Программа кружка "Секреты бумажного творчества"
рабочая программа
Программа кружка «Секреты бумажного творчества» направлена на развитие художественного творчества по созданию изделий из бумаги и картона. Курс занятий программы дает детям возможность интересно и содержательно провести время досуга за любимым делом, узнать секреты мастерства и открыть дверь в мир творчества. Курс занятий направлен на развитие у детей навыков ручного труда.Программа кружка «Секреты бумажного творчества» направлена на развитие художественного творчества по созданию изделий из бумаги и картона. Курс занятий программы дает детям возможность интересно и содержательно провести время досуга за любимым делом, узнать секреты мастерства и открыть дверь в мир творчества. Курс занятий направлен на развитие у детей навыков ручного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа сотрудничества с семьей | 41.26 КБ |
programma_kruzhka_sekrety_bumazhnogo_tvorchestva.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа семьи и учителя в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при обучении».
Программу составила: учитель начальных классов Егорова Екатерина Юрьевна |
Смоленск
На проблемы в учебном процессе можно смотреть с двух сторон: с точки зрения учителя или с точки зрения ученика. Оба вида проблем часто обозначают общим названием «трудности обучения». Целесообразнее проблемы учителей и школьников называть по-разному: если их рассматривать с точки зрения учителя, то это будут «трудности в обучении», а если с точки зрения ученика – тогда это «трудности учения».
На сегодняшний день существует несколько путей преодоления трудностей обучения/учения – рассмотрим особенности нейропсихологического подхода к трудностям учения.
Все отделы мозга А. Р. Лурия условно разделил на три блока.
Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребёнок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность. На самом деле такой ребёнок может быть очень смышлёным и сообразительным, просто его энергетического ресурса хватает ненадолго. На уроке такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться и мешать другим.
Недостаточность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентации, а это проявляется в зеркальном написании букв и цифр, путанице букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записей, в ошибках при устном счёте. Также второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие.
При недостаточном развитии третьего блока – блока программирования и контроля – ученик не соблюдает любые правила и не может себя контролировать, даже если хочет! Во-первых, это правила учебные: он не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами. То есть правила он знает, а пишет всё равно с «глупыми» ошибками. Или, например, не соблюдает общие нормы поведения. Он может встать во время урока, играть в то время, когда все остальные усердно работают, забыть поднять руку, не принести в школу необходимое.
Нет резкой отчётливой границы между детьми так называемой «нормы» и детьми с трудностями обучения. У детей группы нормы их относительно слабые процессы отчётливо дают себя знать при утомлении, у детей с трудностями обучения неравномерность функций выражена сильнее, ребёнок не может компенсировать свои слабые стороны за счёт сильных сторон, он начинает не соответствовать социальной норме, что и фиксирует учитель или воспитатель.
Какие проблемы встречаются у детей наиболее часто?
Развитие психических функций у ребёнка – длительный процесс; одни функции формируются раньше, другие – позже. В это общее для всех людей «расписание» каждый ребёнок вносит свои «поправки», определяющиеся индивидуальной генетической программой и средой. Вследствие этих вариаций психические функции у каждого ребёнка развиваются неравномерно: у одного лучше по сравнению с другими детьми (и остальными его функциями) развит слух, у другого – зрительное восприятие или ориентировка в пространстве.
В том случае, когда ребёнок не может за счёт своих сильных звеньев скомпенсировать слабые, он начинает не соответствовать социальным требованиям, что мы замечаем по его трудностям в учении.
Какие это могут быть трудности?
Каждый внимательный учитель замечал среди своих учеников таких, которым трудно поддерживать оптимальный уровень активности. Они не сразу входят в рабочее состояние, а поработав, быстро устают – их работоспособность колеблется и скоро угасает. Даже долго находиться за партой этим детям трудно. В первой половине урока они ещё пытаются следить за объяснениями учителя, во второй – нередко «отключаются» и порой ложатся на парту. Их письменные задания часто оказываются незавершёнными, а ошибки к концу выполнения задания становятся более частыми и грубыми.
Что может помочь этим детям?
Им требуется повышение мотивации, эмоциональный «разогрев» и дозировка заданий. Таким детям также полезна смена видов деятельности. Отсроченная память у них может быть лучше непосредственной, причём это касается и зрительной, и слуховой, и двигательной памяти. Это значит, что ученик, если спросить его сразу после объяснения, может ответить на вопрос менее точно, чем позднее, когда новая информация «уляжется».
Что может противопоставить утомлению учитель? Повышение мотивации и дозировку заданий, обеспечение отдыха.
