Интеллектуальный квест "Покорители космоса"
методическая разработка

Зубкова Людмила Анатольевна

Данная методическая разработка воспитательного мероприятия "Покорители космоса" приурочена к 85-летию со Дня рождения первого космонавта  Ю.А.Гагарина. Материалы разработки рассчитаны на учащихся в возрасте 8-10 лет и может использоваться , как тематическое мероприятия в образовательных организациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnyy_kvest_pokoriteli_kosmosa.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Станция детского (юношеского) технического творчества»

Губкинского городского округа Белгородской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Интеллектуальный квест «Покорители космоса»

Номинация  Методические разработки тематического  мероприятия для обучающихся, посвященного 85-летию со Дня рождения Ю.А.Гагарина

        Подготовила:

Зубкова Людмила Анатольевна

педагог дополнительного образования

Губкин 2019

Пояснительная записка

Одной из приоритетных задач государственной политики является воспитание патриота своей Родины. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». В «Словаре живого великорусского языка» В. Даля написано: патриот – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм – это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для её блага, для её процветания. Термин «патриотизм»  происходит от греческого «патрис», что в переводе означает «земля отцов; место рода; родина».

Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства. В одном из своих выступлений Президент России В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

Цель патриотического воспитания учащихся в образовательных организациях - формирование и развитие у обучающихся уважения к своей Родине, гордости за свое отечество, чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умение формулировать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности.

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей, так как данный вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребёнка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию ситуации успеха и творческому развитию каждого учащегося.

Наиболее приемлемыми моделями работы в данном направлении являются:

– проектная, связанная с разработкой и реализацией различных проектов общественно-политической, патриотической направленности;

- диссеминационная, которая представляет собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности, формированию патриотической позиции учащихся

Тема космонавтики в патриотическом воспитании учащихся играет немаловажную роль. Космос по сей день остается загадочным и таинственным.  Достижения наших соотечественников в области изучения космоса велико. Задача педагогов - заинтересовать детей и подростков этими значительными событиями в истории нашей великой страны. Внеклассные мероприятия в честь этих событий являются одним из важнейших шагов на пути воспитания у школьников чувства патриотизма. Очень важно пробудить у них стойкий интерес ко всем значительным для нашего Отечества историческим явлениям. 

Аннотация

Данная методическая разработка воспитательного мероприятия «Покорители космоса»  приурочена  к 85- летию со Дня рождения первого космонавта Юрия Гагарина. Материалы разработки рассчитаны на учащихся в возрасте 8-10 лет и могут использоваться как тематическое мероприятие в образовательных организациях.

Актуальность методической разработки заключается в привлечении внимания подрастающего поколения к  достижениям наших соотечественников в области космонавтики посредством игровой деятельности, формирование представления о тех замечательных людях нашей страны, которые стояли у истоков отечественной космонавтики, знакомства с великими свершениями нашего народа,   популяризации технического творчества и привлечении младших школьников в творческие объединения технической направленности.

Новизна заключается в форме проведения мероприятия – интеллектуальный квест. Данная форма воспитательного мероприятия позволяет адаптировать материал к месту проведения, количеству и возрасту участников.

Цель методической разработки является распространение опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников посредством игровых технологий на примере  обращения к великому наследию прошлых поколений.

Ожидаемые результаты:

- активизация познавательного интереса о космосе и первом летчике-космонавте Ю.А.Гагарине;

- развитие чувства уважения, гордости и сопричастности к достижениям наших соотечественников в сфере космонавтики;

- сплочение детского коллектива посредством командной игры.

Теоретическая часть.

 Новые образовательные стандарты, внедрение ФГОС в образовательную сферу современного общества несут изменения, прежде всего в организацию образовательной деятельности: цель и содержание образования, используемые методы и технологии. Поэтому возникает необходимость в новых креативных образовательных технологиях, которые, одновременно будут отвечать требованиям меняющегося общества, запросам субъектов образовательного процесса. Требуются новые методы и формы, образовательные технологии, обеспечивающие скорость преобразований и отвечающие на запросы современного и будущего общества.

