Разработка занятия : "ВИЧ/СПИД: известное и неизвестное!"
методическая разработка (8, 9 класс)

«Многие думают, что плохое может случиться с кем угодно,

но только не с ними. Но это не так – смертельная опасность

грозит каждому из нас. Единственный способ избежать ее –

постоянно помнить о том, что она существует».   

 

   Данная методическая разработка классного часа посвящается проблеме борьбы с ВИЧ-инфекцией среди подростков и воспитание у них толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным людям.  Она дает возможность учащимся узнать об эпидемической ситуации распространения  ВИЧ-инфекции в России, Нижегородской области, в своем городе; в ходе выполнения ряда заданий высказывать свои предположения, учитывать мнение членов своей группы, приходить к окончательному ответу и обсуждать  полученные результаты совместно с другими группами. 

 Цель: создание условий для расширения знаний  учащихся  о ВИЧ-инфекции, о возможных рисках заражения ВИЧ от ВИЧ-инфицированных людей, о проблемах ВИЧ-инфицированных людей и о необходимости толерантного отношения к ним.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «ВИЧ/СПИД: известное и неизвестное»

«Многие думают, что плохое может случиться с кем угодно,

но только не с ними. Но это не так – смертельная опасность

грозит каждому из нас. Единственный способ избежать ее –

постоянно помнить о том, что она существует» [11].   

   Данная методическая разработка классного часа посвящается проблеме борьбы с ВИЧ-инфекцией среди подростков и воспитание у них толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным людям.  Она дает возможность учащимся узнать об эпидемической ситуации распространения  ВИЧ-инфекции в России, Нижегородской области, в своем городе; в ходе выполнения ряда заданий высказывать свои предположения, учитывать мнение членов своей группы, приходить к окончательному ответу и обсуждать  полученные результаты совместно с другими группами. Анализируя полученные знания, ребята, реально оценивают обстановку, в которой они оказываются в этом мире.  Выполняя  новое задание по определению возможного риска заражения ВИЧ – они решают проблему, как жить с ВИЧ-инфицированными людьми в одном обществе, не исключая возможности, что любой может стать жертвой данной эпидемии, если не будут соблюдать определенные правила.  Знакомясь с письмами ВИЧ-инфицированных людей и пытаясь понять, что происходит в их жизни, учащиеся приходят к пониманию, если не оказывать поддержку ВИЧ-инфицированным людям – уровень инфицирования будет продолжать расти. И только толерантное отношение каждого из нас может изменить мнение общества об этой проблеме. Просмотр видеоролика позволяет познакомить  учащихся с достижениями в области лечения ВИЧ-инфекции. Подобное мероприятие способствует выработке у детей поведенческих мотиваций к сохранению своего здоровья.

    Разработка может быть полезна классным руководителям, педагогам дополнительного образования, родителям, учащимся 9-11 классов.

Цель: создание условий для расширения знаний  учащихся  о ВИЧ-инфекции, о возможных рисках заражения ВИЧ от ВИЧ-инфицированных людей, о проблемах ВИЧ-инфицированных людей и о необходимости толерантного отношения к ним.

 

Задачи:

  • Дать общее представление о том, что такое ВИЧ, СПИД.
  • Убедить, что проблема распространения ВИЧ/СПИДа актуальна для России, Нижегородской области, лично для каждого человека.
  • Ознакомить с проблемами ВИЧ- инфицированных людей.
  • Воспитывать толерантное отношение к  ВИЧ-инфицированным людям.
  • Ознакомить с диагностикой и лечением ВИЧа, с достижениями в борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИДа.
  • Вырабатывать  поведенческие мотивации к сохранению своего здоровья у учащихся.

Форма проведения: внеурочное занятие в системе классных часов по программе «Вектор».

Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая (группы разного состава- 2 команды, 4 группы), индивидуальная, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, проблемный, анализ, обсуждение, обмен мнениями.

Приемы: работа с высказываниями, понятиями, постановка вопросов, решение проблемных вопросов, решение ситуативных задач, работа со статистическими данными таблицы, с контурной картой, с  текстом (письмами ВИЧ-инфицированных), просмотр видеоролика, анкетирование.