Остановимся на этом подробнее.
Вторая часто встречающаяся категория детей с трудностями учения – это дети с отставанием функций программирования и контроля деятельности. Часто эти дети непоседливы, им нужно постоянно двигаться, они вскакивают и тянут руку, не дослушав вопрос, но среди них бывают и замедленные, вялые, недостаточно активные. Объединяют тех и других детей трудности планирования и планомерного выполнения действия: дети не сразу включаются в задание, их ориентировочная деятельность хаотична и неполна, они легко отвлекаются на посторонние раздражители, соскальзывают на более упрощенный вариант выполнения действия, часто не доводят действие до конца и не сверяют результат действия с его образцом или замыслом. Этим детям постоянно нужна организующая помощь педагога, поскольку самоорганизация – их самое уязвимое место.
Слабая произвольная организация и невысокая мотивация приводят к неуспехам в учёбе и нарушениям поведения. Репрессии в школе и дома ещё более снижают учебную мотивацию и ведут к ещё большему отставанию в учёбе и к закреплению нарушений поведения. Отсюда открывается путь к ложной компенсации – браваде, взятию на себя роли шута, а позже – и к асоциальной позиции.
Трудности программирования и контроля проявляются во всех школьных заданиях, требующих произвольного внимания, но наиболее ярко они проявляются в решении мысленных задач, в том числе арифметических.
Овладение грамотой также предъявляет требования к сформированности функций программирования и контроля.
Трудности программирования и контроля могут быть разной степени выраженности. Часто они встречаются вместе с трудностями поддержания рабочего, бодрствующего состояния мозга. В частности, гиперактивные дети с нарушением внимания имеют и те и другие трудности.
Как помочь этим детям?
Основной путь – вынесение программы действия «наружу», работа по «материализованной» внешними опорами программе с постепенным переходом от совместного, развёрнутого (поэлементного) внешнего действия к самостоятельным, свёрнутым, внутренним действиям.
Трудности в учении могут быть вызваны и отставанием в развитии функции переработки информации: слуховой, кинестетической (ощущения, поступающие от двигающихся органов), зрительной, зрительно-пространственной.
При задержке развития функции переработки слуховой и кинестетической информации страдают чтение и письмо, возникают фонематическая или акустико-артикуляционная дислексия и дисграфия. Ребёнок путает при чтении и письме близкие по звучанию и произношению звуки, навыки чтения и письма не автоматизируются. Трудности чтения ребёнок пытается компенсировать «угадывающим» чтением. В письме, кроме замен близких звуков, встречаются ещё и замены близких графем.
Основной путь коррекции в этих случаях – детальная проработка звукового анализа с внешними опорами. При этом следует учитывать, что недостаточной сформированности фонематического слуха обычно сопутствуют бедный словарь и низкая слухоречевая память, что обычно вытекает из трудностей переработки слуховой информации. Таким образом, при работе с этими детьми нельзя ограничиваться работой только над письмом и чтением, необходимо развивать и их словарь, и слухоречевую память.
Иначе проявляются трудности в переработке зрительно-пространственной информации. Опытные учителя припомнят в своей практике детей с хорошо развитой речью, тонких по своему эмоциональному складу, легкоранимых. Когда слушаешь такого ученика, думаешь, что он блестяще учится, а заглянешь в его тетради по русскому языку – одни ошибки, да ещё какие. Ученик после трёх лет обучения в школе может писать Нлассная работа, задачя или здача, Чпрожнение.
Буквы и цифры пишутся такими детьми раздельно, с разными расстояниями между ними, так что решить пример на сложение или вычитание многозначных цифр в столбик – для них непосильная задача, поскольку цифры одного разряда не находятся друг под другом.
Для этих детей малодоступно чтение методом целых слов. Они овладевают навыками чтения аналитическим путём.
Трудности целостного восприятия проявляются и в том, что этим детям, в отличие от всех других детей, не всегда помогает метод опорных точек при обучении письму цифр и букв. Так, первоклассник после обведения образца цифры 1 два раза соединил три опорные точки правильно, а потом стал соединять их сверху вниз и сам не заметил, что вместо единицы у него получились «галочки».
Принципиальный путь помощи в подобных случаях тот же: высокая мотивация (интересная игра, соревнование), действия в пространстве во внешнем плане с проговариванием (например, чтобы «найти клад», пойди прямо, поверни налево, загляни под…) и т.д. При этом, как и в предыдущих случаях, необходима работа над всеми процессами, которые могут страдать из-за отставания в развитии пространственного компонента ВПФ. В первую очередь это касается понимания пространственных и квазипространственных синтаксических конструкций.