Одной из креативных форм  проведения воспитательных мероприятий я считаю квест. В современных условиях квест становится новой практикой социальной коммуникации, новым видом активного отдыха для детей и подростков.

Интеллектуальный квест – это командная игра, в которой активизируются познавательные процессы, выносливость, сообразительность, эрудиция, мышление.

Познавательные способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков. Развитие интеллектуальных способностей снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. В основе развития познавательных способностей лежат развитие внимания, мышления, памяти.

Квесты различаются:  

-по форме проведения (компьютерные игры-квесты, , медиа-квесты, квесты на природе, комбинированные и т.д.);

-по режиму проведения (в реальном режиме; в виртуальном режиме; в комбинированном режиме);  

-по сроку реализации (краткосрочные; долгосрочные);

-по форме работы (групповые; индивидуальные);

- по предметному содержанию (моноквест; межпредметный квест);

-по структуре сюжетов (линейные; нелинейные; кольцевые)

-по информационной образовательной среде (традиционная образовательная среда; виртуальная образовательная среда).

Квест, как форма проведения воспитательных мероприятий, позволяет детям быть активными участниками действия, творчески взаимодействовать друг с другом, развивать также важные качества личности: способность быстро принимать решения, действовать в условиях неопределенности, навыки командной работы, креативность мышления и другие;

Практическая часть.

План проведения квеста

Этап мероприятия

Содержание

Подготовительный

За несколько дней до проведения квеста, участникам озвучивается тема и дается домашнее задание: подготовиться по данной теме с помощью интернет-источников.

Организационный

Вступительное слово педагога. Педагог сообщает тему мероприятия, знакомит участников с правилами игры, условиями прохождения этапов квеста.

Основной

Прохождение по этапам квеста. Выполнение заданий .  

Заключительный

Подведение итогов. Вручение участникам дипломов «Юный космонавт»

Правила проведения квеста:

-  задания не должны нести в себе опасности для жизни и здоровья для участников игры

- задачи должны соответствовать возрасту участников, чтобы они действительно смогли их решить, но и не  слишком простыми;

- этапы квеста должны быть объединены одной тематикой, плавно переходить друг в друга, выстраиваться логической цепочкой;

- в конце участников должен ждать приз, причем он должен быть таким, чтобы никому не было обидно. Если игра командная, то и приз должен быть рассчитан на всю команду. По желанию можно давать маленькие призы на каждом из этапов прохождения.

                            Условия проведения квеста

1. Данное мероприятие рассчитано на проведение в помещении образовательной организации. В зависимости от возможностей, участники перемещаются по учебным кабинетам согласно составленной карты либо по подсказкам предыдущего задания по итогам его выполнения.

2. Роль ведущего выполняет педагог, но можно выбрать помощников из числа незадействованных учащихся.

3. Все участники имеют равные права и полномочия, но условия конкурса подразумевают командную игру.

4. Во время выполнения заданий квеста можно использовать тематическое музыкальное сопровождение, что будет создавать положительный настрой игры.

5. Количество заданий в каждом конкурсе (испытании) должно соответствовать количеству участников, чтобы каждый игрок был вовлечен в игру.

6. Если участники не справляются с заданием конкурса, можно предложить им подсказку в обмен на одного игрока.

Сценарий воспитательного мероприятия

«Интеллектуальный квест «Покорители космоса»

Цель: формировать у младших школьников высокое патриотическое сознание и активную гражданскую позицию как важнейшие духовно-нравственные ценности, отражающие сопричастность  достижениям старших поколений.
Задачи:
- активизация познавательного интереса и познавательной деятельности младших школьников; 
2) закрепления и расширение  знаний об истории космонавтики, исторических личностях;
3) воспитания чувства патриотизма, любви к своей Отчизне.

Количество участников: 10 человек

Возраст участников: 8-10 лет

Оборудование: компьютер (ноутбук), телефон кнопочный стационарный,

Материалы: карта маршрута, бумага, ручки, конверты с буквами (6 штук), пазл с изображением портрета Ю.Гагарина, карточки с изображением планет солнечной системы, карточки с названием деталей простейшей ракеты, дипломы «Юного космонавта» (10 штук)

Ах, этот день двенадцатый апреля,

Как он пронесся по людским сердцам!

