Открытый урок "Храм"
методическая разработка (6 класс)

Пономарева Елена Александровна

Открытый урок "Храм. Внешнее устройство храм". Рассчитан на 20 минут. Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_hram.docx21.97 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_hram.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Православный  храм. Внешнее  устройство храма.

Цель: Дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

       -Познакомить с понятием «Православный храм» и его назначением, формировать представление о его ценности, как святыни для православных людей.

       -Развивать интерес к знаниям о храмах, обогащать историко-культурный словарь учащихся.

       -Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Наглядность:

Презентация «Православные храмы; материалы для изготовления  кирпичей для храма, рабочий лист, голуби, ватман, купол, рисунки на тему «Храм».

1.Организационный момент.

Звучит колокольный звон.

Слово учителя:Какую силу несет колокольный звон. Правильно . Люди перестают болеть, если слышат колокольный звон.  Специально селятся рядом, потому что колокольный звон-это как короткая молитва. Слайд 1

Ребята,  где можно услышать колокольный звон.Как вы думаете, какая тема у нашего урока сегодня?

Отвечают

Ребята,тема нашего сегодняшнего урока.«Храм. Внешняя часть храма.»

Дети читают стихи.

Слайд 2, переворачиваются рисунки на доске.

II. Изучение нового материала.  Ребята, а кто из вас уже был в храме. ? Какие чувства вы при этом испытали?

Слово учителя: Православный храм- это также памятник христианской архитектуры. Он является хранителем исторической памяти. Христианские храмы рассказывают нам о событиях Священной истории, о том, чем жили и до сих пор живут христиане в глубине своего сердца: во что верят, на что надеются и что любят больше всего в жизни.Слайд 3

Слово учителя: Для вас я подготовила рабочий лист. Пройдем по маршруту и ответим вместе на вопросы, указанные в рабочем листе.

Что такое храм?

Храм-очень сложное строение, и внутри очень сложно устроен .  Поэтому на сегодняшнем занятии мы будем рассматривать только внешнюю часть.

Слайд 4- рассмотрим внешнюю часть  храма.

Отметим в рабочих листах строение храма.

Мы побываем  в городах Истории и Архитектуры. А вы будете нашими проводниками-экскурсоводами: экскурсоводами-историками и экскурсоводами-архитекторами.

И отправляясь в путешествие по храмам, мы обобщим, расширим представление о православном храме.Давайте посмотрим на карту нашей необъятной Родины /Слайд 5/ .Огромное разнообразие храмов находятся в нашей необъятной России. Сегодня мы остановимся на некоторых из них. Храм Христа Спасителя. Храм Ал. Невского../Показ слайдов . Давай рассмотрим их.

Храм Христа Спасителя сегодня — это Кафедральный собор и по сути главный храм России. Храм Христа Спасителя — храм-памятник, его возвели в честь победы и в память о павших в войне 1812 года. По традиции такие обетные храмы строились в честь церковных праздников или в честь святого. Но этот храм воздвигли во имя самого Спасителя.

. Храм А.Невскому Во второй половине XIX века в Екатеринодаре (ранее так назывался Краснодар) возвели церковь посвященную благоверному князю Александру Невскому. Считалось, что он, как воин и защитник Отечества, покровительствует казачеству в несении службы. Это был красивый белокаменный собор, выполненный в византийском стиле с пятью куполами. Главным украшением внутреннего убранства служил фарфоровый иконостас с позолоченной лепниной. Здесь происходили важные события – его посещали Российские императоры – Александр III и Николай II.

Ребята, мы совершим с вами экскурсию в Апшеронск и давайте посмотрим и вспомним некоторые храмы города./слайд 10-12

Слово учителя: Для вас я подготовила рабочий лист. Пройдем по маршруту и ответим вместе на вопросы, указанные в рабочем листе.

Из каких частей состоит храм?

Какие храмы вы знаете?

Отвечают.

Какие чувства у вас появляются при соприкосновении с храмом?

В рабочем листе у вас находится стихотворение. Сложите из частей и прочитайте его мне.

Отвечают.

Слово учителя: Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.   Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.Храм всегда строился на горе или высоком месте, чтобы его видели все жители. Храм-высокое и светлое здание. Фундамент всегда был чистый и светлый.

3. Закрепление  изученного материала.

Сегодня нам предстоит сделать проект. Проект «Наш храм». Храм-дом Божий. И по кирпичикам в группах нам предстоит воспроизвести его.

Групповая работа по созданию храма. Перед вами лист бумаги, заготовки, маркеры, с помощью которых вам нужно построить храм по кирпичам. На кирпичиках  следует указать  и выбрать слова, написанные на листах, которые сопричастны с храмом. Из этих кирпичей будет состоять наш храм. Клеим эти кирпичи на доску. Удачи!

