Викторина Колесо истории на тему "Государственные символы России"
план-конспект занятия (5, 7, 9 класс)

Викторина для 5 - 7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

ВИКТОРИНА  «Колесо истории»

на тему: «Государственные символы России»

для учащихся5-7 классов.

                                                                              Учитель истории и обществознания:

                                                                               Овчинникова Надежда Ивановна

                                                                                       МБОУ «Вашутинская ООШ»
Цель: 


  1. Закрепить знания учащихся о символах Российской Федерации, об их назначении и роли в жизни граждан страны.

  2. Способствовать принятию личностью государственной символики как общественной ценности; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотизм.

  3. Развивать у детей кругозор, мышление, потребность в достижении успехов в деятельности.


Подготовительный этап. Каждая команда - дружина придумывают название команды, эмблему,7 вопросов, ,песню о Родине ,выбирает капитана- воеводу, рассказы по теме
«Преданья старины далекой», пословицы и загадки о солнце.

Наглядность и оборудование:  экран, запись Государственного гимна РФ, рисунки учащихся.
Буквы названия викторины  раскрашены в цвете триколора флага России.

На экран проецируются рисунки  оттиска печати XV века; герба Российской империи; герба РСФСР; герба современной России; различных флагов: Андреевского, знамени Вооружённых сил России.


Ход мероприятия


Ученик.

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Колесо истории вместе повернём,

О путях России свой рассказ начнём,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли!

Ученик.

Свет добра, величие и силу

Сквозь века несла народам Русь.

Жизнь моя, любовь моя, Россия,

Я твоей судьбой горжусь.

Ученик.

Славлю путь твой благородный,

Твой неповторимый путь.

Вечно будь, страна моя, свободной

И счастливой будь!

Ведущий.
Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно.

Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и исторических традициях; любое надругательство над ними наказуемо.

По тому, как относятся к символам граждане, можно судить об их отношениях к политике, своему государству и к своей Родине.

А русский человек всегда готов отдать свою любовь, преданность и жизнь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего отечества.


Представление команд- дружин.
На нашей викторине встречаются две дружины.

Приветствуем дружину «Русичи» с девизом: «Русоволосые и сероглазые, лицом все светлые и сердцем славные!» (хором).
Приветствуем дружину «Братья славяне» с девизом:
Своею статью все пригожие,

Все разные и похожие,

Зовётесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?
Дружина.
Мы – братья славяне!

Представляем наших судей, которые будут смотреть и оценивать знания, смекалку команд- дружин.


1 –й тур «Дальше… дальше… дальше…»


Для ответа каждой команде отводится 2 минуты. Победит та дружина, которая за 2 минуты ответит на большее число вопросов.


Вопросы для тура


  1. Назовите символы государства. (Герб, флаг, гимн.)

  2. Торжественная песня - символ государства. (Гимн.)

  3. Наука, изучающая государственную символику. (Геральдика.)

  4. Что означает слово «флаг»? (Сжигать, озарять, гореть.)

  5. Назовите цвета Государственного флага РФ в порядке их расположения. ((Белый, синий, красный)

  6. Как расположены бело-сине-красные полосы на Российском флаге? (Горизонтально.)

  7. Как выглядит Андреевский флаг? (Синий косой крест на белом поле.)

  8. Кому Пётр I передал в 1705 году флаг бело-сине-красный? (Торговым судам.)

  9. Чьим символом является Андреевский флаг? (Военно-морского флота.)

  10. Кто дал военно-морскому флоту Андреевский флаг? (Пётр I в 1705 году.)

  11. Куда смотрит двуглавый Орёл на гербе России? (На Запад и на Восток.)

  12. Каким был флаг СССР? (Красного цвета с изображением серпа и молота.)

  13. Когда был написан первый гимн России? (В 1833 году.)

  14. Что символизируют СКИПЕТР и ДЕРЖАВА? (Незыблемость устоев нашего Отечества.)

  15. Что символизирует щит на груди Орла с изображением Святого Георгия Победоносца? (Подчёркивает роль Москвы как собирательницы и защитницы земель русских, державную преемственность России и Руси Московской.)

