Мастер класс на сплочение и групповое взаимодействие
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Губа Елизавета Викторовна

Тренинг на сплочение коллектива. Можно использовать на классном часу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_na_splochenie.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на сплочение и групповое взаимодействие.

Цель: Формирование и развитие навыков группового взаимодействия.

Задачи:

  • Формирование групповой сплоченности
  • Развитие творческих способностей
  • Обучение принятию групповых решений

Время занятия: 40 минут.

План тренинга

  1. Знакомство участников (2 мин)
  2. Групповые нормы (5мин)
  3. Упражнение “Пачка салфеток” (5 мин)
  4. Упражнение “Снежный ком” (10 мин)
  5. Упражнение “Интуиция” (10 мин)
  6. Рефлексия (5 мин)
  7. Упражнение “Ливень” (3 мин)

Ход занятия

1. Вступительное слово. Добрый день. Мы сегодня собрались на мастер-класс. Чтобы начать давайте присядем в творческий полукруг. Меня зовут Елизавета Викторовна. А как зовут Вас мы узнаем чуть позже.

2. Принятие групповых норм

Что такое совместная работа? Как вы понимаете фразу -  Правила работы в команде? Предлагаю Вам создать свои правила работы в команде и зафиксировать их на альбомном листе – потом мы проголосуем за принятие правил, каждый из Вас поставит свою подпись, и мы повесим их на видное место.

  • Правило конфиденциальности: все что говорится и слышится в группе, не выносится за её пределы. После занятия третьим лицам вы можете рассказывать только о своих собственных переживаниях. Вы не должны сообщать ничего о действиях, словах и чувствах других участников.
  • Говорить максимально искренне.
  • Вы должны быть максимально в настоящем, придерживаться принципа “здесь и сейчас”. Быть в настоящем – значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, т.е. быть включенным в групповую работу.
  • В группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним, называя по имени.

3. Упражнение “Возьми салфеток”

Цель: Познакомиться друг с другом

Оборудование: пачка салфеток.

Учитель передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: “На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток”.

После того как все участники взяли салфетки, учитель просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

4. Упражнение “Снежный ком”

Цель: Познакомиться друг с другом, разрядить обстановку.

 Оборудование: клубок ниток.

Участники по очереди называют свое имя вместе с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Наматывают на палец веревку и передают следующему ученику клубок ниток. Последний называет свое имя и прилагательное, далее называет имя и прилагательное того человека кто ему передал этот клубок ниток.

Пример:

Сергей строгий.

Сергей строгий, Петр прилежный.

Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.

5. Упражнение “Интуиция” (20 мин.)

Цель: развитие умения прислушиваться к группе.

Оборудование: стулья.

Все участники сидят на стульях в кругу. Один участник на некоторое время выводится из помещения. Группа договаривается о каком-то задании, которое должен будет выполнить этот участник (например, снять цепочку с шеи Светы и повесить её Антону), и о звуке, который группа будет использовать для подсказок (мотив песни или просто какой-то звук).

Затем участник снова заходит в помещение, и ему сообщается, что он должен выполнять какое-то задание. Когда участник начинает приближаться к выполнению своего задания, звук группы становится громче.

Обычно это выглядит таким образом. Сначала участник пытается определить “объект” задания – проходит мимо всех участников, когда он доходит до Светы, звук становится совсем громким. “Объект” определен, теперь нужно выяснить, в чем же заключается задание. Участник пробует дальше: касается плеч, часов – тихий звук, цепочки на шее – громкий звук. Участник снимает цепочку и примеряет её на себя – звук становится тише. Идет мимо всех участников и доходит до Антона – звук становится громче, и т.д.

6. Рефлексия

Скажите пожалуйста чему посвящён мастер класс?

Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о своем самочувствии?

Удовлетворены своей работой в группе

Вы довольны результатом группы?

Где можете применять приобретенный опыт?

На листочках которые у вас остались напишите пожелания группе для дальнейшей работы и приклейте их на альбомный лист, который мы повесим рядом с нашими правилами работы в группе.

7. Упражнение “Ливень”

Все сидят в кругу. Учитель просит всех закрыть глаза и сохранять тишину, настраиваясь, таким образом, на восприятие звуков. Через некоторое время учитель начинает потирать ладони (шум приближающегося дождя), затем к нему присоединяются следующий участник и т.д. против часовой стрелки, пока последний участник (левый сосед ведущего) не подхватит это движение. Затем ведущий запускает следующие движение – щелчки пальцами одной руки (первые крупные капли). Постепенно это движение выполняют все участники. Таким образом, будут запущенны следующие движения:

  • Потирание ладоней (шум приближающегося ливня);
  • Щелчки пальцев одной руки;
  • Щелчки пальцев двух рук;
  • Хлопки в ладоши;
  • Хлопки по груди;
  • Хлопки по одному колену;
  • Хлопки по двум коленям;
  • Не переставая хлопать, сначала топать одной ногой, затем двумя ногами.

Так постепенно создается шум сильного ливня.

Через какое-то время ведущий начинает запускать движения в обратном порядке - дождь постепенно затихает и удаляется. После того как последний участник перестанет потирать ладони, несколько секунд все сидят в тишине, пока ведущий не попросит открыть глаза. Ну как? Вы услышали шум тропического ливня.

Правила:

  • Начинай выполнять движения только после твоего соседа слева.
  • Продолжай выполнять старое движение, пока не приступишь к новому.

Закончился дождь, закончился наш мастер класс – всем спасибо за внимание!

Литература

  1. Басаргина Д. В., Семенова Т. В. Игры в тренинге. Любимые рецепты успешного тренера – СПБ.: Речь, 2010. – 174 с.
  2. Фоппель К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе )
  3. http://www.trepsy.net/

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Сплочение команды"

Сплочение команды.Обучение координированию совместных действий. Развитие умений действовать в команде. Воспитание взаимовыручке, поддержке в сложных ситуациях...

Мастер-класс по теме "Организация групповой работы как одна из эффективных форм деятельностно-компетентностного подхода в обучении иностранному языку".

Цель мастер-класса - показать отдельные формы групповой работы, используемые учителем на уроках английского языка. Считаю, что групповая работа способствует развитию коммуникабельной, креативной лично...

Мастер класс "Групповые упражнения как средства сплочения команды"

Я учитель физической культуры и, кажется, мастер-класс должна проводить в спортивном зале. Думая над формой проведения мастер-класса, я пришла к выводу, что физическая культура – это не физ-ра (...

Занятие для учащихся 5-го класса, направленное на развитие группового сплочения классного коллектива

Занятие для учащихся 5-го класса, направленное на развитие группового сплочения классного коллектива...

Мастер-класс для родителей «Игровые методы взаимодействия с ребёнком»

Создать условия для повышения компетентности и опыта родителей в развитии детей.- Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, волю).- Развив...

Мастер-класс «Групповая сплоченность коллектива в рамках профилактики эмоционального напряжения»

Цель: ознакомление с методическими приемами по формированию эмоционально-волевой регуляции, способствующие снятию напряжения путем повышения самооценки.     Задача: познакомить пед...