Колокольный звон.

-Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Оживим наш храм. Ребята, с чем у вас ассоциируется голубь. ? Символом чего является? Давайте вместе прикрепим голубей к д доске.

4.Повторение изученного материала

-Зачем же люди строят храмы и ходят в них?

- Где можно молиться Богу? Только в храме?

- Тогда зачем же молиться в храме?

5.Подведение итогов урока.

Ребята! Сегодня вы многое узнали о строении православного храма и его внешних особенностях. Я предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. Откройте рабочий лист на последнем задании. Здесь вы видите дорогу к храму. Разместите солнышко на дорожке, соответствующей полученным вами знаниям.

6. Домашнее задание

Для домашнего задания я предлагаю вам подготовить сообщение о любом храме нашего города или нарисовать его.

Благодарю вас за работу и желаю, чтобы вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего плохого и умножая добро и любовь вокруг себя. Как оценки вашей деятельности я подарю вам календари.(слайд 15)

Сумерки, тени, лампады мерцание,

Запах горящих свечей,

Лики святые ласкает сияние

Их быстрокрылых лучей.

Слово молитвы, церковное пение,

Дым в алтаре голубой.

В сердце смущение. в сердце волнение,

Очи покрыты слезой.

В храме я вижу молитву народную;

Крепнет здесь вера моя.

Жизни осмысленной цель благородную

Здесь обретаю вновь я.  



Предварительный просмотр:

Самоанализ занятия по предмету «Основы православной культуры»,

Тема: «Храм. Внешняя часть.»

Учитель: Пономарева Е.А

1. Место данного урока в теме:

урок проводится согласно тематическому планированию.

Связан с предыдушими темами, так как тема молитва была изучена ранее. Тема работает на следующие уроки таким образом, что при изучении последующих тем, например «Икона», учащиеся уже овладели понятиями икона и иконостас.

Тип: урок изучения нового материала.

Урок проводился с учащимися в количестве  человек.

2. При подготовке к уроку учитывались возрастные особенности учащихся. В соответствием с этим материал подобран легкий для понимания учащихся.

3. В ходе урока решались следующие цели и задачи:

Задачи урока:

-приобщение обучающихся к вечным ценностям через развитие интереса к духовно-историческому и культурному наследию своего народа;

-создание условий для воспитания милосердия и развития толерантности у детей.

Цели урока:

- дать понятие о храме, назначении, внешнем виде  православного храма;

- создать проект «Храм».

         При изложении нового материала использовались следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный

(рассказ,демонстрация презентации и видеоролика);

б) репродуктивный (воспроизведение действий по применению знаний

на практике);

д) исследовательский метод (дается познавательная задача, которую обучающиеся решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Технологии:

- информационно-коммуникативные;

- здоровьесберегающие (создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроке).

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, коллективная, работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа с рабочей тетрадью.

    На  уроке использовались  наглядность и оборудование:

-карточки со словами;

-рабочая тетрадь с заданиями;

- аудиозапись;

- презентация.

4. Структура урока: а) актуализация знаний; б) изучение нового материала; в) закрепление изученного, г) рефлексия.

            

5. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение.

Урок проходил в незнакомом мне классе, поэтому не смогла реализовать учет обученности, интересов и склонностей детей. Однако, зная психологические особенности учащихся данной возрастной группы, старалась создать определенное мотивационное поле, применяя нестандартные методы и приемы обучения, а на этапе введения в тему использовала некий эмоциональный настрой на восприятие нового материала.

Вводная беседа создавала благоприятный психологический настрой на урок, способствовала снятию напряжения.

На  уроке  по теме «Храм» шел разговор о ценности храма как святыни для православных людей, о его строении и назначении. Разбирались  понятия: «храм», «купол »,

Демонстрация слайдов презентации и видеоролик способствовали наиболее яркому восприятию информации. Каждый слайд презентации служил для достижения целей урока.

Уровень познавательной активности учащихся оценивается как хороший. Этот урок послужил толчком, опорой не только для дальнейшей познавательной деятельности обучающихся, но и являлся воспитывающим стимулом доброты, света, радости.

6. В процессе всего урока стремилась активизировать деятельность учащихся, тем самым способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, помочь им раскрыть для себя личностный смысл изучаемого материала через индивидуальную, фронтальную, парную и групповую формы деятельности.

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны.Ребята показали уровень усвоения материала, были активны, внимательны, работоспособны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изучаемый материал последовательно, логично. Выполняли задания с удовольствием.

По ходу урока делалась качественная оценка деятельности учащихся.

7. Я считаю, что данный урок цели достиг. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся, присутствующих на уроке. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

8. Показателем эффективности усвоения  знаний, по моему мнению, явились активная познавательная  и творческая  деятельность учащихся в течение всего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....