Наконец, необходимо упомянуть и трудности переработки зрительной информации. У детей страдает формирование четких образов предметов, задерживаются формирование словаря, усвоение букв и цифр, овладение чтением.
Индивидуальный подход к детям предполагает, во-первых, учёт личности ребёнка и социальных факторов его развития и, во-вторых, учёт состояния его высших психических функций.
С точки зрения нейропсихологии, основная стратегия развивающего обучения (а при необходимости и коррекционно-развивающего обучения) заключается в «выращивании» слабого звена при опоре на сильные звенья в процессе специально организованной совместной деятельности обучаемого и обучающего. Обучающий ставит перед учеником учебную задачу, мотивирует к её выполнению и принимает участие в выполнении задания – он сначала берёт на себя функции слабого звена, а затем постепенно передаёт их ребёнку. Для педагога важно определение сложности заданий, адекватных возможностям ребёнка. Слишком лёгкие и слишком сложные задания одинаково бесполезны. Оптимально, если ребёнок делает задания без ошибок, но трудясь, прикладывая усилия.
Чтобы определить адекватную для ребёнка сложность заданий, учитель даёт пробное задание средней трудности и наблюдает, какая мера помощи ему необходима, и в зависимости от результатов выбирает, с чего начинать.
Работа учителя продиктована учебным планом. Однако и плановые учебные задачи могут быть проанализированы с точки зрения тех трудностей, которые они представляют для разных детей, и проранжированы от простых к сложным по разным функциям. Это позволяет определить не только детей, у которых могут возникнуть трудности, но и какие именно проблемы возникнут у них при решении учебных задач, что, в свою очередь, поможет организовать необходимую помощь и нарастание требований. Для этого учитель может использовать инструмент подсказки, которая может быть специфицирована как качественно, так и количественно для детей с разными проблемами.
При индивидуально-ориентированном подходе выполнение заданий на уроке строится интерактивно – учитель приходит на помощь в случае затруднений ребенка и меняет подсказку качественно в зависимости от трудностей ребёнка. Так, если ребёнок не приступает к выполнению задания, учитель, исходя из гипотезы об отставании функций программирования и контроля, предлагает ему стимулирующую или организующую помощь, при гипотезе, а слабости зрительно-пространственных функций – оказывает ребёнку помощь в ориентировке на странице тетради.
Кроме выбора качественно адекватной подсказки, важно правильно находить меру подсказки.
Определение нужной меры подсказки делается в текущем режиме, на основе обратной связи. Она уменьшается или увеличивается в зависимости от действий ученика.
При решении учебных задач необходимо наличие внешних опор, схем выполнения действия, к которым педагог мог бы вернуть ребёнка при появлении у него затруднений.
Другой возможный для учителя путь сделать учебный материал доступным для детей с разными сильными и слабыми сторонами – это альтернативность (моногоканальность) форм предъявления и закрепления материала. Если при ознакомлении с написанием новой буквы учитель даёт зрительный, тактильный, двигательный образы этой буквы и проговаривает ключевые элементы её написания, то каждый ученик использует удобный для него канал получения и хранения информации. При использовании других каналов он тренирует слабые звенья, опираясь на сильные звенья своей функциональной системы.
До тех пор пока задание представляет трудность для ребёнка, ему необходим «эмоциональный разогрев», обеспечивающий успешное выполнение работы.
Желательно обратить внимание на подобные недостатки сразу, так как мозг ребёнка пластичен и функции эффективно корригируются до 12 лет.
Структуры мозга, функциональная несфомированность которых мешает усвоению школьных предметов, со временем, если будут созданы благоприятные условия для развития ребёнка, созреют, но, когда это произойдёт, ребёнок упустит уже очень многое из школьного материала. И как бы репетиторы не мучили своих учеников, грамотно писать они не будут, если не устранить истинную причину. Бывают случаи, когда при благоприятных обстоятельствах развитие мозга ребёнка до некоторой степени активизируется без внешней помощи.
При каких условиях это может произойти? Во-первых, если ребёнок живёт за городом в хороших экологических условиях, и его мозг насыщается кислородом активнее, чем мозг городских детей. Во-вторых, если он не сидит за компьютером, а играет со сверстниками в различные игры, правила которых выдумываются и дополняются по ходу игры. В-третьих, если он занимается активными физическими упражнениями. Но даже при этом у большинства детей отмеченные трудности сохраняются или даже прогрессируют.
