«Развитие самостоятельной творческой активности воспитанников в рамках ФГОС в учреждениях дополнительного образования» ( из опыта работы ).
статья
Опыт работы в творческом объединении. Дополнительное образование. Дети. Воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_malysheva_fgos.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие самостоятельной творческой активности воспитанников в рамках ФГОС в учреждениях дополнительного образования» ( из опыта работы ).
В начале своей статьи, мне хотелось бы процитировать академика высшей школы города Екатеринбурга Меренкова: «Сегодня в процессе воспитания необходимо делать основной упор на формирование у ребёнка с раннего детства ориентации и способности к самовоспитанию, по скольку только самостоятельно регулируя свои желания, стремления, поступки, можно обеспечить активное приспособление к постоянно возрастающим требованиям современного мира…».
Обо всём этом говорилось, когда разговор шёл о национально-образовательной инициативе «Наша новая школа», направленной на модернизацию и развитие системы образования страны и призванная решать глобальные задачи, одна из которых заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высоко технологичном конкурентном мире. В связи с этим в учреждениях дополнительного образования необходимо создать такие условия для воспитанников, которые смогут обеспечить стимулирование их творческой активности, развитие фантазии и воображения, формирование у них устойчивого интереса к различным видам искусства, в моём случае к декоративно-прикладному искусству. Поэтому главная задача педагога состоит в умелой организации учебно-воспитательного процесса для формирования ключевых компетенций воспитанников.
В моём объединении занимаются дети из разных учебных заведений и семей с различным социальным статусом. Поэтому я осуществляю дифференцированный подход и использую методы личностно-ориентированного обучения. Особое внимание уделяется всестороннему развитию и совершенствованию самостоятельной творческой деятельности воспитанников.
Учебной программой предусмотрены задания, как для индивидуальной, так и для коллективной деятельности.
Воспитанники объединения в логическом порядке учатся приёмам и навыкам, необходимым для изготовления конкретного декоративного изделия.
Изучение каждой темы сопровождается практическими знаниями, конкурсами на лучшую работу, зачётами, мини-выставками, дидактическими и сюжетно-ролевыми играми.
К примеру, сюжетно-ролевая игра «Я – руководитель мастерской». В ходе этой игры дети проявляют свои организаторские способности, собранность, у них вырабатывается умение общаться, исчезает закомплексованность. Дети чувствуют свою значимость и стараются быть лучше.
Дети, овладевшие навыками изготовления цветов, назначаются консультантами и помогают другим детям.
Подобные формы занятий позволяют определить уровень развития способностей воспитанников и прочность их знаний, помогают формированию у них чувства долга, ответственности и собственного достоинства, повышают их самооценку.
Диагностика умений и навыков за последние два года показала, что у 86% детей повысился уровень умений и навыков работы с бумагой и ножницами, 72% освоили технику работы с канцелярским ножом и инструментами.
В районных, городских и областных выставках народного творчества принимают участие 92% воспитанников объединения.
Большинство детей уже по истечении первого года занятий в объединении выполняют творческие работы по самостоятельно выбранным эскизам.
Второй год обучения посвящён в основном самостоятельным творческим работам. Закрепление умений и навыков происходит непосредственно при выполнении цветочной композиции. Занимаясь в объединении в течение двух лет каждый из воспитанников способен изготовить не менее двадцати декоративных изделий: цветов, цветочных композиций, панно, вазочек, шкатулок, букетов из бумаги или ткани.
В государственной программе «Об образовании и развитии инновационной экономики. Внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах» говорится о том, что содержание и методы обучения будут модернизированы на основе эффективного использования современно-коммуникационных технологий, что приведёт к необходимости смены образовательных технологий и роли преподавателя, расширению его профессиональной деятельности, возможности выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность воспитанников.
В течение последних двух лет в связи с расширением технических возможностей учреждения мы занимаемся разработкой и апробированием технологических алгоритмов, распечатываем инструкции и предоставляем их воспитанникам для самостоятельной работы на занятиях объединения или дома.
Также на занятиях используем показ слайдов с более подробными объяснениями и демонстрацией выполнения тех или иных приёмов. На практике это выглядит так: перед нами фото одной из операций технологического алгоритма. Это, на пример изготовление фона, показано в какой последовательности надо выполнить операции. Дети выполняют самостоятельно, я контролирую и направляю процесс в нужное русло.
Активные методы обучения раздвигают границы технологического обучения и способствуют индивидуальному развитию личности каждого ребёнка.
При организации работы в объединении, нельзя забывать о её эстетической и эмоциональной сторонах. Трудовая деятельность в объединении располагает большими возможностями для формирования у детей эстетического вкуса, чувства формы, цвета, материала. Нужно добиваться от воспитанников не только и не столько количественных показателей в труде, но и качественной работы, эстетической привлекательности её результатов.
Эффективность детского труда во многом зависит от его целенаправленности и личностно-ориентированного подхода. Лишь результативная работа вызывает у детей трудовую активность, приносит им удовлетворение и формирует у них положительное отношение к труду.
Чтобы добиться результатов, мы, педагоги, должны иметь важное педагогическое умение – общаться с детьми, уважительно относиться к их интересам и возможностям.
Дополнительное образование обладает такими преимуществами как гибкость, разнообразие и доступность, а каждый воспитанник получает возможность понять, что сделанный им выбор в подростковом возрасте не препятствует в будущем продолжению образования в других областях. Возможно, что некоторые учащиеся выберут педагогическую деятельность, возможно они вообще не станут профессиональными педагогами, но дополнительное образование поможет им найти интересное дело в жизни, социально, профессионально и личностно самоопределиться.
Педагог дополнительного образования первой категории, руководитель объединения «Декоративное искусство» МБУДО ЦДОД г. Тамбова
Малышева Татьяна Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ГРУПП ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Родина, Отечество, предки, корни… В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, деды и прадеды, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному...
«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (методическая работа)
В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста 91.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...
Реализация комплексного подхода в создании социально-педагогических условий для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования
Краткое описание проекта "Полотно моей мечты"...
«Изучение личности воспитанника и детского коллектива в учреждениях дополнительного образования детей»
Современная педагогика личностно ориентирована. Личностный подход – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрены теоретические основы создания педагогических условий как необходимого фактора в развитии и воспитании ребёнка через призму творчества. Приведены доводы о том, что формирование худ...
«Организация работы с семьёй в условиях учреждения дополнительного образования» (из опыта работы)
В данной разработке раскрывается актуальность сотрудничества педагогов дополнительного образования и родителей в рамках развития творческих способностей детей. Только совместными усилиями,...