Познавательное занятие "Чрезвычайные ситуации"
план-конспект занятия (7 класс)
На данном занятии раскрывается смысл "Чрезвычайные ситуации". Раскрываются виды ситуации и меры осторожности с ними. Материал доступен для просмотра и восприятия детьми 6-7 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательное занятие | 37.73 КБ |
Презентация | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Познавательное занятие «Чрезвычайные ситуации – что это?»
Цель: : Дать знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях
Задачи:
Способствовать формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
развивать умение находить решение в сложных ситуациях
воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки
корригировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.
Словарная работа:
чрезвычайные ситуации, наводнение, пожар, терроризм
Организация детей: за столами, подгруппой, в кругу.
Методические приёмы: игровой, наглядный, словесный.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, взрослые, большое спасибо, что проявили интерес и внимание к нашей встрече, моему занятию. И хочу чтобы оно прошло в обстановке любви и взаимопонимания. Если я что-то буду рассказывать, и вам будет непонятно, я прошу обязательно задавать мне вопросы.
- Введение в тему.
- Среди многих умений, которые нужны в жизни каждому человеку, есть одно очень важное - умение правильно действовать в случае любой опасности. Чем больше вы будете знать о разных видах опасности, тем увереннее вы будете себя чувствовать. А это очень важно. Если человек уверен в себе, в своих знаниях, он обязательно сумеет справиться с опасностью, даже незнакомой.
Ведь в самых обыденных и привлекательных местах могут возникать опасные ситуации, вызванные различными неблагоприятными факторами и условиями. Это огонь, газ, электричество, острые и тяжёлые предметы, стекло, ядовитые вещества, больные животные, многое другое отрицательно влияющее на человека, угрожающее его здоровью, жизни или имуществу.
Попробуем очертить пространство, в котором мы живём. Назовите мне все места, в которых вы бываете и где вас могут ожидать не только обыденные дела, но и опасности. (ответы детей)
Дома, на улице, в школе, в гостях, в транспорте.
- Основная часть.
Слайд 3-4 – Внимание на экран.
/Видеозапись землетрясений, пожаров, наводнений, произошедших в различное время в разных местах/
– Что вы сейчас увидели?
– Какие впечатления произвели на вас эти кадры?
– Что самое ужасное от этих стихий?
– Опасность, угрожающая сразу многим людям – это чрезвычайная ситуация.
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, а также ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Итак, тема нашего занятия - чрезвычайные ситуации. Слайд 5
– Какие чрезвычайные ситуации вы знаете
– Подумайте, на какие 2 группы можно разделить чрезвычайные ситуации?
Слайд 7
Природные Произошедшие по вине человека
землетрясение отравление хим. веществами
бури авиакатастрофы
ураганы кораблекрушения
смерч теракты
наводнение пожары
– Какие из этих ситуаций могут произойти в нашей местности и с нами?
Слайд 8
Пожар - ураган- наводнение - заражение химическими веществами - террор
В современном мире происходят ситуации, справиться с которыми можно, лишь владея определенными знаниями.
И сейчас мы будем с вами разбираться и нам в этом помогут эксперты:
Эксперты в области наводнений. Эксперты в области ураганов. Эксперты в области пожаров. Эксперты по борьбе с терроризмом.
– Весна, это время паводков и наводнений.
– Что же такое наводнения и чем они опасны, прошу рассказать 1 экспертную группу.
Наводнение Слайд 10
Наводнение – временный подъем воды в реке, озере или море. При этом вода затопляет и разрушает дома, поля, линии электропередач. Это бывает из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, разрушения плотин и дамб, цунами, ураганов ветра. Они бывают короткими (от нескольких часов) и длинными (более двух недель).
Что делать при наводнении
Наводнения бывают очень опасны. Об их приближении людей предупреждают сигналом сирены и объявлением, начинающимся со слов: “Внимание! Слушайте все!..” После этого сигнала необходимо: выключить электричество, закрыть воду и газ, выйти из дома, одевшись по погоде (плащ, резиновые сапоги), взять с собой запас продуктов, которые долго не портятся и хорошо упакованы. Старайтесь держаться ближе к взрослым. Не бойтесь, быстро поднимитесь на высокое место (чердак, верхние этажи дома). Чтобы вас быстрее заметили спасатели, размахивайте палкой с тряпкой на конце, а ночью светите фонариком. Если попали в воду, постарайтесь ухватиться за плавающие предметы. Когда наводнение спадет, не входите в дом, пока не придут взрослые.