Что может сделать учитель, чтобы помочь ребёнку преодолеть подобные трудности? Каждому педагогу необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная работы с родителями, и, как следствие, участие родителей в процессе коррекции.
Какую бы педагогическую задачу учителя ни решали, в общении с ребенком, прежде всего, необходимо хорошо понять его, вникнуть в его душу, в суть его переживаний и никогда не ставить себя выше ребенка.
Мы учим и воспитываем подрастающее поколение. Оно учит и воспитывает нас. В этом - диалектика взаимоотношений между поколениями, закон этих взаимоотношений. Растить человека и расти вместе с ним. Антуан де Сент-Экзюпери в своем произведении сказал: "Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит". ("Маленький принц". М.: Детская литература, 1983.).
Одним из главных направлений в работе учителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между учителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение с родителями должно позволять им выразить все желания, знания о своих детях. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.
Существенное влияние на неуспеваемость оказывают особенности семейного воспитания. Сейчас как никогда актуально отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т.д. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости, как разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм, антиобщественное поведение родителей, равнодушие родителей к детям и к их образованию, ошибки в воспитании, неумелая помощь детям.
Для отстающих детей, как и для всех важна поддержка, внимание, ласка, положительное отношение родителей к образованию. Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного в школе, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей учебой и довольны ли ими учителя. От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут судить о ее качестве, не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки и часто мешают этому. Одни родители мешают тем, что создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители, которые, желая, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя отдельные неудачи детей, попрекают их: «Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел на «пятерку» написать работу», «Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети» и т. п. Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда готовы согласиться с тем, что в школе его не оценили по достоинству. Не разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить претензии учителям.
Родители некоторых детей часто применяют угрозы, осуждения, телесные наказания, и в этом добиваются таких «успехов», что дети начинают бояться родителей, привыкают обманывать их или постепенно, привыкнув к выволочкам, становятся равнодушными ко всему, что с ними происходит.
Часто родители упускают из вида такой важный момент как режим дня. Без правильного режима дня неуспевающему школьнику очень трудно распределить время на учение и отдых, он быстро утомляется, постоянно ничего не успевает.
Ответственность за неблагоприятные семейно-бытовые условия лежат также на родителях. Это, так называемые, неблагополучные семьи или семьи «группы риска». В такой семье родители могут быть алкоголиками, вести беспорядочный образ жизни. Особенно неблагополучно на развитие детей отражается воспитание в обстановке постоянных конфликтов, ссор, безнадзорности. В подобных семьях не только не обращают внимания на развитие ребенка, но и делают все, чтобы затормозить его. Как правило, такие дети с раннего возраста страдают выраженными нарушениями психического здоровья, у них нет четкого понимания предъявляемых к ним требований, их работоспособность снижена, они рассеяны и беспокойны. В таких условиях у ребенка нет возможности учиться хорошо, ему приходится бороться за выживанием.
Рекомендации учителя родителям неуспевающих учеников сводятся к следующему:
-заставлять ребенка больше читать,
- проводить с ним диктанты,
- давать для решения дополнительные примеры и задачи.
Однако, как отмечают многие учителя, некоторые родители, особенно из неблагополучных семей, даже после проведенных с ними бесед не занимаются с ребенком - нередко из-за неумения это делать. Каждому педагогу необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная работы с родителями, и, как следствие, участие родителей в процессе коррекции. От этого во многом зависит успех работы по предупреждению и преодолению неуспеваемости. Чем теснее связь школы и учителя с семьей, чем больше контакта в их совместной работе, тем эффективней будет работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости. Важно понять, что неуспевающему ребенку можно и нужно помочь.
Большая роль в просвещении родителей класса ложится на плечи классного руководителя. Ведь умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах
Для преодоления трудностей при освоении учебного материала является системный подход работы с родителями.
МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
1.Индивидуальные беседы; консультации; приглашение на посещение уроков; посещение семей.
2. Родительские собрания:(приложение сборник родительских собраний по теме.)
-Круглый стол (обмен опытом);
-Семинары;
-Диспуты;
-Лекции.
3.Встреча со школьным психологом.
4.Диагностика родителей и детей.
5.Информационный вестник (буклеты, памятки (приложение- сборник), рекомендации литературы).
6.Просветительская работа (ликбез для родителей).
7.Конференция – форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей.
Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей.
8.Практикум-эта форма выработки у родителей педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
9.Педагогическая дискуссии - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.
10.Ролевые игры -это коллективная творческая деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Темами ролевых игр с родителями разнообразные, например, «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы» и т. д.
