"Что такое хорошо и что такое плохо"
план-конспект

Куприянова Оксана Николаевна

воспитание гражданина, обладающего социально значимыми духовно-нравственными ориентирами; формирование основ нравственного самосознания личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_chto_takoe_horosho_i_chto_takoe_ploho.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

Цель: воспитание гражданина, обладающего социально значимыми духовно-нравственными ориентирами; формирование основ нравственного самосознания личности.

Задачи: формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию понятия гражданской позиции, способности к нравственному саморазвитию, накопление опыта реальных социально значимых дел.

Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания в различных предложенных ситуациях, давать самооценку.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её; определять круг своего незнания; анализировать, сравнивать различные явления, поступки.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.


Ход занятия

I. Вступительное слово педагога,  эмоциональный настрой.

Я рада всех вас видеть и рада сегодняшней нашей встрече. Давайте возьмемся все за руки, улыбнемся друг другу и настроимся на общение. (Дети сидят полукругом)

II. Сообщение темы и цели занятия.

- Я хочу начать наше занятие с известного многим стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Стихотворение читает воспитанник, чтение сопровождается показом презентации «Что такое хорошо и что такое плохо?»

- О чём идёт речь в этом стихотворении?

- Как вы думаете, чему будет посвящен наше занятие, о чём мы будем с вами сегодня говорить, обозначьте его тему.

- А чему мы должны будем научиться? (отличать плохое от хорошего) (Обсуждение цели)

III. С давних пор люди задумывались над вопросом: «что такое «хорошо» и что такое «плохо»?», передавая из поколения в поколение народную мудрость через пословицы и поговорки

«Хочешь узнать человека, посмотри на его поступки» (обсуждение высказывания детьми).

А эпиграфом к нашему занятию станут высказывания, которые вы сами создадите в конце нашего классного часа.

Хороший человек – это тот, который…

Плохой человек – это тот, который…

К какому из них вы больше склоняетесь, мы выясним позже, ведь от хорошего до плохого один шаг. А убедить вас в этом и направить на верный путь я хочу, рассказав одну притчу:

"Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был очень

умным человеком, сказал:

Педагог: Как вы думаете, что же сказал мудрец и что бы сказали вы в этой ситуации? (Ответы детей).

И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: “Все в твоих руках”, т.е. все зависит от тебя.

- Как вы понимаете это выражение?

(Каким ты станешь человеком, что о тебе будут думать окружающие люди, зависит полностью от тебя, ведь человека судят по его поступкам, по делам, которые он совершает, а поступки бывают хорошие и плохие)

IV. Выступление чтецов:

1:

Если с другом разделил

Ты свои конфеты -

Хорошо ты поступил,

Каждый скажет это.

2:

Ты узнал чужой секрет

И разнёс сейчас же,

Это плохо, хуже нет,

Это подло даже!

3:

Если подал ты при всех

Девочке пальтишко,

Ты – культурный человек,

Мировой мальчишка!

4:

Если ты, как дикий зверь,

Сразу лезешь драться,

Недостоин ты, поверь,

Человеком зваться!

5:

Если ты пригрел кота,

Кормишь птичек в стужу,

Это - просто красота,

Только так и нужно!

6:

Ты подбил собаке глаз,

Бросил кошку в лужу.

Будь уверен, в сорок раз

Ты собаки хуже.

7:

Уважай людей вокруг,

Старших, младших тоже,

И тогда тебя, мой друг,

Назовут хорошим.

(Обсуждение ситуаций детьми, затем делаем соответствующий вывод)

Вывод: Поступай с окружающими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

- Каких поступков должно быть больше в нашей жизни? Почему?

- А почему люди совершают плохие поступки? (Высказывания уч-ся)

Слово педагога:

- Чаще всего плохие поступки совершаются намеренно, умышленно, сознательно, специально причиняется вред, ущерб или страдания другому человеку и природе. Конечно, далеко не всегда плохой поступок совершается специально, но мы сейчас не рассматриваем те случаи, когда плохой поступок совершается из-за невнимательности, рассеянности, каких-то физических отклонений. Почему человек совершает их специально? – из-за недостатка воспитания, человеческого эгоизма, личной выгоды только для себя. Ведь очень часто люди стоят перед выбором: какой путь им выбрать для решения какой-либо проблемы? Выбрать правильный, законный путь, который будет труднее и длиннее, или другой – который легче и короче, в обход всех законов и правил? И вот именно тогда лень, нежелание «играть по правилам» манит многих людей выбрать короткий и легкий путь. Так и совершаются плохие поступки. Поэтому очень важно делать в своей жизни всегда правильный выбор, ведь от хорошего до плохого – один шаг!

