план работы с одаренными детьми
учебно-методический материал (5 класс)
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в начальном звене важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. Этой задаче уделяется большое внимание СОШ п. Верхнеказымский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
индивидуальный план работы с одаренными детьми | 144.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа п. Верхнеказымский »
Образовательный маршрут развития одаренных детей
на период 2017-2021годы
Автор: Крушельницкая Марина Анатольевна
Образовательный маршрут развития одаренных детей
1. Фамилия, имя, отчество обучающегося ZZ
5 класс, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа п. Верхнеказымский »
(класс, название ОУ)
2. Возраст: 12 лет, дата рождения 30 октября 2005 года
3. Характеристика личностных качеств (краткая): мальчик активный, открытый, всегда готов к контакту и взаимодействию; любознателен, имеет разносторонние интересы: чтение книг, занятие в музыкальной школе, интересуется историей, хорошо владеет навыками работы с ПК
4. Основания для создания индивидуальной образовательной программы: повышенная мотивация к изучению истории, хороший темп работы на уроке
5. Цель ИОП – создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающегося через подготовку и участие школьников в олимпиадах по русскому языку.
6. Сроки реализации ИОП __2016-2021 гг. (5 лет; 5-9 классы)_____________________________________
Введение
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в начальном звене важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. Этой задаче уделяется большое внимание СОШ п. Верхнеказымский.
Одаренные дети:
Специалисты выделяют несколько категорий детей, которых обычно называют одарёнными:
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта («Интеллектуальная одарённость»);
- дети с высоким уровнем творческих способностей («творческая одарённость»);
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (Юные музыканты, художники, математики, и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;
- дети, хорошо обучающиеся в школе («академическая одарённость»);
- дети с ярко выраженными лидерскими способностями.
Одарённые дети всегда разные, но какие-либо способности у них должны быть выше среднего уровня; всё, что они делают, делают с удовольствием, предпочитая сложное простому.
Актуальность проблемы
Цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.
Опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Цели
- создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах личности;
- обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения;
Задачи
* создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
* создание системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на школьных и городских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
* разработка индивидуальных форм работы;
* использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
* внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
* организация системы исследовательской работы учащихся;
* обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися
* индивидуальные занятия с одаренными учащимися;
* кружки по интересам;
* конкурсы;
* участие в олимпиадах;
* исследовательская работа;
* творческие мастерские.
Работа проводится в 4 этапа:
- Диагностический
- Разработка образовательного маршрута и организация работы
- Анализ результатов, коррекция проводимой работы
7. Этапы ИОП.
№ | Мероприятия | Формы / методы | Средства оценки |
I | Диагностико-мотивационный этап | ||
1. | Диагностика начального уровня количества и качества представлений, знаний и умений | Наблюдение, собеседование | Портфолио |
2. | Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях | Опросники, интервью | Портфолио |
3. | Конкурс вопросов по темам учебного курса | Диагностическая олимпиадная работа | Письменный опрос |
4. | Диагностика: образовательных потребностей и мотивов; предпочитаемых видов деятельности; особенностей нервной системы и стилей переработки информации и т.д. | Психологическая диагностика | Тестирование |
II | Проектировочный этап | ||
1. | Выбор форм и способов работы, определение сроков. | Составление рабочей программы для индивидуальных занятий | Рабочая программа |
2. | Составление ИОМ (индивидуально- образовательного маршрута) ученика | Разработка ИОМ | ИОМ |
3. | Разработка пояснений для родителей к ИОМ ученика | Пояснения/рекомендации для родителей | |
III | Реализационный этап | ||
1. | Проведение индивидуальных занятий | Лекции, практикумы | Тестирование, выполнение олимпиадных заданий |
2. | Самостоятельная работа обучающегося | «Погружение» в темы курса | Онлайн-тестирование |
3. | Участие в олимпиадах и конкурсах | Участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников по истории и праву, творческих конкурсах ОАО «Газпром трансгаз Югорск», олимпиадах урфо, НПК, КМЧ | Портфолио |
IV | Аналитический этап | ||
1. | Итоговая диагностика | ||
2. | Коррекция ИОМ | Исходя из | |
3. | Анализ портфолио |
7. Индивидуальный образовательный план
1. Кто я? Какой я? (мое представление о себе) | |
ФИО | ZZ |
Дата рождения | 30 октября 2005 года |