Оборудование:

  • Компьютерная презентация к занятию.
  • Компьютер, медиа проектор, интерактивная доска (проектировочный экран), документ камера.
  • Классная доска, мел.
  • Анкета №1, №2.
  • Для учащихся: карандаши красного и зеленого цвета, клей-карандаш,  ручки, листы для анкетирования, написания отзыва.
  • Для выполнения заданий учащимися в группах:
  1.  Контурные  карты РФ с обозначенными областями – 4 шт.;
  2.  Таблицы «Количество ВИЧ-инфицированных, зарегистрированных на территориях РФ на 31.12.2015г.») – 4шт. (взяты из пособия «Вектор»).
  3. Карточки с заданием для каждой группы.
  4. Лист формата А4 с изображением «ВИЧ-инфицированного человека» с  тремя точками-зонами вокруг этого человека: «Нет риска», «Высокий риск», «небольшой риск» - 2 - 4шт.
  5. 14 жизненных ситуаций – на 2-4 группы.  

Продолжительность занятия: 45 минут

Возраст: 16-18 лет

Методические советы организаторам: учитель заранее проводит в классе анкету №1 (см. Приложение) для выявления проблемных вопросов по данной теме.

  Дети работают в командах по рядам, в группах (4) по усмотрению учителя, зависит от количества учащихся в классе.

Ход  занятия

Включена презентация.

(Учитель приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы занятия.)

Учитель:  Добрый день, ребята!

Наше занятие я начну с высказываний, а вы попробуйте отгадать, чему оно будет посвящено?  (слайд 2.)

- «Это бич нашего времени»;

- «Его ставили в прошлом столетии в один ряд с двумя мировыми войнами по числу жертв»;

- «… люди думают, все хорошо, это лечится, это можно поправить, они остановили это. Нет, не остановили, пока нет. Ситуация улучшилась, но нам необходимо продолжать бороться. С этим еще не покончено, это все еще продолжается» (Лайза Минелли, певица, актриса);

- «Эта болезнь не знает границ, от нее умирают люди во всех странах, болеют как взрослые, так и дети. Это смертельная болезнь» (Ответ детей).

Учитель:  ВИЧ/СПИД: известное и неизвестное … ХХ век оставил нам в наследство множество сложных проблем. Одна из самых актуальных и самых трудноразрешимых среди них – это проблема борьбы с ВИЧ-инфекцией, с СПИДом. Отгораживаясь от проблемы, человек уверен, что она его не коснется.  Но это не так – смертельная опасность грозит каждому из нас. Единственный способ избежать ее – постоянно помнить о том, что она существует.   

Работа с понятиями (слайд 3.).

Вспомним, что означают понятия: ВИЧ, СПИД, ВИЧ - инфекция (слайд.)

В – вирус  (возбудитель заболеваний)

И – иммунодефицита (отсутствие защитной реакции организма)
Ч – человека (личность)

Вирус, который передается от человека к человеку и вызывает разрушение иммунной системы организма.

ВИЧ-инфекция – состояние, вызванное присутствием ВИЧ в организме;

- неизлечимое заболевание, причиной которого является вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), поражающий иммунитет – защитную систему организма человека.

С – синдром (картина болезни)
П – приобретённого (полученного при заражении)
И – иммунно (невосприимчивость, т.е. защита от инфекций)
Д – дефицита (недостаток, недостаточное количество)

Смертельно опасная болезнь, последняя стадия ВИЧ-инфекции.

Игра в командах « ВИЧ в прилагательных и глаголах». На доске одна команда по очереди характеризует  свои знания о ВИЧ в прилагательных (маленький, стремительный, быстрый и т.д.), а другая – в глаголах (проникает, заражает, убивает, и т.д.). Время 3 минуты.

ВИЧ и СПИД  есть ли разница? Многие люди думают, что ВИЧ и СПИД — это одно и то же. На самом ли деле это  так? (Ответы детей)

- Нет. СПИД - это последняя стадия ВИЧ-инфекции.  С момента заражения ВИЧ до развития СПИДа может пройти от 3 до 20 лет в зависимости от образа жизни человека.

Статистика (слайд 4.).

Сегодня в потоке событий, происходящих в нашей стране, в городе, на работе, в школе, — человек забывает о проблеме СПИДа, в надежде, что она не коснется его. А с каждым годом все больше и больше становится ВИЧ-инфицированных, в том числе и школьников. 