Методика ролевой игры предусматривает: определить тему, назначить состав участников, распределить роли между ними, предварительно обсуждаются возможные позиции и варианты поведения участников игры.
11.Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей.
Использую сеть Интернет (Дневник.ру)
Извещаю родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании и обучении детей.
И, конечно, эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты воспитании младших школьников во многом зависит от мастерства педагога, его авторитета в глазах детей и родителей.
Учитель – главное лицо в школе, и от того, насколько он понимает трудности своих учеников, видит их сильные и слабые стороны и может им помочь, зависят и успехи детей, и психологический климат в школе. А педагогам, в свою очередь, тоже нужно помогать и, главное, правильно готовить детей к школе, ведь профилактика – лучшее лечение.
Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению
Медлительность – свойство нервной системы, поэтому нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстрый темп дается медлительным детям большой ценой: это один из самых вредоносных факторов – это путь к неврозам.
Но это не значит, что медлительные дети обречены быть отстающими. Во-первых, идет возрастная компенсация; во-вторых, в силах родителей облегчить ребенку обучение в школе.
- Характерная особенность медлительных детей, о которой следует помнить, – трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности. Поэтому между разными видами деятельности необходимо делать перерывы, паузы и предварительно готовить ребенка к следующему занятию: «Через 15 минут будем заниматься математикой», «Ты помнишь, что через 10 минут будем выполнять задание по математике?» и т.д.
- В процессе занятия необходимо говорить медленно и спокойно, иногда, для того, что бы ребенок все усвоил, требуется многократное повторение. В конце занятия необходимо убедиться, что ребенок понял учебный материал.
- Советуем родителям не только подробно разбирать все непонятное, не усвоенное на уроке, но даже идти на шаг впереди, чтобы уже накануне ребенок знал, что будет делать на уроке, чтобы успевал уловить мысль и действия учителя. Если не дать ребенку такого предварительного запаса, то очень быстро будут накапливаться пробелы; а ведь догонять таким детям особенно трудно.
- Систематические занятия способствуют повышению скорости работы. Для того чтобы занятия были эффективными, следует так организовать жизнь ребенка, чтобы все нагрузки были тренирующими. Кроме того, необходима и специальная тренировка – ежедневные 10-15-минутные занятия. Создать такие условия совсем не сложно, но есть особая тактика, которую вы должны соблюдать: не спешите, не торопите ребенка, не нервничайте при этом сами, не дергайте и не подгоняйте его. Помните: любая спешка приведет к еще большему замедлению!
- Ежедневно необходимо делать упражнения на движение. Можно использовать игры со сменой скорости движений: 1) ходьба – бег – ходьба медленная; 2) хлопки ладонями медленно – быстро – медленно и т.п. Проводить эти занятия можно в любое время дня, главное, чтобы они были систематичными и интересными, в форме веселой игры.
Рекомендации родителям леворуких детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению
Что делать родителям, какую избрать тактику поведения, как помочь леворукому ребенку?
- Первое условие – леворукий ребенок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости.
- Второе условие – не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребенок должен быть уверен, что нет нечего непоправимого, что все трудности преходящи, и с вашей помощью он с ними справится. Однако постарайтесь понять их истинные причины, ведь они могут быть разнообразны. Если не дается письмо, если они корявы, разновелики, если неуверен штрих и дрожит рука – нужны занятия по развитию моторики и зрительно-моторных координации. Эти занятия должны быть ежедневными, но продолжительность – 15-20 минут. Хороши при этом лепка и рисование, вышивание, вязание, плетение макраме и прочее действия, развивающие координацию движений пальцев, кисти.
- Третье условие – рациональный режим дня, ведь леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребенка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления.
- Четвертое условие – приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если ребенок сам садиться за уроки и просит вас о помощи, если он в ней нуждается. В отличие от уроков (домашних заданий), на тренирующих занятиях следует работать вместе с ребенком. Готовить уроки в один присест не стоит, гораздо эффективнее такой режим (примерно): через каждые 15-20 минут работы 10-15-минутный отдых, который ребенок может использовать по своему усмотрению.
- Ребенок должен иметь право на ошибку, но при этом быть уверенным, что ошибки не караются, а исправляются. Есть очень важное правило воспитания – хвалить и порицать следует не ребенка, а его поступок. Этим правилом не стоит пренебрегать.
- Типичные нарушения поведения леворукого ребенка – чрезмерное двигательное беспокойство, неусидчивость, невнимательность, повышенная возбудимость, раздражительность. Поэтому, необходимо создать условия для расслабления ребенка, снятия напряжения.
