жизнь ещё лучше и ярче. Родителям важно понять, что можно сделать, чтобы приблизить реальный образ подростка к желаемому, с которым он экспериментирует в соцсетях.
Чтобы упорядочить интернет-активность, избежать многих недоразумений и развить дисциплинированность, необходимы семейные правила.
Они должны быть:
- сформулированными до, а не после;
- позитивными, без отрицания и частицы не;
- чёткими (что, где, когда, сколько?);
- принятыми и зафиксированными после совместного обсуждения;
- гибкими и с возможностью пересмотра и изменения;
- соблюдаемыми всеми членами семьи без исключения.
Чего делать точно не стоит:
- использовать гаджет как средство успокоения или развлечения маленького ребёнка, вместо этого подойдет игра, книга, раскраска;
- использовать гаджет в качестве поощрения или наказания (подумайте, какую ценность и какое отношение к интернету и разным девайсам вы передаёте таким образом);
- оставлять своего ребёнка без внимания, не интересоваться его делами;
- слишком контролировать (в этом случае интернет будет восприниматься как единственная возможность свободы);
- чрезмерно занимать подростка (опять-таки, в интернете он сможет хоть немного передохнуть между уроками музыки, иностранного языка, робототехники и бальных танцев);
- нарушать установленные правила.
Как предупредить развитие или уменьшить
чрезмерную увлечённость интернетом?
- Устраивайте регулярные физминутки. Не каждый подросток согласится выполнять простую гимнастику для глаз и лёгкие физические упражнения в перерыве между интернет-сессиями, но предложить такой вариант стоит. Часто вполне достаточно просто пройтись до кухни, протереть пыль, полить цветы, сделать приседания или отжаться 10 раз.
- Договоритесь, что подросток будет ставить себе цель пребывания в интернете и даже план её достижения. Как только цель достигнута, необходимо выйти из интернета.
- Подростку может показаться интересным вести дневник своей интернет-активности. Проанализировав записи, он сможет попробовать понять причины затяжного пребывания в интернете. Поняв причины и потребности, можно вместе найти альтернативы в реальности. Вполне возможно, что альтернативы со временем превратятся в любимое хобби.
- В тяжёлых случаях не стоит пренебрегать внешним контролем. И это не внимательный взгляд родителя или бабушки. Существует множество программ и приложений, которые можно установить на компьютер и телефон. С их помощью можно контролировать действия в интернете или на определённых сайтах.
- Показывайте пример своим поведением. Если взрослый проводит часы напролёт в интернете, листая ленту новостей в фейсбуке, то у подростка возникнет вопрос, почему он должен ограничивать себя и соблюдать правила, почему взрослому можно, а ему нельзя. Высказывайте мнение относительно «накрутки» и покупки «лайков», обсуждайте актуальные интернет-тенденции, развивайте критическое отношение к получаемой информации.
- Устраивайте дни без интернета. Всей семьёй. Замените его чем-то увлекательным: отправьтесь гулять в незнакомое место в городе, сходите на пикник или спортивный праздник, играйте в настольные игры, читайте, а главное — просто разговаривайте, рассказывайте о себе, своих делах, мечтах, увлечениях, заботах и планах, спрашивайте о них своего ребёнка. День без интернета и гаджетов может стать отличной семейной традицией, которая пойдёт на пользу всем без исключения. Проводить семейный отпуск лучше тоже с минимальным использованием гаджетов.
Несмотря на значимость интернета и технологий, важно оставаться в реальности и жить полноценно. Пусть жизнь ребёнка будет насыщенной и интересной, наполненной живым общением, впечатлениями, увлечениями, возможностями самостоятельного выбора. Так вероятность чрезмерной увлечённости интернетом или онлайн-зависимости значительно снижается. Если же вы всё-таки замечаете признаки интернет-зависимости или ваши активные действия не приводят к результату, имеет смысл обратиться к психологу за индивидуальными рекомендациями.
Подготовила: педагог-психолог МАУ ДО ЦВР Карпова Е.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации психолога родителям, имеющим детей-инвалидов:
Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует...
Рекомендации психолога родителям ученика.
Рекомендации психолога родителям ученика....
Рекомендации психолога родителям ученика.
Рекомендации психолога родителям ученика....
Советы психолога родителям подростков
Советы родителям подростков когда они не слышат и не слушают замечания старших...
Советы психолога родителям подростка.
Советы психолога родителям подросткаГлавное в общении с подростком – сохранить с ним контакт и доверительные отношения.Старайтесь быть в курсе его дел (занятий, увлечений, круга друзей, места прогулок...
Рекомендации психолога родителям пятиклассника.
Уважаемые родители пятиклассников!У вашего ребёнка наступила ответственная пора, он перешёл на II ступень обучения, стал пятиклассником! Это очень ответственный и сложный период в жизни каждого школьн...
"Почему важно родителям читать ребенку." - рекомендации психолога родителям
Для детей прошлых поколений книга была единственным окном в мир, в экзотические страны, в далёкие галактики. В наше время книги отошли на второй план, появилось много «...