– Это была стихия воды. Но в нашей местности разрушительными могут быть и стихии воздуха.
– Ураганы – что это такое? Слайд 10
Выступление 2 экспертной группы.
Ураганы, бури.
Ураган - это атмосферный вихрь больших размеров со скоростью ветра до 120 км/ч. Опасность для людей при таких природных явлениях заключается в разрушении дорожных и мостовых покрытий, сооружений, воздушных линий электропередачи и связи, наземных трубопроводов, а также поражении людей обломками разрушенных сооружений, осколками стекол, летящими с большой скоростью. Кроме того, люди могут погибнуть и получить травмы в случае полного разрушения зданий.
Бури – это разновидность урагана. Зимой она поднимает много снега (пурга, буран). Летом, особенно в жаркую погоду, бывают пыльные или песчаные бури.
Что делать при стихийных бедствиях
Обо всех стихийных бедствиях люди предупреждены заранее, чтобы они могли к ним подготовиться. Обычно о скором приближении стихийного бедствия сообщают сигналом сирены, а потом объявляют заранее, чтобы они могли к ним подготовиться. Если вы услышали сигнал сирены дома, включите радио или телевизор, прослушайте новости, затем закройте окна и двери; выключите газ и электричество; приготовьте вещи, документы, электрический фонарик и радиоприемник с батарейками. Вместе со взрослыми спуститесь в укрытие 9 во время смерча в подвал). Не подходите к окнам, лучше встаньте в нише, у стены.
Если сильный ветер (ураган, смерч) застиг вас в поле или в лесу, укройтесь в широком овраге, придорожной канаве, прижмитесь к земле. При приближении смерча необходимо выйти из машины, автобуса и спрятаться в ближайшем подвале, овраге, дорожном кювете. Если буря с дождем, градом, грозой – не прячьтесь под высоким деревом, опорами линий электропередач. Лучше укройтесь под кустом.
Во время всех стихийных бедствий очень опасно находиться на мостах, рядом с бензоколонками, линиями электропередач.
– Это были природные стихии.
Пожар Слайд 11
В России ежегодно возникает более 300 тысяч пожаров, при которых погибает более 18-19 тысяч человек. Свыше 80% пожаров возникает в жилых домах, дачных и садовых домиках. При этом примерно каждый шестой пожар в жилых домах происходит по вине детей.
Причины пожаров.
Неосторожное обращение с огнём.
Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами.
Нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей.
Утечка газа.
Беспечность, небрежность и просто недисциплинированность при обращении с огнём.
Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.
Что делать, если в квартире начался пожар?
При пожаре нужно звонить 01.
Не бояться позвать на помощь взрослых.
Если возможно, покинуть помещение, проверив, не остались ли в квартире те, кто не может выбраться сам (маленькие дети, больные, старики).
накройте горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выходите из помещения,
плотно закрыв за собой дверь.
Увидев человека, на котором загорелась одежда, набросьте на него пальто, плащ или какое-нибудь покрывало и плотно прижмите.
Не надо прятаться в шкаф, под стол, под кровать – так от дыма не спастись
Химические заражения
Наиболее опасны для населения аварии на предприятиях химической и других родственных ей видов промышленности.
Повреждение или разрушение хранилищ, которые содержат ядовитые вещества, приводит к попаданию этих веществ в атмосферу. В дальнейшем под действием ветра образуется зона химического заражения.
Эти чрезвычайные ситуации никто не планирует, не готовит заранее. Но нужно помнить, что мы живем в век терроризма.
– Что такое терроризм и как себя вести в подобной ситуации расскажет нам следующая группа.
Терроризм Слайд 12
Тероризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремится достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети.
Что делать в экстремальной ситуации
Помнить о том, что мы живем в эпоху терроризма. Это значит, что необходимо заранее представлять, куда бежать и что делать в критической ситуации.