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пестром пламене знамен,

Когда безвестный сын земли смоленской

Землей-планетой был усыновлен.

Жилец Земли, геройский этот малый

В космической посудине своей,

По круговой, вовеки небывалой,

В пучинах неба вымахнул над ней…

(А. Твардовский)

- Ребята, о ком это стихотворение? (Юрий Алексеевич Гагарин)

 С давних времен человек вглядывался в небесную высь и гадал, что же там за облаками? Вглядываясь в ночное небо, с интересом смотрел на звезды и пытался понять, как устроено небо. Существует множество притч, из  которых можно понять, что людей всегда притягивало небо своей таинственностью. Человек пытался «покорить» небо во все времена. Все вы, наверное, знаете историю первого человека, который поднялся в небо – Икара.  С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений  умных людей, которые построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца.

Множество летательных аппаратов изобрел человек: от воздушных шаров до космических кораблей. И огромную лепту в изучении космоса, ракетостроении внесли именно наши соотечественники. Самые громкие, известные открытия и изобретения  в области космонавтики принадлежат  именно русским ученым. Всему миру известны имена: К.Э. Циалковский, С.П. Королев и. конечно же, имя первого космонавта Ю.А. Гагарина. Долгий и непростой путь тренировок прошел Юрий Гагарин, ведь никто не знал, что ждет человека в космическом полете.

В этом году Юрию Гагарину исполнилось бы 85 лет и наше мероприятие посвящено этой памятной дате. Вам тоже необходимо пройти испытания, доказать, что вы команда и достойны носить звание «Юного космонавта».

Педагог объясняет участникам правила игры. И предлагает начать игру.

1«Шифр». Участники получают конверт с шифром из чисел.  Каждой клавише телефона соответствуют 4 буквы. С помощью клавиш нужно отгадать закодированное слово (КОСМОДРОМ)

Игра «Шифр»

По итогам выполнения задания участники получают букву «С»

Игра «Шифр»

2. «Невидимый маршрут».

Ведущий: - Ребята, довольно часто возникают условия плохой видимости, но необходимо добраться до пункта назначения. И сейчас вам предстоит  пройти маршрут с плохой видимостью.

 Команда выстраивается в одну линию и закрывают глаза. По команде ведущего (педагога) участники выполняют его команды с закрытыми глазами. Например: «Три шага вперед, поворот налево, поворот кругом, два шага направо, три шага прямо и тд.  Затем по команде ведущего открывают глаза и если шеренга нарушена, то маршрут не пройден.

За выполнение задания команде дается конверт с буквой «О»

3. «Планетарий».

С помощью загадки участникам необходимо отгадать название планеты Солнечной системы.

Загадки могут представляться в устой форме, в виде карточек, а также в виде мультимедийной презентации (Приложение 1)

Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они.

(Планеты)

Она от Солнца первая планета,
Похожа на Луну по цвету.
В глубокой древности ее все греки знали
И «белою звездою» называли.
Быстрее всех планет вращается,
В честь покровителя торговли называется.
(Меркурий)

На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Холодно на ней весьма -
Состоит из воды, газа и льда
Ответ: (нептун)


У далекой крохотной планеты,
Нет статуса "Большой" планеты.
И обидевшись она,
В телескопы не видна
Ответ: (плутон)

В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет.
Ответ: (юпитер)



Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин.
Ответ: (сатурн)

Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
Ответ: (Уран)

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется...
Ответ: (земля)


Это красная планета
По соседству с нами.
И зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри.
Ответ: (марс)


Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету.
(Венера)

По итогам выполнения задания участники получают букву «К»

4. Пазл

Участникам предлагается на время собрать пазл с изображением Ю.Гагарина и назвать имя (Приложение 2)

По итогам выполнения задания участники получают букву «М»

5. Викторина «Биографы»

Вопросы викторины можно задавать устно, либо оформить в виде мультимедийной презентации. Так же можно задавать по одному вопросу каждому игроку, в случае затруднения помогает команда. Либо задавать вопрос всей команде и давать 30 секунд на размышление.

