Мастер класс на сплочение и групповое взаимодействие
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Тренинг на сплочение коллектива. Можно использовать на классном часу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_na_splochenie.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на сплочение и групповое взаимодействие.
Цель: Формирование и развитие навыков группового взаимодействия.
Задачи:
- Формирование групповой сплоченности
- Развитие творческих способностей
- Обучение принятию групповых решений
Время занятия: 40 минут.
План тренинга
- Знакомство участников (2 мин)
- Групповые нормы (5мин)
- Упражнение “Пачка салфеток” (5 мин)
- Упражнение “Снежный ком” (10 мин)
- Упражнение “Интуиция” (10 мин)
- Рефлексия (5 мин)
- Упражнение “Ливень” (3 мин)
Ход занятия
1. Вступительное слово. Добрый день. Мы сегодня собрались на мастер-класс. Чтобы начать давайте присядем в творческий полукруг. Меня зовут Елизавета Викторовна. А как зовут Вас мы узнаем чуть позже.
2. Принятие групповых норм
Что такое совместная работа? Как вы понимаете фразу - Правила работы в команде? Предлагаю Вам создать свои правила работы в команде и зафиксировать их на альбомном листе – потом мы проголосуем за принятие правил, каждый из Вас поставит свою подпись, и мы повесим их на видное место.
- Правило конфиденциальности: все что говорится и слышится в группе, не выносится за её пределы. После занятия третьим лицам вы можете рассказывать только о своих собственных переживаниях. Вы не должны сообщать ничего о действиях, словах и чувствах других участников.
- Говорить максимально искренне.
- Вы должны быть максимально в настоящем, придерживаться принципа “здесь и сейчас”. Быть в настоящем – значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, т.е. быть включенным в групповую работу.
- В группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним, называя по имени.
3. Упражнение “Возьми салфеток”
Цель: Познакомиться друг с другом
Оборудование: пачка салфеток.
Учитель передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: “На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток”.
После того как все участники взяли салфетки, учитель просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
4. Упражнение “Снежный ком”
Цель: Познакомиться друг с другом, разрядить обстановку.
Оборудование: клубок ниток.
Участники по очереди называют свое имя вместе с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Наматывают на палец веревку и передают следующему ученику клубок ниток. Последний называет свое имя и прилагательное, далее называет имя и прилагательное того человека кто ему передал этот клубок ниток.
Пример:
Сергей строгий.
Сергей строгий, Петр прилежный.
Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.
5. Упражнение “Интуиция” (20 мин.)
Цель: развитие умения прислушиваться к группе.
Оборудование: стулья.
Все участники сидят на стульях в кругу. Один участник на некоторое время выводится из помещения. Группа договаривается о каком-то задании, которое должен будет выполнить этот участник (например, снять цепочку с шеи Светы и повесить её Антону), и о звуке, который группа будет использовать для подсказок (мотив песни или просто какой-то звук).
Затем участник снова заходит в помещение, и ему сообщается, что он должен выполнять какое-то задание. Когда участник начинает приближаться к выполнению своего задания, звук группы становится громче.
Обычно это выглядит таким образом. Сначала участник пытается определить “объект” задания – проходит мимо всех участников, когда он доходит до Светы, звук становится совсем громким. “Объект” определен, теперь нужно выяснить, в чем же заключается задание. Участник пробует дальше: касается плеч, часов – тихий звук, цепочки на шее – громкий звук. Участник снимает цепочку и примеряет её на себя – звук становится тише. Идет мимо всех участников и доходит до Антона – звук становится громче, и т.д.
6. Рефлексия
Скажите пожалуйста чему посвящён мастер класс?
Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о своем самочувствии?
Удовлетворены своей работой в группе
Вы довольны результатом группы?
Где можете применять приобретенный опыт?
На листочках которые у вас остались напишите пожелания группе для дальнейшей работы и приклейте их на альбомный лист, который мы повесим рядом с нашими правилами работы в группе.
7. Упражнение “Ливень”
Все сидят в кругу. Учитель просит всех закрыть глаза и сохранять тишину, настраиваясь, таким образом, на восприятие звуков. Через некоторое время учитель начинает потирать ладони (шум приближающегося дождя), затем к нему присоединяются следующий участник и т.д. против часовой стрелки, пока последний участник (левый сосед ведущего) не подхватит это движение. Затем ведущий запускает следующие движение – щелчки пальцами одной руки (первые крупные капли). Постепенно это движение выполняют все участники. Таким образом, будут запущенны следующие движения:
- Потирание ладоней (шум приближающегося ливня);
- Щелчки пальцев одной руки;
- Щелчки пальцев двух рук;
- Хлопки в ладоши;
- Хлопки по груди;
- Хлопки по одному колену;
- Хлопки по двум коленям;
- Не переставая хлопать, сначала топать одной ногой, затем двумя ногами.
Так постепенно создается шум сильного ливня.
Через какое-то время ведущий начинает запускать движения в обратном порядке - дождь постепенно затихает и удаляется. После того как последний участник перестанет потирать ладони, несколько секунд все сидят в тишине, пока ведущий не попросит открыть глаза. Ну как? Вы услышали шум тропического ливня.
Правила:
- Начинай выполнять движения только после твоего соседа слева.
- Продолжай выполнять старое движение, пока не приступишь к новому.
Закончился дождь, закончился наш мастер класс – всем спасибо за внимание!
Литература
- Басаргина Д. В., Семенова Т. В. Игры в тренинге. Любимые рецепты успешного тренера – СПБ.: Речь, 2010. – 174 с.
- Фоппель К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе )
- http://www.trepsy.net/
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Сплочение команды"
Сплочение команды.Обучение координированию совместных действий. Развитие умений действовать в команде. Воспитание взаимовыручке, поддержке в сложных ситуациях...
Мастер-класс по теме "Организация групповой работы как одна из эффективных форм деятельностно-компетентностного подхода в обучении иностранному языку".
Цель мастер-класса - показать отдельные формы групповой работы, используемые учителем на уроках английского языка. Считаю, что групповая работа способствует развитию коммуникабельной, креативной лично...
Мастер класс "Групповые упражнения как средства сплочения команды"
Я учитель физической культуры и, кажется, мастер-класс должна проводить в спортивном зале. Думая над формой проведения мастер-класса, я пришла к выводу, что физическая культура – это не физ-ра (...
Занятие для учащихся 5-го класса, направленное на развитие группового сплочения классного коллектива
Занятие для учащихся 5-го класса, направленное на развитие группового сплочения классного коллектива...
Мастер-класс для педагогов: Развитие межполушарного взаимодействия - ключ к развитию способностей ребёнка
Развитие межполушарного взаимодействия...
Мастер-класс для родителей «Игровые методы взаимодействия с ребёнком»
Создать условия для повышения компетентности и опыта родителей в развитии детей.- Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, волю).- Развив...
Мастер-класс «Групповая сплоченность коллектива в рамках профилактики эмоционального напряжения»
Цель: ознакомление с методическими приемами по формированию эмоционально-волевой регуляции, способствующие снятию напряжения путем повышения самооценки. Задача: познакомить пед...