Это значит, что нужно держать документы и деньги, предметы первой необходимости в доступном месте. Стараться не попадать в сложные, неприятные ситуации. Не гулять до позднего вечера на улице. Не садиться к незнакомым людям в машину. Находясь в общественном транспорте, смотреть по сторонам. Главное – не поддаваться сильному страху, не предпринимать самостоятельных действий в отношении подозрительных лиц или предметов.
А если что-то или кого-то заметили, то как можно быстрее сообщить о своих подозрениях взрослым.
- Закрепление.
– Чтобы справиться с чрезвычайными ситуациями, нужно знать некоторые правила. А вспомнить эти правила нам поможет игра “Закончи предложение”
При пожаре звонить 01
Спички детям не игрушка
От дыма и огня нужно убегать
Телефон милиции 02
Телефон скорой помощи 03
Через задымленное помещение лучше двигаться пригнувшись
Ветер силой 12 баллов ураган
При любой чрезвычайной ситуации взять с собой документы
При наводнении подняться на верхние этажи зданий
Марлевые повязки смочить водой
5. Подведение итогов занятия.
- Что такое чрезвычайная ситуация? (Опасность, угрожающая сразу многим людям.)
6. Рефлексия. Слайд 14
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их
сегодня я узнал... было трудно…
я понял, что… я научился…
было интересно узнать, что…
меня удивило… мне захотелось… и т.д
Мы с вами говорили о чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях. Хочется надеяться, что вам никогда не придется оказаться там, где жизнь человека подвергается риску. Но если все-таки это произойдет, то самое главное - не паникуйте и вспомните все, о чем мы говорили на занятии.
Тема. Познавательное занятие «Чрезвычайные ситуации – что это?»
Цель: : Дать знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях
Задачи:
Способствовать формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
развивать умение находить решение в сложных ситуациях
воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки
корригировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.
Словарная работа:
чрезвычайные ситуации, наводнение, пожар, терроризм
Организация детей: за столами.
Методические приёмы: словесный, наглядный, игровой,
Структура занятия:
I. Организационный момент
Задачи: - обеспечить готовность учащихся к работе;
- установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящему занятию
II. Введение в тему:
Задача: - мотивировать учащихся для изучения нового материала;
показ слайдов с картинками чрезвычайных ситуаций
III. Основная часть:
Задачи: - уточнить и расширить знания по теме
Материал предоставлялся самими учащимися, некоторые ребята выступали в роли экспертов
Закрепление.
Задача: - закрепить знания учащихся, полученные на занятии. Игра «Закончи предложение» с помощью игры ребята снова повторили правила поведения и действия при чрезвычайных ситуациях
IV. Итог.
Цель: подвести итоги усвоенного материала. С помощью вопросов вспомнили о чем шла речь на занятии.
V. Рефлексия.
Задачи: - проанализировать деятельность детей, дать оценку успешности достижения цели
- формировать у воспитанников осмысление результатов собственной деятельности.
Предложила детям облако "тегов", которые необходимо дополнить своими словами.
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирал по 1-2 предложения и заканчивал их
Наводнение
Наводнение – временный подъем воды в реке, озере или море. При этом вода затопляет и разрушает дома, поля, линии электропередач. Это бывает из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, разрушения плотин и дамб, цунами, ураганов ветра. Они бывают короткими (от нескольких часов) и длинными (более двух недель).
Что делать при наводнении
Наводнения бывают очень опасны. Об их приближении людей предупреждают сигналом сирены и объявлением, начинающимся со слов: “Внимание! Слушайте все!..” После этого сигнала необходимо: выключить электричество, закрыть воду и газ, выйти из дома, одевшись по погоде (плащ, резиновые сапоги), взять с собой запас продуктов, которые долго не портятся и хорошо упакованы. Старайтесь держаться ближе к взрослым. Не бойтесь, быстро поднимитесь на высокое место (чердак, верхние этажи дома). Чтобы вас быстрее заметили спасатели, размахивайте палкой с тряпкой на конце, а ночью светите фонариком. Если попали в воду, постарайтесь ухватиться за плавающие предметы. Когда наводнение спадет, не входите в дом, пока не придут взрослые.
Ураганы, бури.
Ураган - это атмосферный вихрь больших размеров со скоростью ветра до 120 км/ч. Опасность для людей при таких природных явлениях заключается в разрушении дорожных и мостовых покрытий, сооружений, воздушных линий электропередачи и связи, наземных трубопроводов, а также поражении людей обломками разрушенных сооружений, осколками стекол, летящими с большой скоростью. Кроме того, люди могут погибнуть и получить травмы в случае полного разрушения зданий.