Обсуждение ситуации: Вася шел в больницу навестить больную бабушку, которая очень нуждалась в дорогих лекарствах, а денег не было. Вдруг прохожий впереди обронил кошелёк. Вася немного задумался, но затем, вместо того, чтобы окликнуть прохожего и вернуть деньги, тихо положил его в карман с мыслью: « Вот и деньги бабушке на лекарство!»

- Как поступил Вася?

(Вывод: Нельзя творить добро через плохие поступки)

V. А теперь давайте поиграем, я предлагаю вам поработать в группах:

1.Начнём с разминки:

Педагог читает вопросы-загадки. Если загадка учит хорошим поступкам, добру и вежливости, то в ответ на нее надо всем хором сказать: «это я, это я, это все мои друзья!» Но эти слова надо говорить не на каждую загадку. Если загадка с подвохом - надо промолчать.

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром!» скажет твёрдо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

У кого из вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит, Как рыба,

Вместо доброго «спасибо»?

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

2.Конкурс «Собери пословицу»: (Объясни их смысл)

1 группа – «Без добрых дел нет доброго имени»

2 группа – «Птица красна перьем, а человек поступками»

3. На столах каждой группы конверт с карточками. Задание: «Сделай правильный выбор»

- Ребята, а теперь вы сможете разобраться, что такое «хорошо», а что такое «плохо»?

- 1 группа отбирает карточки с названиями плохих поступков, 2 группа – с названиями хороших поступков. Думайте и постарайтесь работать тихо.

 ХОРОШИЕ: учить уроки, помогать друзьям, говорить правду, слушать учителя на уроке, быть вежливым, уважать родителей, защищать младших, беречь природу, заботиться о пожилых людях, поступать по справедливости, навестить больного товарища; жить в обществе, соблюдая законы и правила

ПЛОХИЕ: обижать младших, обзываться, мешать кому-либо, драться, перебивать говорящего, обижать животных, везде мусорить, быть завистливым и жадным, переходить улицу на красный свет, говорить неправду, брать что-то без спросу, курить, употреблять алкоголь, нарушать правила и законы общества

Проверяем и обсуждаем:

- Почему эти поступки вы отнесли к хорошим? ( потому что они направлены на пользу, на благо человека, учат жить по законам добра и справедливости; добрые, хорошие поступки облагораживают людей, мир становится богаче, добрее и лучше)

- Почему эти поступки вы отнесли к плохим? (потому что они вредят человеку, нарушают его права, воспитывают безнравственного человека; такие поступки не красят человека)

VI. Вывод:

- Давайте подведем итоги нашего сегодняшнего общения: что же такое «хорошо» и что такое «плохо»? Что значит быть хорошим человеком, а что значит – плохим?

Я предлагаю вам вернуться к эпиграфу нашего занятия и закончить эти высказывания:

Хороший человек – это тот, который…

Плохой человек – это тот, который…

(Группы заслушиваются)

 На доске висят два конверта с надписями «Хорошо», «Плохо»

Ребята, если после этого занятия  кому-то из вас вспомнились какие-либо не очень хорошие поступки, которые вам больше никогда не хотелось бы повторить, я предлагаю их написать на листочках, сложить в конверт, запечатать его и больше никогда не открывать! А конверт с надписью «Хорошо» будет у нас постоянно открытым, и чем больше и толще он будет становиться, тем лучше, добрее и отзывчивее будем становиться мы сами и мир вокруг нас!

VII. Рефлексия

Перед детьми лежат листочки с незаконченными предложениями, которые необходимо дополнить:

сегодня я узнал...

мне было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось… и т.д.

Слово педагога:

- Ребята, я хочу пожелать вам, чтобы на вашем жизненном пути встречалось только хорошее, чтобы вы совершали как можно больше хороших поступков, а плохое старайтесь обходить стороной. Спасибо всем за внимание! А в заключение давайте вспомним и споём песню самого доброго сказочного героя – кота Леопольда «Если добрый ты» (сл. А.Байта)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

« Что такое хорошо и что такое плохо?» ( тематическая программа по профилактике наркомании)

        Классный час  посвящен профилактике вредных привычек  конкретно – наркомании. В среднем подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние с...

"Что такое хорошо и что такое плохо"

ЦЕЛИ:Учить детей совершать только хорошие дела и поступки, быть добрыми.Воспитывать уважительное отношение к старшим и друг к другу.ОБОРУДОВАНИЕ: на доске тема, рисунки, карточки, тесты....

Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)

Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...

Классный час " Что такое хорошо и что такое плохо".

Разработка классного  часа  предназначена для учителей 1 - 2 классов коррекционной школы 8 вида....