Список литературы
1.Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008.
2.Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. – М., 1959.
3.Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.,1972.
4.Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. – СПб.: Питер, 2008.
5Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа умножения. - СПб.: Питер, 2008.
6.Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010.
7.Соболева А.Е. Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога. – СПб.: Питер, 2009.
8.Т.Ю.Баракова. Работа с родителями //Начальная школа, -№5 -1994-с.69-71
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
Рабочая программа кружка
«Секреты бумажного творчества»
реализуется во 2-3 классах,
Программу составила учитель
Егорова Екатерина Юрьевна
Смоленск
- Пояснительная записка
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. Конструируя ту или иную фигуру из бумаги, ребёнку необходимо соотносить наглядные символы (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и переводить их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Программа кружка «Секреты бумажного творчества» направлена на развитие художественного творчества по созданию изделий из бумаги и картона. Курс занятий программы дает детям возможность интересно и содержательно провести время досуга за любимым делом, узнать секреты мастерства и открыть дверь в мир творчества. Курс занятий направлен на развитие у детей навыков ручного труда. Дети получат необходимые сведения по обработке бумаги и картона, о технологических операциях и способах выполнения самых разнообразных изделий. Дети научатся выполнять собственные композиции, самостоятельно изготовлять игрушки, сувениры, украшения; познакомятся с различными методиками выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация, квиллинг, торцевание)
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой.
Задачи программы:
Обучающие:
- Научить детей владеть различными техниками работы с бумагой, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- Научить детей элементарным трудовым навыкам, при работе с бумагой и картоном, учить проявлению творческой самостоятельности;
- Развивать художественный вкус и ориентировать на качестве изделий.
Развивающие:
- Развивать умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции;
- Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, прививать художественный вкус;
- Развивать положительные эмоции и волевые качества;
- Развивать моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к работе с бумагой;
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Направленность данной дополнительной образовательной программы:
художественно-эстетическая.
Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;
- овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой.;
- знакомятся со свойствами бумаги;
- учатся преимущественно конструкторской деятельности;
- знакомятся с природой и использованием ее богатства человеком.
Сроки реализации программы
Срок реализации программы кружка: 1 год.
Режим и форма проведения занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз.
Форма проведения: комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность).
Методы, используемые на занятиях:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Формы и виды контроля
Формами контроля (сформированность представлений о различных способах работы с бумагой) являются творческие отчёты, изобразительные работы, выставки, составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся может быть в классе, в школе, в библиотеке.
Выставки могут быть:
однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Планируемые результаты освоения программы «Секреты бумажного творчества»:
В результате изучения данной программы, обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- формирование умения отзывчиво относиться к ученикам, проявлять готовность оказать им посильную помощь;
- формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат;
- бережному отношению к труду.
Метапредметные результаты:
Регулятивные БУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;
- учиться корректировать, вносить изменения в работу;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные БУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;
- выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.
Коммуникативные БУД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения и реализовывать их в творческих коллективных работах.
Предметные результаты:
- знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные геометрические понятия и базовые формы «оригами», а также основные формы в технике «квиллинг».
- уметь узнавать и называть, в какой технике (оригами, квиллинг, торцевание) выполнена работа;
- уметь соблюдать правила техники безопасности;
- иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;
- уметь с помощью учителя читать схемы, простейшие чертежи;
- уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках.
- УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 |
1 | Техника безопасности | 1 |
2 | Разнообразие видов бумаги Свойства бумаги | 2 |
3 | Секреты бумажного творчества | 9 |
4 | Аппликация и моделирование | 14 |
5 | Работа с бумагой и картоном | 8 |
Итого за год | 34 |
- Содержание программы
34 часа
1. Техника безопасности (1 час)
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Из истории происхождения ножниц. Беседа.
2. Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги (2 часа)
Виды бумаги и картона.
Рассказ «Из истории бумаги»
Изучение свойств бумаги и картона
3. Секреты бумажного творчества (9 часов)
Обрывная аппликация. Скручивание в жгут. Аппликации. Скатывание в комок. Мозаика. Моделирование из полос. Мозаика из объёмных деталей (оригами), коллективная работа. Соединение различных техник в одной работе.
4. Аппликация и моделирование (14 часов)
Аппликация из цветной бумаги. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Аппликация из деталей квиллинга. Коллективная работа. Моделирование из картона. Рамочка. Моделирование из гофрированной бумаги. Объемная аппликация. Открытки к праздникам. Цветы из бумаги. Составление букетов и цветочных композиций.