Бури – это разновидность урагана. Зимой она поднимает много снега (пурга, буран). Летом, особенно в жаркую погоду, бывают пыльные или песчаные бури.
Что делать при стихийных бедствиях
Обо всех стихийных бедствиях люди предупреждены заранее, чтобы они могли к ним подготовиться. Обычно о скором приближении стихийного бедствия сообщают сигналом сирены, а потом объявляют заранее, чтобы они могли к ним подготовиться. Если вы услышали сигнал сирены дома, включите радио или телевизор, прослушайте новости, затем закройте окна и двери; выключите газ и электричество; приготовьте вещи, документы, электрический фонарик и радиоприемник с батарейками. Вместе со взрослыми спуститесь в укрытие 9 во время смерча в подвал). Не подходите к окнам, лучше встаньте в нише, у стены.
Если сильный ветер (ураган, смерч) застиг вас в поле или в лесу, укройтесь в широком овраге, придорожной канаве, прижмитесь к земле. При приближении смерча необходимо выйти из машины, автобуса и спрятаться в ближайшем подвале, овраге, дорожном кювете. Если буря с дождем, градом, грозой – не прячьтесь под высоким деревом, опорами линий электропередач. Лучше укройтесь под кустом.
Во время всех стихийных бедствий очень опасно находиться на мостах, рядом с бензоколонками, линиями электропередач
Причины пожаров.
Неосторожное обращение с огнём.
Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами.
Нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей.
Утечка газа.
Беспечность, небрежность и просто недисциплинированность при обращении с огнём.
Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.
Что делать, если в квартире начался пожар?
При пожаре нужно звонить 01.
Не бояться позвать на помощь взрослых.
Если возможно, покинуть помещение, проверив, не остались ли в квартире те, кто не может выбраться сам (маленькие дети, больные, старики).
накройте горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выходите из помещения,
плотно закрыв за собой дверь.
Увидев человека, на котором загорелась одежда, набросьте на него пальто, плащ или какое-нибудь покрывало и плотно прижмите.
Не надо прятаться в шкаф, под стол, под кровать – так от дыма не спастись
Терроризм
Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремится достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети.
Что делать в экстремальной ситуации
Помнить о том, что мы живем в эпоху терроризма. Это значит, что необходимо заранее представлять, куда бежать и что делать в критической ситуации.
Это значит, что нужно держать документы и деньги, предметы первой необходимости в доступном для домашних месте. Стараться не попадать в сложные, неприятные ситуации. Не гулять до позднего вечера на улице. Не садиться к незнакомым людям в машину. Находясь в общественном транспорте, смотреть по сторонам. Главное – не поддаваться сильному страху, не предпринимать самостоятельных действий в отношении подозрительных лиц или предметов.
И как можно быстрее сообщить о своих подозрениях взрослым.
Подписи к слайдам:
«Чрезвычайные ситуации»
Природные Произошедшие по вине человека землетрясение бури ураганы смерч наводнение авиакатастрофы кораблекрушения пожары теракты
наводнение ураган заражение химическими веществами пожар террор
Наводнение
Стихийные бедствия.
Пожар
Терроризм
сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стимулирование познавательной деятельности учащихся 5 класса при помощи игровых приемов и ситуаций на уроках
Выступление на заседании РМО в марте 2012 года...
«Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем создания проблемных ситуаций и использования приёмов удивления»
Проблемная ситуация в педагогике ( в отличии от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанное с неожиданным «препятствием» для хода мыслей, а как состояни...
"Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся второй ступени обучения через создание учебных ситуаций на уроках физики".
АПО учителя физики...
Презентация "Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся второй ступени обучения через создание проблемных ситуаций на уроках физики".
Презентация к выступлению....
"Создание ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося"
Материал содержит описание форм и методов, используемых на уроках истории и обществознания для создании ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося. Бо...
Ситуация успеха в учебной деятельности как средство активизации познавательного интереса учащихся.
Актуальным вопросом преподавания является мотивация учащихся к овладению знаниями в данной области.Как же сформировать заинтересованность учащихся к учебному процессу?...