Любимое занятие в свободное время | Чтение книг |
Мой(и) любимый учебный предмет | История |
Мои учебные достижения | Учусь на отлично, являюсь победителем муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников-юниор в 4 классе |
Мои сильные стороны | Умение общаться, трудолюбие |
Мои слабые стороны | Высокая активность и, как следствие, неусидчивость |
Мои увлечения | Игра на баяне, создание видеороликов |
Чем отличаюсь от своих сверстников | Люблю учиться и узнавать что-то новое, много читаю |
Что умею делать хорошо | Выполнять те задания, которые даёт учитель |
Сфера профессиональных интересов | Международные отношения |
Сфера моих жизненных интересов (какое место хочу занять в обществе) | Хочу иметь крепкую, дружную семью (как наша) и быть хорошим дипломатом |
Что мне в себе нравится | Открытость, доброта, жизнелюбие |
Что мне в себе не нравится | Бываю выскочкой |
На кого хочу быть похожим (-ей) | На Лаврова С.В. – в профессии На папу – в жизни |
2. Мои цели и задачи | |
2.1 Мои перспективные жизненные цели | |
1) Кем хочу стать, какую получить профессию | Дипломатом |
2) Каким (-ой) хочу стать (перечисляются качества, которые бы хотел иметь ученик как член общества, как труженик, гражданин, семьянин) | Хороший профессионал, знающий и любящий своё дело, хочу быть ответственным и уважаемым |
2.2 Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь | |
1) Что хочу узнать о себе (задачи на самопознание) | На что я способна и чего реально могу достичь |
2) Задачи в обучении | |
- По каким предметам повысить свои достижения | Истории |
- Какие дополнительные области знаний изучать | История ВОВ |
- Какие учебные умения и навыки развивать | Развивать навыки работы с историческими источниками |
3) Задачи в практической деятельности | Читать и изучать историческую литературу, решать олимпиадные задания, активно участвовать в различных олимпиадах |
4) Задачи по формированию конкретных качеств, необходимых для достижения перспективной цели | Чаще выступать перед аудиторией, много читать, быть неординарным и интересным |
3. Мои планы | |
3.1 Предполагаемое направление (профиль) образования в старшей школе | Социально-гуманитарный |
3.2 Планируемый уровень образования после окончания школы | Высшее |
3.3 Профессия, которая меня интересует | Дипломат |
3.4 Предполагаемое учебное заведение после школы | МГУ им. Ломоносова |
4. Моя программа действий | |
4.1 Самопознание своих возможностей и склонностей | |
1) В чем (где, в каких сферах себя попробую) | Музыка, проектной деятельности, блогах |
2) С кем, где проконсультируюсь | Учитель |
3) К кому обращусь за советом | Родители, учителя |
4.2. Обучение | |
1) Изучению каких предметов уделить больше внимания | История, литература, русский язык, обществознание |
2) Какие предметы изучать на углубленном уровне | Историю, английский язык |
3) Какие элективные курсы посещать | Школьный музей, В гостях у богини Клио |
4.3. Дополнительное образование | |
1) По каким дополнительным образовательным программам буду заниматься | История государства и права |
2) Какую дополнительную литературу буду изучать | Ту, что порекомендует учитель |
3) В каких проектах буду участвовать | Школьная газета, школьное телевидение, социальные проекты, исследовательские проекты |
4) В каких олимпиадах и конкурсах буду участвовать | Те, что предложит учитель |
4.4. Участие в общественной деятельности | |
1) В каких делах буду участвовать в школе и классе | Во всех, где предложат участвовать |
2) В каких буду участвовать вне школы | Концерты в музыкальной школе и клубе |
4.5. Как буду развивать необходимые для реализации моих жизненных планов качества: | |
1) На учебных занятиях | Быть активным на уроке, задавать вопросы, стараться выйти за рамки темы |
2) Во внеучебное время | Прилежно заниматься в музыкальной школе |
3) В семье | Помогать во всём моим родителям и сестре |
4) В общении с учащимися | Стараться поставить себя на место другого |
5) в практической деятельности, общественных делах | Быть ответственным за то, что поручили или за что взялся |
4.6. Кто и в чем мне может помочь | |
1) Учителя | Оказать помощь в учёбе, углубить знания |
2) Родители | Организовать работу |
3) Друзья | Поддержать |
4) Специалисты | Сделать процесс обучения комфортным для меня |
Работа с одаренными детьми в урочной деятельности
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:
- совершенствование предметных умений и навыков;
- повышение учебной мотивации одаренных детей;
- развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
- развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
- овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.
Методы:
- частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
- исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
- проблемный;
- проективный.
Формы:
- нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
- ролевые игры;
- консультации.
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.
Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Работа с детьми важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одаренных детей, но и как основание для построения педагогической системы, ориентированной на развитие личностного потенциала в целом.