  16. До какого года герб Российской империи с двуглавым Орлом олицетворял нашу державу? (До 1917 года.)

  17. Кем устанавливаются размеры флага, его цветовая гамма? (Верховной властью страны.)

  18. Кто в России утверждает флаг? (Государственная дума и Президент.)

  19. Назовите дату введения нового Государственного герба в России. (30 ноября 1993 года.)

  20. Что означает потеря знамени во время боевых действий? (Ликвидация полка.)

  21. Какие бывают флаги? (Военные флаги-знамёна, торговые, штандарты глав государств.)

  22. По геральдическим условиям, какая символика древнее – флаговая или символика герба? (Символика герба всегда древнее флаговой.)

  23. По геральдическим канонам, из чего заимствуются цвета, входящие в состав национального флага? (Из государственного герба.)

  24. В соответствии с геральдическими принципами, какой флаг в России имеет право на существование прежде всего? ( Чёрно – золото – белый.)

  25. Назовите дату постановления Верховного Совета России считать официальным флагом РФ бело-сине-красный. (21 августа 1991 года.)

  26. Какого цвета был государственный флаг Российской империи с 1858 по 1883 год. (Чёрно-жёлто-белый.)

  27. Основные регальные цвета власти московских князей и царей. (Красный, золотой, белый.)

  28. Любимые цвета русского народа. ( Красный, синий, белый.)

  29. Какая музыка исполнялась в России в качестве гимна с 1991 по 2001 гг.? (Музыка из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».)

  30. Кто авторы и композитор второго гимна СССР? (Музыка – А.В.Александров, авторы текста – С.В. Михалков и Г.Г.Эль – Регистан.)

  31. Государственный гимн с 1917 по 1943 гг. («Интернационал» - международный пролетарский гимн.)

  32. Какую мелодию наигрывали часы на Спасской башне Московского Кремля до 1917 года? («Боже, царя храни».)

  33. Какое знамя стало Знаменем Вооружённых сил России? (Красное Знамя).

34. Как назывался у русичей до крещения Руси всадник с копьём? («Ездец».)

 35. В кого превратился «Ездец» после крещения Руси? (В Святого Георгия Победоносца.)


2–й тур «Заморочки из бочки»


  1. Одно из древних символов Русского государства – знамя, бывшее с русским войском при штурме Казани в 1152 году. Ныне хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Что это за знамя? (Красное знамя «Всемилостивейшего Спаса».) (2 балла.)

  2. По преданию, на поле Куликовом воинов вдохновляла икона-хоругвь с образом Спаса Нерукотворного. Этот стяг-знамя был тёмно-багряного цвета. Он был вручен со словами: « Вот оружие нетленное! Да послужит оно вам вместо шлемов». Кто вручил это знамя и какому полководцу? (Сергий Радонежский князю Дмитрию.) (2 балла.)

  3. Во время Великой Французской революции 1792 года молодой офицер-сапёр. Капитан Руже де Лиль сочинил песню, назвав её «Боевая песня Рейнской Армии». Под каким названием известна сейчас эта песня-гимн? («Марш марсельцев», сокращённо «Марсельеза».) (2 балла.)

  4. За несколько веков в своих когтях Орёл держал разные символы власти, какие? (Крест, меч, державу, просто яблоко, Евангелие, пальмовую ветвь, молнии, скипетр.) (1 балл.)

  5. Иван III позаимствовал изображение двуглавого орла с коронами на голове в новом гербе у византийцев. Кто привёз из Византии этот символ? (Софья Палеолог – наследница византийского престола, вторая жена Ивана III.) (2 балла.)

  6. Этот правитель в первый раз изменил русский герб со времён Ивана III. (Михаил Фёдорович (1613 – 1645) – первый царь династии Романовых.) (1 балл.)

  7. Какую «геральдическую» реформу провёл Александр II ? (Появились большой, средний и малый гербы, различавшиеся степенью сложностью рисунка.) (1 балл.)

  8. Что символизировали три короны над головами Орла? (Символ Святой Троицы, позднее – символ единства трёх братских народов – русского, украинского и белорусского.) (1 балл.)