С 1981г.  по 2015 год в мире зарегистрировано более 70 млн. случаев ВИЧ-инфекции. Каждые 10 секунд в мире выявляется новый ВИЧ – положительный человек.  35 млн. умерли от СПИДа.

В России ВИЧ-инфекцию начали регистрировать с 1986 года первоначально среди иностранцев, а с 1987 года – и среди наших граждан.

На 30.06.2016г. зарегистрировано 1062476 ВИЧ-инфицированных граждан РФ.

Каждый день в России заражается ВИЧ – 270 человек;

Каждый час в России заражается ВИЧ -   11 человек.

(Слайд 5.) Первые случаи ВИЧ в Нижегородской области в 1991г., а эпидемия пришла в 1996 г.

Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Нижегородской области  в настоящее время выглядит следующим образом:

(Слайд 6.) Возрастная структура выявленных ВИЧ-инфицированных в Нижегородской области за 10 мес. в 2014 и в 2015 гг.

  Характерной особенностью эпидемии является высокая доля населения молодого трудоспособного, репродуктивного  возраста среди инфицированных ВИЧ, лица в возрасте 26-40 лет.

 21 район области и г. Дзержинск имеют высокий уровень распространенности (151-300 на 100 тыс. населения).

Не осталось ни одного района с низким  уровнем распространенности ВИЧ-инфекции.

    (Слайд 7.)  Как обстоит обстановка в других областях нашей РФ?

     Предлагаю вам поработать в группах (4 группы) и выполнить соответствующие  задания (на столах у каждой группы: контурная карта РФ с обозначенными областями, красный или зеленый карандаш, таблица «Количество ВИЧ-инфицированных, зарегистрированных на территориях РФ на 31.12.2015г.», задание для группы).

 Задания для групп:

Используя статистические данные предложенной таблицы, выберите и закрасьте указанным цветом 5-7 областей:

1группа: красным цветом -  области РФ с наибольшим количеством ВИЧ – инфицированных, в том числе и детей;

2группа: зеленым цветом – области РФ с наименьшим количеством ВИЧ – инфицированных, в том числе и детей;

3группа: красным цветом -  области РФ с наибольшим количеством больных СПИДом, в том числе и детей;

4группа: зеленым цветом – области РФ с наименьшим количеством больных СПИДом, в том числе и детей.

 Ответьте на вопрос. Как вы думаете, почему в отмеченных вами областях РФ наибольшее (наименьшее) количество ВИЧ-инфицированных (больных СПИДом)?

  Отчет групп с использованием документ камеры для проектирования на интерактивную доску полученных результатов.

 * Информация для дополнения и размышления.

  Европейские врачи бьют тревогу из-за стремительно набирающего популярность сексуального развлечения подростков.

    Экстремальные оргии, один из участников которых обязательно является ВИЧ-инфицированным, получили название «секс-рулетка».   На  секс-вечеринки, собираются молодые люди, которые хотят добавить экстрима к плотским утехам. Суть «рулетки», заключается в том, что три-четыре человека вступают в сексуальные отношения. При этом обязательным условием для проведения вечеринки является приглашение на нее одного секретного носителя ВИЧ, личность которого известна лишь ему самому. По  условиям «секс рулетки» участникам запрещено пользоваться презервативами. Единственным средством защиты от инфекции остаются лишь противовирусные препараты.

   Анализируя данные о ВИЧ и СПИДе, можно предположить, что в жизни мы с каждым годом будем  встречаться все больше и больше – с людьми, которые живут с ВИЧ.  И это не обязательно наркоманы, гомосексуалисты, заключенные, теперь на учете в СПИД-центре состоят люди из всех социальных групп населения, всех профессий. ВИЧ - инфицированными становится все население страны.  

     Выясним, как жить с ВИЧ-инфицированными людьми в одном обществе и что каждый из нас может сделать для профилактики заболевания.

 

(Слайд 8.) Работа в группах.

А теперь попытаемся определить возможный риск заражения ВИЧ от ВИЧ-инфицированного человека в различных жизненных ситуациях.

   Перед вами лист с изображенным «ВИЧ – инфицированный человек» и три точки вокруг этого человека: 1- «нет риска», 2– «высокий риск», 3- «небольшой риск». 14 ситуаций.