5. Работа с бумагой и картоном (8 часов)
Симметричное вырезание. Игрушки из картона с подвижными деталями. Простое торцевание на бумажной основе. Коллективная работа.
- Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Наименование темы занятия | Основные элементы содержания занятия | Основные виды учебной деятельности учащихся | Оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Техника безопасности. 1 час | ||||
1 | Техника безопасности. | Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Из истории происхождения ножниц. | Знакомство с историей возникновения бумаги, видами, с необходимыми материалами и инструментами, а также особенностями работы с ними. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. | Презентация |
Раздел 2. Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги. 2 часа | ||||
2 | Виды бумаги, её разнообразие | Виды бумаги и картона. Рассказ «Из истории бумаги» Изучение свойств бумаги и картона | Создание коллекции «Бумага и картон» и оформление ее в творческой форме. | Видеофильм «Материал — бумага» |
3 | Волшебные свойства бумаги | Практическим путем знакомство со свойствами бумаги. | Инструменты для опыта | |
Раздел 3. Секреты бумажного творчества. 9 часов | ||||
4 | Обрывная аппликация. Фрукты | Работа с бумагой в технике «Обрывная аппликация» | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Цветная бумага |
5 | Скручивание в жгут. Аппликация из гофрированной бумаги | Работа с бумагой в технике «Скручивание в жгут». Аппликация из гофрированной бумаги | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Бумага, клей, ножницы |
6 | Мозаика из газетных комков. Овечка | Работа с бумагой в технике «Скатывание в комок». Мозаика. | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Газеты |
7 | Моделирование из полос. Цветы | Работа с бумагой в технике «Моделирование из полос» | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Цветная бумага |
8 | Конструирование из бумаги (оригами) Лягушонок | Термины, принятые в оригами. Приемы складывания. Условные обозначения, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги | Практическая работа. Работа с бумагой в технике оригами. Декоративное оформление изделия | Цветная бумага |
9 | Мозаика из деталей оригами. Морские жители. | Моделирование путём прямого повторения за педагогом - его рассказом и показом - необходимых действий | Практическая работа. Коллективная работа. Декоративное оформление изделия | Бумага, клей, ножницы |
10 | Конструирование из фольги. Насекомые | Работа с бумагой в технике «Конструирование из фольги» | Практическая работа. Работа с фольгой, бумагой и ножницами. | Фольга |
11 | Коллективная работа. Мир природы | Соединение различных техник в одной работе. | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Бумага, клей, ножницы, ватман |
12 | Оформление выставки «Игрушки-сувениры из бумаги» | Творческие работы детей по желанию. Выставка лучших работ | Оформление выставки «Игрушки-сувениры из бумаги» | |
Раздел 4. Аппликация и моделирование. 14 часов | ||||
13 | Аппликация из геометрических фигур (метод обрывная аппликация) Кораблик | Работа с бумагой в технике «Обрывная аппликация». Аппликация из геометрических фигур | Практическая работа. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги | Цветная бумага |
14 | Аппликация из бумаги. Зайчик | Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур» | Практическая работа. Аппликация по образцу | Альбом, цветная бумага |
15 | Аппликация из кругов. Слон | Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур» | Практическая работа. Аппликация по образцу | Цветная бумага |
16 | Аппликация из бумаги. Весёлые гусеницы | Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур» | Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия | Цветная бумага, картон |
17 | Аппликация из квадратов. Космонавт | Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур» | Практическая работа. Аппликация по образцу. Работа по трафарету, способы скрепления деталей | Цветная бумага, картон |
18 | Аппликация из треугольников. Кошка | Работа с бумагой в технике «Аппликация из геометрических фигур» | Практическая работа. Аппликация по образцу | Бумага, клей, ножницы |
19 | Аппликация из деталей квиллинга. Изготовление простейших цветов в технике квиллинг | Знакомство с техникой квиллинг. Основные формы. Работа с бумагой в технике «Аппликация из деталей квиллинга» | Практическая работа. Изготовление простейших цветов в технике квиллинг | Бумага, клей, ножницы |
20 | Аппликация из деталей квиллинга. Коллективная работа «Мир похож на цветной луг» | Работа с бумагой в технике «Аппликация из деталей квиллинга» | Практическая работа. Коллективная работа «Мир похож на цветной луг» | Бумага, клей, ножницы, ватман, детали |