Ведущий.

Символы – это живая история, легенда о прошлом и настоящем, о жизни и славных делах народа и государства. В этом убедят нас воеводы, приведя примеры из истории России.


3–й тур «Конкурс воевод» (домашнее задание по теме «Преданья старины глубокой»).

Ведущий.

Символы – это живая история, легенда о прошлом и настоящем, о жизни и славных делах народа и государства. В этом убедят нас воеводы, приведя примеры из истории России.


Рассказы.


  1. Вновь построенный корабль проходит обряд крещения. На русском императорском флоте при спуске корабля служили торжественный молебен в присутствии государственных сановников. Иногда царя и членов императорской семьи. Во время молебна судно и поднятые флаги (императорский штандарт, кормовой Андреевский флаг и гюйс) окроплялись святой водой. И под звуки национального гимна и салюта судно спускали на воду. Кораблям давались имена в честь военных побед, выдающихся государственных деятелей, полководцев, святых или мифических героев («Полтава», «Гангут», «Аскольд», «Дмитрий Донской», Император Александр III», «Князь Суворов», «Св. Пётр», «Аврора»).


Героизм моряков возвеличивалась слава русского военно-морского флага. Охрана его в бою являлась священной заповедью каждого моряка.
«Все воинские корабли российские, - гласил первый петровский морской устав 1720 года, - не должны ни перед кем спускать флага».
Это требование свято исполняется и поныне.
В 1806 году в Адриатическом море близ берегов Далмации бриг «Александр» подвергся нападению пяти французских кораблей, которые намеревались захватить его. Командир брига лейтенант И .Скаловский  обратился к экипажу: «Помните, что мы, русские, плаваем вдали от нашего Отечества… Мы находимся здесь не для того, чтобы считать врагов. А бить их. Мы будем биться с врагами до последнего снаряда, до последнего человека, но не сдадимся. И я уверен, что экипаж «Александра» высоко будет держать честь своего флага…».
Неравный бой длился несколько часов. Трижды французы пытались взять русский корабль на абордаж, и трижды были отбиты. В итоге ожесточённой схватки два вражеских корабля были уничтожены артиллерийским огнём. Третий спустил флаг и сдался в плен. А остальные бежали.

3. В историю нашего флота навсегда вошёл героический подвиг крейсера «Варяг» и канонерской лодки «кореец». Во время русско-японской войны 1904-1905 годов русские корабли не раз вступали в бой с превосходящим по силам противником, дрались до последнего снаряда и погибали, но не сдавались врагу.
В песне «Стерегущий», написанной композитором К. Листовым и поэтом В.Гуяновым, есть такие слова:
В бездну морскую
Ушёл «Стерегущий»,
Сердцем равняясь
На крейсер «Варяг»
Пал миноносец,

Но не был спущен

Гордый Андреевский флаг!

4. Было много подобных подвигов и в годы Великой Отечественной войны. Вот лишь один из них. 10 августа 1941 года в неравном бою с тремя фашистскими эсминцами на сторожевом корабле «Туман» был сбит флагшток. Раненый рулевой Константин Семёнов бросился к флагу и вместе с флагштоком высоко поднял его над головой. Осколком Семёнов был ранен вторично. На помощь ему пришёл радист Виктор Блинов. Бело-голубое полотнище с красной звездой, серпом и молотом продолжало реять над кораблём.



4–й тур «Ты – мне, я - тебе»

Воеводы задают друг другу вопросы. 1балл за правильный ответ.

5–й тур «Гонка за лидером»

Члены дружин отвечают на вопросы. За правильный ответ-1 балл


  1. Что означает расположение полос Российского Государственного триколора? (Древнерусское понимание строение мира: внизу – мир физический, красный; выше – небесный, голубой; ещё выше – мир божественный, белый.)

  2. Назовите авторов и композитора первого гимна России. (Первая строчка взята из английского гимна «Боже, храни короля!», две следующие принадлежат А.С. Пушкину, остальной текст написал поэт В.А. Жуковский, композитор А.Ф. Львов.)

  3. Каким правителем создана первая общегосударственная печать, от которой ведёт начало символика Российского державного герба. (Первый государь объединённой Руси Иван III.)