Задание: разместите по точкам  предложенные вам ситуации в соответствии со степенью угрозы заражения от ВИЧ-инфицированного человека.

Ситуации:

  1. Инъекции в лечебном учреждении;
  2. Переливание крови;
  3. Поцелуй в щеку;
  4. Поцелуй в губы;
  5. Половые связи;
  6. Пользование общими маникюрными принадлежностями;
  7. Половая жизнь в браке;
  8. Совместное посещение кафе;
  9. Укус кровососущего насекомого;
  10. Внутривенное употребление наркотиков;
  11. Пользование общественным бассейном;
  12. Через  пищевые продукты;
  13. При рукопожатии и объятиях;
  14. Уход за человеком, больным СПИДом.  

Обсуждение полученных результатов.

      Распространение ВИЧ-инфекции привело к появлению в обществе предубеждения по отношению к инфицированным лицам. Большая ошибка - стереотипное восприятие всех ВИЧ-инфицированных людей как однородной группы. Она представляется большинству людей аморальной и противоправной, опасной для окружающих. Само заболевание воспринимается как закономерное и справедливое наказание за антиобщественный, греховный образ.

    Можно только представить себе шок, который испытывает человек, впервые узнавший, что ему поставлен первичный диагноз ВИЧ-инфекции, или задуматься о физических и душевных страданиях, которые являются субстратами наркомании или другим проявлений нездорового образа жизни, приведших к заражению ВИЧ. 

(Слайд 9.) Письма людей, инфицированных ВИЧ.

    Познакомимся с некоторыми письмами людей, инфицированных ВИЧ,  и попробуем понять, что происходит в его жизни, и чем приходится платить.

Внимание на экран.

Автор без имени:

"Люди! Я один из миллионов тех, кому сказали, что они здесь больше не нужны, и смерть для них - лишь вопрос времени. Я ВИЧ-инфицированный… и узнав об этом, многие из вас ставят на мне крест. Но почему?! Я ведь еще здесь, я еще с вами, и кто сказал, что я так просто сдамся. Нет! Наоборот! Я буду сражаться за каждый день, час, за каждую минуту своей жизни. Мне ведь всего двадцать. Я, может, только теперь и стал понимать, что такое жизнь. А мне уже отсчитали, сколько осталось! А я любить хочу, хочу сына и дочь. Хочу, чтобы меня любили. И я искренне верю, что все это будет в моей жизни. Но я не хочу при встрече с вами видеть в ваших глазах страх и жалость, а тем более, ненависть. И я имею на это полное право, потому что я такой же человек, как и вы".

(Слайд 10.) Настя:

"Как ни странно, но я все-таки нашла в себе силы продолжать жить и жить трезво, несмотря на мой статус. Хотя сама бы я не смогла. Огромную помощь оказали мне люди, с которыми меня до сих пор многое связывает, и которых я очень люблю. Благодаря их вере, открытости и пониманию потихоньку становилась на ноги".


(Слайд 11.) Сергей:

"Почему Бог наказал именно меня? И есть ли Он вообще, раз вокруг столько страдания и безысходности? Почему Он не исправит все в один миг? Наверное, Его нет… И в чем же теперь смысл жизни, если надежда и та пропала? Но интересно, сколько я проживу, ведь то, что осталось, тоже, наверное, можно назвать жизнью. Но как оказалось, этого никто не знает. Вирус может быть безобидным для организма в течение 10-15 лет, а потом можно начать лечение, которое возьмет его под контроль. С каждым годом лечение становится все дешевле и эффективнее. А это дает надежду на то, что в скором времени появится лекарство, которое сможет уничтожить ВИЧ. Тем более, большинство факторов, которые влияют на развитие вируса, - чисто психологические. И для меня стало очень важно: отдыхать, правильно питаться и чувствовать, что я необходим людям. Диагноз стал для меня новым рубежом. И этим очень хотелось бы с кем-то поделиться…"

(Слайд 12.) Вопросы для обсуждения.

  • Какие чувства вызывают у вас данные письма?
  • Какие вопросы вы задали бы авторам писем?
  • Считаете ли вы, что негативное отношение со стороны общества к ВИЧ-инфицированным является серьезным препятствием для эффективной профилактики, тестирования и лечения ВИЧ-инфекции? Почему?
  • Что бы вы сделали, если узнали, что ваш друг, знакомый оказался ВИЧ-инфицированным?