21 | Моделирование из картона. Рамочка для фотографии | Работа с бумагой и картоном в технике «Моделирование из картона» | Практическая работа. Осваивать приёмы работы с картоном, подбирать материал для выполнения изделия. Рамочка для фотографии | Картон, рамка, картон |
22 | Моделирование из гофрированной бумаги. Жар-птица | Знакомство с техникой «Моделирование из гофрированной бумаги» | Практическая работа. Аппликация из гофрированной бумаги по образцу | Цветная гофрированная бумага |
23 | Моделирование из гофрированной бумаги. Цветы. | Знакомство с техникой «Моделирование из гофрированной бумаги» | Практическая работа. Аппликация из гофрированной бумаги по образцу | Цветная гофрированная бумага |
24 | Объемная аппликация. Открытки к праздникам. | Знакомство с техникой «Объемная аппликация» | Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия | Бумага, клей, ножницы, ватман, детали |
25 | Объемная аппликация. Открытки к праздникам. | Составление композиций из моделей оригами на основе базовых форм. | Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия | Цветная бумага, картон, клей, ножницы |
26 | Объемная аппликация. Цветы из бумаги. Составление букетов и цветочных композиций | Составление композиций из моделей оригами на основе базовых форм. | Практическая работа. Аппликация по образцу. Декоративное оформление изделия | Цветная бумага, картон, клей, ножницы |
Раздел 5. Работа с бумагой и картоном. 8 часов | ||||
27 | Симметричное вырезание. Матрёшки | Знакомство с техникой «Симметричное вырезание» | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Картон, цветная бумага |
28 | Работа с бумагой и картоном. Веночек для мамы | Работа с бумагой и картоном. | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Картон, цветная бумага, клей |
29 | Игрушки из картона с подвижными деталями. Клоун | Знакомство с техникой «Игрушки из картона с подвижными деталями» | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Картон, проволока, ножницы, карандаши |
30 | Торцевание (вид мозаики) | Знакомство с техникой «Торцевание» | Осваивать способы работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания | Цветная гофрированная бумага |
31 | Простое торцевание на бумажной основе. Птицы | Знакомство с техникой «Торцевание» | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Салфетки цветные, клей |
32 | Простое торцевание на бумажной основе. Коллективная работа. Весна | Знакомство с техникой «Торцевание» | Практическая работа. Коллективная работа. Декоративное оформление изделия | Ватман, клей, ножницы, цветная бумага |
33 | Изготовление поделок собственного замысла | Изготовление поделок собственного замысла с помощью разных техник | Практическая работа. Декоративное оформление изделия | Ватман, клей, ножницы, цветная бумага |
34 | Оформление выставки «Игрушки-сувениры из бумаги» | Творческие работы детей по желанию. Выставка лучших работ | Оформление выставки «Игрушки-сувениры из бумаги» |
Список использованной литературы
1. А. И. Быстрицкая. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс, 2013.
2. В.В. Выгонов Оригами. М. 2003,
3. Л. П. Васильева – Гангус .Уроки занимательного труда.М. 1979.
4. Д.И. Долженко. 100 оригами. Ярославль.2004.
5. Джейн Дженкинс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек. Мой мир. 2008.
6. С. В. Соколова . Праздник оригами. Открытки, письма, сувениры. – М. 2007.
7. Журнал. Мое любимое хобби. Мастерим с детьми. 2013.
Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. Ниола – Пресс. 2006.
8. Д.Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги. Мир книги. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Айрис фолдинг – новая страница азбуки бумажного творчества
Cтатья " Айрис фолдинг - новая страница азбуки бумажного творчества" была написана мной для журналала «Дополнительное образование детей в Хабаровском крае»....
Дополнительные общебразовательные программы по бумажному творчеству на 2014-15 учеб. год.
Представлены программы ознакомительного и базового уровня по обучению детей 1-9 классов бумажным техникам оригами, квиллинг, вырезание, декупаж и др....
Дополнительные общеобразовательные программы по бумажному творчеству на 2013-14 учеб. год.
Программы по обучению детей квиллингу, оригами, декупажу и другим видам бумажного творчества....
Положения о выставке-конкурсе "Мир бумажного творчества"
Выставка-конкурс ежегодная и проводится в выставочном зале ГБОУ ЗДТДиМ....
Итоговый тест по программе "Бумажное творчество"
Итоговый тест по программе "Бумажное творчество"...
Мастер-класс "Открытка на праздник" из курса по ДПИ и бумажному творчеству "Праздничная карусель" на дидактическом интернет-сайте "Страна Мастеров"
Методическая разработка занятия по изобразительному искусству на тему: открыка на праздник "День защитника Отечества", может быть полезна для учителей нач...
"Бумажное творчество"
Доклад из опыта работы с детьми с ОВЗ....