1. Какое название имела ракета-носитель, которая должна была впервые в истории человечества вывести в космос корабль с человеком на борту?
«Восток» +
«Восход»
«Веста»

2. Кто был дублёром Гагарина?
Герман Титов +
Павел Попович
Андриян Николаев

3. В каком воинском звании находился Гагарин во время первого полёта в космос?
Младший лейтенант
Старший лейтенант +

Майор

4. Как назывался космодром, с которого стартовал Ю.А.Гагарин?
Плесецк
Байконур +

Апполон
06 часов 00 минут по московскому времени

5. Что представлял собой завтрак первого космонавта Гагарина перед полётом?
Каша, булочка, кофе
Зерновые хлопья, хлеб, молоко
Завтрак из туб: мясное пюре, черносмородиновый джем, кофе +

6. Сколько времени провёл Гагарин на околоземной орбите?
3 часа 00 минут
1 час 48 минут +

5 часов 53 минуты

7. Когда родился Юрий Алексеевич Гагарин?
Ответ: 9 марта 1934 года

8. Когда состоялся исторический старт корабля «Восток» с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту?
Ответ: 12 апреля 1961 года.

9. Что сказал Гагарин, когда корабль «Восток» стартовал?
Ответ: он сказал — «Поехали!»

10. Как называется «одежда» космонавта:

Скафандр +

Комбинезон

Гидрокостюм

По итогам выполнения задания участники получают букву «О»

6. Ракетомоделисты.

На карточках описаны  (изображены) основные детали устройства простейшей ракеты, но среди них есть лишние. Участникам нужно отобрать те карточки, которые соответствуют устройству ракеты. (Приложение 3)

По итогам выполнения задания участники получают букву «С»

Из собранных ,в результате заданий квеста, букв участникам необходимо собрать слово (КОСМОС).

Ведущий: Ребята, вы все большие молодцы. Задания были не простые, но вы с ними справились и показали себя знатоками космонавтики. Поэтому, я хочу вручить вам дипломы «Юных знатоков космоса» (Приложение 4)

Список использованной литературы:

        

Афанасьева Л.О., Поречная Е.А. Использование квест-технологии при проведении уроков в начальной школе // Школьные технологии. 2012. - №6. - С. 149-159.

Каравка А.А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определёнными компетенциями // Мир науки. - 2015. - №3. - С. 20.

Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности у учащихся // Вопросы Интернетобразования. - 2002. - №7

Интернет-источники:

https://ru.wikipedia.org/

http://mir-nauki.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему :" Человек и Космос. Научные исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства."

В данной работе рассматриваются такие вопросы: Человек и Космос , исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства и другие вопросы....

Космос.Оправданы ли потраченные на космос деньги?

В презентации рассматривается вопрос:" Насколько оправданы капитальные вложения в космическую отрасль"...

К 60-летию первого полета человека в космос "Человек, покоривший космос"

Сценарий классного часа, отражает путь Юрия Алексеевича Гагарина к своей мечте - полету в космос.В экспозиции сценария пояляется Маленький Принц А. де Сент-Экзюпери, который путешествовал, мечтал и хо...

Урок, посвященный 50-летию полета в космос первой в мире женщины-космонавта В. Терешковой, по теме «Космос – человечеству»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАУрок проводился в 8 классе в рамках  конкурса методических разработок конспектов уроков «Космос – человечеству». Подготовка урока осуществлялась с учетом во...

Интеллектуальная игра "Знатоки космоса"

Интеллектуальная игра "Знатоки космоса"Цель: Активизация познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации учебной деятельности, систематизировать знания детей о космосе. Воспитание ...

Интеллектуальный турнир "Спасибо, Юра! Космос наш!"

Предлагаю вам сценарий турнира, посвященный 60-летию полета человека в космос. Требуется предварительная подготовка. Тематика вопросов: строение Солнечной системы, история осовоения и изучения космоса...

Клубный час: "Загадочный космос" (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1-2 класс)

Цель: Расширять и углублять представления детей о космосе.Задачи:-Закрепить знания о планетах солнечной системы.-Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос».-Совершенство...