  Говоря  о толерантном отношении к ВИЧ – инфицированным следует, прежде всего, подразумевать готовность и способность без протестов воспринимать таких людей, ведь они тоже личности. Великодушие и чистосердечное отношение, уважение его мыслей, поведения, умение извинять, терпимость, сочувствие – всё это является составляющими толерантного отношения к ВИЧ – инфицированным людям.  Следует помнить о том, что на их месте может оказаться каждый.

 (Слайд 13.) Можно ли вылечить ВИЧ, или остается только ждать «неминуемой гибели»?

Предлагаю посмотреть видеоролик «Диагностика и лечение ВИЧ. АРТ. Профилактика и достижения в борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИД» (4,20 мин.).

   

(Слайд 14.)  Подведение итогов работы.

Теперь вы знаете, что:

1. Победить ВИЧ-инфекцию можно - это наши знания об этой болезни и безопасное поведение.  Необходимо придерживаться здорового образа жизни, избегать наколов, порезов.   Никогда не надо забывать, что здоровье человека – в его руках.

2. Общение  с ВИЧ-положительным человеком безопасно.  Надо помнить, что человек, живущий с ВИЧ или СПИДом, нуждается в нашей поддержке и внимании. Чтобы поддержать такого человека, нужно всего лишь «не поворачиваться к нему спиной». Стараться жить человечно, даруя всем окружающим поддержку, слова ободрения независимо от их статуса. Пусть  главным для каждого гражданина станет принцип «Быть человеком».

3. Помните! Толерантное отношение каждого из нас  к ВИЧ-инфицированным – это показатель здорового общества, и возможность  положить конец эпидемии ВИЧ/СПИДа.

 (Слайд 15.) В завершении нашего занятия, я попрошу вас заполнить анкеты и оставить отзыв о проведенном занятии.

 

Звучит музыка К. Меладзе «Береги любовь» в исполнении Фабрика звезд – 3.

Анкета 2.

  1. Согласны ли вы с тем, что ВИЧ-инфицированных следует изолировать от общества?
  2. Что делать людям, у которых анализ показал наличие вируса?
  3. Смогли бы вы сидеть за одной партой с ВИЧ-инфицированным одноклассником?
  4. Миф или реальность, что ВИЧ-инфекция в настоящее время перестала быть смертельной?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гдадышева О.С.  Вектор. Формирование социально-позитивного поведения у старших подростков: методическое пособие. – Н.Новгород: НИРО, 2016.

  1. Видеоурок. Открытый урок. Стоп ВИЧ/СПИД.

  1. https://www.ridus.ru/news/221177.html. Европейские врачи бьют тревогу.

  1. https://za-kadry.tpu.ru/newspaper/article/view?id=3938. Письма людей, инфицированных ВИЧ.
  2. http://1ginekologiya.com/zppp/vich/mozhno-li-vylechit-vich.html. Можно ли вылечить ВИЧ, или остается только ждать «неминуемой гибели.

  1. https://ria.ru/society/20091130/196207724.html. СПИД: история возникновения, распространение, симптомы. Справка.

  1. http://www.scienceforum.ru/2013/14/2955. Формирование отношения к ВИЧ-инфицированным: Анализ программ помощи. Автор Волшанин А.Э.

  1. http://www.antispidnn.ru  ГБУЗНО «НОЦ СПИД».  Информационный бюллетень за 10 месяцев 2015 года / Главный врач ГБУЗНО «НОЦ СПИД», Главный специалист по ВИЧ/СПИД МЗ НО  Заслуженный врач РФ  Г.Ф.Мошкович.                                                                        
  2. Пресс релиз 2015. ГБУЗНО «Нижегородский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом». «1 декабря – Всемирный День борьбы со СПИДом».

  1. Press_reliz 2016. ГБУЗНО «Нижегородский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом». «1 декабря – Всемирный День борьбы со СПИДом».  

  1.    http://o-spide.ru/world/detail.php?ID=1099 СПИД – угроза для каждого.                      

  1. Музыка «Береги любовь» автор песни К. Меладзе (в исполнении «Фабрика звезд – 3»).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета №1.