  4. Что означает изображение всадника, поражающего копьём змея? (Борьба со злом, постоянная готовность защищать свою страну, многолетняя борьба с многочисленными врагами.)

  5. Какой элемент ввёл в русский герб царь Михаил Фёдорович Романов? (Третья корона над головами Орла.)

  6. Что изображалось на стягах русских дружин? (Языческие боги, русские святые.)

  7. Как назывались стяги с изображениями русских святых? (Иконы-хоругви.)

  8. Что символизируют цвета Российского триколора? (По русским обиходным понятиям XVII - XIX вв. красный (“жаркой”) символизировал отвагу, войну, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, кровь, самопожертвование, огонь, смертный бой. Синий - небо, целомудрие, верность, духовность, веру. Белый - “нетленное совершенство”, мир, чистоту, правду, благородство, совершенство, невинность.)

  9. С чьим именем связывают историки первое появление трёхцветного флага? (Появление в России трёхцветного флага большинство историков связывают с царствованием Алексея Михайловича.)

  10. Когда и где был поднят первый Российский трёхцветный флаг? (Впервые он был поднят в 1667 г. на первом отечественном корабле «Орёл».)



6-й тур «Творческий»
Ведущий раздаёт дружинам листы с кроссвордом.

За каждый правильный ответ на вопрос дружины получают по одному баллу. Время выполнения 3 минуты.

Ведущий: Кроссворд который вы так быстро разгадали, напоминает солнце. Вспомните народные пословицы о солнце и назовите их. Вспомните и назовите загадки о солнце.

Молодцы много знаете пословиц и загадок о солнце. В древности золотой двуглавый орёл был символом солнца. В настоящее время двуглавый орёл на гербе означает единство и независимость нашей страны.


Подведение итогов. Награждение.

1 –й чтец.
Мы отчизне верно служим,

Ты – один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине твоей!

2 –й чтец.
Ждёт тебя за труд награда –

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

3 –й чтец.
Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!
4 –й чтец.
Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!


5 –й чтец.
Времена теперь другие,

Как и мысли и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!


В сценарии использованы стихи Н. Кончаловской.

Дружины исполняют свою песню о Родине


Использованная литература


  1. Алексеева А.Н., Грачёва И.В., Качаева М.А. Мир русской души. – Рязань, 1998.

  2. Барабин А. Как появился двуглавый орёл в гербе России // Наука и жизнь, 2001, № 3.

  3. Голубева Т.С. Государственная символика России // Начальная школа, 2001, № 7.

  4. Дыгало В.А. Откуда и что на флоте пошло. 2-е издание. – М., 1991.

  5. Каменцева Е.И., Устинов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. – М., 1974.

  6. Кармаков П.К. О символах и эмблемах // Ступени. Вожатый, 1991. 3 9-10. с.20 – 28.

  7. Мамаев К. Флаги рассказывают. – Л., 1972.

  8. Похлёбкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. – М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИКТОРИНА «Колесо истории» на тему: «Государственные символы России»

Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно.  Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и...

Колесо истории (историческая викторина)

Данный материал приобщает детей к исторческому прошлому нашей страны, расширяет кругозор, развивает патриотические чувства. В него включены следующие конкурсы: "Приветствие"," Выбери жилище", "За...

Викторина «КОЛЕСО ИСТОРИИ» на тему: «Государственные символы России»

Цель:Закрепить знания, учащихся о символах Российской Федерации, об их назначении и роли в жизни граждан страны.Способствовать принятию личностью государственной символики как общественной ценности; в...

Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории"

Методическая разработка урока внекласснго чтения предназначена для учащихся 5-6 классов, урок проводится в нетрадиционной форме....

Урок-викторина (интегрированный урок по обществознанию и истории в 6-м классе) по теме «Символы России»,

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ-ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЯХ...

Презентация-викторина "Колесо истории"

Викторина по истории России "Колесо истории" для учащихся 10 классов...

Викторина "Колесо истории"

Данная викторина предназначена для детей средних классов. Все вопросы отражают события от Древнего мира до истории современности....