Я убеждена, что необходимо для того, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной деятельности, к умению высказывать своё мнение, участвовать в дискуссии, самим искать истину, сомневаться, спорить, доказывать свою дочку зрения. Отсюда следует вывод: необходимо включать учащихся в творческую деятельность. Проблема решения комплекса свойств личности, входящих в понятие “творческие способности” требует длительной работы. Я стремлюсь на каждом уроке создать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию творческих способностей воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребенка в начальной школе фантазия развивается настолько, что позволяет ему оказаться там, куда приглашает игра.
На уроках русского языка и чтения я использую задания, направленные на создание нового продукта: подобрать слова, сходные или противоположные по смыслу, продолжить рассказ, составить рассказ на основе собственных впечатлений. Готовясь к урокам чтения, я стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ученик активно, творчески мыслил в течение всего урока.
На уроках чтения учащиеся оценивают не только процесс и результаты работы, но и поступки героев произведения, характер рассказа, отношение автора к описываемым событиям. Вопросы ставлю так, чтобы ученик мог сравнить и на этом основании сделать вывод, например, чей план, из написанных на доске, более удачный. Какой пункт в нашем плане вам кажется главным? Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе? Например, при озаглавливании рассказа или частей рассказа половина класса предлагает различные варианты названий, а остальные ученики привлекаются к анализу и оценке предложенных заголовков, принимают или отвергают их.
Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученики аргументируют свой ответ. Задачу добиваться творческого подъема в классе я решаю с помощью таких видов творческих заданий, которые предлагаю детям на этом этапе работы с текстом после чтения:
1. Иллюстрирование произведений и подписывание рисунков словами текста.
2. Серия рисунков к одному тексту (проиллюстрировать только одно предложение или один абзац произведения). После этого рисунки вывешиваются по порядку. Такая серия рисунков помогает лучше понять текст.
3. Портрет героя
Каждый ученик рисует портрет героя произведения, затем в классе проходит конкурс “Кто точнее”.
4. Защита фантастических проектов
5. Составление писем и телеграмм от имени героев.
6. Изобрази, как представляешь.
7. Проектная деятельность.
Это задание я использую обычно после чтения произведений о природе. Ученики пробуют писать стихи, сказки. Работы потом использую на уроках - обобщения. Все свои работы ребята оформляют. Особое место в системе развития творческих способностей школьника занимает сочинение. Именно сочинение - высшая форма проявления творческих способностей ребенка.
Творческие работы - миниатюры стали обязательной частью моих уроков.
Например, на уроках математики я использую различные задания повышенной трудности, с которыми легко ребята из группы общей интеллектуальной одаренности
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, поэтому я и уделяю особое внимание в подготовке учащихся, как к предметным, так и дистанционным Всероссийским олимпиадам.
Учителя начальных классов работают индивидуально с каждым ребенком, развивая у них нестандартное мышление, что в будущем поможет детям справляться с тестовыми заданиями при подготовке к ЕГЭ.
Особая форма работы с одарёнными детьми - это театрализованные праздники, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актёрские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию. Ученики моего класса принимали активное участие в общешкольном мероприятии «Осенняя фантазия»; успешно защитили на районном конкурсе проект на тему «Останови поджоги травы!»; активно принимают участие в общешкольных мероприятиях.
Наряду с интеллектуальной, творческой, социальной одаренностью принято выделять также психомоторную или спортивную одаренность.
Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.