1)В какой момент эмбрионального развития человека вероятность заражения ВИЧ максимальна и почему?

2) В какой возрастной период жизни человека вероятность заражения ВИЧ максимальна и почему?

3) С какого времени после момента инфицирования ВИЧ человек может заразить других людей?

4) Как известно, ВИЧ может содержаться  в любой жидкости организма человека, однако только 4 из них представляют опасность в плане заражения.  

5) Назовите основные пути передачи ВИЧ.

6) Какие мероприятия, на Ваш взгляд, следует проводить по сокращению численности ВИЧ-инфицированных и больных среди молодежи?

7)Почему многие люди избегают общения с ВИЧ-инфицированными и больными, и что необходимо сделать, чтобы снизить этот страх?

8) Как известно,  внешне здоровые люди с хорошим самочувствием могут быть источником ВИЧ.  Каким образом можно узнать, инфицирован человек или нет?

9) Что бы вы почувствовали и подумали, если бы узнали, что один из ваших друзей заразился вирусом, вызывающим СПИД? Изменились ли ваши дружеские отношения? Почему? Какие бы вопросы вы задали бы ему?

10) Считаете ли вы, что каждый должен пройти проверку на СПИД? Почему?

11) Что делать людям, у которых анализ показал наличие вируса?

12) Миф или реальность, что ВИЧ инфекция перестала быть смертельной с 1996 года?

  1. Инъекции в лечебном учреждении;                                                  Приложение
  2. Переливание крови;
  3. Поцелуй в щеку;
  4. Поцелуй в губы;
  5. Половые связи;
  6. Пользование общими маникюрными принадлежностями;
  7. Половая жизнь в браке;
  8. Совместное посещение кафе;
  9. Укус кровососущего насекомого;
  10. Внутривенное употребление наркотиков;
  11. Пользование общественным бассейном;
  12. Через  пищевые продукты;
  13. При рукопожатии и объятиях;
  14. Уход за человеком, больным СПИДом.

Описание: Описание: http://geo-anga.ucoz.net/atd_rossii_bez_kryma.gif

Задание для группы 1.

Используя статистические данные предложенной таблицы, выберите и закрасьте указанным цветом 5-7 областей:

1группа: красным цветом -  области РФ с наибольшим количеством ВИЧ – инфицированных, в том числе и детей.

Задание для группы 2.

Используя статистические данные предложенной таблицы, выберите и закрасьте указанным цветом 5-7 областей:

2группа: зеленым цветом – области РФ с наименьшим количеством ВИЧ – инфицированных, в том числе и детей.

Приложение

Задание для группы 3.

Используя статистические данные предложенной таблицы, выберите и закрасьте указанным цветом 5-7 областей:

3группа: красным цветом -  области РФ с наибольшим количеством больных СПИДом, в том числе и детей.

Задание для группы 4.

Используя статистические данные предложенной таблицы, выберите и закрасьте указанным цветом 5-7 областей:

4группа: зеленым цветом – области РФ с наименьшим количеством больных СПИДом, в том числе и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по географии и биологии для 8 класса: "Вода: известная и неизвестная".

Интегрированный урок с использованием  ИКТ. Можно провести, как обощение и как открытый урок ко Дню воды....

Урок научно-практическая конференция Тема: «Известная и неизвестная прямоугольная система координат», 10 класс

Данная разработка интегрированного урока-конференции по геометрии и информатике "Известная  и неизвестная прямоугольная система координат" предназначена для учащихся 10-го класса. Такая нетрадици...

Проект "Известная и неизвестная вода"

В презентации представлены результаты исследовательской работы "Известная и неизвестная вода", 22 марта учащиеся 11 класса защищали проект....

"Известная и неизвестная Европа"-11 класс

Урок презентация разработан с целью закрепления знаний в разделе географии "Зарубежная Европа" Урок  содержит много интересных заданий и расширяет кругозор учащихся....

Первая мировая война: известная и неизвестная (1914 – 1918)

Конспект урока знаний «Первая мировая война: известная и неизвестная (1914 – 1918)». Цель: повышение уровня информированности детей и молодежи о первой мировой войне. З...

Интегрированный урок химии и биологии по теме «Лекарства: известные и неизвестные» 11 класс

Цель урока:  Дидактическая:-          изучение понятия «лекарственные препараты» и истории их создания;-...