Проведение спортивных мероприятий:
- Веселые старты. (Соревнования среди 1-2 классов) – 2 место
Тематическое планирование (история)
№ | Предмет Тема | Кол-во часов | Результаты | Формы организации деятельности | Содержание работы | Примечание |
1. | История России. «Подготовка к ВОШ» «Русь Древняя» | 1 | Знает - о происхождении славян,основные племена восточных славян и места их расселения ,князейи даты их правления, соотносит князей, и итоги их деятельности. Тест по теме выполнен | Консультации учителя. Самостоятельная работа. | Выполнение тестов по теме. Анализ не выполненных заданий. Работа с Интернет-ресурсами. | |
2. | История России «Подготовка к ВОШ». «Политическая раздробленность Руси» | 1 | Знает – хронологические рамкипериода, основные причины ипоследствия раздробленности , особенности развития крупнейших русских земель, термины по теме Задания по теме выполнены | Консультации учителя. Самостоятельная работа. | Выполнение тестов по теме Анализ не выполненных заданий. Работа с Интернет- ресурсами. Работа с историческими источниками. | Помощь в планировании самостоятельной работы |
3. | История России «Подготовка к ВОШ». «Русь Московская» | 1 | Знает - причины и последствия объединения русских земель вокруг Москвы; - значение Куликовской битвы; - знает основные даты периода. | Консультации учителя. Самостоятельная работа. Работа с источниками, поиск информации о памятниках культуры. | Выполнение тестов по теме. Анализ не выполненных заданий. Работа с Интернет- ресурсами. Работа с историческими источниками. | |
4. | История России. | 3 | Участие в олимпиаде. | Выполнение тестов. | ||
5. | Краеведение. Знакомство с условиями конкурса. Выбор вида творческой работы | Окончательный вариант Электронный вариант кроссворда. Выступление на конференции. | Занятие. Консультация. Название работы «Кроссворд Юбилейный» Черновой вариант. | Правила составления кроссворда. Тематика кроссворда. Выполнение Коррекция. Оформление работы. Подготовка к конференции. | ||
6. | «Инфоурок» | 1 | Участие | Выполнение тестов | ||
7. | История России. «Реформы ПетраI» | 2 | Проведение открытого урока совместно с учителем | Консультация | Знакомство с планом урока. | |
8. | Подведение итогов. | Собеседование. | Оформление разделов портфолио |
Тематическое планирование (обществознание)
№ | Предмет Тема | Кол-во часов | Результаты | Формы организации деятельности | Содержание работы | Примечание |
1. | Обществознание. «Подготовка к ВОШ». «Человек, индивид, личность» | 1 | Знает и понимать:- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений. | Консультация. | Выполнение тестов на соотнесение понятий и их определений; | |
2. | Обществознание. . «Подготовка к ВОШ». «Человек средилюдей» | Знать и понимать: Тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, также важнейших социальных институтов | Консультация | Выполнение тестов. Составление кроссворда по теме. Работа со статистическими данными. | ||
3. | Обществознание. «Подготовка к ВОШ». Знакомство с заданиями части С | Извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданной теме; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы. | Консультация Эссе. Практическая помощь при работе с текстами. | Знакомство с алгоритмом. Работа с текстом по алгоритму. Развитие пространственного и логического мышления, помощь в понимании алгоритма работы с заданиями, требующими анализа предложенных ситуаций. | ||
4. | Обществознание. | 1 | Участие в олимпиаде | Консультация. Подборка литературы по предмету. | Анализ не выполненных заданий | |
5. | Обществознание. Права, обязанности и ответственность человека и гражданина | 1 | Выступление на уроке. | Самостоятельная работа. Подготовка выступления по теме на уроке | ||
6. | Обществознание. Законы, регулирующие хозяйственную деятельность. | 1 | Презентация «Деньги» | Консультация. | Подготовка презентации «Деньги» | |
7. | Обществознание. Проблемы человека и человечества в современном мире. | 1 | Сообщение « 3 глобальные проблемы человечества» | Консультация. | Самостоятельная работа. Подготовка выступления по теме на уроке | |
8. | Обществознание. Нормы общественной жизни. | 1 | Презентация « Правила поведения, этикет – для чего это надо?» | Консультация | Самостоятельная работа. подготовка презентации. | |
9. | Школьная конференция | 1 | Защита проекта «А я об этом знаю». | Консультация | Составление защиты работы | |
10. | Планирование работы на лето | 1 | Консультация |
Планируемый результат
Вследствие проделанной работы я ожидаю призовые места в школьной и городской олимпиадах, показать качественные результаты мониторинга.
Вывод
Одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития.
Работа требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методико-психологических служб, налаженной связи с родителями – особой организации всей работы школы в целом.
Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо, т.к. каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории, разработать подход, гарантирующий 100% успех.
В заключение, хотелось бы дать несколько универсальных советов учителям для работы с одаренными детьми.
1) Безусловное понимание одаренного ребенка и уважение к его личности.
2) Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе.
3) Следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легкоранимы.
4) От учителя больше всего требуются качества личностные, душевные.
5) Сотворчество учителя и ученика.
Литература
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
- Беляева Н.К. Савенков А.И.Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999. № 9.
- Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
- Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004
- Internet
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с одаренными детьми по географии и биологии
Документ поможет организовать работу с талантливыми учащимися. отражает специфику работы с ними....
План работы с одаренными детьми по географии и биологии
Здесь отражены основные моменты и направления по работе с детьми увлекающимися предметом география и биоогия...
План работы с одаренными детьми
Представленный материал может быть использован в качестве примера внеурочной занятости учащихся...
План работы с одаренными детьми
Этот план поможет скоорденировать работу с одаренными детьми....
План работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии
В работе указаны отличительные особенности и принципы работы с одаренными детьми. Особое внимание уделяется формам и методам работы с данной категорией обучающихся....
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми на 2012-2013 учебный год...
План работы с одаренными детьми на уроках географии в 8 классе.
Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах. Тр...